![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Факторы, порождающие установки (связанные с работой). Функции установок
Значение изучения восприятия в контексте организации Восприятие (перцепция) является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным людям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях. Признание разницы восприятия мира между работником, менеджером и реальной ситуацией в организации очень важно в понимании ОП. Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием, и каким образом это может повлиять на работу. Чем сложнее, неопределеннее становится окружающая нас среда, тем больше мы полагаемся на наши собственные приемы поддержания адекватности нашего процесса восприятия. В настоящее время восприятие поведения в организациях в сложных, неопределенных и постоянно изменяющихся условиях (турбулентной среде) сильно искажается, что увеличивает риск принятия ошибочного решения. Недостаток ясности ведет к тому, что человек начинает воспринимать только вещи, относящиеся к нему. Управление впечатлением (имиджем) при приеме на работу При найме на работу у соискателей может возникнуть стремление контролировать то, как их воспринимает будущий руководитель при собеседовании. Четыре разновидности интервью с кандидатами при приеме на работу. Биографическоеиспользуется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения. С помощью биографических вопросов можно узнать, на что человек ориентирован – на поиск новых возможностей или на качественную долгосрочную работу. Провокативное,или стрессовое интервью помогает выявить «скользкие» моменты. Но даже провокативное интервью надо проводить тактично: не припирать человека к стенке, а внимательно отмечать в его словах и жестах признаки лжи, двойные послания или несоответствие сказанному. Ситуационное интервьюстроят на «примерах из жизни». В зависимости от предложенного претендентом решения делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли «разруливать» проблемы. Критериальное интервьюиспользуют в основном западные компании, в которых уже разработан определенный профиль требований к сотрудникам. Им нужен вполне конкретный уровень лидерства, общительности и подобных качеств, который иногда даже выражен количественно. С помощью интервью проверяют, насколько кандидат соответствует нужному профилю. Управление впечатлением в организации и от организации Управление впечатлением– приложение усилий для формирования, управления и контроля впечатления других людей о себе. Усиление собственной позиции– попытки поддержать наш собственный образ и усиление позиции собеседника– попытки сделать так, чтобы интересующий нас человек чувствовал себя комфортно в нашем присутствии. Специфичные типы тактики усиления собственной позициивключают действия по улучшению собственной внешности. Обращаясь к усилению позиции собеседника,отметим, что люди используют множество различных приемов, чтобы вызвать позитивное настроение и реакцию других людей. Можно назвать наиболее важные из таких приемов: комплименты и лесть. В организациях работники используют разнообразные стратегии управления впечатлением для достижения конкретных целей. В случае, когда работники пытаются свести к минимуму ответственность за какой-либо негативный результат или избежать неприятностей, они могут прибегнуть к стратегии недопущения понижения в должности, для которой характерны такие приемы, как обоснование, извинения или отстранение. Установки и их компоненты Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо. Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки: · Эмоциональный компонент включает чувства людей, или аффект (эмоциональный процесс) – положительный, нейтральный или отрицательный – относительно объекта. Так, например парикмахер может вызывать положительные эмоции, а налоговый инспектор – отрицательные. · Информационный компонент включает в себя убеждения или информацию, которые имеет индивидуум относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной. · Поведенческий компонент определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Факторы, порождающие установки (связанные с работой). Функции установок. Обнаружено, что расположения к позитивной аффектации (ПА) и негативной аффектации (НА) являются важными факторами, формулирующими установки человека в отношении работы. (НА) отражает предрасположенность личности к переходу в отрицательные эмоциональные состояния; лица, обладающие высоким уровнем (НА), имеют обыкновение нервничать, испытывать постоянное напряжение, беспокойство, тревогу, огорчение и подавленность. Соответственно люди с высоким (НА) более подвержены отрицательным аффективным состояниям, они чаще плохо относятся к себе, окружающим и ко всему миру в целом. Функция приспособления. Установки часто помогают людям приспособиться к своему рабочему окружению. Функция защиты собственного эго.Помимо помощи в приспособлении к окружающей среде, установки также помогают работникам защитить тот образ самого себя, который существует у каждого человека. Функция выражения ценностных ориентации.Установки являются той основой, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации. Познавательная функция.Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Изменение установок Наиболее эффективные способы изменения установок личности: · предоставление новой информации. В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности изменит убеждения человека, а в итоге и его установки; · воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. · устранение несоответствия между установкой и поведением. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения; · влияние друзей или коллег.Если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки; · привлечение к сотрудничеству.Люди, неудовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации; · соответствующая компенсация, возмещающая и заглушающая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом.
|