Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ



РЕСУРСЫ — люди, капитал, технология и ин­формация.

1. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

Термин «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, за­конодательство, конкурирующие организации, сис­тему ценностей в обществе, общественные взгляды и т.д. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влия­ние на все, что происходит внутри организации. Сле­дует отметить, что, несмотря на большое значение внешней среды в функционировании организации, как правило, среда эта находится вне пределов влия­ния менеджеров.

2. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУ­ДА. Это разделение всей работы на составляющие компоненты за счет образования подразделений, вы­полняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Подразделения называются отделами или службами, но существуют также и другие многочисленные на­звания, например, в вузах — деканат, кафедры. Как и целая организация, подразделения представляют со­бой группы людей, деятельность которых сознатель­но направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, в сущности большие и сложные организации состоят из нескольких специ­ально созданных для конкретных целей взаимосвя­занных организаций и многочисленных неформаль­ных групп, возникающих спонтанно. А в кадровом отношении горизонтальное разделение труда пред­ставляет собой расстановку конкретных руководите­лей во главе отдельных подразделений.

3. ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Оно представляет собой деятельность по координи­рованию работы подразделений и групп для получе­ния эффективного результата, то есть управление ра­ботой руководителей других подразделений. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в фирме, ассоциации, объединении руководителей высшего, среднего и нижнего звена. В организации выбираются или назначаются руководители разных уровней, определяется круг их обязанностей и ответ­ственности. Такое вертикальное развертывание раз­деления труда в результате образует уровни управле­ния (см. рисунки № 1, 2, 3, 4).



Рисунок №1

КРУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Совет акционеров
Генеральный директор
Заместители генерального директора
Заведующие отделами
Руководители групп

Рисунок №2

СРЕДНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Совет акционеров
   
Правление
   
Генеральный директор
   
Дирекция
   
Подразделения

Рисунок №3

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ФИРМОЙ

Генеральный директор
   
Заместители генерального директора
   
Коллективы

Существуют и более сложные структуры управ­ления. В качестве примера приведем модель управле­ния коммерческих и государственных учебных заве­дений осуществляющих подготовку кадров для культуры и искусства.

Рисунок №4

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Ректорат   Ректор   Учебный со­вет вуза
| | | | ↓     | | | | ↓
    Проректоры    
   
Деканат   Декан   Учебный совет факультета
     
    Заведующие кафедрами  

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ



Независимо от структуры фирмы, кампании, ассоциации, объединения определение уровня руко­водителей осуществляется через название должности, и традиционно делится на три категории с точки зре­ния функций, которые они выполняют в фирме, ас­социации, объединении и т.д. (См. рисунок № 5).

Руководители на техническом уровне в основ­ном занимаются ежедневными операциями и дейст­виями, необходимыми для создания художественных ценностей или оказания культурных услуг.

Руководители, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координа­цией внутри фирмы. Они согласовывают разнообраз­ные формы деятельности различных подразделений.

Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой проектов, перспек­тивных планов, формулированием целей, управлени­ем отношениями между фирмой и внешней средой.

Рисунок №5

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ

Сопоставление и анализ структурных элемен­тов систем управления зарубежных и отечественных организаций позволяет нам сделать вывод о том, что сущность их одинакова, а различие проявляется толь­ко в формулировании основных должностей.

Так, в западных фирмах, объединениях, ассо­циациях и т.д. различают:

— топ-менеджмент, то есть высшее звено уп­равления; у нас этому уровню соответствует генераль­ный директор, совет, правление;

— среднее звено управления; у нас — руководи­тели управления, дирекция и т.д. других аналогичных им подразделений;

— низший уровень управления; у нас — руково­дители отделов, групп, коллективов.

Таким образом, мы видим, что структура руко­водства в зарубежных и в отечественных фирмах, при наличии сходства и различий означает организацию работы людей, сотрудников, всего коллектива с тем, чтобы она в максимальной степени соответствовала их потребностям, позволяла активизировать их рабо­ту и повысить эффективность.

РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ

Ролевая функция руководителя определяется набором поведенческих правил, соответствующих конкретной фирме, ассоциации или конкретной долж­ности. Известный ученый Г. Минцберг сравнивает де­ятельность продюсеров, менеджеров и др. с деятельно­стью актера. Они так же, как герои в пьесе, имеют свои

роли, которые заставляют их вести себя определенным образом. Они занимают должности в качестве руково­дителей подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. Они, как и актеры, могут влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, хотя как личности могут дать собственную интерпрета­цию этих ролей. Г. Минцберг выделяет десять ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руково­дители в различные периоды и в разной степени. Мне кажется, что предлагаемая им классификация пред­ставляет интерес для соотношения с системой управ­ления фирмами шоу-бизнеса в нашей стране. Г. Минц­берг классифицирует десять управленческих ролей в рамках трех крупных категорий:

— межличностные роли;

— информационные роли;

— роли по принятию решений.

Таблица № 1.


Просмотров 483

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!