Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гимнастика как метод физического воспитания. 4 часть



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, в процессе игры ребенок действенно упраж­няется в проявлении важных для ж тип моральных и волевых качеств.

Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении игровой задачи. Следо­вательно, правила играют важную роль в формировании необ­ходимых нравственных черт характера ребенка, его обществен­ного поведения в коллективе, выражающегося во взаимоотно­шениях с детьми.

В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возника­ющее из содержания игры по ходу ею развития (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). Не осознавая еще прави­ла игры как «закон», дети приучаются к своевременной реак­ции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой — в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал.

Исследование Л. В. Артемовен1 показывает, что в старших группах сознательное отношение к правилам и их обязательно­му выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педа­гога; позднее — под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил; нако­нец, правила становятся фактором, непосредственно определя­ющим нормы общественного поведения детей.

По данным Л. В. Артемовой, дети вначале, в силу желания скорее выполнить игровую задачу, забывают о правилах; кроме того, стремление к выигрышу и достижению его наиболее лег­ким способом приводит к нарушению правил; все это вызывает неудовольствие играющих детей, создает конфликты и расстра­ивает их взаимоотношения.

Решающее значение для осознания и обязательного выпол­нения правил каждым ребенком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей

1 См.: Л. В. А р т е м о в а. Воспитание поведения в играх с правилами. «Дошкольное воспитание», 1968. № 9.

начинает изменяться отношение к игровому процессу, возника­ет интерес и стремление к все более точному выполнению игро­вых действий и правил.

Изменяются и причины невыполнения правил, выражающие­ся не в преднамеренном, а в случайном их нарушении, при этом ребенок тут же желает исправить допущенную им ошибку.

Таким образом, под руководством воспитателя, системати­чески, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством фор­мирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, самообладания, настойчивости, воли. Все это служит основанием для определения подвижных игр с пра­вилами как одного из действенных средств нравственного вос­питания детей.

Подвижные игры способствуют умственному развитию ребен­ка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представ­лений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию вооб­ражения, памяти, сообразительности, активности мысли.

Большое значение для совершенствования психических про­цессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к твор­ческому выполнению игровых действий.

Исследования психологов показывают, что благодаря игро­вой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность,имеете- с тем значительно со­вершенствуется и самый механизм восприятия пространства.

В игре восприятие пространства выступает в своих основ­ных формах: непосредственной, познавательно-сенсорном (чув­ственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие). Например, самостоятельный выбор ребенком направ­ления движения или выполнение движения в направлении, строго определенном правилами игры, требуют, с одной стороны, мгновенной оценки игровой ситуации (непосредственно воспри­нимаемой) и зрительно-моторной реакции (игровые действия); с другой — осознание и представление собственных действий в данной пространственно-игровой среде и проявление той же зрительно-моторной реакции. В подвижной игре эти два компо­нента взаимодействуют. Правила игры, сформулированные пе­дагогом, создают необходимую предварительную пространст­венную ориентацию для действий ребенка; в то же время нео­жиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действием водящего или сигналами) нарушают план действия и требуют более сложной мгновенной реакции детей и их пространствен­ной ориентировки (игры: «Два мороза», «Палочка-выручалоч-ка», «Смелые ребята» и т. д.).

Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к дан-

ной окружающей среде. В этом ребенку должен помочь воспитатель, постепенно приучающий его находить наиболее удачный способ действий в соответствии с учетом игровой обстановки стремлением к достижению поставленной задачи.

Например, при проведении одной и той же игры в условия большого и ограниченного пространства ребенок или использует умение быстро и далеко убегать от водящего, или проявляв ловкость и увертливость в непосредственной от него близости («Ловишки», «Хитрая лиса» и т. д.).

Умению ориентироваться в окружающих игровых условия содействует преднамеренное создание препятствий на пути выполнению игровой задачи («Через обруч к флагу», «Волк во рву», «Смелые ребята» и т. д.). Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учета времени выполнения действий.

