Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гимнастика как метод физического воспитания. 5 часть



1 Наряду с описанием техники упражнений, включенных в «Программу воспитания», мы приводим и более сложные, с тем чтобы при наличии благо­приятных условий и общей физической подготовленности детей воспитатели могли использовать их в старших группах детского сада.

более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, что в свою очередь обусловливает развитие силы и выносливости.

Так как эти занятия проводятся в специальной одежде при различной температуре воздуха, увеличивается эффект закаливании. Спортивные виды физических упражнений приближают детей 'к природе, помогают полнее познавать ее явления (свойства сне­га, ветра, льда, воды и др.), развивать эстетические чувства, по­ложительные эмоции.

Коллективные занятия, особенно прогулки за пределы участ­ка детского сада, воспитывают товарищескую взаимопомощь, коллективизм.

Проведение спортивных видов физических упражнений в раз­личных условиях способствует воспитанию волевых качеств (сме­лость, выдержка, решительность и др.)-

Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом и другим инвентарем приучает детей к аккуратности, трудолюбию.

§ 2. ЛЫЖИ

Общая характеристика передвижения на лыжах. Исследования, проведенные в дошкольных учрежде­ниях1, показали возможность обучения детей дошкольного воз­раста передвижению на лыжах, положительное влияние этих за­нятий на организм ребенка.

Передвижение на лыжах — циклическое движение, благопри­ятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследование М. П. Голощекиной показало, что у детей, кото­рые систематически занимались ходьбой па лыжах, не наблю­далось отклонений в развитии попы.

Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхатель­ную, нервную системi,i. По данным М. П. Голощекиной, спиро­метрия у девочек 6 лет увеличилась в результате занятий лыжа­ми на 40% (1000—1400 куб. см), у мальчиков 6 лет — на 41,5% (1070—1544 куб. см).

Выбор места для занятий. Для начального обуче­ния передвижению на лыжах выбирается место, где можно про­ложить небольшую лыжню и где имеются невысокие горки с от­логими скатами. В дальнейшем следует проводить занятия на уд­линенной лыжне (от 80 и более метров) и более крутых горках. Когда дет освоят способы передвижения, научатся делать пово­роты, подниматься па небольшие горки и спускаться с них, необ­ходимо проводить лыжные прогулки в парке, в лесу, выбирая средне пересеченную местность.



1 См. работы М. М. Конторович., М. П. Голощекиной, Т. И. Осокиной.

 

Одежда и обувь ребенка. Одежда детей должна быть плотной, хорошо защищающей от ветра и не стесняющей движений. Во избежание перегревания не следует одевать детей слишком тепло. Для передвижения на лыжах можно рекомендо­вать комбинезон из водоотталкивающей ткани на утепленной подкладке или лыжным костюм. Под комбинезон или лыжный костюм одевается теплое белье или шерстяной костюм. Из головных уборов наиболее удобны вязаные шапки, шапки-ушанки (в ветреную погоду).

На руки следует надевать шерстяные варежки, а поверх их кожаные или брезентовые рукавицы.

Для катания на лыжах используются ботинки на утепленной подкладке, с широкой носовой частью. В более холодную погоду следует надевать две пары шерстяных носков. Валяная обувь нежелательна: нога в ней перегревается, вес обуви и лыж с креплениями давит на слабым мышечный свод стопы, что может привести к его уплощению.

Подбор лыж, палок и уход за ними. Необхо­димо, чтобы лыжи и палки соответствовали росту ребенка. Если лыжи поставить вертикально, то они должны доходить до кончи­ков пальцев вытянутой вверх руки, а палки достигать подмышек. Петли на палках делаются такого объема, чтобы в них проходи­ли кисти рук лыжника в рукавицах.



Дли крепления лыж к ноге пользуются различными креплениями: для валенок употребляется мягкое кожаное креп­ление, для обуви с жестком подошвой — металлическое (полу­жесткое) крепление. Крепления подгоняются по обуви. Кожаное крепление состоит из ремни, вставленного в прорезь лыж. Оно должно быть расположено на уровне основания большого паль­ца и плотно охватывать носок обуви. Для более плотного фикси­рования лыжи используется пяточное крепление из резиновых

трубок. Лыжи следует хранить вместе с палками в специальных стой­ках в сухом прохладном месте.

Для сохранения нормального прогиба носовая и пяточная час­ти лыж после каждой прогулки связываются, а посередине у грузовой площадки ставится распорка шириной 3—4 см.

