Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сущность процесса печати на фотобумагу



Для получения позитива высокого качества необходимо понять сущность процесса печати с сенситометрической точки зрения. С предыдущих разделов видно, что характеристические кривые фотобумаги и негативного фотоматериала состоят из одинаковых участков, но эти участки имеют различную длину и кривизну.

С увеличением времени проявления негативного фотоматериала растут плотности всех участков и увеличивается наклон растет коэффициент контрастности. То же явление подается и на начальной стадии проявлении фотобумаги.
характеристических кривых фотобумаги значительно отличается от семейства характеристических кривых негативного фотоматериала

В начале проявления при времени коэффициент контрастности увеличивается. При времени проявления кривая приобретает устойчивую форму, т. е. ее наклон перестает изменяться, она только перемещается влево параллельно самой себе. Значит, при времени проявления, большем, растут оптические плотности, а контраст не изменяется. Это явление можно наблюдать на практике при проявлении фотоотпечатков.

После появления первых следов изображения большие плотности быстро нарастают, а затем к концу проявления их изменение становится почти незаметным для глаза. Это значит, что характеристическая кривая приобрела устойчивую форму. Если остановить процесс проявления раньше, то не получатся достаточные плотности и контраст изображения, т. е. фотобумага будет недопроявлена.
Таким образом, на практике используется такое время проявления, при котором характеристическая кривая принимает устойчивую форму.

При печати различные участки фотобумаги получают не одинаковые экспозиции, так как свет источника ослабляется различными участками негатива в зависимости от их плотности по-разному. Необходимо выдержку при печати подбирать так, чтобы интервал плотностей негатива уложился на участке характеристической кривой, соответствующей полезному интервалу экспозиции фотобумаги.
Рассмотрим значение величины выдержки при печати с сенситометрической точки зрения. Характеристическая кривая имеет полезный интервал экспозиции, соответствующий точкам. При печати под максимальной плотностью негатива на позитиве получилось минимальное почернение (0,1), соответствующее точке - началу полезного участка характеристической кривой фотобумаги. Под минимальной плотностью негатива 0 мин на позитиве получилось максимальное почернение (1,2), соответствующее точке d2 - концу полезного участка характеристической кривой.



Промежуточные по плотности участки негатива дают промежуточные почернения на фотобумаге, лежащие между точками В этом случае позитив будет иметь и достаточно светлые, и плотные участки с хорошей проработкой деталей.
Если значительно увеличить выдержку при печати, то увеличатся все плотности на позитиве. На характеристической кривой оптические плотности всех участков переместятся вверх. Под максимальной плотностью негатива получится значительное почернение, соответствующее точке, отстоящей далеко от начала полезного участка характеристической кривой. Под минимальной плотностью негатива получится почернение, лежащее в области передержек фотобумаги, и оно будет таким же, как и под предыдущим, более плотным участком негатива. Последние два участка негатива передадутся в позитиве одной плотностью. В случае передержки на позитиве не будет достаточно светлых мест и пропадут детали в больших плотностях. Все изображение получится темное, малоконтрастное.

Если выдержку при печати уменьшить, то все плотности негатива получатся на позитиве меньшими почернениями, чем в первом случае. На характеристической кривой фотобумаги плотности всех участков переместятся вниз. Минимальной плотности негатива будет соответствовать небольшая плотность в позитиве (0,8), а две больших плотности негатива вовсе не получатся на позитиве, так как через них пройдет настолько малое количество света, что никаких изменений в светочувствительном слое фотобумаги не произойдет. После проявления на этих участках не будет никаких почернений. При недодержке нет достаточно плотных мест на позитиве и происходит потеря деталей в светлых участках.



 

Сенситометрия фотобумаг

Особенности сенситометрии фотобумаг по сравнению с сенситометрией кинофотоматериалов на прозрачной основе. Сенситометрия чёрно-белых фотобумаг. Методика Гилёва. Классификация фотобумаг по результатам сенситометрических испытаний

СЕНСИТОМЕТРИЯ ФОТОБУМАГ — сенситометрическое испытание фотобумаг производится аналогично испытанию материалов на прозрачных подложках.

Характерной особенностью метода является то, что с увеличением времени проявления характеристическая кривая принимает постоянную устойчивую, стабильную форму, но передвигаемся при этом влево, что означает увеличение светочувствительности. Ввиду того, что при построении изображения на бумаге используется почти вся характеристическая кривая, определение коэффициента контрастности для фотобумаги непрактично. Вместо него определяется средний градиент по формуле: g=?DgLg, где ?dg — полезный интервал плотностей; Lg — полезный интервал экспозиции. Светочувствительность бумаги определяется как величина, обратно пропорциональная экспозиции, соответствующей средней точке полезного участка характеристической кривой.