Очень важной является ориентировка ребенка среди быстр движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети старших групп успешно овладевают этим навыком («Ловишки» «Хитрая лиса», «Догонялки» и др.).

В подвижном игре ребенок упражняется в определении близости или удаленности предметов, человека, благодаря чем у пего развиваются глазомерные оценки, а также пространо-слуховая ориентация («Далеко — близко», «То тут, то там», «Жмурка с колокольчиком» и т. д.).

В программе указаны игры, уточняющие понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади, посредине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т. п. («Быстро шагай», «Плетень», «Перебежки», «Через обруч к флажку», «Коршун и наседка», «Прокати мяч между кеглями» и т. д.).



Подвижные игры формируют у детей простейшие временны ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, пере; этим, все одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, напри мер: «Пока я считаю до пяти, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удар; в бубен» и др.

В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.

Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей. Такие

 

упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умения выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять все это в различных игровых дейст­виях.

Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей твор­ческой инициативы. Опыт показывает, что дети 5—6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знако­мой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты ли­тературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития, определяемого си­стематическим руководством воспитателя, дети могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты.

Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста под руководством воспитателя характеризуется эмоцио­нальным отношением детей к заданиям и осуществлению их в разнообразных играх.

Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движе­ний детей, опирающееся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляется в доступной им точности, слаженности, лов­кости, своеобразной выразительности.

Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игро­вую деятельность, отражается в более высоком качестве выпол­нения движений и вызывает у них чувство «мышечной радости», удовольствия от самого двигательного процесса.

Разнообразные построения — в один или несколько кругов, шеренги, колонны, «фигуры» — требуют четкости движений, красивой осанки, собранности и развивают у детей эстетиче­ские чувства.

Красоте игрового зрелища, воспринимаемого прежде всего самими участниками, в большой степени соответствует одина­ковая физкультурная форма детей.

Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обо­гащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных обо­ротов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках — характерного скандирования.

Например:

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

Характерен игровой зачин народной игры «Уголки».

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце, за мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце.

 

Вот, например, как звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»:

Вокруг коршуна хожу

Ожерелие нижу,

По три ниточки

Бисериночки.

Я связала вороток,

Вокруг шеи — короток.

Очень интересно звучат современные считалки, заимствован­ные из любимых детьми произведений. Например:

Одеяло убежало. Улетели простыня

И подушка, как

лягушка Ускакала от меня.

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

В сборниках подвижных игр, изданных за последние годы, имеются игры с текстами, например «Еще вейся плетень». Вы­полнение ребенком движений в соответствии со словами ритми­зует их, тренирует координационные механизмы, вызывает ра­достные эмоции.

Исключительное эстетическое воздействие на ребенка ока­зывает музыка: она воодушевляет детей, объединяет их общим настроением, придает эстетический характер движениям.

Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать ее эстетически-воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музы­кальных произведений, в противном случае могут разрушиться об­разовавшиеся у них навыки.

Учитывая это, следует вводить музыку только в отдельных частях игры. Например, в игре «Пятнашки» все дети могут сначала двигаться легким богом врассыпную, согласовывая свои движения с характером музыки. Окончание музыкальною произведения и в связи с этим прекращение его звучания будет служить своеобразным сигналом для начала действий пятнаш­ки (он начнет ловить детей уже без звучания музыки, что и следует считать вполне целесообразным). Если же в игре дает­ся словесный сигнал — «Лови!», то о« должен точно совпадать с прекращением звучания музыки.

При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте движений: обращать внимание на детей, движения которых наи­более пластичны, соответствуют образу; .напоминать о том, что зайчики, например, прыгают легко, а кошка ходит мягко; по­ощрять наиболее удачные попытки передать образ.

Таким образом, использование всего богатства эмоциональ­но-оздоровительных, познавательных и воспитательных компо­нентов, заключенных в подвижных играх, способствует осущест­влению задач всестороннего воспитания.

