Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Модели межкультурных различий



Среди моделей, используемых для анализа межкультурных различий, наибольшую известность получили:

¾ модель ценностной ориентации А. Клукхона-Ф. Стродтбека;

¾ модель изучения культурных ценностей Г. Хофстеде;

¾ выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей.

В модели, предложенной известными антропологами А. Клукхоном и Ф. Стродтбеком для выявления межкультурных различий, предлагается использовать пять параметров (табл. 12.2).

Система ценностных ориентаций, предложенная А. Клукхоном и Ф. Стродтбеком, успешно используется для разработки конкретных рекомендаций по управлению компаниями с учетом особенностей различных стран.

Таблица 12.2 - Модель ценностной ориентации А. Клукхона и Ф. Стродтбека

Параметры модели Межкультурные различия
1. Отношение людей к природе В разных национальных культурах существует различное отношение к природе: господство над природой, гармония либо подчинение ей. В ряде стран люди, противопоставляя себя природе и ощущая превосходство над ней, пытаются подчинить себе окружающую среду, покорить природу. К ним относится и Россия. Широко известны проекты бывшего СССР о повороте вспять северных рек. Такой подход присущ большинству развитых стран и часто наносит непоправимый вред окружающей среде. Другие народы, особенно в Азии, живут в гармонии с окружающей средой, ощущая себя частью природы. В некоторых развивающихся странах доминирует подчиненное отношение к природе, и люди не предпринимают никаких мер, чтобы справиться с грозящими катастрофами. Отношение человека к природе формирует определенный образ мышления, мировоззрение, находит отражение в стереотипах поведения, оценках происходящих событий
2. Отношение ко времени Представители различных культур по-разному относятся ко времени, имеют различную временную ориентацию: на прошлое, настоящее или будущее. Во многих странах люди склонны считать время ограниченным ресурсом, например, в США, Германии. Представители восточных культур (Китай, Индия, Япония) считают время неограниченным, бесконечным и неисчерпаемым. Страны, ориентированные на прошлое, ищут решение проблем в накопленном ранее опыте. Общество, ориентированное на настоящее, интересует немедленный результат совершаемых действий и принятых решений. Страны, ориентированные на будущее, пытаются оценить последствия принимаемых сегодня решений в долгосрочной перспективе. Различное отношение ко времени в разных национальных культурах формирует различные нормы деловой этики, связанные с продолжительностью и формой ведения переговоров, возможностью опозданий, ритуалами и другими атрибутами международной деятельности менеджеров. Отношение ко времени проявляется в организации в различном поведении представителей разных культур, в таких характеристиках сотрудников, как пунктуальность, умение распределять время, следование расписанию и соблюдению сроков. Известна классификация Р. Льюиса, в которой он по критерию времени выделяет моноактивные, полиактивные и реактивные деловые культуры. В моноактивной культуре важным является концентрация на одном деле в каждый конкретный момент времени. Ценится пунктуальность, умение сразу же сосредоточиться на главном. Опоздания недопустимы. Работа выполняется последовательно, одна за другой, например, Германия. Полиактивная культура предполагает одновременное выполнение нескольких дел. Опоздание часто находит оправдание и принимается во внимание, а если это относится к руководству, то воспринимается как нормальное явление и демонстрация значительности: «Начальство не опаздывает, а задерживается». На деловых встречах беседа начинается не с обсуждения дела, а создания общей неформальной атмосферы, обсуждение может перескакивать с одного вопроса на другой, часто приглашаются третьи лица, не имеющие прямого отношения к делу, например, Россия, где часто время встречи назначается спонтанно, а не по плану, выполняется одновременно несколько дел, смешивается личная и деловая жизнь. Для реактивной культуры характерна изменчивость решений в зависимости от ситуации, большая степень неопределенности в деловых отношениях. Предусматривает возможность отказа от достигнутых ранее договоренностей, заключенных сделок, подписанных контрактов (Япония)
3. Индивидуализм или коллективизм В некоторых странах (США, Великобритания, Германия) поощряется индивидуализм. Считается, что он обеспечивает независимость личности, самостоятельность, ответственность за свои поступки. В восточных странах важным считается коллективизм, сотрудничество, ориентация на групповые ценности. Отношения могут строиться на основе группового взаимодействия и групповой ответственности (Япония). Возможны случаи, когда особое значение придается иерархии и структуре власти, что характерно для России. Различия в человеческих отношениях «индивидуализм-коллективизм» проявляются в организации в поведении сотрудников, критериях отбора персонала, лидерстве, соотношении формального и неформального, методах разработки, принятия управленческих решений
4. Природа человека В разных национальных культурах существуют различные представления о природе человека как носителе добра и зла. В ряде стран человека считают источником порока и применяют строгую систему правил, жесткий контроль поведения людей и санкции за нарушение установленных общественных норм (современный Сингапур, где безопасность и общественный порядок поддерживаются суровыми мерами наказания). В странах, где полагают, что люди по своей природе добродетельны, отношения основаны на доверии, уважении, взаимопонимании. В обществе, где преобладает точка зрения, что в людях уживается добро и зло, вырабатываются меры, направленные на изменение людей и их поведения в лучшую сторону, например, большинство развитых стран Европы и Америки
5. Отношение к жизни и деятельности Существуют страны, где ярко выражена потребность людей заниматься активной деятельностью, целеустремленность, прагматический подход, желание достичь результатов, например, США. Другие страны ориентированы на жизнь как таковую, во всех ее проявлениях. Люди отличаются эмоциональностью, непринужденностью, открытым проявлением чувств. В ряде стран определяющим является соблюдение баланса между личной жизнью и профессиональной деятельностью. Это стремление находит отражение в умеренности, ограничении, контроле со стороны общества, например, Швеция

