Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные методы дизайнерской бионики (биодизайна)



Наиболее ответственный этап в работе дизайнера – это исследование живой природы. На этом этапе важен вопрос: «Что выбирать?»

Руководствоваться нужно прежде всего возможностями воспроизведения принципов построения живых форм в промышленном изделии. Основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий или сопоставления принципов и средств формообразования промышленных изделий и живой природы. Отбирать необходимые и полезные функции и формы живой природы помогает знание проблем современной техники и чувство промышленной формы. В биодизайнерском процессе неизбежно воспроизведение интересующих дизайн природных форм посредством объемных моделей. Работа дизайнера с природными аналогами заключается не в простом сравнении, а в изыскании методов и способов технического моделирования биологических процессов. Примеров могут служить многочисленные аналогии пчелиных сот, которые решают проблемы из области стандартизации и унификации. Десятки тысяч 6-тигранных призм располагаются параллельными рядами. Соты изотропны, т.е. их прочность одинакова во всех направлениях, и это важное свойство было использовано в биодизайне. Первыми заимствовали опыт пчел авиастроители для создания сверхзвуковых самолетов и ракет, затем – архитекторы и строители в строительстве элеваторов, емкость которых увеличилась, а расход материала уменьшился на 30%.

Работая над проектом, дизайнер или конструктор, тщательно проводит сравнительный анализ «живой» и искусственной техники, сопоставляет технические характеристики живых объектов и созданной аппаратуры, и потом делает заключение о целесообразности применения в технике биологических форм.

Анализируя природную форму, необходимо осмыслить ее тектонику. Гармоничность природной формы развивается по строго определенным законам и принципам. Для восприятия закономерности строения требуется определенная подготовленность. В природных формах главным является конструктивно-композиционная группировка элементов, их ритмика. Примеры: упорядоченность членений в строении земноводных и др.

Каждая природная форма имеет свои, присущие лишь ей черты. Пространственная конструкция многих промышленных изделий – производная эмпирического изучения логики строения структурных форм природы. Примером может служить аналогия между модульным строением початка кукурузы и многоэтажным домом.

Бионика в дизайне – это одновременно наука и искусство, это анализ и синтез, поиск оригинального и нового. Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров и конструкторов, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала.



Дизайнер делает подробные зарисовки природного образца, затем путем поиска формообразующих линий, анализирует природную форму и разрабатывает технический образец. Животный и растительный мир подсказывают пути использования его идей и принципов для художественного и технического конструирования.

Для живой природы присуща целесообразность в построении, а это важная особенность объемно-пространственной структуры: единство строя, общий характер в композиции составляющих ее элементов.

Рассмотрим примеры характера взаимодействия объема и пространства. Структура природного аналога «рак» - не имеет замкнутого контура, открыта в пространство, ажурна, «кошка», «крокодил», «початок кукурузы» - монолитна. Структура незамкнутого контура пространственно активнее структуры с замкнутым контуром. Эти примеры анализируют градации тектонического звучания.

В технике эстетика промышленных форм тесно связана с утилитарными основами, а в природе тесная связь функции и формы воспринимается как особое эстетическое свойство живой природы. Заимствуя у живой природы конструкции, мы, вместе с тем, берем природные формы, вызывающие эстетические эмоции. Природные формы придают изделию специфический характер. Надежность, экономичность выделяют их из среды, спроектированных искусственно. Например, японские судостроители спроектировали корабль, в точности копирующий формообразование кита. В результате на 25% добились повышения скорости при том же водоизмещении и мощности механизмов.

Горьковские инженеры спроектировали автомобиль-снегоход, заимствовав способ передвижения по рыхлому снегу у пингвинов. В результате получили скорость 50 км/ч при массе 1300 кг.



Оригинальная конструкция «подземохода» получилась в результате изучения метода работы крота.

Инженер-конструктор Гурин создал проект бесколесного прыгающего автомобиля, идеей для которого способ передвижения кенгуру.

При работе с природными аналогами особую роль играют художественные данные проектанта и его интуиция.

Необходимость изучения биологических форм для дизайнера подчеркивается еще и тем, что они масштабно выдержаны и пропорционально безукоризненны, конструктивно и функционально обусловлены. Гармония красоты и целесообразности в природе – неисчерпаемый источник средств гармонизации формы, к которому постоянно обращались творцы шедевров архитектуры и искусства: Витрувий, Леон Альберти, Ле Корбюзье. Все они искали закономерности строения прекрасной формы, вытекающей из законов природы.

Строение листьев подсказало архитекторам «складчатые конструкции». Ребристая и веерообразная форма листьев – одна из закономерностей природы в функциональном смысле иллюстрирует пример «сопротивляемости» конструкции. Итальянский инженер Пьер Луиджи Нерви, подражая конструкции листа, спроектировал перекрытие зала Туринской выставки. Легкая конструкция из армоцемента , толщиной всего 4см, перекрыла 100м-й пролет без опор, аналогично прожилкам листа – природным креплениям.

Опираясь на биологические формы при разработке промышленных изделий, нельзя не учитывать появление новых технологий и новых материалов.

Прежде чем исследовать природный объект, необходимо знать, что именно выбрать в природе. Нужно руководствоваться потребностями дизайна и техническими возможностями воспроизведения. Промышленные формы, получаемые в результате творческого процесса освоения законов формообразования живой природы – это уже не формы природы, это синтез природных форм и выработанных прогрессом науки и техники средств в распоряжении дизайнеров и конструкторов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!