Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гимнастика как метод физического воспитания. 1 часть



В гимнасти­ке могут быть использованы весьма разнообразные физические упражнения, способствующие решению задач всестороннего физи­ческого воспитания. В ней могут применяться любые движения и двигательные действия в соответствии с педагогическими зада­чами и анатомо-физиологическими особенностями организма.

В гимнастике можно осуществлять относительно точное из­бирательное воздействие па строение и функции организма.

Характерныедля гимнастки методические приемы дают возможность, с помощью физических упражнений оказывать преимущественное воздействие на отдельные органы и отдель­ные мышечные группы, а также развивать различные физиче­ские качества. В гимнастике возможна относительно точная дозировка физической нагрузки: разнообразные упражнения используют­ся и назначаются в соответствии с подготовленностью занимаю­щихся и строгим учетомих влияния на организм.

В целях повышения эмоциональности занятий, воспитания эстетических чувств, усилении эффекта от воздействия упражне­ний при проведении гимнастики целесообразно применять му­зыку.

Процесс обучения в гимнастике имеет общеобразовательный характер: воспитывается умение оценивать своя двигательные возможности, выяснять общие закономерности двигательной дея­тельности. Это осуществляется путем распределения учебных заданий, широкого применения анализа и синтеза движений, комбинирования движений в новые двигательные действия и изучения разнообразных физических упражнений.

Гимнастика располагает специфическими средствами для осуществления воспитательных задач. Она требует точного, заранее обусловленного выполнения двигательных действий, имеет регламентированный (распорядок занятий, особый стиль организации процесса обучения, требующего сознательности и самостоятельности действий. Все это служит воспитанию дис­циплины, внимания, способствует укреплению воли и характера.

Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи общей физической подготовки, применять физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся и успешно осуществлять оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи физического воспитания.



§ 2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В процессе развития советской системы физического воспита­ния постепенно уточнялись задачи гимнастики и определялись ее виды:

1) общеразвивающая, к которой относится основная гимнастика, гигиеническая и др.;

2) гимнастика со спортивной направленностью — спортивная гимнастика, акробатика и худо­жественная гимнастика;

3) прикладные виды гимнастики — спортивно-прикладная, профессионально-прикладная, лечебная и др.

общеразвивающая гимнастика.

Задачей основной гимнастики является укрепление здоровья, общая физическая подготовка, направленная па всестороннее физическое развитие человека и создание основы для совер­шенствования его физических способностей к спортивной спе­циализации.

В содержание основной гимнастики входят: строевые упраж­нения, общеразвивающие упражнения и основные движения. При выполнении упражнений используются гимнастические снаряды и мелкие физкультурные пособия. Основная гимнастика содей­ствует повышению функциональных возможностей организма человека и его физическому развитию совершенствованию раз­нообразных двигательных навыков, воспитанию физических ка­честв, умения самостоятельно пользоваться освоенными двига­тельными действиями в различной жизненной ситуации, оцени­вать свои возможности, познавать основные закономерности двигательной деятельности, понимать значение приобретаемых знаний и навыков для жизни и деятельности. Гигиеническая гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности. Она рекомендуется для детей всех возрастов начиная с самого раннего.



Гигиеническая гимнастика

Основной задачей спортивной гимнастики является совершенствование человека в искусстве выполнения движений для дости­жения высокого уровня физической под­готовленности и спортивного мастерства. В спортивную гимнас­тику входят вольные упражнения, упражнения на снарядах — перекладине, брусьях, коне и др. В гимнастике этого вида ис­пользуются в качестве дополнительных средств упражнения ос­новной гимнастики, акробатики и художественной гимнастики. Показателеммастерства в данном виде гимнастики является сложность упражнений и качество их выполнения.

В современной спортивной гимнастике имеется классифика­ционная программа, которой последовательно овладевают гим­насты. Целью учебно-тренировочных занятий является подго­товка гимнастов к сдаче испытаний на спортивный разряд.

 

Акробатика имеет общую задачу со -спортивной гимнас­ткой, она развивает силу, ловкость, гибкость, воспитывает уме­ние совершенного владения своим телом.

В содержание акробатики входят динамические упражнения (перекаты, перевороты, сальто и т. п.) и статические (стойки, мосты, шпагаты и т. п.).