 





Модель изучения культурных ценностей Герта Хофстеде. По данным Г. Хофстеде, культурное многообразие Европы проявляется в значительном разбросе значений индексов (табл.12.3).



Таблица 12.3 - Классификация менеджмента стран

По параметрам Хофстеде

Страна Дистанция власти Индивидуализм/ коллективизм Мужественность/ женственность Избегание неопределенности
Австрия ( AUT)
Германия (GER)
Швейцария (SWI)
Бельгия (BEL)
Дания (DEN)
Финляндия (FIN)
Норвегия (NOR)
Швеция (SWE)
Франция (FRA)
Италия (ITA)
Португалия (POR)
Испания (ESP)
Нидерланды (NET)
Греция (GRE)
Ирландия (IRE)
Великобритания (GBR)
Индия (IND)
Малайзия (MAL)
Филиппины (PHI)
Турция (TUR)
Япония (JPN)
Корея (KOR)
Арабские страны (ARA)
США (USA)

 

¾ дистанция власти - от 11 (Австрия) до 68 (Франция);

¾ соотношение индивидуализма и коллективизма - от 27 (Португалия) до 89 (Великобритания);

¾ соотношение мужественности и женственности — от 5 (Швеция) до 79 (Австрия);

¾ избегание неопределенности - от 23 (Дания) до 112 (Греция).

Разнообразие деловых культур проявляется в национальных стилях управления. Интеграция только двух параметров Г. Хофстеде - дистанции власти и избегания неопределенности - позволяет выделить четыре модели организационной культуры, а именно (рис. 12.6).

Рисунок 12.6 - Карта Хофстеде

«Деревенский рынок» - низкая дистанция власти и низкая степень избегания неопределенности.

«Смазанная машина» - низкая дистанция власти и высокая степень избегания неопределенности.

«Семья» - высокая дистанция власти и низкая степень избегания неопределенности.

«Пирамида людей» - высокая дистанция власти и высокая степень избегания неопределенности.

Страны с высоким уровнем и избегания неопределенности, и дистанции власти считаются более «механистическими», «бюрократическими». В противоположном квадранте располагаются страны с низкими уровнями избегания неопределенности и дистанции власти, для которых характерны меньшая иерархичность, большая децентрализованность, меньшая роль формализованных правил и процедур. Речь идет о скандинавских странах и в меньшей степени - англосаксонских странах.

В обществах, где отмечается высокая дистанция власти и слабое избегание неопределенности, децентрализованность принятия решений и низкая иерархичность сочетаются с большей формализованностью правил и более четким определением задач и ответственности. В этом квадранте располагаются страны германского кластера.

В странах с высокой дистанцией власти, но слабым уровнем избегания неопределенности организации строятся по семейному принципу. Здесь «начальник - есть начальник», а организация может быть описана как патерналистская. Подчиненные не имеют строго определенных задач и ответственности, вместо этого - больше социальные. это в основном азиатские страны.

Параметры Хофстеде позволяют описать модели организации, свойственные разным культурам. Так, во Франции организация представляет собой «пирамиду людей» (формализованную и централизованную). В Германии организация напоминает «смазанную машину» (формализованную, но не централизованную). В Англии управленческая культура подходит под определение модели «деревенского рынка» (не формализованная, не централизованная), в которой ни иерархия, ни распределение ролей не играют определяющей роли, скорее, структура складывается с учетом требований конкретной ситуации.

