Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гимнастика как метод физического воспитания. 2 часть



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитательное значение упражнений в беге состоит, как по­казано выше, в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок.

Прыжки.Прыжок — движение ациклического типа. В нем от­сутствует повторение циклов и весь процесс выполнения прыж­ка представляет одно законченное движение.

В прыжке есть определенная последовательность двигатель­ных элементов и ритм. Прыжок состоит из трех последователь­ных фаз: подготовительной — размах или разбег, приседание, основной — отталкивание и полет и заключительной — призем­ление.

Подготовительная фаза при прыжке с места заклю­чается в приседании, понижающем общий центр тяжести тела, отведения рук назад в целях более сильного взмаха при толчке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следую­щей фазе.

При прыжках с разбега — устремленный бег, безостановоч­ный переход к отталкиванию одной ногой.

Основная фаза — отталкивание и полет. Первое связано с сильным сокращением разгибающих мышц ног, обеспечиваю­щим начальную скорость полета и правильное направление; вто­рое — полет, создающий нужное положение телу при подъеме и подготовку к приземлению.

Заключительная фаза — приземление, заканчиваю­щее скорость полета без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений.

При прыжке в длину с места и с разбега приземление про­исходит сразу на обе ноги, с пятки на носок.

Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега требует приземления на носки с перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора.

Мягкость приземления на полусогнутые ноги обеспечивает постепенное движение силы толчка от сустава к суставу и пре­дохраняет от сотрясений внутренние органы, головной мозг, а также от уплощения стопы. В процессе систематических упраж­нений у детей постепенно складывается сложная координация движений. При этом важную роль играют условнорефлектор-ные двигательные реакции, связанные с проприоцептивной чув­ствительностью, вестибулярным аппаратом, зрением. Следова­тельно, прыжки требуют определенного уровня развития коры головного мозга, крепости костей конечностей, эластичности мышц и глазомера. Развитие всех указанных качеств происхо­дит в процессе упражнений: они тренируют двигательные цент­ры коры, улучшают их функции и в связи с этим способность управления движениями.

Физиологическое воздействие прыжков на организм весьма значительно. Поэтому при проведении упражнений с детьми не­обходимо соблюдение дозировки, применение подводящих к прыжкам упражнений и внимание к состоянию всех детей. В раннем возрасте это движение начинается с ритмических

8* 115

приседаний с помощью взрослого. Постепенно к двум годам де­ти приобретают умение самостоятельно приседать на месте, пру­жинить, подпрыгивать и перепрыгивать. С трех лет для ре­бенка доступны подпрыгивания на месте с продвижением впе­ред, спрыгивание в глубину вниз (15 см), подпрыгивание вверх, перепрыгивание через шнур, два шнура, положенных на рас­стоянии 10 см друг от друга.

Постепенно вводятся простейшие упражнения, подготавли­вающие детей к овладению техникой прыжка в дальнейшем (па­раллельная постановка ног в исходных упражнениях, сгибание ног в колене — «пружина», свободное- отведение рук назад и взмах вперед и т. д.).

Позднее, в более старшем возрасте, дети овладевают техни­кой прыжка в длину и высоту с места и с разбега, в соответст­вии с нормами, указанными в«Программе воспитания».

Для совершенствования детей в прыжках рекомендуются: уп­ражнения с короткой и длинной скакалкой, поочередное под­прыгивание на одной ноге (игра «классы»), различные подско­ки с прямым и перекрестным движением ног, прыжки через ряд положенных на полу предметов; прыжки с поворотами и раз­личными движениями рук; прыжки с продвижением вперед, на­зад, в стороны и др.

Метание— движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз.

Задачей упражнений является овладение правильными спо­собами метания.

Метание может производиться на дальность и в цель. Пер­вое должно предшествовать второму, так как при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правиль­ными приемами; одновременно осуществляется упражнение в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредоточивается на попадании предмета в указанную цель. В этом случае волевое усилие заключается в собранности внимания, сосредоточенности, целенаправленности и координации движения при обязательной глазомерной оцен­ке расстояния.

При метании верхняя часть корпуса — плечевой сустав, пле­чевой пояс и туловище — подвижны.

При метании вверх (бросание мяча) предплечье устанавли­вается в горизонтальном положении, которое находится под пря­мым углом с плечом, ладонь обращена кверху. При этом силь­ный толчок кистью предмета обеспечивается укреплением пред­плечья. При размахе снизу увеличивается сила броска.