Художественная гимнастика предусматривает совер-шенствование движений снижений и имеет спортивный характер. Основные упражнения художественной гимнастики органически связаны с музыкой, помогающей овладеть высокой пластичностью, координацией и выразительностью движений.

Содержание художественной гимнастики составляют строе­вые, общеразвивающие упражнения и некоторые основные дви­жения, а также различные танцевальные комбинации с предме­тами и без предметов, проводимые под музыку.



Прикладная гимнастика.

Художественная гимнастика является одним из основных средств физического воспитания женщин, ритмичности, мягкости, выразительности их движений.

Спортивно-прикладная гимна тик а направлена на общую и специальную физическую подготовку спортсмена, развитие у него физических качеств, совершенствование отдель­ных движений, которые входят в изучаемые им спортивные двигательные действия. Содержание спортивно-прикладной гимнастики конкретизируются в зависимости от вида спорта, в кото­ром данный спортсмен совершенствуется. Эти занятия являются обязательными для тренировки в каком-либо виде спорта.

Гимнастика на производстве организуется в целях повышения работоспособности людей и поддержания их здоровья. Эта гимнастика входит в распорядок рабочего дня: вводная — обычно проводится перед работой, а физкультпауза — в процессе рабочего дня, в перерывах.

Лечебная гимнастика относится к лечебной физкультуре и направлена на восстановление здоровья и трудоспособ­ности. Она используется, например, для восстановления функций двигательного аппарата после перенесенных травм и заболева­ний, исправления недостатков телосложения (различные дефор­мации). Лечебная гимнастика направлена на улучшение состо­яния нервной системы и самочувствия больных людей, повыше­ния их жизненного тонуса и устранения отрицательных эмоций.

Итак, гимнастика, являясь одним из средств и методов физи­ческого воспитания, составляет неотъемлемую часть всех госу-л,1рпвенных программ для детей, юношества и взрослых в различных учебно-воспитательных учреждениях, лечебных заведени­ях и самодеятельном физкультурном движении — на предприя­тиях, в учреждениях, на фабриках, заводах, а также при индивидуальных занятиях.

§ 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИКИ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

анализ программы.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста из всех названных вы­ше видов гимнастики применяются: основная гимнастика в соче­тании с простейшими элементами художественной гимнастики, а также лечебная (корригирующая).

Значение основной гимнастики .включается в ее эффектив­ности для всестороннего физического развития, улучшения фи­зиологических процессов в организме, укреплении здоровья де­тей. Кроме того, упражнения, входящие в основную гимнастику, влияют на формирование правильных двигательных навыков и развитие физических качеств, соответствующих возрасту.

Содержаниеосновной гимнастики составляют следующие движения:

1. Основные жизненно необходимые — ходьба, бег, прыжки,
метание, лазанье и упражнения в равновесии как необходимый
элемент всех движений. Все эти упражнения могут проводиться
в зависимости от задач с использованием мелких и крупных
физкультурных пособии (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны
для лазанья, цели для метания, сгонки для прыжков и др.).

2. Общеразвивающие упражнения используются в целях
развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания пра-
вильной осанки. Упражнения оказывают общефизиологическое
воздействие на организм и способствуют выработке точности
движений. Они выполняются детьми с предметами — флажки,
палки, обручи, ленты и т. п.— и без них.

3. Строевые упражнения: различные построения — в круг,
колонну по одному, шеренгу и т. п., перестроения — из колонны
по одному в колонну по два, по три и т. п., различные размыка­-
ния, смыкания и повороты. Все эти упражнения содействуют вос­-
питанию правильной осанки у детей, развитию внимания, ориен­-
тировки в пространстве, согласованности коллективных действий,
дисциплины.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также на утренней гимнастике под музыку. В этих случаях они могут рассматриваться как началь­ные, простейшие элементы художественной гимнастики.

Значение основных движений.Основные —

основные движения это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, мета­ние, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих дви­жений является чувство равновесия.

Основные движения имеют динамическийхарактер. Они во­влекают в работу большое количество мышц и повышают жизне­деятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровле­нию ребенка.

