Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система образования в России



Педагогическое образование начинается на 4 ступени.

В педагогическом колледже можно выучиться на преподавателя начальных классов. Образование преподавателя должно быть не ниже, чем получаемое в учебном заведении, в котором он собирается преподавать.

Ведущие педагогические ВУЗы Москвы: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский педагогический университет (МПУ).

Аспирантура, Докторантура по педагогическим специальностям…


93. Социализация, воспитание, образование - соотношение категорий.

Реан Педагогика

В период становления педагогикикак науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Вторая категория — «обучение» понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;



3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада­ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Третья категория педагогики — «образование» понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным со­циальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали­зация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (проф­техучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объедине­ния. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социали­зация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только пра­вила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и вос­питания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зре­ния учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытыва­емый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.



Таким образом:

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Образование – процесс обучения и воспитания человека и его результат.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Показывает этот процесс с точки зрения учащегося.

 


94. Психодиагностика: понятие, особенности применения в педагогической деятельности.

Давыдов. Российская педагогическая энциклопедия

Психологическая диагностика -область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиологических различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внешних и внутренних факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).

Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. д. призвана решать 4 главные задачи:

1. изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов;

2. выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности;

3. выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиологических особенностей учащихся с целью профориентации;

4. предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. мероприятий, напр. при введении новых приёмов и методов учебно-воспитательной работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. учителей и пр.

Методики:

1. Тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. При благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться.

2. Опросники. Анкеты более всего обращены к получению фактич. информации о респондентах. В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. (Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ, аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности).

3. Проективные методы. Имеютцелью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п. (набор чернильных пятен Роршаха)

4. Психофизиологические методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.

5. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. логич. отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции


95. Образование как социальный институт.

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов.

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация

обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с этими социализирующими индивидов агентами, действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация носит по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации — передача культуры и развитие личности.

Функции образования: передача (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекцию), дифференциация членов общества ( за счет чего обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры об-ва), индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.

Система образования как институт включает компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения; сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

 


96. Динамика профессиональных и образовательных ориентации учащейся молодежи.

http://regionsar.ru/node/568 Нужно подумать, как сравнить с СССР, например.

Поголовная ориентация на получение высшего образования. Престижным и необходимым считается поступить в ВУЗ. Востребованность региональных вузов, особенно государственных. Меньшая популярность – тех, которые обучают исключительно на платной основе. Независимо от уровня доходов семей опрошенных, большинство из них ориентируется в основном на возможность обучения за счет бюджетного места, а обучение за плату рассматривают как «запасной» вариант.

Кроме устойчивой ориентации выпускников на получение высшего образования, существует более низкий престиж учебных заведений, обучающих рабочим профессиям.

В содержании социального престижа профессий выделяют несколько основных аспектов, составляющих ядро системы детерминации профессиональных ориентаций. Из них в качестве наиболее важных выделяются содержательность и творческие возможности профессии; социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т. д.); ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии.

Ценностные представления об образовании классифицируются в зависимости от выполняемых им функций. Образование выступает легитимным способом достижения множества целей. В структуре терминальных ценностей образование является ценностью само по себе и связано с получением знаний, удовлетворением когнитивных потребностей, духовным самосовершенствованием и т. д. Образование рассматривается и как процесс деятельности. Обучение в конкретном учебном заведении может привлекать качеством образования, средой, в которой проходит учеба.

Рост количества образовательных программ второго высшего и численности обучающихся позволил говорить о «буме второго высшего образования». Молодежь считает, что получение двух высших образований обеспечит наилучшие возможности в жизни.

Спектр привлекательных для выпускников профессий соответствует устоявшимся в последние годы профессиональным предпочтениям молодежи. Лидируют профессии гуманитарного профиля, из которых наиболее предпочтительными стали юридические и экономические специальности. Многие перечисляют в качестве привлекательных сразу несколько профессий совершенно из разных областей деятельности (например, модельер, менеджер, экономист, юрист или инженер, адвокат, программист). Это свидетельствует о неустойчивости и несформированности профессиональных ориентаций.

Привлекательность выбираемой профессии для многих определяется ее соответствием способностям, интересам, чертам характера. Другими определяющими привлекательность профессии факторами являются направленность труда (работа с техникой, информацией, людьми и т. д.) оплата труда и престижность профессии.

Анализ информационной базы, формирующей представления о мире профессий, показывает ведущую роль семьи, близкого окружения и визуальных средств массовой информации. Институт образования в этом процессе играет второстепенную роль.

Главной целью, что естественно, является получение профессии. Данные исследования подтверждают прагматизм целей учащейся молодежи. Многие хотят получить профессиональное образование ради хорошей зарплаты и престижной работы, т. е. доход и престиж являются главными мотивами в получении профессионального образования. В меньшей степени респонденты ставят своей целью реализацию своих способностей, хотя и исходят при выборе профессии из соображений соответствия ее своим способностям, склонностям и т. д., и меньше всего они ставят перед собой цель стать культурным человеком, что свидетельствует о низкой ценности культуры в сознании молодежи.

Анализ представлений выпускников о престижных и доходных сферах деятельности показал, что юридическую деятельность в качестве престижной респонденты отмечали чаще всего. В десятку наиболее упоминаемых сфер деятельности входят, как правило, непроизводственные (исключение составляют строительство и архитектура), связанные с управлением, экономикой, а также сферы, предполагающие творческие профессии. Рабочие и сельскохозяйственные профессии заняли последние места по числу респондентов, считающих их престижными.

Престижность профессии, по мнению выпускников, определяется в основном способностью приносить высокий доход. Однако, согласно полученным данным, указанные в качестве престижных профессии не оказываются самыми доходными. Доходность профессии в структуре представлений о ее социальном престиже играет далеко не главную роль.

Обобщая полученные данные относительно профессиональных и образовательных ориентаций выпускников одиннадцатых классов, можно сделать вывод о характере их социальных ориентаций. Большинство учащихся ориентировано на повышение социального статуса и пополнение тех социально-профессиональных слоев общества, статус которых характеризуется высоким уровнем образования, престижа и дохода, умственным характером трудовой деятельности. Большинство учащихся выбирает профессии, статус которых выше статуса профессий их родителей: большинство учащихся из семей, в которых родители являются рядовыми работниками. Необходимо отметить, что не всегда подобные ориентации соответствуют уровню ресурсной обеспеченности семьи (материальный, культурный, образовательный, социальный капитал), что в итоге может привести к проблемам с успешной профессиональной самореализацией.

 


97. Лекция как организационная форма обучения в высшей школе.

Соломатина Слайды.

Лекция(лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. (Википедия)

Основные функции лекции:

¢ Информирующая(излагает необходимые сведения)

¢ Стимулирующая(пробуждает интерес к теме)

¢ Воспитывающая и развивающая(дает оценку явлениям, развивает мышление)

[Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. 1999]

Иногда выделяют такие функции:

ориентирующая (в проблеме, в литературе),

разъясняющая (направленная, прежде всего на формирование основных понятий науки),

убеждающая (с акцентом на системе доказательств)

[Бадмаев Б.Ц. — 1999]

Литература, используемая при подготовке лекций по социологии

¢ научная (книжная продукция или периодические издания);

¢ учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);

¢ методическая (общая и частная методика, соответствующие планы и программы);

¢ справочная (словари, справочники, энциклопедии);

¢ художественная;

¢ общая периодика (газеты и журналы).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!