Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Управление стрессом в организации



Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8.20).

 

Рисунок 8.20 – Что такое стресс?

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления.

Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

¾ внешние факторы;

¾ факторы, зависящие от организации;

¾ факторы, зависящие от самого работника (табл. 8.14).

Таблица 8.14 – Группы источников стресса

Источники стресса Характеристика
Внешние факторы Например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы. Так, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психологической поддержке
Факторы, зависящие от организации характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.)
нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт)
отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением)
организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей)
стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием)
Факторы, зависящие от самого работника личностные проблемы, специфические качества и черты характера самих работников

 



Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

¾ опыт работы;

¾ восприятие;

¾ поддержка коллег, друзей и родственников;

¾ активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

¾ степень агрессивности (табл. 8.15).

Таблица 8.15 – Факторы возникновения стресса

Факторы Способствующий/препятствующий возникновению стресса
Опыт работы Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе
Восприятие Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.
Поддержка коллег, друзей, родственников Помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении
Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения Поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий. В большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию
Степень агрессивности Отношение человека к другим людям и к самому себе, характеризующееся насилием, разрушением, унижением, причинением страдания

 



Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

Последствия стресса. Стресс может проявлять себя по-разному. Симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:



¾ физиологические;

¾ психологические;

¾ поведенческие (табл. 8.16).

Таблица 8.16 – Основные группы симптомов стресса

Группы Симптомы
Физиологические симптомы стресса повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше
Психологические симптомы стресса чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, однообразие в работе
Поведенческие симптомы снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы

 

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу - прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний и т.д.), из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

Модель стресса. Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис. 8.21, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

 

 

Рисунок 8.21 – Модель стресса

Стратегия управления стрессом. Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям (табл. 8.17):

¾ подбор и расстановка кадров;

¾ постановка конкретных и выполнимых задач;

¾ проектирование работ;

¾ взаимодействие и групповое принятие решений;

¾ программы оздоровления работников.

Таблица 8.17 - Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом Характеристика
Подбор и расстановка кадров Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений
Постановка конкретных и выполнимых задач Даже достаточно сложные задачи не только снижают опасность возникновения стресса, но и обеспечивают высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы)
Проектирование работ Будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику. Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса
Взаимодействие и групповое принятие решений Если работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса
Программы оздоровления работников Обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом)

 

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса - многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, - простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

¾ умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

¾ занятия спортом и физическими упражнениями;

¾ овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Резюме. Таким образом, сегодня стресс является одной из основных управленческих проблем для организаций во всем мире. Именно по причине стресса происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение показателей текучести кадров, растет количество дисциплинарных нарушений, производственных травм, сотрудники чаще болеют. Устранение последствий организационного стресса сопряжено с серьезными затратами и от того, насколько успешно сумеют руководители бороться с этим явлением, зависит долгосрочный успех компании.

 

Рекомендуемая литература

[16, 21, 23, 25, 26]

 


Вопросы для повторения и обсуждения

1. Перечислите и охарактеризуйте основные модели развития организаций.

2. Какие элементы включает в себя внутренняя и внешняя структура личности? Как они влияют на поведение человека?

3. Перечислите основные характеристики и составляющие компонента установок. Какие функции выполняют установки?

4. Что подразумевают под удовлетворенностью трудом? Какие факторы оказывают влияние на удовлетворенность трудом?

5. Что понимается пол приверженностью и вовлеченностью в работу?

6. Каково значение системы мотивации в организации?

7. Охарактеризуйте основные элементы системы мотивации.

8. Раскройте взаимосвязь и практическую реализацию современных теорий мотивации.

9. Дайте определение сущности карьеры и перечислите основные виды карьеры.

10. Охарактеризуйте основные этапы карьеры и особенности индивидуального поведения.

11. Раскройте содержание этапов служебно-профессионального продвижения.

12. Какую роль играет формирование кадрового резерва в организации?

13. Дайте определение сущности карьеры и перечислите основные виды карьеры.

14. Охарактеризуйте основные этапы карьеры и особенности индивидуального поведения.

15. Раскройте содержание этапов служебно-профессионального продвижения.

16. Какую роль играет формирование кадрового резерва в организации?

 

Темы сообщений

1. Модели развития организации: популяционно-экологическая, ресурсная, ситуативно-рациональная, модель деловых издержек, институциональная.

2. Индивидуальное поведение и личность. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение.