Основные движения, находясь в зависимости от нервной сис­темы, в свою очередь благотворно влияют на совершенствование ее функции, содействуют развитию подвижности нервных про­цессов и выработке тормозных реакций.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных — внимания, восприятия, представлений, вооб­ражения, мышления; волевых — собранности внимания, целена­правленности осознанных ребенком действий, умения согласовы­вать свои движения в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных повышения общего жизненного тонуса, Боепитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка раз­личных ориентировок: в пространстве — ориентировка в направ­лении движения, удаленности и местоположения предмета, про­странственных отношений между предметами, развития глазо­мерных оценок; во времени — длительность выполнения упраж­нении и последовательность их отдельных фаз, выполнение движений в заданном пли индивидуальном темпе; ориентировка при движении в коллективе нахождение своего места при пе­рестроении и построении всей группы, среди детей при движе­нии врассыпную; ориентировка в различных изменяющихся условиях совместной деятельности. Все это способствует воспи­танию умения учитывать окружающие условия и в соответст­вии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения имеют значение и в воспитании эстети­ческих чувств: они содействуют формированию красивой, пра­вильной осанки, четкости, выразительности и координации дви­жений, коллективной группировке в пространстве.

Основные движения есть сложные условные рефлексы, посте­пенно образующиеся в процессе воспитания и обучения. В тече­ние всего дошкольного возраста основные движения постепенно развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.

Многократное повторение движений в определенной последо­вательности, например при упражнениях в ходьбе, беге, метании и т. д., образует между отдельными элементами каждого из этих движений временные связи. Суставно-мышечная сигнализация, начинающаяся от выполнения начального движения, непосредственно вызывает все последующие, которые закрепляются в сис-

тему, автоматизируются. Образовавшиеся при этом динамичес­кие стереотипы у детей обладают большой устойчивостью.

Однако в процессе обучения и развития основных движений у детей особого внимания требует постепенное формирование гиб­кого динамического стереотипа, способности быстрой перестрой­ки, приспособления к изменяющимся условиям окружающей сре­ды. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов упражнений, изменения заданий, темпа движений, условий, в которых они выполняются.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. Характерной особенностью первых является постоянное выпол­нение однообразных циклоп (круг), когда нее тело и его отдель­ные части непрерывно возвращаются в исходное положение (на­пример, ходьба, бег).

Движения циклического типа быстрее усваиваются и автома­тизируются. Это объясняется регулярным повторением циклов, закрепляющим в систему последовательность двигательных эле­ментов данного цикла. Так, при ходьбе последовательность эле­ментов заключается в перенесении одной ноги вперед и одновре­менной опоре второй ногой о почву; задержки па почве обеих ног. Этим цикл заканчивается. За выполнением мерного цикла в том же порядке следуют остальные.

Повторяющаяся последовательность циклов, связанная с чере­дованием движений и соответствующими мышечными ощущени­ями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

Двигательный ритм имеет различное временное соотношение сильных, акцентированных моментов движения, характерных на­пряжением, сосредоточением мышечных усилий, и более слабых фаз движения — пассивных. Двигательный ритм существует во всяком целостном двигательном акте (и данном случае в основ­ных движениях— ходьбе, беге, прыжках и т. д ). Он определяет­ся как относительно правильно организованное распределение усилий в пространстве и но времени.

Выработка своевременного чередования мышечного напряже­ния и расслабления при выполнении физических упражнений детьми является основой, необходимой для будущей спортивной техники. Поэтому усвоение детьми правильных приемов основных движений с рациональным распределением мышечного напряже­ния и расслабления является весьма важным в овладении двига­тельным ритмом. Однако, несмотря на наличие рационального ритма в каждом движении, у ребенка имеется свой индивидуаль­ный ритм.

Ритм закономерен для человеческой деятельности при усло­вии нахождения человеком определенного темпа и объема дви­жений. Если эти движения сопровождать музыкой или игрой на ударном инструменте (бубен, барабан), они становятся еще бо­лее четкими,

И. П. Павлов указывал, что ритмическая деятельность является наиболее легкой и выгодной. Нервная система чрезвычайно приспособлена для ответных реакций на закономерную по­следовательность внешних воздействий. Происходящие при этом внутренние нервные процессы обеспечивают правильные реакции. Человек всегда может при правильном чередовании раздраже­ний предвидеть (почувствовать) порядок их дальнейшего следо­вания аналогично предшествующим.