Двигательная деятельность составляет основу различных видов игр, но для развития детей дошкольного возраста наи­более эффективны подвижные игры.

Подвижные игры могут быть сюжетными, отражающими в условной форме жизненный или сказочный эпизод, и несюжет­ными, содержи и ие которых заключается в интересных для детей двигательных заданиях. Эти игры проводятся во всех возраст­ных группах детского сада.

В младших группах большее место занимают несюжетные игры («Догоните меня», «Бегите ко мне») или игры с очень про­стым сюжетом («Воробушки и автомобиль»).

В соответствии с «Программой воспитания» движения, вклю­ченные в игры, а также правила постепенно усложняются: так, для детей двух-трех лет рекомендуются игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом до­вольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»); а для детей 4—5 лет предусматриваются игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»).

В подготовительной к школе группе целесообразным и свое­временным является обучение детей подлинным простейшим элементам спортивных игр. Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры н баскетбол и т. д. Кроме того, дети подготовительной группы под руководством воспитателя могут учиться играть в спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, а также упражняться в играх в серсо, кегли, бабки. В целях подготовки к этим играм детям да­ются упражнения с использованием различных кольцебросов,

корзин, целей и т. п.

С детьми подготовительной группы могут проводиться не­сложные игры-эстафеты. Эти игры содействуют развитию лов­кости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осущест­вляется воспитателем, учитывающим уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и инди­видуальные особенности детей. В соответствии с этими показа­телями дети делятся на группы, при этом очень важно, чтобы возможности участников игры в группах были равными.

В играх-эстафетах, а также в спортивных играх допускаются элементы соревнования. Очень важным при этом является роль педагога, направляющего весь игровой процесс в соответствии с задачами нравственного воспитания.

Соотношение подвижных игр и упражнений. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны: совершенствование двига-

 

 

тельных навыков в игре следует рассматривать как своеобраз­ное продолжение процесса обучения на третьем этапе, харак­терного готовностью ребенка к творческому применению навы­ка. Увлеченность интересной задачей помогает ребенку в игре овладевать более высокой техникой движения, которая пре­восходит уровень выполнения того же движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремле­ние ребенка как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом, в игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный им двигатель­ный навык с приспособленном к попом, более сложной ситуации. В младших группах и целях (.Пучения попользуются игровые упражнения. Детям предлагаются конкретные, но интересные для них задания- выполнить движения с обручами, мячом, палкой, веревкой и т. п. В результате у детей формируются навыки правильного обращения с предметами, развивается моторика. В подвижных играх эти движения приобретают эмоционально-образную окраску (птички летают, мышки бега­ют, зайки подпрыгивают), которая побуждает детей проявить определенное старание.

Группировка подвижных игр по двигательному содержанию.В существующих сборниках подвижных игр в основу группи­ровки положен прилили преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.).

Опыт подтверждает целесообразность такой группировки, несмотря на некоторую ее условность.

При подборе подвижных игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков по «Программе воспитания»1.

В сборнике М. М. Копторович и Л. И. Михайловой2, помимо аналогичной группировки по признаку преобладающего движе­ния, принято деление игр по степени вызываемого у детей мы­шечного напряжения на игры большой, средней и малой степени подвижности. Они определяются по виду и характеру выполне­ния движений. Такая классификация облегчает ориентировку в игровом материале и отбор игр в соответствии с поставлен­ной задачей.

Некоторое отличие в подборе подвижных игр имеется в книжке Н. Н. Кильпио3, в основу которого берутся используе­мые физкультурныепособия (флажки, мячи, палки, обручи

1 Игры с пр.-шиллми и детском саду. Сост. Е. Г. Батурина и А. И. Со­
рокина. М., «Просвещенно», 1970.

2 См.: М. М. К о н т о р о в и ч, Л. И. Михайлова. Подвижные игры
в детском саду. М., Учпедгиз, 1961.