3. Теории личности. Личностные факторы по Кэттелу и Клайну, гуманистический подход. Психодинамическая теория личности. Теория личности Юнга. Индикаторы типа личности Майерс-Бриггс.

4. Восприятие и установки личности.

5. Роль и значение мотивации в управлении организацией.

6. Основные понятия, содержание и практическая реализация современных теорий мотивации.

7. Оценка уровня мотивации сотрудников (А. Хайэм).

8. Мотивационный профиль (Ш. Ричи, П. Мартин)

9. Сущность и виды карьеры.

10. Управление карьерой.

11. Система служебно-профессионального продвижения.

12. Работа с кадровым резервом.

 

Задания

Задание 1. Выявите в своей студенческой группе неформальную(ые) группу(ы) и объясните причины их возникновения.

Задание 2. Проанализируйте формы участия студентов в управлении в ДонГУУ. Сравните с другими ВУЗами.

Задание 3. Составьте проект оснащения рабочего места менеджера среднего уровня управления средствами оргтехники.

Задание 4. Предложите систему мер по управлению качеством учебного процесса.

Задание 5. Определите первоочередность вопросов, которыми должен заниматься менеджер группы в течение учебного года, в семестре, в период экзаменационной сессии.

Задание 6. Сформулируйте советы современному менеджеру.

Задание 7. Предложите меры и способы воздействия на личности, проявляющие: а) чрезмерную эмоциональность, б) аморальность, в) лень, г) грубость, д) паникерство, е) безответственность.

Задание 8. С какими качествами и свойствами личности вы не рекомендовали бы человека на управленческие должности и по каким причинам?

Задание 9. Определите, какие из черт характера наиболее предпочтительны: для гендиректора транспортно-коммерческой компании; для менеджера внешнеэкономической деятельности; для маркетолога; для водителя автобуса; для менеджера офиса.

 

Тесты

1. Что сравнивает индивид согласно теории справедливости?

а) своих усилий и полученного вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других сотрудников;

б) своих усилий и усилий руководителя;

в) своих результатов и результатов других сотрудников;

г) своих вкладов (усилий) с вкладами других;

д) настоящих результатов с прошлыми достижениями.

2. Что позволяют процессуальные теории мотивации?

а) понять то, как поведение индивида получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается;

б) выявить зависимость поведения и его последствий;

в) определить, что движет в организации поведением сотрудников;

г) представить характер зависимости поведения и потребностей индивида;

д) понять, почему происходит повторение определенных действий индивидом.

3. В чем заключается особенности содержательных теорий мотивации?

а) содержат перечень потребностей индивида;

б) позволяют управлять поведением индивида на основании различных классификаций потребностей личности;

в) сфокусированы на внутренних факторах активности индивида;

г) используют только некоторые виды потребностей индивида;

д) раскрывают последствия поведения индивида.

4. В чем основная причина различий в поведении работников?

а) разные потребности, ценности и цели;

б) половые и культурные различия;

в) наследственность;

г) различия в уровне образования;

д) работают;

е) не брать на себя ответственность за решаемые проблемы;

ж) делиться полномочиями с другими лицами;

з) брать на себя ответственность за решаемые проблемы, связанные с большим риском.

5. Как называется теория мотивации, разработанная МакКлелландом?

а) теория доминирующих потребностей;

б) теория приобретаемых потребностей;

в) теория вытесняемых потребностей;

г) теория ожиданий;

д) содержательная теория в определенный промежуток времени;

е) состояние недостатка (нужды или требование организма) в чем-либо, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка.

6. Согласно ARG теории К. Альдерфера, какие потребности из культуры общества приобретает индивид?

а) только некоторые факторы и характеристики трудового процесса отражаются на мотивации, остальные же влияют на удобства работы, но не мотивируют служащих;

б) у индивида существует другая (в отличие от лишком эмоциональны и более объективны;

в) находят удовольствие в жизни, несмотря на боль, печаль и разочарование;

г) они не позволяют надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое «Я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений замыслов.

7. Согласно теории Абрахаму Маслоу:

а) актуализация высших потребностей происходит только после удовлетворения низших потребностей;

б) низшие потребности удовлетворяются одновременно с высшими;

в) возможна регрессия, т.е. возврат к потребностям, которые были уже удовлетворены;

г) порядок удовлетворения потребностей носит случайный характер;

д) для удовлетворения высших потребностей, удовлетворение низших не обязательно.