Ощущение ритмической слаженности собственных движений, т. е. удобство от найденного темпа и объема их, вызывает удовлетворение и повышает у ребенка эмоциональный жизненный тонус.

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов (метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себе определенную последовательность двигательных фаз, имеет опре­деленный ритм выполнения и заканчивается за один раз.

Движения ациклического тип;] требуют большей постепеннос­ти усвоения, чем циклические. При их выполнении необходима более сложная координация движений, сосредоточенность и во­левое усилие.

В каждом ациклическом движении заключаются три опреде­ленные фазы — подготовительная, основная (она же главная) и заключительная, которые следуют друг за другом во взаимосвязи и последовательности. Подготовительная фаза обеспечива­ет благоприятные условия для выполнения движения в основной фазе. Эти условия заключаются или и предварительно сделанном движении, обращенном в противоположную сторону движению, выполняемому в основной фазе, пли ряде последующих друг за другом движений, направление которых соответствует направле­нию и подготовлению движения в основной фазе.

Основная фаза заключается в движении, решающем главную задачу. Заключительная — активно затормаживает движение, чтобы сохранить равновесие тела, или пассивно затухает.

Большое значение для правильного выполнения ациклическо­го движения имеет его структура (закономерная взаимосвязь всех составных элементов движения как целостного акта). Это выражается во взаимовлиянии и взаимозависимости движений, которые заключаются в двигательном акте. Изменение, непра­вильное выполнение одной какой-либо детали движения может изменить в пространстве и во времени другие детали. Все это определяет важность освоения ребенком правильных приемов в выполнении каждого ациклического движения.

Ходьба — основной, естественный способ передвижения чело­века, относящийся к типу циклических движений. Ходьба, как и другие основные движения, является сложным условным реф­лексом.

И. М. Сеченов раскрыл весь сложный акт механизма ходьбы. Непосредственным регулятором движений являются конкретные

кожно-мышечные ощущения, первосигнальные раздражители. «В течение каждого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувствование в этот момент опоры служит для сознания сигналом отслаивать от пола подошву одной ноги и присваивать другую — сигналом, регулирующим правильное чередование де­ятельности обеих ног во времени и пространстве»1.

Задачей упражнений для выработки навыка ходьбы является воспитание у ребенка правильной осанки, легкого, устремленного вперед шага, согласованности движений рук и ног, влияющей на уравновешивание всего корпуса.

«При обыкновенной ходьбе передвигаемая вперед нога стано­вится на почву пяткою, а затем при передвижении центра тяжес­ти тела вперед опора с мягки переходит постепенно к носку сто­пы... При ходьбе репейка необходимо наблюдать .за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить нее препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию»2.

Физиологическое значение ходьбы зависит от ее темпа и за­траты энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый теми ходь­бы,вовлекая в активную деятельность большое количество мус­кулатуры, вызывает деятельную работу сердца и легких. Однако, несмотря на активную работу мышц, ходьба при условии опреде­ленной дозировки не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов напряжения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тя­жесть всего тела и работает, другая, отделяясь от земли, произ­водит маятникообразное движение, и в работе ее участие незна­чительно.

Чередование труда и отдыха создает благоприятные условия для выведения из тканей в крот, отработанных веществ.

Быстрый, энергичный темп ходьбы содействует большему при­току кислорода к работающим мышцам и интенсивному обмену веществ в организме.

Спокойная ходьба, возникающая при замедлении темпа, спо­собствует постепенному снижению физиологической нагрузки после сильных движений — бега, прыжков и т. п.— и приводит в норму повышенный пульс.

Ходьба имеет свои особенности на различных возрастных этапах.

Движения у ребенка первого года жизни, по данным М. Ю. Кистяковской, возникают в результате длительного процесса по-

 

 

строения, обусловленного активным взаимодействием ребенка с окружающей средой при целенаправленных воспитательных воздействиях взрослого. Процесс построения движения регули­руется корой больших полушарий мозга1.

Примерное 10—И месяцев ребенок начинает ходить и к 12 ме­сяцам ходит самостоятельно. Однако ходьба маленького ребен­ка характеризуется большой неустойчивостью тела, лишними вспомогательными движениями, колебаниями туловища, шар­каньем ног, неравномерностью темпа. Все это связано с недоста­точным развитием нервной системы и ее управлением движения­ми, неравномерными пропорциями тела, малым опытом. Навык ходьбы совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста.