3 См.: Н. Н. Кильпио. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение»,
1968.

и т. д.), а также крупные гимнастические пособия, содействую­щие развитию интереса у детей к игровым заданиям, а также совершенствованию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений. Указанные виды игр включают разно­образные виды движении — основные, строевые и общераз-вивающие упражнения.

Вариативность подвижных игр.Подвижные игры целесооб­разно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается в постепенном усложнении игры (ее движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). Создание вариантов направлено на совершенствование движений, связанное с выполнением более сложных игровых действий, требующих определенных умствен­ных и физических усилий от детей и вместе с тем, повышающих интерес к игре.

Например, игра «Ловшпки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в прост­ранстве, развивающая находчивость, смелость, чувство това­рищества; «Ловишки с мячом», развивающая меткость, уверт­ливость, ориентировку в пространстве; «Ловишки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, увертывать­ся, ориентироваться в пространстве; «Ловишки — ноги от зем­ли», способствующая ориентировке среди предметов, располо­женных в пространство, ловкости, увертливости, сообразитель­ности.

Варианты подвижных игр может создавать сам воспита­тель, учитывающий уровень умственного и физического разви­тия детей своей группы и предусматривающий постепенное по­вышение к ним требований.

В некоторых имеющихся сборниках игр указаны и пример­ные варианты их1. В сборнике Н. Н. Кильпио2 игры, предло­женные автором с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляют интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом.

Итак, систематическое использование различных игровых вариантов содействует воспитанию у детей возможности разно­стороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков обращения с предметами, разви­тию внимания, наблюдательности, пространственных ориенти­ровок и в целом способствует развитию подвижности нервных процессов, обеспечивающих быстроту реакций в различных условиях двигательной деятельности.

1 См.: «Игры с правилами в детском саду». Сост. Е. Г. Батурина и
А. И. Сорокина. М., «Просвещение», 1970.

2 См.: Н. Н. Кильпио. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение»,
1968.

10. Заказ 4997 145

§ 5. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ

Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога, которое в свою очередь определяется пониманием их значения, свободным вла­дением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем.

Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом .необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умст­венного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место .проведения игры, а также пожелания детей.

Большое значение имеет целесообразная организации детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполне­ния игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.

В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют .все дети группы («Воробушки и автомо­биль», «Чье звено скорей построится», «Ловишки», «Хитрая лиса» и т. п.). По вместе с тем есть полезные и интересные иг­ры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту», «Перемени мешочек» и т. п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя. Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического поло­жения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по самому незначительному поводу, вы­зывая недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления.

Данные исследований показывают, что, когда игра с пооче­редным выполнением игровых заданий проводится со всей груп­пой детей, активность их быстро убывает, дети перестают вы­полнять необходимые по ходу игры движения.

Когда участвует небольшая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны и внимательны до конца.

Такое различие в поведении детей становится понятным, если учесть особенности корковых процессов, лежащих в осно­ве статической и динамической деятельности.

Известно, что при статических напряжениях в коре го­ловного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, волевы-

ми импульсами и, с другой стороны, возбуждениями, поступаю­щими от работающих мышц. От динамической работы статиче­ские усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стойким и ведет к быстрому функционально­му истощению соответствующих клеток с последующим развити­ем в них охранительного торможения. Если нагрузка велика, воз­буждение иррадиирует по коре головного мозга. Кроме того, че­рез некоторое время после начала статических усилий в коре го­ловного мозга возникают явления отрицательной индукции, про­являющиеся торможением целого ряда функций.

Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект.

Практически всегда имеется возможность варьировать спо­собы организации игр. В зависимости от их структуры и харак­тера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом.

Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержа­ния и правил требуют от воспитателя тщательной подготовка. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть гс предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например, «Обезьянки и охотники», «Волк во рву», «Кос­монавты», «Путешественники» и т. д. В результате бесед, рас­сматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушка­ми и т. д.), то беседа не нужна.