При метании вперед предплечье занимает вертикальное по­ложение и образует довольно острый угол с плечом. Ладонь об­ращена вперед. Метание вперед может быть выполнено с боль­шим или меньшим размахом. Малый размах обеспечивается движением в локтевом суставе, большой — в плечевом и между

плечевым и туловищем: рука идет в направлении -снизу и сза­ди вверх и над головой.

В метании различают несколько фаз:

Подготовительная, при которой усилие направляется на создание предварительной скорости поступательного движе­ния предмета. Если метание производится с места, тогда подго­товительная фаза выражается перемещением туловища, его по­воротом в сторону метающей руки. Задачей данного движения является создание благоприятных условий для работы ведущих мышц — растяжение мышц плеча, плечевого пояса, груди и по­ясницы. Это обеспечивает достаточное сокращение указанных мышц в момент толчка.

Следующая, основная, фаза выражается в придании пред­мету максимальной скорости сильным толчком в правильном направлении. Движение руки — снизу и сзади вверх и над голо­вой вперед.

Последняя фаза—заключительная —сохранение рав­новесия после выполненного метания.

Исходное положение при метании правой рукой: отставление правой ноги назад с опорой на нее, поворот левым боком в сторону броска. Метание левой рукой осуществляется ана­логично.

В младших группах детского сада метание начинается с эле­ментарных упражнений —катание и прокатывание мяча, шари­ка в прямом направлении друг другу, в ворота, в предметы (кегли) на расстоянии 1 — 1,5 м. Эти упражнения приучают де­тей к умению обращаться с предметом, развивают глазомер, подготавливают руки к правильному энергичному отталкива­нию мяча, шарика, его ровному быстрому движению. Помимо этого, детей надо приучать самостоятельно бросать и ловить мяч, а также бросать его в горизонтальную цель (корзину, об­руч) снизу одной или двумя руками. В занятиях с детьми млад­ших групп целесообразно применять постепенно усложняющие­ся упражнения из «школы мяча», которые содействуют разви­тию необходимых умений, подготавливающих ребенка к обуче­нию правильным приемам метания.



В средней и старших группах разнообразные упражнения в метании должны быть ежедневно, а мяч предоставлен детям в свободное пользование.

Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения, тре­бующего развитого глазомера, координации движений и лов­кости. Различные приемы метания вызывают интерес у детей и стимулируют их к овладению ими. Так, при метании в горизон­тальную цель используются приемы — снизу одной или двумя руками, метание предмета от плеча и из-за головы.

При метании в вертикальную цель детям показываются прие­мы, описанные выше.

В помещении и на участке детям должны быть предостав­лены кольцебросы, мячебросы, кегли, серсо, городки, бадмин­тон, сетки, мячи, корзины, клюшки (зимой) для овладения элементами игры и волейбол, баскетбол и хоккей.

Лазанье относится к типу циклических жизненно важных движений.

Процесс влезания и слезания имеет некоторую кратковре­менную повторность элементов, сходных с ходьбой: поочередное движение рук и ног с моментом опоры каждой ноги на рейки лестницы и задержка обеих ног на них. Непрерывность повто­рения циклов при лазанье определяется высотой гимнастичес­кой стенки — 1—1,5—2 м высоты.

В дошкольном возрасте1 используются следующие виды ла­занья: подлезание, перелезание, пролезаиие, лазанье на четве­реньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастическойскамейке), по вертикальной (гимнастической стенке, стремянке, веревочной лесенке).

Как известно, первым видом самостоятельного движения в раннем детстве является ползание, с которого начинается пе­редвижение ребенка в пространстве. В процессе освоения это движение может постепенно приобретать повторность циклов, аналогичных ходьбе. Ползание вовлекает в активную работу большое количество мышц, укрепляет их и содействует воспи­танию осанки благодаря опоре на все конечности, уменьшая этим давление на позвоночник.

Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опираясь на ладони и колени. По данным М. Ю. Кистяковской, у некоторых детей сразу возникает наиболее совершенная фор­ма ползания: они поочередно переставляют руки и ноги. Посте­пенно взрослый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну.

Помимо этого, малыши и дети младших групп упражняются в проползании под воротца, стул, подлезании под шнур, воротца, переползании через бревно, скамейки.

В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п.

Когда ребенок делается достаточно самостоятельным, ему даются упражнения в лазанье по вертикальной гимнастической стенке высотой 1 м (начиная с 2 лет 6 месяцев).

