Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко



А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Основной принцип воспитания – воспитание в коллективе и через коллектив.

Закон параллельного действия. Через воспитательное воздействие на одного ребёнка происходит воздействие на весь коллектив.

 


82. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся.

Елсуков + слайды

Сессия - это тот период обучения в вузе, когда его акцент смещается с процесса трансляции знаний на контроль по их усвоению.

Функции контроля знаний студентов:

¢ Обучающая

¢ Развивающая

¢ Закрепляющая

¢ Установление уровня знаний студента

¢ Воспитательная

Основные требования, которым должен удовлетворять контроль знаний:

¢ планомерность - соответствие учебным планам специальности;

¢ систематичность означает неотъемлемую составную часть всего учебного процесса на протяжении всего времени обучения;

¢ объективность - наличие научно обоснованных критериев деятельности студентов, преодоление субъективных установок преподавателя и установления общих принципов контрольного действия;



¢ экономность - оптимизация учебного времени, обеспечивающая объективный анализ работы и обстоятельную оценку в сравнительно небольшой срок;

¢ простота контроля - использование таких средств, которые были бы доступны и понятны как педагогу, так и студентам;

¢ обозримость контроля знаний - наглядность и гласность его результатов.

Виды контроля знаний:

¢ Предварительный контроль (диагностика исходного уровня знаний студентов)

¢ Текущий контроль знаний (для выявления степени восприятия (усвоения) учебного материала)

¢ Рубежный (тематический) контроль (призван установить уровень изучения отдельных разделов и изучаемого курса)

¢ Итоговый контроль (испытание студентов с целью оценки их знаний и навыков практической работы в соответствии с моделью специалиста). К итоговому контролю относятся семестровые, курсовые и государственные экзамены, а также предэкзаменационные зачеты.

ЗАЧЕТ ЭКЗАМЕН РЕЙТИНГ ТЕСТ (подробнее в других вопросах)

Рейтинг - (от англ. Rating - оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале.

Суть рейтинга - выведение итоговых экзаменационных оценок студентам за семестр по результатам текущей успеваемости. За выполнение разнообразных творческих заданий студенты получают определенные баллы по шкале, разработанной преподавателем.

Условия шкалирования:

¢ Шкала должна создаваться с учетом возрастных особенностей студентов.

¢ Соответствовать уровню подготовки аудитории.

¢ Быть достаточно гибкой и личностно ориентированной, позволяющей учитывать индивидуальные особенности студентов.

¢ При пользовании ею ни в коем случае не должен нарушаться принцип "50/50" - устных и письменных видов работы должно быть поровну.



На зачете итоговые баллы проставляются в ведомость в следующей форме:

¢ 50 баллов и ниже - "неудовлетворительно";

¢ 51-69 баллов - "удовлетворительно";

¢ 70-85 баллов - "хорошо";

¢ 86-100 баллов - "отлично".

 


83. Методика проведения экзамена и зачета.

Соломатина. Слайды

Зачеты - вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентом. Завершаются записью в ведомости и в зачетной книжке студента, удостоверяющей выполнение определенной работы или овладение тем или иным разделом курса. (Педагогический словарь. Т.1. – М., 1960).

Общие признаки зачетной формы проверки знания:

¢ зачеты проводятся преимущественно для оценки знаний студентов по каким-либо крупным разделам теоретических курсов или же по предметам, в которых преобладает практическое знание, формируются определенные профессиональные навыки и умения;

¢ зачеты служат для проверки и принятия курсовых работ (проектов) и различного рода практик;

¢ зачетная оценка является, как правило, недифференцированной
(за исключением тех случаев, по которым принимается специальное решение советом факультета или вуза);

¢ зачеты обычно имеют индивидуальный характер и проводятся как в устной, так и в письменной форме;

¢ зачеты могут проводиться либо одновременно со всей группой по расписанию, либо в течение некоторого периода времени путем организации нескольких коллоквиумов, цикла письменных работ, рейтинговой формы контроля знаний.

