![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Предельная норма замещения Норма (зона) замещения
Мы можем замещать одно благо другим в одном потребительском наборе без ущерба для суммарной полезности совместного потребления этих благ. Каким образом можно определить, насколько эффективной является замена одного блага другим? А почему кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат? Для ответа н а эти вопросы рассмотрим понятие нормы (и зоны) замещения. Нормой замены {rate of substitution) называется то количество одного блага, которое потребитель согласен уступить в обмен на увеличение количества другого блага. Зона замещения - это та часть кривой безразличия, которая показывает эффективную замену одного блага другим. Единственное условие при расчете нормы замещения или построении зоны замещения: мы определяем их по отдельности для каждой кривой безразличия, то есть при постоянном уровне полезности. На рисунке зона замещения определяется между двумя точками 1 и 2. 28. Предельная норма замещения - количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы целиком возместить потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. При движении от точки 1 к точке 2 предельная норма замещения возрастает. Предельную норму замещения можно посчитать через тангенс угла наклона кривой безразличия:
Бюджетные ограничения показывают все комбинации благ которые потребитель может купить при заданном уровне дохода и цен на эти блага. Бюджетная линия – прямая координат которая показывает все комбинации товаров на которые потребитель тратит весь свой доход. 29. Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз. С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление». 30. эффект замены – это замена одного блага другим которое обусловлено изменением их относительной цены. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса. Более низкая цена одного блага при неизмененных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить дешевые блага на более дорогие. Эффект дохода – изменение дохода потребителя в следствии изменения цены на потребляемое благо. Если денежный доход потребителя неизменен, то повшение цены означает уменьшение реального дохода потребителя.(реальный доход – действительное кол-во товара которое может купить на денежный доход) 31. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются. Товар Гиффена (Giffen good) — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.
![]() |