Лазанье является сложным условным рефлексом, вырабаты­ваемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает значительную массу мышц в интенсивную деятельность и в свя­зи с этим способствует повышению жизнедеятельности организ­ма ребенка, а также формированию правильной осанки.

В первой младшей группе вначале дети пользуются в про­цессе лазанья приставным шагом, обеспечивающим устойчивое

положение на перекладинах лестницы. Позднее они пытаются двигаться чередующимся шагом.

Дети второй младшей, средней и особенно старших групп при систематической работе овладевают разновидностями ла­занья в соответствии с имеющимися нормативами программы детского сада.

В старшей и подготовительной группах дети пользуются че­редующимся шагом, лазают быстро и ритмично с выполнением дополнительных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять фла­жок, забраться на самый верх трибуны с разбега (игры «Обезь­янки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.). Все упражнения во всех возрастных группах должны проходить под непосредст­венным наблюдением воспитателя.

Ежедневное упражнение в лазанье обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию дви­жений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах уста­навливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке — трибуны с вышками, заборчики.

В процессе лазанья воспитываются необходимые волевые ка­чества (смелость, решительность, сообразительность, ловкость).

Для детей дошкольного возраста в связи с недостаточной зрелостью нервной системы, слабого костно-связочного аппара­та, малой силы мыши, кисти по отношению к туловищу трудно лазанье по столбу, канату. Противопоказано дошкольникам висение на руках: оно вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нерв­ную систему.

Упражнения в равновесии. Чувство равновесия необходимый, постоянный компонент любого движения и сохранения любой позы. Развитие чувства равновесия происходит постепенно, в связи с совершенствованием функций коры головного мозга че­ловека, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства, помо­гающего оценивать всякое изменение в положении и перемеще­нии частей собственного тела.

Равновесие как сохранение устойчивого положения тела тре­бует собранности внимания, координации движений, ориенти­ровки в данных условиях, быстрой правильной реакции на них, спокойствия. Поэтому упражнения в равновесии проводятся до сильных и быстро выполняемых движений, вызывающих боль­шой физиологический эффект, — бега, прыжка и т. д.

Упражнения в равновесии требуют уверенности и целена­правленности движений, а также смелости и самообладания.

Чувство равновесия тренируется и проверяется в процессе упражнений на уменьшенной площади опоры, когда требуется удержать тело от падения, затормозить неловкие движения, на-

пример, ходьба по узкой доске, бревну, рейке, ходьба на носках, стояние на одной ноге, остановка после бега и т. п.

Упражнения в равновесии вводятся с раннего возраста. Уже чтобы пройти по ограниченному пространству между двух поло­женных параллельно шнурков, на расстоянии 20—25 см от ре­бенка потребуется внимание, определенная координация движе­ний, полевая собранность, соблюдение направления. В дальней­шем упражнения усложняются: предлагается пройти по доске, приподнятой на 15—20 см от пола, по наклонной доске, пройти по скамейке с перешагиванием через лежащий на ней предмет, разойтись с идущим навстречу по скамейке ребенком и т. п. Все эти упражнения вырабатывают необходимое чувство равновесия, умение владеть своим телом, координацию движений, ловкость, ориентировку в условиях, своевременную правильную реакцию. При достижении положительных результатов упражнения еще более усложняются: ребенок имеет различные предметы (корзи­ночки, мяч, мешочек на голове), поверхность, по которой он идет, вибрирует (покачивающееся бревно, поднятое на опреде­ленной высоте); ребенок идет по шнуру, ребрам лестницы; бе­жит с неожиданной остановкой, приседанием, фиксированием позы и т. п.

Все эти упражнения даются в игах и на занятиях, а также используются в повседневной жизни детского сада.

Чувство равновесия совершенствуется и в спортивных видах физических упражнений: скольжении по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах, катании на коньках, езде на двухколесном велосипеде, роликовых коньках.

Таким образом, все указанные выше упражнения, направлен­ные на формирование правильных навыков основных движений, готовят ребенка к многообразной жизненной деятельности.

Основным условием достижения благоприятных результатов в развитии основных движений у детей является обучение их в соответствии с требованиями «Программы воспитания в дет­ском саду», которые учитывают возрастные особенности и воз­можности детей.

Общеразвивающие— это специальные уп-
общеразе ражнения, предназначающиеся для разви-

тия и укрепления отдельных групп мышц — плечевого пояса, туловища, брюшного пресса и ног.

