Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



Управленческое консультирование - это разновидность экспертной по­мощи в области управления. Здесь предполагается наличие специалиста — носителя особой квалификации (знаний, умений, навыков) именно в совер­шенствовании управления. Эти улучшения касаются всех аспектов управле­ния: структуры, процессов, методов, стиля. Но экспертный характер такой по­мощи означает и то, что она предлагается, как правило, по заказу заинтересо­ванного руководителя (реже - по инициативе консультанта) и не имеет для самого руководителя обязательной силы.

Другая особенность - в работе с заказчиком (клиентом). Консультант исходит прежде всего из местных, "домашних" проблем каждой конкретной организации, начиная всякий раз свою работу у заказчика с диагностики, т. е. выявления актуальных (наиболее острых) проблем всей организации. А про­блемы не могут быть полностью одинаковыми у разных объектов уже в силу несовпадения личных качеств руководителей, персонала, экономических и про­чих условий.

Это очень важно иметь в виду. Ведь исследовательские и проектные орга­низации обычно предлагают типовые решения. Отторжение их на местах не­редко связано с тем, что каждая организация в чем-то существенно особенная и нуждается в адаптации подобных рекомендаций к своей конкретности. Так вот, консультант по управлению привязывает типовые решения к специфике своего заказчика, чем значительно облегчает для него освоение новшества. Поэтому для консультанта особое значение имеет категория "ситуация", а так­же связанные с ней параметры оценки.


И еще одна ценная особенность управленческого консультирования. Кон­сультант компонует свой рабочий багаж отнюдь не только из сферы науки (фун­кциональной или прикладной). Быть может, в еще большей мере он собирает свои знания, повышает свою квалификацию посредством многочисленных находок, усовершенствований, идей, обнаруженных у своих заказчиков, а так­же у своих коллег, обмениваясь с ними методиками. Разумеется, все это пред­варительно подвергается осмыслению в широком контексте тенденций и за­дач современного управления и опять-таки - особенностей конкретных объек­тов. Но, таким образом, консультант выступает профессиональным распрос­транителем передового опыта.



Далее. Пожалуй, один из самых замечательных "следов", которые консуль­тант оставляет после себя в организации, - повышение управленческой ква­лификации ее руководителей и специалистов.Работая с ними над поиском, принятием и осуществлением решений, консультант (иногда даже невольно) вносит в сознание управленческого персонала новое знание, расшатывает сте­реотипы их мышления, вводит профессиональный тренинг. Иначе говоря, уп­равленческое консультирование по самой своей сути прямо связано с обуче­нием работников управления, практически соединено с ним. Подобное разви­вающее влияние консультанта может и специально планироваться.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ. Квалификация консультанта по управлению складывается из следующих составляющих:

- знания, т. е. информированность и свободная ориентация в системе про­
фессиональных истин, фактов, норм;

- искусство, т. е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также
профессиональная интуиция, с высокой степенью индивидуализации;

- ремесло, т. е. владение техникой осуществления конкретных консульта­
ционных действий и операций (ср.: стоматолог, скульптор и т. д.): систем­
ный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.
Знанияконсультантов-"дженералистов" должны охватывать теорию орга­
низации и управления, процесса. Что же касается "консультирования проек- .
та", т. е. консультантов-"специалистов", то здесь нередко нужны и специаль­
ные, узкодисциплинарные знания (экономические, социологические, право­
вые и пр.).



Важное значение имеют знания технологий и методов подготовки и осу­ществления консультационных процессов: проведения организационной ди­агностики, выработки решений проблем клиентной организации, реализации этих решений.

Искусствоконсультанта по управлению имеет столь большое значение, потому что управленческое консультирование жестко не программируется, требует гораздо большей мобилизации в работе сугубо личностных ресурсов специалистов в сравнении с теми, кто занимается правовыми, экономически­ми и иными нормативными консультациями. К этим личностным ресурсам относятся, конечно, и такие универсальные человеческие качества, которые необходимы на любой работе (обязательность, моральные нормы, активность и т. д.). Но в работе консультанта по управлению особая необходимость в ком­муникабельности, способности к лидерству, убеждению, терпимости в отно­шениях с клиентурой.


Именно эти качества по мере наполнения опыта формируют умения, ко­торыми должен обладать консультант по управлению:

- умение установить доверительность в консультант-клиентных отношениях;

- гибкая реактивность, т. е. умение ориентироваться в организациях разно­
го типа и состояния, в разнообразных ситуациях и условиях, не теряя ли­
нии консультационного процесса;

- умение преодолевать агрессию и избегать стресса во взаимодействии с ра­
ботниками организаций в напряженных точках консультационного про­
цесса;

- умение интуитивно восполнять ограниченность времени, консультацион­
ных методов и технологий, информации.



Ремеслоконсультанта состоит во владении им техникой профессиональ­ной работы, т. е. эмпирическими процедурами, которые отличаются достаточ­ной степенью формализации или глубокой структуризацией. Это относится к наиболее повторяющимся и разработанным процедурам, которые при жела­нии могут передаваться от одного специалиста к другому, а иногда и - к кли­енту. Так, на стадии оргдиагностики таковыми являются, например, процедуры обработки распорядительной документации, на этапе выработке решений - спо­собы построения сценария и т. д.

Грани между перечисленными составляющими квалификации консультанта по управлению подвижны и преходящи, но общие различия сохраняются.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. Формы организации труда консультанта по уп­равлению при всем их разнообразии сводятся в основном к следующим трем:

- лицо свободной профессии (независимый консультант с образованием и
без образования юридического лица);

- сотрудник консультационной организации (частной или государственной);

- внутренний консультант, т. е. сотрудник производственной, общественной
организации с экспертными функциями по управлению.

В нашей стране в настоящее время наиболее развивающейся и перспек­тивной формой организации труда специалистов этого профиля становится вторая из перечисленных выше.


Просмотров 427

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!