8. «Самоактуализирующейся» личностью, согласно А. Маслоу движет:

а) денежные вознаграждения;

б) личностный рост;

в) потребность самоутверждения;

г) потребность в принадлежности;

д) служение идеалам или целям.

9. Что не является способом восстановления социальной справедливости:

а) изменение вкладов;

б) изменение результатов;

в) изменение позиции;

г) изменение эталона сравнения;

д) изменение целей.

10. Согласно теории Д. МакКлелланда:

а) потребности в достижении, принадлежности и во власти являются врожденными;

б) потребностям в достижении, принадлежности и во власти можно «научиться» ;

в) потребности в достижении приобретаются в детстве и весьма тяжело поддаются изменениям в зрелом возрасте;

г) потребности в достижении существуют у людей с комплексом неполноценности.

д) потребности во власти существуют у людей с комплексом неполноценности.

11. Теория постановки целей:

а) ориентирована на производственную среду, фактически игнорирует понятие индивидуальных потребностей и установок;

б) подчеркивает познавательный процесс и роль сознательного поведения в мотивации;

в) акцентирует внимание на индивиде, работе и факторах внешней среды;

г) является способом построения дерева целей организации снизу вверх;

д) анализирует главным образом взаимосвязь между оценками вклада работников и их вознаграждением.

12. В чем заключается потребность в самовыражении А. Маслоу?

а) получении титулов;

б) продвижении по службе;

в) высокой оплате труда;

г) личностном росте, реализации потенциала;

д) оригинальности поведения.

13. Содержательные теории мотивации - это:

а) теории, фокусирующиеся на внутренних факторах индивида, дающие импульс, направляющих, поддерживающих и прекращающих данное поведение;

б) теории, описывающие и анализирующие то, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается

в) теории, определяющие специфические способности, потребности, мотивирующие людей;

г) теории системы целей, согласно, которым сознательные цели и намерения определяют поведение;

д) теории равновесия, базирующиеся на сравнениях, которые делает индивид.

14. Как называется содержательная теория мотивации, разработанная В. Врумом?

а) теория доминирующих потребностей;

б) теория приобретаемых потребностей;

в) теория вытесняемых потребностей;

г) теория ожиданий;

д) содержательная теория мотивации.

15. Кто является автором теории ожиданий?

а) С. Адамс;

б) Д. Аткинсон;

в) В. Врум;

г) Б. Скиннер;

д) Д. МакКлелланд.

16. Кто автор теории иерархических потребностей?

а) С. Адамс;

б) Д. Аткинсон;

в) В. Врум;

г) А. Маслоу.

17. Как называется процесс, в котором перед личностью встают немедленные альтернативные отклики, приводящие к различным последствиям и она выбирает или модифицирует поведение?

а) процессом постановки целей;

б) самоуправлением поведением;

в) процессом определения значимости результатов;

г) процессом принятия управленческого решения;

д) процессом адаптации.

18. Назовите критерии приписывания причин поведения личности или ситуации по Г. Келли?

а) принципиальность;

б) пунктуальность;

в) согласованность;

г) необычность;

д) последовательность;

е) оригинальность.


Кроссворд

 

По горизонтали.

2. Создатель научного менеджмента.

3. Процесс расширения сферы деятельности предприятия в целях снижения риска, повышения степени выживаемости фирмы.

8. Система управления фирмой, при которой особое внимание уделяется изучению рынка.

9. Функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

11. Экономические отношения по образованию и использованию фондов денежных средств.

12. Обобщающий показатель эффективности деятельности коммерческой организации.

13. Управленец.

16. Форма легального отстаивания интересов определенных социальных групп.

По вертикали.

1. Совокупность методов, форм и средств управления организацией для достижения поставленных целей.

4. Нововведение, внедрение чего-либо нового.

5. Ученый, выделивший 5 основных функций менеджмента.

6. Форма объединения, для которой характерно единство собственности и контроля.

7. Стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации.

8. Совершенствование действующих машин, оборудования и приведение их в состояние, отвечающее современному технико-экономическому уровню.

9. Количественный и качественный учет и оценка результатов работы организации.

10. Самостоятельно хозяйствующий субъект, преследующий коммерческие цели при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

13. Активизация людей на выполнение поставленных целей.

14. Долгосрочное вложение денег в предприятие.

15. Один из факторов производства.

17. Создатель «иерархии потребностей».

 


Просмотров 2737

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!