Задачей их является формирование правильной здоровой осанки ребенка путем развития и укрепления костно-мышечно-го аппарата и общефизиологического воздействия на его орга­низм.

Особенность-/г их упражнений заключается в том, что они связаны с деятельностью отдельных, строго ограниченных дви­гательных центров мозга и каждое из упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его выпол­нения. Поэтому общеразвивающие упражнения носят местный

характер со специальной направленностью. Они тренируют выс­шие психомоторные центры, управляющие движениями, совер­шенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй си­гнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности выполнения.

Определенная последовательность, в которой даются обще-развивающие упражнения, направлена на постепенное вовлече­ние всего организма в деятельное состояние, повышение физи­ологических процессов, способствующих его общей жизнедея­тельности.

Первая группа упражнений направлена на развитие и ук­репление мышц плечевого пояса. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клет­ки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вы­зывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрям­ляют позвоночник (способствуя сближению лопаток и уменьше­нию расстояния между ними).

Вторая группа упражнений — для развития и укрепления брюшного пресса и ног. Они способствуют укрепле­нию мышц живота, которые предохраняют внутренние органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т. п.). Эти упражнения развивают мышцы ног и свода стопы, препятствуют застою крови в венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т. д.).

Третья группа упражнений— ДЛЯ развития и укрепле­ния мышц спины и гибкости позвоночника. Эти уп-ражнения влияют на формирование здоровой осанки и содейст­вуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперед и в стороны, а также при поворотах вправо, влево и вра­щении туловища. При этом основное условие последнего упраж­нения — обеспечить гибкость позвоночника, для этого целесооб­разно закрепить положение таза при выполнении упражнения сидя, скрестив ноги «калачиком», или зафиксировать ноги (их неподвижность) при стойке ноги врозь (перебрасывание рук при вращении туловища).

Таким образом, весь указанный комплекс упражнений, ис­пользуемых одновременно, оказывает всестороннее укрепляю­щее воздействие на организм ребенка. Выполнение общеразви-вающих упражнений, требующих точности, четкости, определен­ной расчлененности и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовывать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей.

Исходные положения. Каждое упражнение начинает­ся с исходного положения: правильного положения тела (стоя, сидя, лежа) и необходимого для данного упражнения положения рук и ног,

Для упражнений, развивающих мышцы плечевого пояса, при­меняются следующие исходные положения: для ног — стойка ноги врозь, ступни параллельно друг другу или ноги слегка рас­ставлены, ступни параллельно (для детей младших и средней групп); в старшей и подготовительной к школе группе эти уп­ражнения могут быть даны в основной стойке — пятки вместе, носки врозь (иногда с подъемом на носки). Для рук — руки опу­щены вниз вдоль тела, ладони обращены к туловищу; руки за спиной; руки на пояс; руки согнуты в локтях и отведены назад; руки перед грудью; руки в стороны; руки вверх; руки выпрям­лены и отведены назад. Все указанные исходные положения со­действуют воспитанию правильной осанки, сближая лопатки, выпрямляя позвоночник, расширяя грудную клетку. Они прида­ют удобное, устойчивое положение всему телу.

Для упражнений,развивающих мышцы брюшного пресса и ног для детей младших и средней групп в положении стоя, используется исходные положения для ног: стойка — ноги слегка расставлены врозь, ступни параллельны друг другу или ноги вместе. Для детей старшей и подготовительной групп: основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Данная стойка использу­ется при всех полуприседаниях, полных приседа пнях; у ребенка создается возможность расширить колени, выпрямить спину и приподнять пяти; она удобна при подъеме и сгибании в колене каждой пот отдельно, отведении ног вперед, влево, вправо, на­зад. В положении сидя исходное положение для детей младших и средней групп: ноги вытянуты вперед; для детей старшей и подготовительной групп: ноги вытянуты вперед, носки вместе и оттянуты, ноги скрещены.

Для упражнений, развивающих мышцы спины и гибкость поз­воночника в положении стоя используется исходное положение для ног — стойка ноги врозь для всех возрастных групп. Она при­дает устойчивое положение телу, удобна для прямых, боковых наклонов и для различных поворотов туловища (вращение).

В положении сидя для старших групп: ноги вытянуты вперед, ступни вместе, носки оттянуты вниз.

В положении лежа на спине: ноги вытянуты вперед, ступни вместе, носки оттянуты; руки вдоль тела, в стороны, за головой.