За лыжами необходим уход. Чтобы древесина не изнашива­лась и в нее не проникала влага, чтобы лыжи лучше скользили и сохраняли гибкость, надо через 1—1,5 месяца пропитывать смо­лой их скользящую поверхность. Для этого ее очищают от ста­рой мази, затем наносят растопленную смолу и держат над ог­нем, пока вся смола не впитается. Ремни лыжных креплений и па­лок смазывают мазью (вазелином).

Отправляясь на прогулку, лыжи следует смазать мазью, под­бирая ее в соответствии с погодой и состоянием снежного покро­ва. Прежде чем встать на лыжи, надо, чтобы они промерзли ми­нут 10: тогда они будут лучше скользить.

Непосредственно после прогулки лыжи надо очистить от сне­га, поставить между ними распорки и убрать на место.

Методика обучения. В «Программе воспитания» за­дача обучения передвижению на лыжах ставится только со сред­ней группы. Но это не означает, что нельзя использовать лыжи с детьми более раннего возраста, если в детском саду имеются соответствующие условия.



Обучение детей ходьбе на лыжах совершается в определен­ной последовательности: сначала детей учат подбирать лыжи и палки по росту, показывают и объясняют, как правильно при­креплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами и палками, как переносить их и ставить в стойки. 3атем переходят к постепенно­му обучению передвижению на лыжах.

Ходьба на лыжах организуется на утренней и вечерней про­гулке в форме занятий со всей группой, с небольшими группами и индивидуально.

Прежде всего воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и сни­мать лыжи, ухаживать за ними.

Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями впе­ред и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя паль­цами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При рав­нении в шеренге лыжи прижимаются к плечу. При поворотах на месте лыжи приподнимаются и одновременно с приставлением ноги опускаются к ней.

Чтобы встать на лыжи, нужно взять их в левую руку, а пра­вой рукой открепить палки и поставить их в снег или положить кольцами назад с правой стороны. Затем разъединить лыжи и положить их грузовыми площадками у ступней справа и слева, прикрепить лыжи, разъединить палки, надеть их на руки петля­ми и поставить около ноги.

Чтобы спять лыж п, нужно поставить или положить палки справа, открепить лыжи и сойти с них, сделав полшага влево.

Для удобства переноски лыжи скрепляются. Для этого надо палки соединить, продев одну палку в кольцо другой, и обе пал* ки поставить в снег или положить их справа от себя кольцами назад на линии носков обуви. Очистить лыжи от снега, взять их за грузовые площадки, левую лыжу одноименной (левой) рукой снизу, а правую —сверху. Продеть носком правую лыжу под ремни крепления левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть кольцами на носки лыж. Для длительной переноски палки прикрепляют к лыжам рем­нем (веревкой). Лыжи с металлическим креплением скрепляют скользящими поверхностями друг к другу. Палки надо крепить на одной из лыж.

Переносить лыжи можно разными способами: на плече, под рукой и в руке.

Для переноски лыж на плече следует правой рукой перенес­ти лыжи к левому плечу, левую руку подать несколько вперед, повернув ее ладонью к себе, поставить лыжи пятками на ладонь так, чтобы большой палец лежал на скользящей поверхности, а остальные пальцы были обращены к бедру. Затем энергично опустить правую руку, одновременно левой рукой отвести пятки лыж от себя так, чтобы лыжи легли на плечо под небольшим уг­лом, скользящей поверхностью вперед.

Чтобы спять лыжи с плеча, необходимо левой рукой подать пятки лыж к бедру, одновременно правой рукой взять лыжи на высоте плеча и поставить их отвесно у левого плеча. Затем пере нести лыжи правой рукой вниз, к правой ноге, придерживая их левой рукой выше грузовых площадок, и держать вдоль правой ноги так, чтобы пятки касались носка правой ноги, и быстро опус­тить левую руку, а правой плавно опустить лыжи.

Для переноски лыж под рукой нужно взяться правой рукой за палки около скоб крепления, а левой рукой — со стороны скользящей поверхности лыжи, ниже грузовой площадки, пос­лать верхние концы вперед-вниз. Затем, поворачивая лыжи сле­ва направо скользящей поверхностью вверх, прижить их лок­тем правой руки сбоку, одновременно левую руку энергично опус­тить. Носки лыж держать на высоте колен. Чтобы опустить лыжи к ноге, надо взяться за лыжи левой рукой со стороны скользящей поверхности у грузовых площадок, а правой, удерживая за пал­ки, повернуть лыжи влево, скользящей поверхностью вниз, под­нять носки лыж держать их отвесно вдоль правой ноги, одно­временно правой рукой перехватить сбоку у грузовых площадок, опустить левую руку, а правой плавно поставить лыжи пятками у правой ноги.

