Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Бюджетные и налоговые системы гос-ва



Понятие финансов и финансовой системы.

Общественное воспр-во невозможно без ден обращения,но финн отношения и денежные это не одно и то же.Последнее более широкое понятие,характерной чертой ден отношений явл их эквивалентность Д-Т-Д'. Однако такая возмездность или эквивалентность присуще не для всех денежный отношений,выделяется особая группа,для которой присуще не эквивалентное движение, основу которых составляют меры правового и принудительного харатера.Финансы-ден отношения,кот опосредуют неэквивалентное движение денег,возникают на стадии перераспределения нац дохода и связаны с гос-вом как органом управления.Ден отношения преобразуются в фин-вые в тот момент,когда гос-во сообразуясь со своими целями и задачами начинает вмешиваться в ден потоки.Гл образом оно изменяет эти потоки с помощью:

1.налоговой системы. 2.кредитной системы.3.налоговой системы.

Поэтому финансы носят искусственный характер в отл от денег. Трансформация денежных отношений в фин произошла в середине 17в,когда в ден обороте ведущих стран появились так наз "неполноценные деньги"-это бумажные деньги,векселя, банкноты.Эти деньги постепенно вытесняют золото из обращения,что дает гос-ву возможность проводить ДКП вне зависимости от нац запасов золота и серебра.Причины отказа от золотого обращения одновременно явл причинами возникновения финансов.

Финансы отличаются от денег как по содержанию,так и по выполняемым функциям.Деньги-это всеобщий эквивалент, с помощью кот измеряются прежде всего затраты труда, а финансы - эк инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД,орудие контроля за образованием и использованием ден фондов.

В финн отношения не входят ден ,связанные с товарным обращением в розничной торговли,с оплатой транспортных,бытовых,коммунальных,зрелищных услуг;с движением денег при их дарении или наследовании.Понятие финн системы явл конкретизацией более общего понятия "финансов".Самая общая классификация фин отношений по субъектам,т.е.по носителям,позволяет выделить:1.гос(централизованные).2.частные финансы(децентрализованные). Дальнейшая детализация понятия финансы позволяет выделить сферы и звенья фин системы.



1.финансовая системы

2.финансы организаций,предприятий,учреждений.

2.1.финансы коммерческих предприятий

2.2.финансы некоммерческих предприятий

2.3.финансы общественных организаций.

3.государственные финансы

3.1.гос бюджет

3.2.внебюджетные фонды

3.3.гос кредит

4.финансы страхования

4.1.фин страхование

4.2.личное страхование

4.3.имущественное страхование

5.финансы кредитных учреждений

5.1.финансы Нац банка

5.2.финансы коммерческих банков

5.3.финансы специализированных кредитных учреждений

Звенья 3.1,3.2,3.3 относятся к централизованным финансам и используются для регулирования эк-ки на макроур-не.Фин отношения коммерческих учреждений и банков относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования эк-ки на микроуровне.

 

Бюджетные и налоговые системы гос-ва.

Фин система находится в переплетении отношений с бюджетной и налоговой системами.Фактически 2 элемента гос финансов образуют бюджетную систему-гос бюджет и местные финансы.В свою очередь совокупность налоговых платежей входящих в доходную часть бюджетов различного уровня составляют налоговую систему.Бюджетные системы зар стран строятся на след общих принципах:

1.оформление бюджета в виде законодательного акта,принимаемого Парламентом.



2.приоритетность соц расходов.

3.ежегодное утверждение бюджета.

4.бюджетное равновесие

Сущ ряд выжных характеристик гос бюджета общих для всех стран:

1.форма 2 материальная сущность 3.эк сущность 4.юр оформление

Форма бюджета в том,что бюджет это фин план правительства.Мат сущ-ть:централизованный фонд ден средств.Эк сущ-ть:перераспределение нац дохода посредством налогов и гос расходов.Юр.оформление:закон.

Бюджет-это доходы и расходы гос-ва. 90% дох части гос бюджета развитых стран налоги,след-но бюджет система немыслима без налоговой.Самая известная и распространенная классификация налогов-на прямые и косвенные(выделяются смешанны,кот выплачиваются с с/с или з/п).

Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете позволяет судить об эк эф-ти обществ производства. Обычно косвенные налоги преобладают в развивающихся странах,тогда как прямые в развитых.Количество налогов и их размеры различаются по странам,что обусловлено традициями и особенностями эк развития гос-ва,в соответствии теорией Лаффера:оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет в границах,в которых ещё происходит рост налоговых поступлений-30% совокупных доходов.

Как свидетельствует мировой опыт,если средний ур-нь изъятий превышает 30-35% доходов,это ведет не только к потере интереса к предпринимат деят-ти ,но и за счет сокращения инвестиционного потенциала-к нарушению расширенного воспр-ва и в конечном итоге к стогнации и спаду пр-ва.

Сведения об уровне нал нагрузки в разл странах:Швеция 55,3%,Дания 52,1%,Недерланды 48,2%,Франция 44,4%,Австрия 41,9%,Германия 37,4%,Великобритания 37,3%,Италия 37,1%,Канада 34,0%,Япония 31,2%,США 29,8%,Эстония 36,4%,РБ 32-34%.

Взаимосвязь вышерассмотренных эк систем можно представить в след виде:

Финансовая система включает бюджетную систему (гос бюджет,местный бюджет,гос.кредит),которая в свою очередь включает налоговую систему (прямые и косвенные налоги).

Кредитная система гос-ва

Второй составляющей ФКС явл кредитная система,которая развивает и конкретизирует,как и финн системав отношении финансов,понятие кредита.Кредит-совокупность эк отношений,возникающих между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности,срочности,обеспеченности, целевого хар-ра и дифференциального подхода. Сущность кредита раскрывают его функции: 1.перераспределительная 2.функция замещения наличных денег кредитными. Кредит делится на: бенковский,коммерческий,потребительский,лизинговый,ипотечный,международный,государственный. Отнесение гос кредита к кр отношениям вызывает сомнения у многих экономистов,которые рассматривают его только как часть финасовой системы.Однако содной стороны,гос кредит представляет собой классические кредитные отношения,когда в качестве заемщика вытупает государство,с др стороны, гос-во использует заем для выполнения своих функций, а это уже финансовый аспект,следовательно,гос кредит находится на стыке фин и кр отношений, что вытекает из общей функции перераспределения НД присущей обеим этим категориям. Сов-ть всех кредитных отношений образует кредитную систему. В большинстве зарубежных стран она вкл банковскую сферу,состоящую из эмиссионного банка(НБ) и неэмиссионных банков, которые делятся на коммерческие и специализированные (ипотечные,инновационные,инвестиционные,сберегательные) и парабанковскую (околобанковскую) сферу, состоящую из специализированных кр-фин институтов.

В банковской сфере главное положение занимает центральный банк,кот исторически выделился из массы коммерческих банков более 300 лет назад, повсеместное распространение приобрели только с середины 19в.Банк Англии стал эмиссионным центров в 1844г.,Франции-1848г,Испании-1874г.Кроме эмиссион.функции центральный банк выполняет след: хранение золота в валютных резервах,хранение резервного фонда др кредитных учреждений,ден-кр регулирование эк-ки,проведение расчетов с иностранными гос-вами,контроль за деятельностью кр учреждений.

Центральный банк в отличии от коммерческих не имеет права кредитовать хоз.субъекты.Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций,например,инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг.Свой капитал они используют в основном для долгосрочного кредитования.

Самыми значительными спец.кр-фин институтами явл страховые,инвестиционные,финн компании,пенсионные фонды.Все эти учреждения специализируются на том,что привлекают мелкие сбережения,кот без их помои не могут функционировать в качестве капитала.Отличие от банков также в том,что они не подвергаются тщательному контролю центрального банка и обычно не должны держать обязат резервы в центральном банке.

Схема кредитной системыкредитная система:

1.банковская система

1.1. центральный банк

1.2.специализированные банки

1.3.коммерческие банки

2.специализированные фин-кр институты

2.1.пенсонные фонды

2.2.инвестиционные фонды

2.3.страховые компании

2.4.финансовые компании

 


Просмотров 374

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!