Дыхание. У ребенка вследствие имеющихся возрастных особенностей в строении грудной клетки (незначительного на­клона ребер и высоко стоящей диафрагмы) нет большого разма­ха дыхательных движений, дыхание поверхностно, неглубоко.

В процессе интенсивных физических упражнений появляет­ся большая потребность в кислороде; ребенок начинает глубоко дышать, вбирая свежий воздух и ощущая в то же время необ­ходимость освободиться от вырабатываемой в организме угле­кислоты, что создает необходимость выдоха.

Упражнения регулируют и усиливают дыхание, содействуют развитию и подвижности грудной клетки, увеличивают жизнен-

ную емкость легких, улучшают состав крови благодаря притоку кислорода и питательных веществ.

Путем регулярных упражнений дыхание ребенка поддается воспитанию вследствие того, что дыхательные центры подчиня­ются нервной системе.

Систематические физические упражнения вырабатывают необходимые условнорефлекторные связи и постепенно приуча­ют детей к регулярному вдоху и выдоху, стереотипизируя этот процесс (делая его привычным).

Поэтому при выполнении всех упражнений важную роль иг­рает правильное дыхание ребенка. Оно заключается в полноцен­ном интенсивном по глубине вдохе и в постепенном умеренном выдохе, фиксируемом произнесением звуков (тс, шш, пф и т. д.).

Оздоровительная функция физических упражнений приводит к максимальному положительному эффекту только при усло­вии полного и целесообразного вовлечения вегетативной и, в частности, дыхательной систем в активную мышечную деятель­ность. Особенно большое значение это имеет для развивающе­гося детского организма, весьма чувствительного к кислород­ному режиму. Поэтому детей в процессе физических упражнений надо обучать правильному сочетанию фазы движения с фазами дыхания и тем самым совершенствовать работу дыхательного аппарата.

Воспитателю детского сада необходимо ясно представлять в каждом 01 дельном упражнении моменты правильного вдоха и выдоха. Вдох в упражнениях, развивающих мышцы плечево­го поясе, всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх; выдох связан с сужением ее при опускании рук вниз, про­ведением их вперед, хлопком перед собой.

В упражнениях, развивающих мышцы брюшного пресса и ног, вдох происходит при выпрямлении ног, выдох—при сги­бании их в колене, при приседании.

В упражнениях, развивающих мышцы спины и гибкость по­звоночника, при прямых наклонах вдох совпадает с выпрямле­нием, выдох — с наклоном корпуса вперед-вниз; при боковых наклонах выдох — в одну сторону, например, вправо, а вдох — в другую (влево) при поочередном выполнении; или: выдох с наклоном в одну сторону, вдох —с выпрямлением.

При полных поворотах туловища вдох делается при пово­роте в одну сторону, выдох — в другую (поочередно в каждую сторону). При полуоборотах вдох совпадает с поворотом в одну сторону, выдох с положением — прямо; то же в другую сторо­ну. В процессе выполнения упражнений надо приучать детей к вдоху через нос, что, как .известно, создает равномерное по­ступление воздуха в легкие; кроме того, проходя через носовые ходы, воздух согревается, очищается и после этого достигает гортани.

Использование физкультурных пособий. Обще-развивающие упражнения выполняются детьми большей частью с мелкими физкультурными пособиями — .палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шестами, шарами и т. п. Кроме того, на предметах — гимнастической стенке, скамейке, стульях, бревне; у предметов — гимнастическая стенка, степа. Различ-ные предметы позволяют многократно повторить одни и те же полезные для детей упражнения, поддерживая к ним интерес. Например, упражнение, в котором дети поднимают руки вверх, шире плеч и опускают их вниз, может выполняться с обручем, палкой, лентой, флажками и др. Оно способствует формированию правильной осанки, не надоедая детям и не утомляя их однооб­разием. Кроме того, предмет содействует большей конкретности задания, он делает движения более точными (например, палка, поднятая вверх, определяет необходимые границы при разведе­нии рук и помогает развитию самоконтроля ребенка). Много­кратное повторение упражнения с предметом помогает вырабо­тать правильный мышечный тонус, сохраняющийся и в дальней­шем при выполнении упражнения без предмета.

Строевые упражнения — построения (в

строевые круг, колонну, шеренгу и т. п.), перестроения (из

колонны по одному и колонну по

два, три, четыре, шеренгу п т. п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все пере­движения к пространстве (в различных построениях и врассып­ную) — используются в работе с детьми при выполнении различ­ных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнасти­ке), в подвижных играх, хороводах, праздничных шествиях, на прогулках, экскурсиях.