Второй год жизни характерен интенсивным развитием и все большим совершенствованием основных движений. В ходьбе на­блюдается еще неумение соразмерить свои движения, их неуве­ренность, наличие лишних движений, затруднение в преодолении препятствий. Однако ближе ко второй половине второго года жиз­ни, в связи с большим развитием нервной системы ребенка и уп­ражнениями под руководством взрослого, заметна большая ус­тойчивость тела, некоторая согласованность рук и ног. При этом не исчезли еще лишние движения, имеется тенденция к некоторо­му боковому раскачиванию, неравномерность последовательно­сти шагов, шарканье ног, недостаточная устойчивость темпа. Такая общая характеристика относительна: она не исключает возможности лучшего качества ходьбы в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка и правильного воспитательного руководства. Ребенок в специальных упражнениях со взрослым может перешагивать через палку, веревочку па полу, ходить по доске, приподнятой одним концом на 20 см от пола.

При квалифицированном руководстве ребенок третьего года жизни постепенно приучается сохранять положение головы и гру­ди вперед. Это содействует правильному, более свободному ды­ханию и кровообращению, а также выпрямлению позвоночника. Постепенно начинают исчезать лишние движения, налаживается координация рук и ног, что уравновешивает боковые колебания туловища, и ходьба приобретает большую равномерность. Одна­ко движения еще не имеют достаточной точности.

Хорошим упражнением в ходьбе являются прогулки детей на воздухе под наблюдением взрослого.

На четвертом году жизни дальнейшее развитие нервной систе­мы, интенсивное окостенение скелета у детей, специальные упраж­нения под руководством взрослого содействуют более правильно­му положению тела при ходьбе, большей координации движений рук и ног.

1 См.: М. Ю. Кис т я ко в ск а я. Развитие движении у детей первого года жизни. М., «Педагогика», 1970, стр. 207.

Однако, по данным Е. Г. Леви-Горипевской, в трехлетнем воз­расте наблюдается еще полусогнутое держание ног в исходном по­ложении, недостаточный вынос конечности вперед во время ходь­бы, недостаточное выпрямление туловища. Согнутая в колене опорная нога метает размаху переносной ноги и укорачивает шаг. Кроме того, недостаточная гибкость стопы препятствует пе­рекату ее с пятки на носок и отталкиванию от почвы (ребенок опускает всю стопу сразу на почву). Отмеченные особенности ходьбы детей четвертого года жизни не исключают возможности их при ходьбе держать направление и изменять его по указанию взрослого.

Ребенок пятого года жизни, особенно в его второй половине, постепенно приобретает штык правильном осанки, большую со­гласованность движений рук и ног, большую свободу ориентиров­ки в пространство, изменении направления. Со временем под ру­ководством воспитателя осуществляется переход к ходьбе, харак­терной для взрослого, с большей гибкостью стопы, увеличением ее разгибания.

На шестом году жизни ходьба характеризуется более устой­чивым и медленным по сравнению с предыдущей группой темпом, большей длиной шага, координацией руки ног, хорошей осанкой, ориентировкой в пространстве, свободным изменением направле­ния, преодолением препятствий. Все это связано с дальнейшим развитием ребенка, сознательным выполнением упражнений в процессе обучения, стремлением к лучшему качеству.

Дети седьмого года жизни при целенаправленном руководстве во все предыдущие годы хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, умеют ориентиро­ваться в различных условиях и пользуются в связи с этим различ­ными приемами ходьбы.

Каждое движение, как уже отмечалось выше, совершенст­вуется при условии выполнения его в различных вариантах.

В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия при обучении детей используется ряд специальных упражнении.