Для недлительной переноски лыжи можно переносить в руке, держа их за крепления.

Воспитатель все это показывает и объясняет детям, затем следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его требования и закрепляли приобретенные навыки.

^После этого приступают к обучению передвижению на лыжах без палок. Этот вид ходьбы является упражнением, развиваю­щим равновесие, ритм и одновременно подготавливающим к ос­воению более сложных способов передвижения. При ходьбе па лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, координировать движения рук и ног. Несвоевременное ис­пользование палок приучает детей «висеть» на них.

Прежде всего надо научить детей принимать исходное поло­жение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, тулови­ще немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз, взгляд обращен вперед.

Помогает освоению передвижения на лыжах выполнение под­готовительных упражнений как без лыж, так и на лыжах (пооче-

редкое поднимание ног с лыжами, переступание в стороны и т. д.), а также имитация выполнения разных способов передвижения на лыжах без палок.

Ступающий шаг — самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах па горку.

При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выно­сится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи, пяткой прижимать задний конец лыжи к снегу, делать шаг впе­ред с легким прихлопываемом и переносить тяжесть тела на пра­вую ногу. Затем так же долги-то и шаг левой ногой вперед. Дви­жения рук согласуются с движением ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлени­ем левой ноги выносится правая рука.

При обучении следует обращать внимание на правильную по­садку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с од­ной ноги на другую, а также на удлинение шага. После показа и объяснения детей строят в шеренгу и дают задание пройти до условленного места (8—10 шагов). Для закрепления навыка в ступающем шаге проводятся подвижные игры («Идите ко мне», «Догоните меня» и др.).

Скользящий шаг выполняется из стойки лыжника н начинается о того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчок правой ногой до полного ее выпрямления. Од­новременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней про­изводится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслаб­ляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продол­жает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лы­жи от снега, затем маховым движением она подтягивается впе­ред. В момент, когда правая нога поравняется с левой, произво­дится толчок уже левой йогой до полного ее выпрямления.

Одновременнос толчком левой ногой правую ногу следует выставить на шаг вперед, перенести вес тела на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом производится скольжение то на правой, то на левой ноге. Движения рук согласуются с движени­ями ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а левую отвести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую — отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности.

В процессе обучения дети иногда допускают такие ошибки: скользят на выпрямленных ногах или, сгибая их в коленях, не­достаточно переносят тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу.

Важно своевременно исправлять эти ошибки. Чтобы дети де­лали более широкий шаг и переносили тяжесть тела с ноги на

ногу, дается задание передвигаться, заложив руки за спину, наклоняясь в сторону опорной ноги; преодолеть расстояние за меньшее количество шагов; скользить до предметов, удлиняя шаг при скольжении; скользить в медленном темпе с увеличенным пе­реносом тяжести тела с одной ноги на другую.

Чтобы выработать сильный толчок, следует передвигаться на лыжах под небольшой уклон, отталкиваясь под некоторым углом к направлению движения (15—20°). При этом лыжа опирается на внутреннее ребро, и толчок усиливается Для развития быстроты дается задание преодолеть рассто­яние 25—30 м как можно быстрее.

Воспитатель указывает детям, чтобы они сильнее сгибали ноги в коленях и переносили тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Когда ребенок освоит скользящий шаг, он может чередовать его со скольжением на двух ногах: ребенок делает разбег (2—3 скользящих шага), а затем скользит па двух лыжах одновремен­но. Разбег и скольжение повторяются.

Чтобы дети научились сгибать пот, им предлагается поглуб­же присесть и проехать в «воротики», составленные из двух лыж­ных палок. Палки детям дают тогда, когда они научатся уверенно ходить на лыжах (примерно с 6 лет). Отталкивание палками помогает достичь большей скорости при передвижении и оказывает боль­шое эмоциональное воздействие на детей.

Прежде всего детям предлагают походить с палками, держа их за середину на весу, по но опираясь на снег. Это упражнение помогает привыкнуть к весу палок и приучить проносить их впе­ред и назад. После этого детей учат ходить ступающим шагом с палками. При этом следует обращать внимание на то, чтобы дети не выно­сили палки далеко вперед и широко не расставляли их.