В процессе выполнения этих упражнений у детей воспиты­вается ориентировка в пространстве, согласованность действий в коллективе (выполнение различных заданий в общем для всех темпе и во взаимозависимости друг от друга).

Строевые упражнения, связанные главным образом с ходь­бой, влияют на формирование у ребенка правильной осанки. Оки могут выполняться с различными предметами, сопровож­даться песней, музыкой или ударными инструментами (бубен, барабан).

Итак, все группы гимнастических упражнений-—основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения — оказы­вают общефизиологическое воздействие на организм ребенка, его всестороннее физическое развитие, содействуют формиро­ванию осанки п правильных двигательных навыков, воспитыва­ют психические процессы и, находясь во взаимосвязи и целе­сообразно дополняя друг друга, вырабатывают у детей пра­вильные двигательные навыки и подготавливают их к более сложным требованиям в школе.

Эти упражнения используются в работе

упражнения с детьми по назначению врача, когда у

корригирующего ребенка обнаруживаются признаки дефор-

характера. мации осанки или стопы. Основная задача воспитания осанки заключается в своевременном ее формиро­вании. Поэтому корригирующие упражнения являются уже необходимостью при обнаружении признаков деформаций, воз­никающих вследствие различных причин.

Нарушения осанки могут возникать на почве заболевания ребенка рахитом и при туберкулезной интоксикации, т. е. иметь патологический характер.

В нашей стране эти причины наиболее редки. Значительно сложнее для выявления причины, связанные с непродуманными условиями жизни детей: недостаточность двигательного режи­ма, в который должны обязательно входить утренняя гимнасти­ка, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, насы­щенные движением; нарушение гигиенических требований при занятиях — несоответствие мебели росту отдельных детей. Сидя в неправильной позе, ребенок в силу имеющейся возраст­ной особенности — хрящеобразности позвоночника, легко под­дающегося патологическим искривлениям, и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме, привыкает к неправильному положению туловища.

Одной из причин нарушения осанки следует считать также, по мнению врачей-гигиенистов,мягкую постель, в которой тело ребенка принимает неправильную форму. Учитывая, что позво­ночник ребенка весьма восприимчив, а сои в такой постели систематически повторяется, искажение формы позвоночника может закрепиться.

Помимо этого, развитию деформаций благоприятствует недостаточное пребывание детей на воздухе, неудобная для движений, чрезмерно теплая и тесная одежда, неправильна по­добранные или недостаточно используемые физические упраж­нения на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, необ­ходимые для укрепления отдельных групп мышц и, в частности, осаночных мышц туловища, которые играют основную роль в соблюдении правильной позы при стоянии и сидении.

Рекомендации врачей, имеющиеся исследования и лучший опыт дошкольных учреждений показывают, что профилактика деформаций заключается в выполнении основных требований к создаваемому для детей режиму и окружающей обстановке: повышение двигательной активности детей в течение дня и максимальное использование воздуха, благотворно влияющих на общее состояние организма, систематическое целенаправлен­ное формирование правильных двигательных навыков, постоян­ное внимание к позам детей и их длительности в течение дня на занятиях и в играх и создание обстановки, обеспечивающей

строгий учет индивидуального состояния здоровья, роста всех и отдельных детей.

У детей наблюдаются функциональные нарушения симметрии тела — сколиотическая установка, сутуловатая осанка, а также плоская спина, лордоз и лордокифоз. Указанные типы наруше­ния ос пики определяются соответствующими признаками.

При круглой спине (кифоз) нарушение осанки выра­жается в увеличении грудной кривизны, которая появляется вследствие слабости мышц спины. При этом у ребенка голова имеет наклон вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены с наклоном вперед, лопатки приобретают крыловидную форму; заметно выступает круглая спина, живот выдастся вперед, коле­ни согнуты.

Такое нарушение влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистойи дыхательной систем и ухудшает питание мозга.

Боковое искривление позвоночника (сколиоз) выра­жается в боковом наклоне влево или вправо или имеет общую боковую кривизну. При этом физиологические кривизны позво­ночника сглажены, лопатки, имеющие крыловидную форму, отделяются от грудной клетки; держание корпуса напряженнее, движения мало координированные, происходит много лишней траты мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины.

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 1128

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!