Приведем характерный пример. Слушателям программы MBA школы INSEAD была предложена организационная проблема в виде конфликта между двумя руководителями департаментов (отделов). В ходе рассмотрения проблемы обнаружились различия в структурных предпочтениях. Большинство французских слушателей предпочли рассматривать конфликтную ситуацию на более высоком уровне (президента компании). Немецкие слушатели основную причину конфликта усматривали в отсутствии структуры; компетенции, роли и ответственность не были четко определены. Они предложили решение, включающее четкое определение процедур для лучшей координации. По мнению англичан это - типичное проявление проблемы межличностной коммуникации двух руководителей отделов, которая может быть решена путем проведения тренинга с участием обоих руководителей.

 

Изучение поведения менеджеров и управленческой практики позволило уточнить культурные профили (рис. 12.7).

Рисунок 12.7 - Культурные профили

Так, в сравнительных исследованиях фирм Франции, Германии и Англии было обнаружено, что французские фирмы более централизованы и формализованы, имеют с меньший уровень делегирования по сравнению с немецкими и английскими. Роль генерального состоит в обеспечении координации на высшем уровне управления и принятии ключевых решений, требующих аналитических и концептуальных способностей, которые не обязательно ограничиваются рамками предприятия или отрасли. Административно-управленческий аппарат играет важную роль в осуществлении аналитической экспертизы.

Исследования подтверждают имидж немецких фирм как хорошо отлаженных (смазанных) машин, больше склонных быть децентрализованными, специализированными и формализованными. В действительности немецкие менеджеры часто ссылаются на структуру как ключевой фактор успеха, имеющий свою собственную логику развития. Немецкие фирмы по преимуществу организуются по функциям с координацией посредством рутинных процедур и правил. В отличие от модели «смазанной машины» с акцентом на достижение эффективности, модель «деревенского рынка» отражает в большей мере нацеленность на обеспечение гибкости. Организационные структуры в английских компаниях отличаются большей гибкостью, большей децентрализованностью и меньшей формализованностью по сравнению с французскими и немецкими фирмами.

Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей. Группирование стран по принципу общности культуры базируется на предположении о том, что основные культурные ценности стран, входящих в одну группу, похожи между собой и поведение людей имеет много общего. Для менеджеров, осуществляющих международную деятельность, это означает возможность использования имеющегося у них опыта работы в странах, входящих в одну группу, лучшее понимание зарубежных партнеров, более быструю адаптацию, сведение к минимуму культурного шока и других последствий переезда в другую страну.

Картину многообразия можно дополнить кластерами стран со схожими экономическими и управленческими культурами. Особенностью сравнительных исследований, использующих кластерный анализ, является акцент на общих чертах в национальной культуре разных стран. Одно из исследований, проведенное С. Роненом и О. Шенкаром, позволило выделить восемь кластеров (рис.12.8).

 

Рисунок 12.8 - Синтез страновых кластеров

 

Ряд стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один из выделенных кластеров. Некоторые исследователи считают более оправданным поместить Индию и Израиль в англосаксонский кластер, имея в виду их тесные политические, экономические и культурные связи с США или Великобританией.

Другие авторы предлагают объединить скандинавский и германский кластеры в один.

Ряд специалистов считают, что Испания, Португалия и Италия в культурном плане гораздо ближе к странам Южной Америки и стало быть должны находиться с ними в одном кластере.

В ряде публикаций по программе GLOBE (The Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness Research Program) страны Европы также объединены в кластеры: германский (Германия, Австрия, германоязычная часть Швейцарии, Нидерланды), латиноевропейский (Франция, Испания, Португалия, Италия, французская часть Швейцарии, Израиль), англо-саксонский (Англия, Ирландия, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада, США и белая часть ЮАР), восточно-европейский (Польша, Венгрия, Словения, Греция, Албания, Грузия, Казахстан, Россия). В последнем случае следует иметь в виду, что в кластерах представлены только те 60 стран мира (из них 21 - Европы), которые были охвачены исследованиями в рамках проекта GLOBE. В других же публикациях по данной программе все культурное многообразие в Европе оказывается сведенным в два кластера: северо-западный и юго-восточный.

Резюме. Таким образом, для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей, сколько на личной заинтересованности в понимании ее ценностей и установок, тесном эмоциональном контакте с ее представителями. Это возможно, если человек длительное время живет в другой, отличной от родной, культуре, имеет там близких друзей, активно участвует в общественной жизни или воспитывается с детства в мультикультурной среде. Однако случаи подлинного взаимопонимания в межкультурном общении крайне редки, поскольку требуют неординарных личных качеств, способности чутко и творчески воспринимать наследие своей и иной культур.

 


Просмотров 2413

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!