Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные законы диалектики и их роль в познании



Диалектика является ядром Философии и выполняет методологическую роль. Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как системы: принципы, законы и категории.

ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности, количественно качественного перехода, отрицания отрицаний

ЗАКОнЫ - 3 основных.

Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его содержания.

Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии. Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому. Раскрыть сущность закона без категорий невозможно.

КАТЕГОРИИ: качество, свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то, которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета. Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей.

По этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи обладающие свойством.



КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития, степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно. Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления. Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные начало, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа: когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется постепенно.



Философские категории

Что есть принципы, законы и категории диалектики? Они есть не что

иное, как всеобщие формы бытия и познания. А разве без познания последних,

без обсуждения и анализа выражающих их понятий возможна философия? Нет,

конечно. Без диалектики невозможна философия как наука. Диалектика есть

теоретическая основа, ядро, скрепа всего философского знания.

Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он

знает и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Не только в

процессе научного исследования, но и в обыденной жизни, в своей

практической деятельности человек мыслит не конкретными чувственно

воспринимаемыми образами предметов, а более сложными отображениями этих

предметов - понятиями.

Основные понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства и

качества, стороны и отношения какой-либо области действительности и

познания, называются категориями.

Человечеством на основе практики и познания выработаны такие понятия,

которые имеют еще более широкое значение, чем категории специальных наук.



Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку

отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты

объективной действительности и познания. Это – философские категории,

универсальные понятия.

 

В характеристике категорий философии необходимо выделять следующие

основные моменты:

1) объективное, предметное содержание категорий (категории –

определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);

2) категория как итог познавательской и практической деятельности

людей;

3) категории как опорные пункты дальнейшего познания и практического

преобразования действительности (гносеологический аспект):

4) категории как средство метода познания (методологический аспект);

5) философские категории как формы мышления, как категории логики

(логический аспект категорий);

6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь

и переходы категорий друг в друга).

Ниже приводятся оригинальные системы категорий Аристотеля и Канта.


Просмотров 1063

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!