![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Модели межкультурных различий
Среди моделей, используемых для анализа межкультурных различий, наибольшую известность получили: ¾ модель ценностной ориентации А. Клукхона-Ф. Стродтбека; ¾ модель изучения культурных ценностей Г. Хофстеде; ¾ выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей. В модели, предложенной известными антропологами А. Клукхоном и Ф. Стродтбеком для выявления межкультурных различий, предлагается использовать пять параметров (табл. 12.2). Система ценностных ориентаций, предложенная А. Клукхоном и Ф. Стродтбеком, успешно используется для разработки конкретных рекомендаций по управлению компаниями с учетом особенностей различных стран. Таблица 12.2 - Модель ценностной ориентации А. Клукхона и Ф. Стродтбека
Модель изучения культурных ценностей Герта Хофстеде. По данным Г. Хофстеде, культурное многообразие Европы проявляется в значительном разбросе значений индексов (табл.12.3). Таблица 12.3 - Классификация менеджмента стран По параметрам Хофстеде
¾ дистанция власти - от 11 (Австрия) до 68 (Франция); ¾ соотношение индивидуализма и коллективизма - от 27 (Португалия) до 89 (Великобритания); ¾ соотношение мужественности и женственности — от 5 (Швеция) до 79 (Австрия); ¾ избегание неопределенности - от 23 (Дания) до 112 (Греция). Разнообразие деловых культур проявляется в национальных стилях управления. Интеграция только двух параметров Г. Хофстеде - дистанции власти и избегания неопределенности - позволяет выделить четыре модели организационной культуры, а именно (рис. 12.6). Рисунок 12.6 - Карта Хофстеде «Деревенский рынок» - низкая дистанция власти и низкая степень избегания неопределенности. «Смазанная машина» - низкая дистанция власти и высокая степень избегания неопределенности. «Семья» - высокая дистанция власти и низкая степень избегания неопределенности. «Пирамида людей» - высокая дистанция власти и высокая степень избегания неопределенности. Страны с высоким уровнем и избегания неопределенности, и дистанции власти считаются более «механистическими», «бюрократическими». В противоположном квадранте располагаются страны с низкими уровнями избегания неопределенности и дистанции власти, для которых характерны меньшая иерархичность, большая децентрализованность, меньшая роль формализованных правил и процедур. Речь идет о скандинавских странах и в меньшей степени - англосаксонских странах. В обществах, где отмечается высокая дистанция власти и слабое избегание неопределенности, децентрализованность принятия решений и низкая иерархичность сочетаются с большей формализованностью правил и более четким определением задач и ответственности. В этом квадранте располагаются страны германского кластера. В странах с высокой дистанцией власти, но слабым уровнем избегания неопределенности организации строятся по семейному принципу. Здесь «начальник - есть начальник», а организация может быть описана как патерналистская. Подчиненные не имеют строго определенных задач и ответственности, вместо этого - больше социальные. это в основном азиатские страны. Параметры Хофстеде позволяют описать модели организации, свойственные разным культурам. Так, во Франции организация представляет собой «пирамиду людей» (формализованную и централизованную). В Германии организация напоминает «смазанную машину» (формализованную, но не централизованную). В Англии управленческая культура подходит под определение модели «деревенского рынка» (не формализованная, не централизованная), в которой ни иерархия, ни распределение ролей не играют определяющей роли, скорее, структура складывается с учетом требований конкретной ситуации. Приведем характерный пример. Слушателям программы MBA школы INSEAD была предложена организационная проблема в виде конфликта между двумя руководителями департаментов (отделов). В ходе рассмотрения проблемы обнаружились различия в структурных предпочтениях. Большинство французских слушателей предпочли рассматривать конфликтную ситуацию на более высоком уровне (президента компании). Немецкие слушатели основную причину конфликта усматривали в отсутствии структуры; компетенции, роли и ответственность не были четко определены. Они предложили решение, включающее четкое определение процедур для лучшей координации. По мнению англичан это - типичное проявление проблемы межличностной коммуникации двух руководителей отделов, которая может быть решена путем проведения тренинга с участием обоих руководителей.