Детей обучают попеременному двухшажному ходу (обычный ход), когда движение на лыжах совершается с попеременной ра­ботой палками, а также бесшажному ходу, когда толчок совер­шается одновременно двумя палками, а дальше ребенок скользит

на двух ногах.

Попеременный двухшажный ход с палками выполняется так: с переносом веса тела на правую лыжу произ­водится толчок правой ногой и левой палкой, выдвигается левая нога вперед на шаг, на нее переносится тяжесть тела и произво­дится скольжение на левой лыже. Толчок делается до полного выпрямления ноги. Правая нога после толчка расслабляется и, сгибаясь в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега.

Когда правая нога подтягивается к левой, в момент сближе­ния ступней обеих ног, не дожидаясь замедления скольжения, нужно поставить правую палку на снег на уровне носка левой но­ги, начать толчок левой ногой и правой палкой. При этом правая

нога выносится на шаг вперед и на ней производится скольжение, одновременно выносится левая рука с палкой вперед. Левая но­га, расслабляясь, сгибается в коленном суставе, продолжает дви­жение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности.

При обычном ходе на лыжах движение ног и рук чередуются, как при обычной ходьбе. С шагом левой ногой вперед выносится правая рука, а с шагом правой йоги —левая рука. Рука при вы­носе палки вперед слегка согнута в локте, а при окончании толч­ка полностью выпрямляется.

Бесшажный ход с палками характерен тем, что пе­редвижение достигается. За счет толчков двумя руками одновре­менно. Полусогнутые руки выносятся вперед, палки ставятся на снег па уровне носков ног, ноги слегка сгибаются. С наклоном туловища вперед, тяжесть тела переносится на носки, произво­дится толчок палками до полного выпрямления рук сзади и скольжение на обеих лыжах. Постепенно выпрямляя корпус, вы­нося руки вперед, палки ставят на снег под острым углом у гру­зовых площадок, готовясь к очередному толчку. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. Бесшаж­ный ход применяется при спусках с гор и па ровной местности при хорошем скольжении.

Обучать -грому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить- Одновременному бес­шажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (при­мерно в 5—6 лет).

В процессе обучения необходимо следить за тем, чтобы дети энергично наклоняли туловище вперед при толчке. Для этого с ними проводятся упражнения на месте (без лыж и на лыжах), имитирующие толчок: дети выносят руки вперед, слегка подни­маются на носки п подают туловище вперед, руки опускают вниз и отводят назад, становятся на всю ступню так, чтобы тяжесть тела приходилась на переднюю часть стопы, а пятки едва каса­лись опоры.

Повороты на лыжах совершаются на месте и в движении. Они применяются для изменения направления, замедления ско­рости или для остановки.

Для поворота на месте используются следующие способы — переступанием (вокруг задников и носков), махом (через ногу), прыжком.

При повороте переступанием вокруг задников лыж, если по­ворачиваются налево, то поднимают носок левой лыжи, прижи­мают задний конец ее к снегу и отставляют (отводят) лыжу не­много влево, перенося на нее тяжесть тела. После этого подни­мают правую лыжу и приставляют ее к левой (ширина шага мо­жет быть различной). Так постепенно делается поворот на любое

расстояние и кругом- При повороте на снегу остается след в ви­де веера.

Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж совер­шается следующим образом: приподнимаются и отводятся в сто­рону пятки лыж, носки прижимаются к снегу. Если поворот вы­полняется с палками, их переставляют вместе с соответствующей

лыжей.

Поворот махом позволяет сделать поворот на 180°. Для пово­рота махом надо поднять согнутую в колене левую ногу с лыжей вперед-вверх, одновременно переставить левую палку назад за пятку правой лыжи, повернув ногу с лыжей носком налево-назад и опустить лыжу на снег. Перенося вес тела на левую ногу, обнес­ти правую ногу с лыжей вокруг левой ноги и поставить на снег рядом с левой ногой. Поворот может выполняться и через пра­вое плечо.

Поворот прыжком совершается в любом направлении- Следу­ет, подпрыгивая, рывком повернуться в желаемом направлении и опуститься на снег. Этот способ выполняется как с опорой, так

и без опоры на палки. Повороты в движении выполняются переступанием, «плугом»,«полуплугом».

Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости, на неглубоком снегу и на пологих склонах. Поворот производит­ся из основной стойки перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево нужно оттолкнуться правой ногой, одновре­менно левую лыжу слегка приподнять и переставить носком вле­во и, скользя на ней, перенести на нее вес тела. После этого при­ставить правую лыжу к левой. Дальнейший поворот производить в той же последовательности. При повороте направо выполня­ются такие же движения, но в другую сторону. Этому способу поворота сначала обучают на ровной поверхности, а затем при спусках с небольших гор.