Практический способ испытания фотобумаг, разработанный в ГОИ С. С. Гилевым, основан на получении на испытуемой бумаге контактного отпечатка со специального теста ГОИ для испытания бумаг. Тест содержит три негатива одного и того же сюжета, различающихся по контрасту интервалу плотностей. В зависимости оттого, какой отпечаток из трех получается наилучшим, бумагу относят к сорту нормальной, контрастной или особо контрастной. Тест содержит также ступенчатый клин и светофильтры. По отпечатку клина определяют величину Lg. Величина ?Dg близка к величине Dmax бумаги. Светофильтры служат для проверки на светочувствительность во избежание вуалирования бумаги при ее обработке.

Интервал полезных экспозиций у фотобумаг гораздо меньше, чем у негативных фотоматериалов, поэтому желательно, чтобы различие в экспозиции соседних полей сенситограммы было бы меньше, чем при испытаниях негативных слоев. Обычно используются сенситометры, У которых разность логарифмов экспозиции равна 0,15 или 0,10, но для специальных целей имеются приборы с константой 0,05 и 0,025. Значительные отклонения фотобумаг от закона взаимозаместимости делают более желательным применение приборов со шкалой интенсивности.

В настоящее время в качестве неофициального стандарта источника света при испытаниях позитивных фотоматериалов принята вольфрамовая лампа накаливания с цветовой температурой 2854° К. Эта температура ниже цветовой температуры многих ламп, используемых для проекционной печати, но для фотобумаг, чувствительных к сине-голубой области спектра, эта разница несущественна. В то же время лампы с такой цветовой температурой имеют более постоянные характеристики.

Обработка должна следовать непосредственно за экспонированием, так как у фотобумаг скрытое изображение вскоре после экспозиции заметно ослабевает. Обработка фотобумаг предъявляет менее строгие требования, чем обработка негативных материалов. Эмульсионный слой фотобумаг тоньше, кроме того, фотобумага, в отличие от большинства негативных материалов, почти всегда проявляется приблизительно до конца. Для приближения к практике следует использовать проявитель, рекомендованный для данной фотобумаги, время и условия проявления также должны возможно ближе соответствовать этим рекомендациям. Для контрольной и сравнительной сенситометрии принят американский стандарт. Стандартом обусловлены: 1 стандартный метолгид-рохиноновый проявитель; 2 температура 20° С; 3 покачивание кюветы для перемешивания раствора; 4 время проявления 1,5 мин; 5 использование кислой фиксажной ванны и кислого останавливающего раствора перед фиксированием, чтобы предотвратить дальнейшее проявление изображения; 6 пятиминутная промывка и 7 сушка при температуре воздуха не выше 40° С.

Черно-белые фотобумаги по ряду сенситометрических свойств значительно отличаются от фотографических материалов на про­зрачной подложке. Они имеют малую светочувствительность, не­большой интервал полезных экспозиций и невысокие значения максимальной плотности. Кинетика проявления фотобумаг отли­чается от кинетики проявления фотопленок или фотопластинок.

Фотобумаги должны проявляться быстро, чтобы массовая пе­чать занимала мало времени. Проявляют фотобумаги до мак­симальной контрастности, поэтому очень трудно регулировать величину контраста продолжительностью проявления. Чтобы по­лучить позитивное изображение с необходимым контрастом, при­меняют фотобумаги с различной степенью контрастности. Сле­довательно, основные сенситометрические характеристики фото­бумаг — контрастность и светочувствительность — определяют иначе, чем характеристики фотоматериалов на прозрачной под­ложке.

Испытание фотобумаг проводится при помощи специального тест-объекта ПС-24, входящего в комплект сенситометра ФСР-41. Тест-объект представляет собой стеклянную пластинку, на кото­рую нанесены следующие составляющие:

три негатива одного сюжета, но разной степени кон­трастности: И, К и ОК. Наибольщий контраст имеет негатив Н, минимальный — ОК. Эти негативы предназначены для определе­ния контраста фотобумаги. С негатива И наилучшие отпечатки получают на мягких и нормальных фотобумагах, с негатива К — на контрастных, с негатива ОК — на особоконтрастных;

ступенчатый оптический клин для получения сенситограм­мы, по которой может быть построена характеристическая кри­вая или визуально определены светочувствительность и полезный интервал экспозиций. В качестве модулятора применяется сту­пенчатый оптический клин с постоянной Кс, равной 0,100+0,005. Допускается применение ступенчатого клина с постоянной 7^0 = = 0,150+0,003.

