Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система семинарских докладов



Соломатина. Слайды.

Общие требования к программе курса (спецкурса):

É Программа должна соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС).

É Программа курса должна соответствовать концепции и учебному плану профессиональной образовательной программы, реализуемой в вузе.

É Программа должна отражать современный уровень развития науки.

É Программа должна оформляться в четком соответствии с установленными в вузе правилами.

Обязательными разделами учебной программы курса (спецкурса) являются:

Ò пояснительная записка;

Ò содержание курса;

Ò тематический план;

Ò учебно-методическое обеспечение курса.

Учебно-методическое обеспечение курса включает:

Ò список источников и литературы;

Ò перечень тем курсовых работ, рефератов, эссе;

Ò тестовую базу для промежуточной аттестации.

Список источников и литературы чаще всего включается в состав программы курса (в случае публикации программы это обязательное условие), но может являться и отдельным элементом УМК. Список - самая «подвижная» часть УМК и подлежит ежегодной корректировке.

Список источников и литературы состоит из следующих разделов:

Ò источники (обязательные, дополнительные);

Ò литература (обязательная и дополнительная);

Ò справочные и информационные издания;

Ò ресурсы Интернета.

 

Программа курса является составной частью Учебно-методического комплекса (УМК).

Учебно-методический комплекс (УМК) –совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины.

Нацелен на решение следующих основных задач:

Ò четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

Ò отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;

Ò последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

Ò рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

Ò распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;



Ò планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

Ò определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, формирование библиографического списка;

Ò разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

В УМК должны быть включены следующие обязательные методические документы:

Ò тематический план курса;

Ò программа курса;

Ò список источников и литературы по курсу;

Ò планы семинарских занятий и методические указания по их выполнению;;

Ò контрольные вопросы по курсу;

Ò контрольные работы, тесты;

Ò список примерных тем рефератов и курсовых работ;

Ò система текущего и итогового контроля знаний студентов.

Для полного методического обеспечения дисциплины в составе УМК должны быть представлены также методические материалы, организующие самостоятельную работу студентов:

Ò методические рекомендации по изучению курса;

Ò рабочая тетрадь студента;

Ò методические указания по выполнению письменных работ (рефератов, докладов, курсовых и т. п. в зависимости от их наличия в учебном плане);

Ò методические указания по подготовке дипломных работ.


71. Самообразование: современные информационные возможности.

Из ответов предыдущего курса

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Концепция непрерывного образования в качестве неотъемлемой компоненты включает самообразование. Именно оно должно заполнить все промежутки жизненного пути человека между ступенями базового и постобразования, а также стать стержнем этих стационарных форм обучения, стабильным занятием человека, повседневным фактором его культурного роста. Развертывание непрерывного, а значит – всеобщего образования и самообразования нуждается в соответствующей организации и инфраструктуре.



Самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности. В системе непрерывного образования самообразование может рассматриваться как связующее звено между фазами стационарного обучения. Оно либо предшествует ему (институт абитуриента), либо следует за ним (повышение квалификации, развитие культурного кругозора).

В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Основная форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета (различные электронные библиотеки, форумы, конференции).

На основе компьютерных технологий стала развиваться новая форма обучения – дистанционное образование. В отличие от ближайшего аналога – заочного образования, оно позволяет более регулярно поддерживать через телекоммуникации интерактивный режим общения с преподавателем («тьютером»), а также через Internet входить в базы данных, пользоваться консультациями специалистов других учебных и научных центров и даже стать участником международных семинаров («телеконференций»).

Таким образом, базой обучения становится не одно, а сеть учебных заведений. Дистанционное образование развивается и как самостоятельное форма и как дополнение к стационарному обучению, существенно расширяет возможности самообразования и развития систем непрерывного образования

Принципиально важно и то, что любая, пусть даже самая разветвленная система форм обучения, не способна полностью удовлетворить все запросы культурно-образовательного развития людей. Конечно, если это развитие понимать не как стандартизацию, учение по шаблонам, а как разнообразие в самореализации творческих потенций человека.

Налаживание механизмов, методов, технологий самообразования, перевод (в оптимальной степени) учебного процесса в самообучающий режим – одна из задач совершенствования всей сферы образования.

Для такого режима необходима более глубокая индивидуализация обучения, а, следовательно, обеспеченность методами его диагностики, проектирования. Эта задача высвечивает значение социокультурной функции учебного процесса, которая укладывается в формулу «учить учиться», она может быть понята и как «всеобщее педагогическое образование».


72. Семинарское занятие по социологической дисциплине. Методика проведения.

Соломатина Слайды

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, осмысления теоретического материала, формирования навыков работы с языковым материалом, программами, методиками, навыками принятия решения

Главная цель семинара - обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов учебной дисциплины, их методологическая и методическая проработка

Функции семинара:

¢ регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы;

¢ закрепление знаний, полученных студентами на лекции и при самостоятельной работе;

¢ расширение круга знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;

¢ проверка правильности ранее полученных знаний, вычленение в них существенного;

¢ формирование навыков самостоятельного мышления, устного выступления;

¢ приучают студентов свободно оперировать терминологией, понятиями и категориями;

¢ предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать самостоятельную работу студентов.

3 типа семинарских занятий:

¢ Просеминар(1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

¢ Собственно семинар(2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу.

¢ Спецсеминар(5-6 курсы). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы

Виды семинарских занятий:

  1. Развернутая беседа;
  2. Система семинарских докладов;
  3. Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада;
  4. Семинар - обсуждение письменных рефератов;
  5. Семинар - круглый стол;
  6. Семинар - диспут;
  7. Семинар пресс-конференция;
  8. Теоретическая конференция;
  9. Комментированное чтение первоисточников/ упражнения на самостоятельность мышления;
  10. Контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;
  11. Проблемный семинар.

Развернутая беседа

Предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы;

выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение;

вступление и заключение преподавателя.

Учебная беседа– управляемый диалог между преподавателем и обучающимися

Подготовка:

— Определение не только общей цели, но и частичных, промежуточных целей беседы:

— Подготовка к возможным вопросам со стороны обучаемого, примерное определение их характера;

— Проработка импульсов, побуждающих к размышлениям, творчеству;

— Подготовка материалов и ТСО

— Структурирование учебной беседы во времени.

+ метода:

¢ Активизирует внимание и побуждает обучаемого к участию в обсуждении важных вопросов, к сотрудничеству;

¢ Развивает и тренирует конструктивное мышление, способность позитивного решения имеющихся проблем, учитывающего аргументы всех участников;

¢ Способствует четкому структурированию, дополнению и закреплению имеющихся знаний;

¢ Развивает способность обучаемого выражать свои мысли;

¢ Способствует налаживанию личного контакта с обучаемым, позволяет реализовать по отношению к нему индивидуальный подход.

Система семинарских докладов

¢ Студенты делают доклады по заранее предложенной тематике. Развитие навыков научной, творческой работы, воспитание самостоятельности мышления, вкуса к поиску новых идей и фактов, примеров.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!