Ходьба па носках, выполняемая в силу этого на уменьшен­ной плоскости опоры, и требующая напряжения мышц голени и стопы. Это упражнение вызывает короткий шаг и меньший взмах рук, способствует выпрямлению позвоночника и укреплению стопы. Ходьба на пятках, как упражнение, укрепляющее мыш­цы спины и стопы. Ходьба на наружных краях стопы («косола­пый мишка»). Ходьба «крадучись», на полусогнутых ногах. Ходь­ба босиком по лежащей лесенке, с захватыванием ее перекладин пальцами ног. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

В старшем возрасте применяются для совершенствования на­выка ходьбы различные упражнения. Ходьба с высоким подни­манием бедра, укрепляющая мышцы спины, брюшного пресса и

ног, требующая сильного взмаха рук, что развивает мышцы пле­чевого пояса, влияет на состояние связочного и суставного ап­парата; ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предмета­ми; ходьба скрестным шагом, развивающая гибкость и ловкость движений; ходьба приставным шагом; ходьба с дополнительны­ми движениями рук, с предметами, а также ходьба на умень­шенной плоскости опоры, с постепенным подъемом в высоту и на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, лов­кости, экономии движений.

Ходьба гимнастическая с носка, применяющаяся для детей второй половины шестого и в течение седьмого года жизни, вы­зывающая хороший взмах рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, ног, стопы.

Бег — движение циклического типа. Как и ходьба, он харак­терен повторностью циклов, чередованием моментов опоры на плоскости, поочередным перенесением ног вперед, согласован­ностью движений рук. Однако у бега имеется и существенное отличие от ходьбы. Оно заключается в моменте «полета», ког­да обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Отрыв от почвы при беге заменяет собой момент опоры обеих ног о почву при ходьбе. Момент полета усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, придавая возможность дви­гаться вперед по инерции с расслабленными мышцами. В силу возникающего при этом торможения в деятельности работаю­щих нервных центров обеспечивается восстановление их работо­способности, а также и всей нервно-мышечной системы (Е. Г. Ле-ви-Гориневская).

Задачей упражнений в совершенствовании бега является вы­работка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног.

Физиологическое значение бега очень велико. Во время бега вовлекаются в работу крупные мышцы ног, таза, брюшного прес­са. Бег повышает физиологические процессы, улучшает обмен­ные реакции организма и оказывает на него оздоровительное влияние.

Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепен­ным снижением физиологической нагрузки путем перехода на ходьбу с последующим замедлением. Это содействует приведе­нию пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной трени­рованности сердечно-сосудистой системы вызывает нездоровые явления, что необходимо учитывать в работе с детьми.

Ребенок овладевает бегом примерно к 1 году 8 месяцам.

По данным Е. Г. Леви-Гориневской, основными особенностя­ми бега детей этого возраста являются наличие бокового рас-

8. Заказ 4997 113

 

качивания корпуса, добавочных движений («лишних»), неус­тойчивости, мелкого шага, шарканья, топанья, разбросанности, нечеткости движений, их неэкономности. Все это объясняется еще недостаточной зрелостью нервной системы и некоторым не­соответствием пропорций тела. Постепенно, с укреплением ор­ганизма п целом, приобретением ребенком опыта и при внима­тельном руководстве взрослого эти недостатки сглаживаются, и бег совершенствуется.

Координация движений рук и ног в беге развивается у детей довольно быстро при условии целенаправленного руководства взрослого.

В старшем возрасте - (> лет дети приобретают равномер­ность бега и умение сохранят!, направление. Равномерность бега зависит от развития нервной системы, координации конеч­ностей, пространственной ориентировки, степени выработки его правильности; прямолинейность определяется указанным на­правлением и его соблюдением.

Полетность при беге у детей двух и трех лет отсутствует. Это объясняется незрелостью нервной системы, несформировавши­мися пропорциями тела и слаборазвитым чувством равновесия. В четыре года это качество появляется л мил, у некоторых детей. В пять лет им владеют не спите (К)0/,, а к шести годам, И в особенности к семи, дети и большинстве своем уже обладают этим качеством.

Развитие скорости бега у детей должно осуществляться на основе овладения правильными навыками движения.

Скорость бега (у детей от пяти до семи лет) зависит от раз­личных условий: место бега (помещение, участок, его особен­ности), расстояние, состояние детей, характер заданий (сорев­нование, игровая задача и т. п.).

В целях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бед­ра, тренирующего мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи), бег с преодолением препятст­вий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содей­ствующий приобретению ориентировки в пространстве и коорди­нации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки, бег с увертыванием и ловлей врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ломкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке.


Просмотров 1833

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!