Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вертикальная интеграция и эффективность. Модели вертикальной интеграции. Особенности вертикальной интеграции в РФ



Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции.

1. Приводит к созданию барьеров входа на рынок за счет повышения минимально эффективного размера производства.

2. Ведет к созданию и поддержанию монопольной власти фирмы, а также к снижению реальной и потенциальной конкуренции на всех рынках, включенных в вертикальную цепочку.

3. Способствует снижению производственных затрат и транзакционных издержек

4. Может облегчать использование грабительского ценообразования и тем самым вытеснять конкурентов с рынка путем применения демпинговых цен.

5. Ведет к усложнению процесса управления внутри интегрированной фирмы и, следовательно, к росту издержек по управлению. Поэтому может сопровождаться ухудшением управляемости фирмы в целом.

6. Характеризуется многообразными перекрестными эффектами для других отраслей и агентов рынка, например, через изменение экономического положения поставщиков других типов промежуточной продукции.

Существует 2 подхода в определении эффективности вертикальной интеграции: 1) неоклассический – эффективность вертикальной интеграции объясняется положительным эффектом масштаба; неоинституциональный – эффективность проявляется в снижении транзакционных издержек.

В экономической теории различают два типа вертикальной интеграции:

· Интеграция продукта, или интеграция «вперед», - включает в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции;

· Интеграция ресурса, или интеграция «назад», - состоящая из приобретения фирмой предприятий – поставщиков ресурсов.

При вертикальной интеграции решения относительно объёма выпуска ресурсов чаще принимаются на основе реального показателя предельных издержек производителя, а не с помощью применяемых уловок или по соображениям покупателя, стремящегося не допустить роста цен, но ограничить при этом объём предложения. Тем самым вертикальная интеграция предопределяет такой выбор, который позволяет извлекать максимальную прибыль из обладания монопольной властью. Иначе говоря, объём производства ресурсов совпадает с точкой максимума совокупной прибыли при существовании неинтегрированной двусторонней монополии. С точки зрения конечного потребителя, вертикально интегрированная монополия менее желательна, чем конкуренция на всех этапах производства.

Рассматривается случай В.И. двух монополистических структур на рынке – продавца и покупателя – для их взаимовыгодного сотрудничества. При В. И. решения относительно объема выпуска ресурсов чаще всего принимается на основе реального показателя предельных издержек производителя, а не по соображениям покупателя, который стремится не допустить роста цен, но ограничить при этом объем предложения. Тем самым В.И. предопределяет такой выбор, который позволяет извлекать максимальную прибыль из обладания монопольной властью, на какой стадии она бы не существовала. Другими словами, объем производства ресурсов совпадает с точкой максимума совокупной прибыли при существовании неинтегрированной двусторонней монополии. С точки зрения конечного потребителя, вертикальная интеграция менее желательна, чем конкуренция на всех этапах производства. Однако, она более благоприятна, чем ценовое лидерство при двусторонней монополии, ведущее к ограничению выпуска и росту цен. Если на пути к соглашению о максимизации общей прибыли возникают непреодолимые препятствия, вертикальная интеграция может пойти на пользу всем заинтересованным сторонам, а эффективность только повысится.

Модели вертикальной интеграции: 1) Модель, связанная со снижением транзакционных издержек; 2) Модель двойной надбавки – увеличение объема продаж за счет снижения цены, так как цена не учитывает в полной мере набавку (прибыль) компании, предыдущей технологичной стадии. Отсюда следует: общая прибыль может быть больше, чем суммарная прибыль 2ух компаний до интеграции; 3) Модель снижения рисков и неопределенностей, связанной с техническими изменениями на интегррованном предприятии; 4) модель сокрытия налогов.

Особенности вертикальных отношений в России.Для России (как для страны с переходной экономикой) характерна квазиинтеграция. Можно выделить два особых типа квазиинтеграции, присущих экономике России:

1) давальческие отношения. Предусматривают сохранение права собственности поставщика промежуточной продукции на конечной продукт при условии оплаты добавленной стоимости его производителю. Его возникновению в России послужила проблема неплатежеспособности производителей промежуточной продукции;

2) использование альтернативных форм расчетов: бартер, расчет наличными, векселями, казначейскими обязательствами и пр. Подобные расчеты были призваны смягчить проблему неплатежеспособности предприятий, а также возникли в силу отсутствия механизма банковского коммерческого кредитования и вексельного обращения. Негативные моменты данной системы заключаются в том, что она позволяет уклоняться от налогов, а также ограничений в выборе канала сбыта и поставки, что снижает конкуренцию.


 



Просмотров 1434

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!