Объяснение игры может проходить по-разному также п за­висимости от ее вида.

Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказы­вает последовательность игровых действий, расположение де­тей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказывал: игра только тогда проходит весело и сла­женно, когда детям понятны их действия и правила, которые они должны выполнять.

В младших группах воспитатель может объяснять действие детей и правила непосредственно в процессе проведения игры. Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитате­ля заключается в том, чтобы создать у детей наглядную кар­тину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздей­ствовать на воображение и эмоции детей, активизировать твор­ческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые особенно оправданны в младшей группе.

Например, перед проведением игры «Бабушка Арина и ее цыплятки» воспитатель, предложив детям сесть на стоящие по­лукругом стулья, располагается напротив и начинает расска-

зывать: «У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтые — вот такие (показывает пушис­того цыпленка-игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их .каждое утро погулять на зеленую травку» и т. д.

В такой рассказ воспитатель включает весь ход действий детей, связанных с сюжетом игры. Затем она говорит: «Вы все будете1 цыплятки, а я бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок, мы будем с вами играть» (весь рассказ не должен превышать 1,5—2 минут).

При повторении знакомых детям игрможно ограничиться напоминанием правил (например: «Когда водящий скажет: «Стоп», двигаться нельзя). В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и ее прави­ла: один ребенок коротко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых дей­ствий и постепенно подводит к умению играть без непосредствен­ного руководства педагога.

Распределение ролейв играх происходит по-разному. Ино­гда воспитатель сам назначает водящего, руководствуясь опре­деленными воспитательными задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, показать па примере активного, как важ­но быть смелым, пли отклонить просьбу самоуверенного ребенка и поручить эту роль робкому, застенчивому).

В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, поче­му они именно данному ребенку поручают эту роль.

В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образую. Посте­пенно индивидуальная роль может поручаться ребенку, при условии ограниченного пространства и направления его движе­ния (например, в игре «Птички и автомобиль», «автомобиль». двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся «воробушки»).

В процессе подвижной игрывоспитатель регулирует ее ход. Онследит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки.

О нарушении правил отдельными детьми (если они не на­рушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведе­нием игры.

Заканчивается подвижная играобщей ходьбой, постепенно снижающей физиологическую нагрузку, возникшее у детей воз­буждение и приводящей пульс в норму.

Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по зна­чению мало подвижная игра («Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и т. д.).

Однако не следует подводить итоги игрового процесса сра­зу после его окончания: непосредственная близость динамиче-

ского состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилением сердечно-сосудистой деятельности, и статического со­стояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в поло­жении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца и

всего организма ребенка.

При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших свои роли, про­явивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим дей­ствия детей.

В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом, и особенно за выполнением правил.

В целях развития самостоятельности, организаторских уме­ний и воспитания нравственных чувств бывает полезно пору­чить старшим провести игру ч одной из младших групп. Вначале их обязанности распределяет воспитатель, одному (или двум) поручая организацию малышей, другому — объяснение игры, ее правил, а третьему — выполнение индивидуальной роли («Зайки и медведь», «Воробушки и автомобиль» и др.), затем дети дела­ют это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением вос­питателя младшей группы.

Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр многогранны, но для их реализации необходимы заинтере­сованность воспитателя, его творческое отношение и педагоги­ческое мастерство.

 

Глава шестая СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ

ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ1

§1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ВИДОВ

ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В целях всестороннего развития детей дошкольного возраста применяются следующие спортивные виды физических упражне­ний: передвижение на лыжах, катание на сапках, коньках, ве­лосипеде, плавание и др. Они способствуют укреплению основ­ных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыха­тельной, нервной систем, а также формированию в той или иной мере всех физических качеств (ловкость, быстрота, сила, вынос­ливость и др.)- Эмоциональная окраска занятий помогает детям

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 910

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!