Функции зачета:

¢ обучающая,

¢ воспитательная,

¢ организующая,

¢ систематизирующая,

¢ развивающая,

¢ методическая.

Варианты организации опроса на зачете:

¢ устный и письменный;

¢ индивидуальный и коллективный;

¢ одноразовый и многоразовый;

¢ имеющий теоретический и практический характер;

¢ реальный опрос или автоматический зачет.

Методические требования к организации зачета по социологии:

¢ В аудитории находится либо несколько студентов, либо группа в полном составе.

¢ Имеется перечень вопросов к зачету, утвержденный зав. кафедрой.

¢ Если в течение семестра студент справился со всеми видами работ, то ему зачет может быть поставлен автоматически.

¢ Зачет по социологическим дисциплинам оценивает не столько способности студента к запоминанию изучаемого материала, сколько умение критически осмыслить полученную информацию и самостоятельно применить ее к тем или иным практическим ситуациям.

¢ В ходе зачета преподаватель не только заслушивает ответ и определяет его качество, но должен и аргументировать незнание студента.

Экзамен - вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают теоретические знания. (Может быть, так. Точного определения не нашла, пошла от обратного)

Основная цель экзаменов - установление действительного знания студентов в соответствии с программой изучаемого курса, государственным стандартом и соответствующей профессиограммой.

Экзамен. Методические требования к проведению:

¢ Вопросы к экзамену составляются преподавателем, ведущим дисциплину, обсуждаются на кафедре и утверждаются заведующим кафедрой. Студенты получают вопросы в виде списка, но не в виде билетов.

¢ Каждый билет заверяется преподавателем или заведующим кафедрой и заверяется печатью факультета. Билеты хранятся на кафедре и используются во время сессии или пересдач студентами задолженностей.

¢ Во время экзамена в аудитории допускается не более 4 студентов.

¢ На итоговом междисциплинарном экзамене по социологии перед каждым студентом должна находиться утвержденная программа. Для специалистов в билет возможно включение 3-х вопросов: первые два по общепрофессиональным дисциплинам и 1 по дисциплине специализации.

¢ Итоговая проверка знаний студентов в виде экзамена традиционно связана с четырехбалльной оценкой, т.к. эти оценки идут в приложение к диплому

Традиционная 4-х –балльная оценка знаний студентов на экзамене:

Балл «5» ставится за знания, когда:

а) студент освоил весь объем программного материала;

б) выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные вопросы;

в) свободно применяет полученные знания на практике;

г) не допускает ошибок в воспроизведении изученного.

Балл «4» ставится тогда, когда:

а) студент знает весь изученный материал;

б) отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

в) умеет применять полученные знания на практике;

г) в устных ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя.

Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится за знания, когда:

а) студент усвоил основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя;

б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы.

Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, которые лишь сочетаются с элементами научных понятий.

Балл «2» ставится тогда, когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все, же большая часть материала не усвоена.

 


84. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов.

Елсуков

В комплексе требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке ин­формации, способность к самообразованию и накоплению знаний.

Самостоятельная работа студента — это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и использовании в практических ситуациях.

Основными целями самостоятельной работы студентов являются:

• приобретение новых знаний;

• углубление ранее приобретенных знаний;

• обобщение, систематизация и практическое применение знаний;

• формирование практических умений и навыков;

• самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем;

• развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.

По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельную работу можно подразделить на:

• репродуктивную (усвоение учебного материала);

• продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).

По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным расписанием, проводится под непосредственным руководством преподавателя и включается в лекционные, семинарские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных рода практик и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это различные виды учебной, производственной, научно-исследовательской и самообразовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.

Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:

• выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинар­ским занятиям и контрольным работам;

• прослушивания аудиоматериалов;

• просмотра видеоматериалов;

• работы со справочными изданиями (словарями, справочниками, энциклопедиями);

• чтения и конспектирования основной литературы;

• выполнения индивидуальных домашних заданий;

• выполнения курсовых и дипломных работ;

• подготовки к практике.

Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта обучающегося и включает в себя:

• решение домашних заданий творческого характера;

• выполнение научно-исследовательской работы;

• изучение дополнительной научной, научно-популярной и учеб­ной литературы;

• подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.

По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов она подразделяется на:

• работу под руководством преподавателя, но без его непосредственного вмешательства (например, при проведении контрольных работ);

• работу под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий);

• полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих личных познавательных интересов без какого-либо участия преподавателя).

Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельно­го получения знаний из различных источников (печатное слово, уст­ное слово, в процессе эксперимента и т.д.).

Основными формами самостоятельной работы при изучении социологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовка рефератов, научных работ.

В процессе прослушивания лекции студент может проявлять следующие виды своей самостоятельности:

• относительно полное конспектирование лекции;

• выборочное конспектирование;

• прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов;'

• составление опорной схемы лекции;

• участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер);

• мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могут быть реализованы следующие виды самостоятельной работы:

• подготовка по всем вопросам семинарского занятия;

• подготовка реферата;

• подготовка доклада;

• подготовка к диспуту.

Студенческий реферат - это письменная работа на определенную тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научного труда, на основании изучения произведения классиков науки, документов, специальных исследований, статистических данных, статей и других современных публикаций.

Доклад– устное выступление, подготовленное студентом.

Диспут- публичный спор на научную или общественно важную тему.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предполагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того, что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. Пожалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму, готовиться к устному выступлению на студенческой научной конференции, а при определенных условиях и готовить материал к публикации. Так что подготовка научной работы и участие в научной конференции являются как бы кульминацией осуществления самостоятельной работы.


 

85. Сущность народной педагогики.

Соц. пед.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа, является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Народная педагогика –совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.

Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Народная педагогика, является предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношениях

Ее отличительные черты:

коллективность ее творческих основ, связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения.

Факторы народной педагогики: природа, религия, искусство, игра, обычаи/традиции, быт, труд.

Методы народной педагогики: убеждение, пример, приказ, разъяснение, приручение, упражнение, заклинание, просьба, совет, намек, заповедь, завет, завещание, запрет, угроза, проклятье, различные формы наказания.

Ср-ва воспитания: предания, мифы, легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, песни, колыбельные.

В центре народной пед-ки лежит труд.

 


86. Проблемы социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Ответы предыдущего курса.

Основная миссия детского дома заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. У детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, отсутствует влияние важнейшего социального института - семьи.

Если спроектировать функции семьи(репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичный соц.контроль, моральная, духовная, развитие личности, социально-статусная, досуговая, эмоциональная) на детский дом, то, очевидно, что наряду с общими для всех детских образовательных учреждений функций дет. дом должен выполнять и важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни (т.е. социально-адаптивную функцию).

Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации вос­питанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показате­лей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:

Во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет стро­ить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспек­тиву, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости.

В недалеком прошлом в литературе стыдливо замалчивались проблемы детских домов и школ-интернатов. Предполагалось, что в социалисти­ческом обществе дети-сироты - это нетипично, их количество незначительно и по­стоянно снижается. Лишь в конце 80 гг при Академии пед.наук СССР была создана лаборатория детских домов и школ-интернатов. И только в последние 5-10 лет стали появляться отдельные материалы по проблемам соци­альной адаптации воспитанников интернатных учреждений.

Анализ этих публикаций показывает, что на сегодняшний момент уровень социальной адаптации воспитанников является явно недостаточным.

СМИ сообщают, что "через год после выпуска из детского дома 30% становятся бомжами, 20 % -преступниками, 10 - кончают жизнь самоубийством "(журнал Учитель, 1997, №1). Среди выпускников дет. домов выше % лиц страдающих психическими заболеваниями, среди них чаще регистрируются случаи самоубийства, правонару­шений и преступлений.

