Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании



Умственное воспитание ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов — восприятия, представле­ний, мышления. Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, по­зволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости.

У дошкольника в норме большое значение в умственном раз­витии имеет стихийное обучение, которое происходит в повсед­невной жизни. У ребенка с нарушениями интеллекта стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает осно­вы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обу­чение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с нарушениями интеллекта, в их систематизации, в том, чтобы на­копление знаний способствовало умственному развитию ребенка.

Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружаю­щем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном уч­реждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблю­дения и специально организованная деятельность детей.

Каждый вид занятий и каждый вид деятельности вносят свой, особый вклад в умственное воспитание ребенка.

Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад как в систему знаний ре­бенка об окружающем мире, так и в развитие познавательных процессов — восприятия и мышления.

В основе развития математических представлений лежит по­знание детьми дошкольного возраста количественных и качест­венных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, со­поставлять между собой предметы и группы предметов (множе­ства). Сравнение — один из важнейших мыслительных процес­сов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, вели­чине, пространственному расположению и по количеству. Вели­чина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми призна­ками. Количество же — совсем особый признак, его надо выде­лить, абстрагировать от других признаков предметов. На протя­жении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — совсем особый признак, независимый ни от каких других — ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения в пространстве. Количество должно приобрести для детей свое, особое значение.



Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком-дошкольником систематических знаний, является оз­накомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обес­печивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда они будут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую суще­ственные связи и зависимость той или иной области действи­тельности.

Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объек­тами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности законо­мерностями. Но есть и общие задачи, которые решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающим. Рассмотрим их задачи.

В ходе ознакомления с окружающим прежде всего, появляет­ся возможность расширить представления ребенка-дошкольни­ка о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сде­лать предметом его внимания те материальные условия сущест­вования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами при­роды предполагает опору на существенные свойства и отноше­ния объектов, умение выделять их, что при правильной органи­зации обучения может способствовать формированию мыслитель­ных процессов ребенка-дошкольника.

Природа — существенная часть той объективной реальности, которая существует вне и помимо нашего сознания. Существо­вание природы в своей первичной основе не зависит от жизни и деятельности человека. Это обстоятельство принципиально от­деляет неживую природу от предметов, тоже неживых, но со­зданных человеком. Предметы, созданные человеком, подчиняются не законам природы, а нуждам человека, служат опреде­ленной цели. В них запрограммирован определенный способ упот­ребления. Объекты же неживой природы, хотя и могут быть использованы человеком, преобразованы в соответствии с его нуждами, подчиняются законам природы и потому их поведение «подчиняется» не цели, а объективной причинности. Измене­ния, происходящие с ними и в них далеко не всегда предсказуе­мы, не всегда подчиняются воле человека.



Только при таком подходе становится возможным понимание циклических явлений в природе, не зависящих от воли человека, формирование временных представлений, понимание неожидан­ных явлений (ненужных, даже вредных), однако имеющих в своей основе объективные и вполне познаваемые закономерности.

В дошкольном возрасте детей с нарушениями интеллекта не­обходимо знакомить с одним из важнейших законов существова­ния действительности — изменчивостью. Ознакомление с приро­дой дает прекрасную возможность познакомить детей с постоян­но происходящими изменениями — сменой времен года, времен суток, изменениями состояния воды и т.п., многократно наблю­дать их в естественных условиях, показать их закономерность.

Именно явления природы с их объективной закономерностью дают возможность показать ребенку реальные причинные зави­симости, подвести его к овладению элементами логических опе­раций.

Ознакомление с окружающим может также обогатить чувст­венный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать окружающее — смот­реть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обога­щение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чув­ственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы мо­жем создать чувственную основу для слова и подготовить ребен­ка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отно­шений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности и для развития памяти ребенка, такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым, т.е. извне.

Особое место при ознакомлении с окружающим уделяется фор­мированию у детей с нарушениями интеллекта представлений о социальных явлениях. При этом с самого начала необходимо сформировать у детей представление о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части те­ла и лица, знать их назначение). Наряду с этим большое внима­ние уделяется формированию у детей представлений о своей семье (знать и называть имена родителей, других родственников, узна­вать их на фотографии).

В дальнейшем формируют у детей представление о людях, близ­ких по каждодневному общению. Их учат проявлять заботу по отношению к сверстникам, членам семьи, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников в совместной деятель­ности.

Сформированные представления о социальных явлениях обес­печивают ребенку психологическую готовность для вхождения в новый детский коллектив при поступлении в школу.

В процессе ознакомления с окружающим формируются пред­ставления о взаимозависимости всех явлений в природе и обще­стве: взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений в не­живой и живой природе; взаимосвязи и взаимозависимости нежи­вой и живой природы; природы и жизни и деятельности человека. Дети учатся видеть и понимать реальные причинные зависи­мости.

Очень значимую роль в накоплении знаний, в развитии ори­ентировки в окружающем мире, в формировании познаватель­ных процессов, т.е. в умственном воспитании интеллектуально неполноценного дошкольника, играют все виды детской деятель­ности. Поскольку ребенок с нарушениями интеллекта приходит в дошкольное учреждение с неразвитой деятельностью, само фор­мирование ее ребенка с новыми объектами, вооружает его новы­ми способами действия с ними. В процессе этих действий ребе­нок сталкивается со свойствами предметов, с необходимость учи­тывать эти свойства, перед ним открываются новые отношения между предметами и между людьми.

При этом ранние этапы развития игры и все виды трудовой деятельности способствуют ознакомлению с предметным миром, выделению свойств предметов, с которыми действуют дети, по­знанию их функционального назначения и способов действия с ними, овладению орудийными действиями. Все это является ос­новой развития наглядно-действенного мышления.

Изобразительная деятельность и конструирование создают большие возможности для развития восприятия и представле­ний, т.е. для сенсорного развития ребенка, для развития чувст­венного познания. При этом конструирование обеспечивает также развитие наглядных форм мышления.

Более поздние этапы развития игры, при правильном и по­степенном ее формировании, создают основу возникновения и развития функции замещения, необходимой для дальнейшего раз­вития, мыслительной и речевой деятельности.

Все виды деятельности при правильной их организации при­водят к формированию общих интеллектуальных умений — пла­нированию, контролю и самоконтролю, без которых невозмож­но становление учебной деятельности.

Особую роль в умственном воспитании ребенка играет разви­тие речи.

Развитие речи

Известно, что у детей с умственной недостаточностью отме­чается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Анализ исследований показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован инте­рес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематичес­кий слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над разви­тием основных функций речи: функции общения (коммуникатив­ной), познавательной функции и функции регуляции деятельности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!