Поворот «плугом» выполняется на средних и крутых склонах для замедления скорости. Для поворота направо левую лыжу нужно поставить на ребро и перенести на нее вес тела. Затем", усиливая давление на пятку лыжи, повернуть и наклонить туло­вище в сторону поворота. Следует сохранить это положение до тех пор, пока не будет достигнуто нужное направление. После этого следует перенести вес тела на правую лыжу и начать по­ворот налево. Руки нужно вынести вперед, палки держать коль­цами назад.

Поворот «полуплугом» (упором) выполняется на склонах средней крутизны при небольшой скорости. Для поворота налево надо правую лыжу выдвинуть носком вперед в положение «полу­плуга», поставить на внутреннее ребро под углом и плавно пере­нести на нее вес тела, оставляя левую лыжу скользить по направ­лению спуска. Таким же образом делается поворот направо.

Подъемы на горку. При подъемах на горку использу­ются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелоч­кой», «лесенкой», «зигзагом».

Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько боль­шим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на пал­ки. После толчка лыжа проносится вперед и опускается на снег с прихлопывавшем. При этом увеличивается сцепление лыж со снегом и они не скользят назад. Движения рук согласуются с движениями ног. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом.

Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зиг­загом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают излишнюю напряженность и скованность движений.

Подъем «елочкой» применяется на склоне средней крутизны. При этом носки лыж разводятся в стороны, и лыжи твердо ста­вятся па внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разво­рачиваются носки лыж и лыжи ставятся больше на ребро. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую. Задний конец пе­ренесенной вперед лыжи опускают па склон против ботинка стоящей ноги. Палки для опоры ставятся поочередно сзади лыж.

Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передви­жении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится по направлению движения, а другая — с разворотом носка в сто­рону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро.

Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъе­ма и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскаль­зывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. В дальнейшем движение нужно повторять в той же последователь­ности, пока не закончится подъем. Верхняя палка ставится не­сколько впереди от крепления лыжи, а нижняя — позади ноги. Подъем «лесенкой» выполняется правильно, если крепление плот­но удерживает ногу ребенка на лыже. Сначала детей учат перес­тупать на ровном месте, затем при подъемах на горку.

Подъем «зигзагом» применяется на длинных склонах, когда подниматься прямо бывает утомительно. Движение производится обычным ходом или «полуелочкой» наискось с переменой направ­ления.

Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть.

Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низ­кой, средней, высокой), а также «лесенкой». Выбор способа спус-

ка зависит от крутизны склона. С пологих склоном спускаются прямо, наискось, а с более крутых — прямо.

Спуск в низкой стопке применяется на длинных и крутых склонах или на ровных склонах для увеличения скорости движе­ния. При этом ноги ставятся па всю ступню, сильно сгибаются в коленях, голова и корпус несколько наклоняются вперед, руки выносятся вперед.

Спуск в средней (основной) стойке применяется на склоне средней крутизны и при выполнении поворотов. Для этого лыжи надо расставить на ширину одной — двух ступней, одну лыжу слегка выдвинуть вперед (на полступни) или поставить рядом (одна нога может быть слегка выдвинута вперед), полуприсесть, слегка наклонить корпус вперед, руки, полусогнутые в локтях, немного вынести вперед, палки держать на весу, кольцами назад, почти параллельно склону. Для сохранения большей устойчивос­ти одну ногу нужно выдвинуть несколько вперед. При спуске наи­скось вес теля переносится больше на нижнюю лыжу.

Спуск в высокой стойке применяется па отлогих склонах и для уменьшения скорости спуска за счет увеличения тормозящей си­лы сопротивления воздуха. По сравнению со средней сгонкой но­ги ставятся ближе одна к другой и выпрямлены больше, но ос­таются слегка согнутыми в коленях, корпус меньше наклонен вперед. Руки вниз, палки кольцами назад.

Спуск «лесенкой» применяется на крутых склонах. Стоя бо­ком к краю склона, надо переставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, врубая лыжу ребром в снег. Опираясь на палки и лыжу, стоящую ниже по склону, приставить к ней другую лыжу и затем палку. В дальнейшемдвижения повторя­ются в той же последовательности. При рыхлом снеге с крутого склона можно соскальзывать боком к склону с опорой на обе

лыжи.