Исследования показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обоб­щая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:

Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не сформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников.

Пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников. В основном это задержки психического развития и формирование ряда не­гативных личностных образований. Т.к. на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. Это позволяет выделить в работе по социальной адаптации воспитанников детских домов коррекционно-развивающие функции.

Педагогдолжен делать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно по этому критерию она и должна оцениваться. Важна хорошая методическая подготовка воспитателя (постановка цели, задач, целесообразный отбор методов, форм и средств этой работы, контроль результативности), систематичность занятий.

Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Поэтому педагог должен выразить свою любовь к ребенку через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание.

Учитывая неудовлетворенную потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении со взрослыми, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения.

Возможно использование обучающей психодиагностики, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и групповых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий. В рамках методического объединения необходимо предусмотреть обучение педагогов всему спектру этой деятельности.

 


87. Социальный портрет современного студента.

Елсуков

Разнообразие студенческого контингента. Студенты бюджетной и платной форм обучения, старательные и ленивые, талантливые и посредственные, быстро схватывающие науку и тугодумы, жадно грызущие гранит науки и весьма к нему равнодушные, имеющие надежную социальную опору и лишенные ее, патриоты и космополиты, работающие студенты и праздно шатающиеся и многое, многое другое, что отличает одного студента от другого. Бывает и так, что с некоторыми студентами преподаватель встречается только лишь во время зачетов и экзаменов.

Мне кажется, что нужно подумать и описать студентов разных отделений по этим критериям, например, вечерка-дневное, платники-бюджетники, менеджеры-социологи, активисты-неактивисты и т.п.

Это из ответов предыдущего курса….

По результатам последних исследований, проведенных Центром социологических исследований МГУ, нынешние студенты рациональны, социально пассивны, материально обеспечены и хотят учиться. Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять. К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза.

Что мешает учиться? 1. Обремененность проблемами, 2. Стремление определиться, 3. Поспешность суждений. Группа методов воспитания: 1. Традиционно-принятые (убеждение, поощрение, принуждение, пример); 2. Инновационно-деятельностные (моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность); 3. Неформально-межличностные (осуществляются через авторитетных людей); 4. Тренинго-игровые (групповой опыт); 5. Рефлексивные (индивидуальные переживания, самоанализ).


88. Принципы организации учебных деловых игр.

Ответы предыдущего курса.

Учебная игра -разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Учебные игры объединяют качества и игры, и учебно-методического процесса. Игра – разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Компоненты игры:

- игровые роли и их принятие – ведущий компонент!

- построенные по определенным правилам игровые действия

- моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры)

Разработка процедуры проведения деловой игры - достаточно сложная задача, и ей должно быть уделено серьезное внимание. Должны быть четко определены и формально описаны следующие элементы игры: цели и задачи, роли участников, сюжет и регламент. Важным этапом любой деловой игры является рефлексия - разбор хода игры и подведение итогов. В данном случае рефлексия заключается не только в анализе самого игрового процесса, но и в анализе результатов моделирования исследуемого явления.

Принципы построения учебных игр:

1) Репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации

2) Модульный характер игры: описание ситуации (кейс), примеры, иллюстрации, схемы, вопросы, ответы, методические рекомендации.

Игра обычно имеет несколько модулей: организационный (содержит всю инфу), функциональный (описывается функция или область действия), этапный (характеризует комплекс задач и действий относительно какого-то этапа)

Основные аспекты учебной игры:

1. подготовка игры: соответствие методики целям игры, оптимизировать требования к участникам, обдумать оценочную коммуникацию.

2. формирование игровой группы

3. руководство игрой: индивидуальное, коллективное

4. подведение итогов и оценка результатов: важно закрепить положительные изменения, произошедшие во время игры. Все нужно делать корректно.


89. Методы интерактивного обучения

Соломатина Слайды


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!