Оптические плотности почернений на сенситограммах измеря­ют на середине их полей в отраженном свете. Минимальный раз­мер измеряемой площади 4 мм^. Измерения делают на несколь­ких образцах. Окончательным результатом считают среднее арифметическое из полученных данных. Оптические плотности измеряют на денситометрах ЦД-7 с приставкой, фотометрах ФМ, RD-519-Макбет и др.

Сенситометрические показатели фотобумаги могут быть оп­ределены как с построением характеристических кривых, так и без них. Характеристические кривые строят на сенситометриче­ском бланке по ГОСТ 10691.0—73 или на миллиметровой бумаге. Число светочувствительности фотобумаги находят по формуле

5=100/Клу7;,

где 100 —постоянный условный коэффициент; Я1 и Яг — экспо­зиции для ступеней клина, под которыми на сенситограмме по­лучены крайние различимые изображения ступеней.

Число светочувствительности должно определяться как сред­нее арифметическое значение не менее чем двух параллельных испытаний. Допустимые расхождения между этими испытаниями не должны превышать 10%. Полученные результаты округляют следующим образом:

Значения светочувствительности Округление, до

S, ед. гост

1,0-2,0 0,1

2,1—5,0 0,2

5.2—10,0 0,5

10,5-20 1,0

 

Полезный интервал

Полезный интервал экспозиций по крайним изображениям ступеней клина измеряют в связи с тем, что при получении по­зитивного изображения на фотобумаге используется практически вся характеристическая кривая, включая нелинейные участки. Как и для фотоматериалов на гибкой подложке, определяют максимальную оптическую плотность Дмакс и оптическую плот­ность вуали Do.

Отличительной особенностью сенситометрии фотографических бумаг является измерение фотографической гибкости, под кото­рой понимается отношение величин светочувствительности при проявлении в течение 6 и 2 мин, выраженной в процентах:

Сенситометрические испытания цветных фотоматериалов за­ключаются в получении сенситограмм для каждого из эмульси­онных слоев и построении характеристических кривых.

Сенситометрические показатели определяют для каждого из слоев, а также для всего фотоматериала в целом. При испытани­ях определяют светочувствительность So, коэффициент контраст­ности у, фотографическую широту L, плотность вуали Do, баланс по чувствительности Бв и баланс по контрастности Б^. В качестве сенситометра используют прибор ЦС-2М, измерение плотностей почернений проводят при помоши описанных выше денситометров ЦДФЭУ, ДП-1 и др.

Экспонированные и проявленные сенситограммы измеряют последовательно через три цветных светофильтра, установленных в ходе лучей от источника света денситометра. Плотность желто­го цветоделенного изображения определяют за синим, пурпурно­го— за зеленым, голубого — за красным светофильтром.

Суммарную плотность цветного негативного изображения, об­разованного во всех трех слоях фотоматериала, оценивают в ве­личинах копировальной плотности D^.n. За единицу D^.n прини­мают величину оптической плотности на одном из слоев цветно­го позитива, дающего такой же эффект, как нейтрально-серое серебряное изображение с плотностью 1,0.

Плотности материалов, изображения которых предназнача­ются для визуальной оценки, определяют в единицах визуальных эквивалентно-серых плотностей (Овэсп)” плотности материа­лов, предназначаемых для копирования,—в единицах копироваль­ных цветоделенных плотностей. За единицу ВЭСП принимается поверхностная концентрация данного красителя, при которой он в сочетании с определенными концентрациями двух других кра­сителей дает визуально-серое поле с визуальной плотностью, рав­ной единице.

Значения критерия светочувствительности и постоянного ко­эффициента для каждого вида испытываемого материала соот­ветственно равны: 0,2 и 1,6 —для негативных кинопленок; 0,15 и 2 — для негативных фотопленок общего назначения; 0,9 и 10 — для контратипных и позитивных кинопленок, техниче­ских позитивных пленок, а также обращаемых кинопленок для телевидения (для съемки и контратипирования), любительской кинематографии, профессиональной и любительской фотографии; 0,85 и 20 —для технических негативных пленок.

При определении светочувствительности рекомендуемую степень проявленности негативных и позитивных кинопленок оце­нивают средним градиентом, остальных материалов — коэффи­циентом контрастности.


Просмотров 744

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!