![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принципы изменения организационной культуры
Одним из наиболее сложных и ответственных аспектов управления организацией является изменение ее организационной культуры. Необходимость изменения организационной культуры встает перед компанией в условиях кризиса, который вскрывает несоответствие привычных способов реагирования на внешнюю (снижение рентабельности и пр.) или внутреннюю ситуацию (например, резкое увеличение текучести кадров). Изменения – это действия, в процессе которых происходят различные преобразования в нашей жизни. Говоря об изменении культуры организации, необходимо учитывать то, что оно влечет за собой изменение поведения каждого члена организации и его уникальной психологии. Поскольку изменение организационной культуры происходит в рамках коррекции/изменения существующих ценностей, норм и правил или внедрения новых ценностей, необходимых для осуществления новой стратегии развития компании, рассмотрим особенности данного процесса. Предпосылки успешного изменения культуры выделили специалисты в области MBA Б. Пирсон и Н. Томас: 1) ясное понимание направления или видение того, что обновленная компания хочет достичь; 2) очевидная приверженность переменам и участие в них со стороны высшего руководства; 3) способность управлять ожиданиями людей. Не все можно изменить за один день, поэтому все должны быть готовы к задержкам и временным отступлениям; 4) эффективная разъяснительная работа, подчеркивающая роль менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников в процессе перемен и обеспечивающая их заинтересованное участие в переменах; 5) выделение средств на проведение изменений и переобучение персонала в соответствии с нововведениями. Изменения бывают: ¾ насильственные и добровольные; ¾ обратимые и необратимые; ¾ планируемые и непредвиденные; ¾ осознанные и неосознанные. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных, возникших под воздействием процессов самоорганизации. Организационная культура, становясь инструментом управления, обретает характеристики корпоративной культуры – инструмента управления при помощи внешне за-данной системы ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации. Для внедрения корпоративной культуры недостаточно готовности высшего руководства к переменам и даже выделения бюджета на планируемые изменения. Организационная культура обладает уникальным свойством – способностью проникать во все аспекты жизни организации и удерживаться в головах сотрудников в течение длительного времени. Примерами такой живучести организационных ценностей может выступать любой ВУЗ: несмотря на полную смену обучающегося состава каждые пять лет, тип культуры остается прежним. Другой пример чаще встречается в сфере розничной торговли: бывшие сотрудники советских предприятий торговли настолько прочно усвоили негативные ценности прежней культуры дефицита, что их с удивительной легкостью можно «опознать» среди остальных работников. Поэтому для формирования корпоративной культуры существенную роль играет дискредитация существующего положения (а вместе с тем ценностей, норм и правил) и критическая оценка. Методами изменения существующей парадигмы являются: ¾ привлечение «человека со стороны», который не связан прежней парадигмой и привносит критический настрой; ¾ «обнажение» существующего с помощью специальных мероприятий. Например, конференция, посвященная обсуждению причин снижения показателей, показывающая необходимость изменений; ¾ перераспределение власти (разрушение «консервативных» властных групп, исключив их представителей из комитетов, принимающих решения); ¾ легитимность разнообразия взглядов. Поощрять менеджеров, открыто критикующих существующую парадигму; ¾ активное участие и поддержка руководства. Наибольшее распространение среди практиков по внедрению новой культуры и изменению существующей получили следующие механизмы воздействия на сотрудников (табл. 10.3). Таблица 10.3– Механизмы воздействия на сотрудников
![]() |