Изучение поведения менеджеров и управленческой практики позволило уточнить культурные профили (рис. 12.7). Рисунок 12.7 - Культурные профили Так, в сравнительных исследованиях фирм Франции, Германии и Англии было обнаружено, что французские фирмы более централизованы и формализованы, имеют с меньший уровень делегирования по сравнению с немецкими и английскими. Роль генерального состоит в обеспечении координации на высшем уровне управления и принятии ключевых решений, требующих аналитических и концептуальных способностей, которые не обязательно ограничиваются рамками предприятия или отрасли. Административно-управленческий аппарат играет важную роль в осуществлении аналитической экспертизы. Исследования подтверждают имидж немецких фирм как хорошо отлаженных (смазанных) машин, больше склонных быть децентрализованными, специализированными и формализованными. В действительности немецкие менеджеры часто ссылаются на структуру как ключевой фактор успеха, имеющий свою собственную логику развития. Немецкие фирмы по преимуществу организуются по функциям с координацией посредством рутинных процедур и правил. В отличие от модели «смазанной машины» с акцентом на достижение эффективности, модель «деревенского рынка» отражает в большей мере нацеленность на обеспечение гибкости. Организационные структуры в английских компаниях отличаются большей гибкостью, большей децентрализованностью и меньшей формализованностью по сравнению с французскими и немецкими фирмами. Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей. Группирование стран по принципу общности культуры базируется на предположении о том, что основные культурные ценности стран, входящих в одну группу, похожи между собой и поведение людей имеет много общего. Для менеджеров, осуществляющих международную деятельность, это означает возможность использования имеющегося у них опыта работы в странах, входящих в одну группу, лучшее понимание зарубежных партнеров, более быструю адаптацию, сведение к минимуму культурного шока и других последствий переезда в другую страну. Картину многообразия можно дополнить кластерами стран со схожими экономическими и управленческими культурами. Особенностью сравнительных исследований, использующих кластерный анализ, является акцент на общих чертах в национальной культуре разных стран. Одно из исследований, проведенное С. Роненом и О. Шенкаром, позволило выделить восемь кластеров (рис.12.8).
Рисунок 12.8 - Синтез страновых кластеров
Ряд стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один из выделенных кластеров. Некоторые исследователи считают более оправданным поместить Индию и Израиль в англосаксонский кластер, имея в виду их тесные политические, экономические и культурные связи с США или Великобританией. Другие авторы предлагают объединить скандинавский и германский кластеры в один. Ряд специалистов считают, что Испания, Португалия и Италия в культурном плане гораздо ближе к странам Южной Америки и стало быть должны находиться с ними в одном кластере. В ряде публикаций по программе GLOBE (The Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness Research Program) страны Европы также объединены в кластеры: германский (Германия, Австрия, германоязычная часть Швейцарии, Нидерланды), латиноевропейский (Франция, Испания, Португалия, Италия, французская часть Швейцарии, Израиль), англо-саксонский (Англия, Ирландия, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада, США и белая часть ЮАР), восточно-европейский (Польша, Венгрия, Словения, Греция, Албания, Грузия, Казахстан, Россия). В последнем случае следует иметь в виду, что в кластерах представлены только те 60 стран мира (из них 21 - Европы), которые были охвачены исследованиями в рамках проекта GLOBE. В других же публикациях по данной программе все культурное многообразие в Европе оказывается сведенным в два кластера: северо-западный и юго-восточный. Резюме. Таким образом, для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей, сколько на личной заинтересованности в понимании ее ценностей и установок, тесном эмоциональном контакте с ее представителями. Это возможно, если человек длительное время живет в другой, отличной от родной, культуре, имеет там близких друзей, активно участвует в общественной жизни или воспитывается с детства в мультикультурной среде. Однако случаи подлинного взаимопонимания в межкультурном общении крайне редки, поскольку требуют неординарных личных качеств, способности чутко и творчески воспринимать наследие своей и иной культур.
![]() |