Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности. Классификация фирм



Термин «фирма» происходит от латинского «подпись» Означало ранее имя торгового купца коммерсанта, занимавшегося перепродажей различных товаров на рынках средневековых городов. В экономической литературе широко используются понятия «предприятие», «фирма», «организация». Одни авторы проводят меду ними различия, другие рассматривают как равнозначные. Наиболее широким понятием является «организация». Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Каждая организация имеет свое предназначение (миссию), во имя которого люди объединяются и осуществляют свою деятельность для достижения определенных целей (выживание, рост, доходность). Таким образом под организацией понимают и предприятия и фирму , учреждения, ведомства и иные формирования. Чтобы трудовое формирование признавалось организацией, необходимо выполнение как минимум 3ех обязательных условий: 1) наличие не менее 2ух людей, которые считают себя членами этой группы; 2) наличие, как минимум одной общественно полезной цели; 3) члены группы должны намеренно работать вместе, чтобы достичь намеренных целей.

Из всего разнообразия различных организаций наибольшее значение играют фирмы, так как они создают необходимые обществу товары и услуги.

В современной экономике под фирмой понимается самостоятельный рационально действующий экономический агент, объединяющий принадлежащие другим экономическим агентам ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации собственной прибыли. В западной литературе разграничивают понятия «предприятие» и «фирма». Предприятием называют производственную организацию, ведущую с технологической точки зрения однопродуктовую деятельность. Фирма в противоположность предприятию состоит из нескольких предприятий, действующих в различных отраслях экономики. Процесс формирования многоотраслевых фирм получило название «диверсификация». Особенность современной концентрации производства – это создание фирм в виде многоотраслевого концерна. Следующее отличие предприятия от фирмы в том, что предприятие представляет собой объект экономического оборота, принадлежащий фирме и управляемый ею. Участником рыночного оборота является не предприятие, а фирма. Именно она выступает работодателем для членов домохозяйств, заключает сделки с другими фирмами, проводит ценовую политику, платит налоги и др. Понятия «предприятие» и «фирма» совпадают, если фирма состоит из 1 предприятия. Российское гражданское законодательство не употребляет понятие фирмы, принятое в международной практике, но использует термин «предприятие» в широком смысле слова с характеристиками фирмы. Предприятие как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (Граждан. кодекс). Создаваемые в различных правовых формах фирмы являются синонимом термина «предприятия», нормативное определение которого дается в ст. 2 гражданского кодекса РФ, поэтому фирма самостоятельная предпринимательская фирма. Функции фирмы как самостоятельного экономического и юридического хоз. субъекта: 1) производственная – означает способность фирмы производить товары и услуги; 2) Коммерческая – объединяет материальное снабжение, сбыт продукции, маркетинг и рекламу; 3) Финансовая – привлечение инвестиций и получение кредитов, взаиморасчеты с партнерами, выплаты ценных бумаг, получение прибыли и т.д. Также означает управление фирмой и движением денег; 4) Счетная – составление бизнес-плана, баланса и смет, проведение инвентаризации и составление отчетов в органы гос. Статистики, в налоговую службу; 5) Административная – функция управления, включающая организацию, планирование и контроль на деятельностью в целом; 6) Правовая – осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов. Основные признаки фирмы: с юридической точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого являются: 1) Наличие обособленного имущества (ст. 48 ГКРФ); 2)Самостоятельная имущественная ответственность; 3) Способность от своего имени осуществлять имущественные и иные неимущественные права; 4) Нести обязанность – способность быть истцом и ответчиком в суде. Общие черты, присущие всем фирмам: 1) производственное техническое единство, предполагающее общность процесса производства; 2) организационное единство; 3) Экономическое единство – выражается в общности материальных, финансовых, технологических ресурсах, а также технологических результатах работы; 4) технологическая обособленность, т.е. фирма имеет завершенный технологический цикл производства; 5)Экономическая обособленность – проявляется в имущественной обособленности. Этот признак сформирован в ГК РФ: юридическое лицо имеет в своей собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество; 6) Юридическая обособленность находит свое выражение в уставе фирмы, фирменном наименовании, счете в банке, ведении бухгалтерского баланса; 7) Имущественная ответственность – признак закреплен в ГК РФ (ст. 56); 8) Единоначалие основывается на прямых административных формах управления.





Поскольку фирма – это юридически самостоятельное предпринимательская единица, цель фирмы и цель предпринимательства совпадают, но цель фирмы разнообразнее. Цель предпринимательства и фирмы – цель первого порядка – получение прибыли. Это основная базисная цель, но получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при выпуске продукции пользующейся платежеспособным спросом. Это может быть отождествлено с целью удовлетворения общественных потребностей. Это есть цель второго порядка фирмы как предпринимательской единицы. Максимизация прибыли как главная цель и мотив деятельности фирм верно, но недостаточно полно. В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации деятельности фирм, в которых помимо главной цели выделяют сопутствующие цели (целевые установки) на определенном этапе существования фирм. Ими являются: 1)Максимизация объема продаж – это тактическая цель фирмы будет реализована в том случае, если размер вознаграждения или профессиональный престиж персонала будет зависеть в большей степени от объема продаж, чем о прибыли; 2) максимизация роста самой фирмы – увеличение своих активов; 3) ускорение личного обогащения; 4) увеличение доли участи на рынке и завоевание рынка; 5) захват нового рынка; 6) эффективность производства и достижение более высоких темпов роста; 7) повышение качества продукции; 8) увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; 9) увеличение доходов на акцию в компании и рост рыночной самостоятельности акции, увеличение капитализации компании (касается АО); 10) достойная зп персонала; 11) выживаемость на рынке. Характер данных целей установлен определенным состоянием экономики в целом, тенденцией развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы,а также стадии жизненного цикла самой фирмы.



Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.

Внешние факторы разделяются на:

1) среду прямого воздействия,

2)среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействиявключает факторы, которые не­посредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факто­рам следует отнести:

1) поставщиков,

2) трудовые ресурсы,

3) законы и учреждения государственного регулирования,

4) потребителей,

5) конкуренты.

Под средой косвенного воздействияпонимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:

1) политические

2) социокультурные факторы,

3) состояние экономики,

4) международные события,

5) научно-технический прогресс.

6) климатические.

Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.

Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации.

Внутренняя среда включает:

1) цели организации;

2) структуру организации (как формальную, так и неформальную);

3) людей, работающих в организации;

4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;

5) задачи управления;

6) организационную культуру.

Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

Организационная культура организации является характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

Классификация предприятий

Виды классификаций предпринимательства. Основнымипризнаками классификации предприятий являются: 1) отраслевая и предметная специализация; 2) структура производства; 3) размер предприятия. Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификациипредприятия делятся на: промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства. Промышленностьтрадиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. По своей структуре предприятия делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные (универсальные); 3) комбинированные (смешанные). Узкоспециализированные предприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве). Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид. По размеру предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:численность работающих, стоимость выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов. По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на: индивидуальные предприятия и коллективные предприятия. По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия. По степени автоматизации производства — автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные. По характеру деятельностипредприятия бывают: 1) некоммерческие — не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческие — предприятия, приносящие доход.

 


 


Просмотров 1340

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!