Обычно в детских садах сооружаются невысокие горки, с которых дети спускаются в средней стойке. Но с детьми, кото­рые часто ходят на лыжах, можно провести прогулку по хол­мистой местности, где приходится менять способ передвижения, подъемов и спусков. Поэтому воспитателю необходимо знать, в каких случаях применяются те или иные способы передвижения, и показывать их детям. Надо следить, чтобы дети во время спусков не наклонялись слишком сильно вперед и не расставля­ли широко ноги. Палки разрешается использовать только тем детям, которые овладели техникой спусков разными способами.

Торможение. Чтобы замедлить движение или остановить его, прибегают к торможению. При спусках с гор торможение производится разными способами: «плугом», «полуплугом» и др.

Торможение «плугом» применяется при спусках на открытых некрутых склонах. При этом надо из средней стойки развести задние концы лыж в стороны, поставить лыжи на внутренние ребра носками вместе, колени несколько свести внутрь, вес тела

перенести на пятки, руки, слегка согнутые в локтях, вынести вперед. Палки держат на весу параллельно склону. Для усиле­ния торможения необходимо шире развести задники лыж в стороны и больше поставить лыжи на внутренние ребра. Сле­дует помнить, что сильное торможение может привести к паде­нию вперед, вследствие движения лыжника по инерции.

Торможение «полуплугом» (упором) применяется для неболь­шого замедления скорости движения при спусках прямо и наис­кось или на равнине после раската. При этом пятка одной лыжи выдвигается несколько вперед — и сторону, другая лыжа про­должает скользить по направлению движения, вес тела в боль­шей мере находится на ней, и нога на этой лыже сильнее сгибает­ся в колене. Ста пи па ребро отведенную в сторону лыжу, произ­водят торможение. Носки лыж сведены, колени несколько сбли­жены, руки полусогнуты в локтях. При спуске наискось вес тела переносится больше на верхнюю лыжу, торможение производит­ся нижней лыжей, поставленной под углом к направлению дви­жения. Во избежание падения вперед торможение следует про­изводить путем постепенной постановки лыжи на ребро, особен­но в условиях глубокого снега. Нога с лыжей, сохраняющая прямолинейное движение, должна быть согнута и колене, тормо­зящая нога — почти прямая. Необходимо следить, чтобы дети не слишком сгибали и колене отведенную в сторону ногу и не выпрямляли опорную.

Торможение палками между лыжами применяется при спуске, когда невозможно тормозить лыжами, среди деревьев, кустар­ников и т. п. Не вынимая рук из петель, надо поставить палки наклонно между лыжами, подтягивая кисти рук к груди и нем­ного приседая, тормозить.

При торможении слева, надо перенести правую палку на ле­вую сторону, не вынимая руки из петли, левой рукой взяться за нее на расстоянии 30 — 40 см от кольца и, нажимая на палку, производить торможение.

Детей необходимо приучать передвигаться по холмистой (пересеченной) местности, преодолевая неровности. При этом скорость движения и устойчивость лыжника обеспечиваются наиболее рациональной для данных условий стойкой. Приближаясь к кочке, бугру, следует принять более высокую стойку, в момент въезда (для устранения толчка) надо присесть, при спуске — выпрямиться.

При спуске во впадины сначала присесть, а с выходом на ровное место больше выдвинуть одну лыжу вперед и уменьшить наклон корпуса. На небольших неровностях необходимо «пру­жинить» (амортизировать) на согнутых ногах, плавно сгибая и разгибая ноги, наклоняя и выпрямляя корпус, балансируя ру­ками (покачиваясь на согнутых ногах), смягчать толчки при спуске. На выкате после спуска для сохранения устойчивости следует одну ногу выдвинуть вперед.

Детей следует научить преодолевать встречающиеся препят­ствия: неширокие канавы прямо или боком; широкие канавы — спуском и подъемом «лесенкой».

При спусках с гор детям даются различные задания: позво­нить в колокольчик, попасть снежком в цель, поднять шишки, лежащие на снегу, проехать с различным положением тулови­ща, ног, рук и движениями рук (подбрасыванием мяча и др.), спускаться с попоротом, вдвоем и т. д.

Дети в дошкольном возрасте легко овладевают основными способами передвижения, поворотов, подъемов на горку и спус­ков с псе, торможения. Необходимо этому научить всех детей, проводя занятия с группой в целом, с маленькими группами и индивидуально с отдельными детьми. Рекомендуется проводить занятия 2—3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40


Просмотров 946

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!