Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Принципы психолого-медико-педагогического обследования



Раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздравмедпрома России 3 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» и Указания Минздрава России 3Ч 103 от 05.05.92 г. «0 внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации».

Исследование слуха новорожденных детей организуется в родильных домах, детей младенческого, раннего и дошкольного возраста — в детских поликлиниках. В случае выявления снижения слуха или подозрения на его нарушение детей направляют в сурдологические кабинеты или центры, которые есть во всех областных городах. Врачи-сурдологи проводят дифференцированную диагностику со стояния слуховой функции ребенка, используя результаты отиатрического осмотра, данные аудиологического исследования, про верки слуха с помощью неречевых звучаний и речи. Специалисты назначают лечение, при необходимости подбирают индивидуальные слуховые аппараты. В сурдологических кабинетах с ребенком и его родителями работают и другие специалисты: детский психиатр, психолог, сурдопедагог. Они знакомят родителей с методикой специальных занятий с ребенком, дают советы по их организации в семье.

Для получения наиболее полных данных о состоянии слуха и развитии ребенка, необходимых для диагностики и определения путей коррекционной работы, проводится комплексное медико-психолого педагогическое обследование. Такое обследование ребенка проводится членами психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций). Основными задачами работы ПМПК являются следующие:

— уточнение характера и причин нарушений слуха у ребенка;

— изучение индивидуальных особенностей психического развития ребенка;

— определение условий воспитания и обучения ребенка (в семье, в специальном дошкольном учреждении, в условиях интеграции в массовом дошкольном учреждении и др.);

- обоснование педагогического прогноза;

— контроль за воспитанием и обучением ребенка со сниженным слухом;

— подготовка рекомендаций для родителей.

ПМПК решает вопросы комплектования групп в специальных дошкольных учреждениях; осуществляет контроль за развитием детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха; особо обсуждает проблемы обучения детей со сложными нарушениями в развитии; изучает уровень готовности детей к школе и определяет тип школы, в которую будет направлен ребенок.



Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха отражены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард (1972), Т. В. Розановой (1992, 1995), Т. В. Розановой и Г. П. Бертынь (1993) и др.

Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие.

1. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста.

Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медико-физиологический, психолого-педагогический, социологический. Предполагается участие различных специалистов: врачей — сурдолога и психиатра; психолога, сурдопедагога, логопеда, при необходимости — привлечение других специалистов (невропатолога, офтальмолога).

Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка со сниженным слухом позволяет составить квалифицированное заключение о здоровье ребенка; правильно определить пути педагогической помощи; определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем. В случае отсутствия некоторых специалистов в процессе изучения ребенка возможны диагностические ошибки, которые в дальнейшем могут привести к неправильному комплектованию групп в дошкольных учреждениях, невозможности создания условий для полноценного коррекционного воздействия на ребенка. Например, отсутствие данных офтальмолога в процессе обследования ребенка может привести к тому, что в группы для глухих или слабослышащих дошкольников попадут дети, имеющие комбинированное нарушение: недостатки слуха и нарушение зрения. А это может привести к сложностям восприятия речи в устной и письменной форме. Значительно затруднят обучение ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы, если они своевременно не выявлены специалистами.



Важное значение имеет педагогическое изучение ребенка: выявление его обучаемости, возможностей пребывания в дошкольном учреждении, педагогический прогноз. В процессе обследования ребенка со сниженным слухом большое значение придается анализу условий жизни ребенка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, т. е. социологическому аспекту.

2. Всесторонний характер ,психолого-педагогического обследования.

Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Данные комплексного изучения ребенка со сниженным слухом позволяют выяснить причины и время нарушения слуха; уточнить состояние слуха; об следовать речь и соотнести ее состояние со степенью потери слуха и уровнем интеллектуального развития; проверить уровень развития познавательной деятельности ребенка в соответствии с возрастом, характер детской деятельности (игры, рисования); выявить личностные особенности ребенка. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.

Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.

З. Учет возраста ребенка при организации психолого-педагогического изучения.

Психолого-педагогическое обследование и по форме, и по содержанию организуется в соответствии с возрастом ребенка. В плане организации обследования это предполагает создание условий для проведения обследования: удобное расположение ребенка за детским столом, подбор дидактического материала в зависимости от возраста, использование соответствующих возрасту методов. Например, при изучении детей раннего возраста преобладают игровые приемы. В обследовании детей дошкольного возраста используются рисование, игра, подбор и называние картинок. Возраст ребенка играет ведущую роль и при оценке результатов.

С возрастным принципом тесно связана научность в подборе зада кий для каждого возрастного этапа. При этом система диагностических заданий ориентирована не на сложность нарушения (например, состояние слуха ребенка), а на его возраст. Предъявление случайно подобранных заданий для детей разного возраста не позволяет выя вить структуру нарушений определить их первичный и вторичный характер, например задержку психического развития у глухого ребенка, что в конечном итоге может привести к неправильному определению индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка.

4. Изучение ребенка в динамике.

Этот принцип предполагает длительное изучение особенностей вития ребенка с нарушенным слухом, наблюдения за характером развития, анализ его особенностей. Возрастные и индивидуальные особенности детей со сниженным слухом раннего и дошкольного возраста не всегда позволяют выявить различные аспекты развития ребенка и сформулировать обоснованное заключение и рекомендации по поводу обучения в течение однократного обследования. Так, поведенческие реакции детей раннего возраста не всегда дают возможность в течение одного обследования определить состояние их уха, интеллекта. Нередко очень сложным оказывается уточнение состояния слуха у детей с так называемым «пограничным с глухо состоянием слуха, когда в одних случаях (особенно при первичных проверках) они проявляют себя как глухие, однако в процессе динамического изучения, особенно если оно сочетается со Слуховой тренировкой, реакции детей на звучания характеризуют их состояние слуха как тяжелую тугоухость. Изучение ребенка в Динамике важно, если обследуемый имеет сложную структуру на рушений, например сочетание тугоухости с умственной отсталостью или тугоухости с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Динамическое изучение детей проводится в течение года, с наблюдениями за развитием ребенка в детском саду, обсуждениями особенностей развития с родителями и педагогами, повторными консультациями на ПМПК.

5. Индивидуальный подход к ребенку.

данный принцип предполагает учет возраста, индивидуальных особенностей ребенка, создание во время обследования доброжелательной обстановки. Особенно это важно при работе с детьми ран него возраста, дошкольниками со сложной структурой нарушений развития. Индивидуальный подход предполагает полное предвари тельное знакомство с историей развития: характером раннего моторного и речевого развития, перенесенными заболеваниями, особенностями воспитания ребенка в семье, характером общения с ним.

Нередко у детей в ходе обследования, особенно в ею начале, возни кают беспокойство, настороженность, испуг, влекущие за собой замкнутость, отказ от выполнения заданий, желание уйти. В таких случаях необходимо перестроить систему предъявления задания, предпочесть вначале игровые задания, интересные и доступные для ребенка, а более сложные, например проверку состояния слуха, провести позже.

В некоторых случаях при отказе ребенка от выполнения заданий целесообразно привлечение к участию в предъявлении заданий родителей ребенка, оказание помощи ребенку, поддержание его попыток действовать самостоятельно.

6. Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка.

Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы выполнения заданий, их соответствие возрасту ребенка. Именно учет способов выполнения задания ребенком является важнейшим показателем уровня его психического развития. В процессе психолого-педагогического обследования выявляется высший уровень возможностей ребенка, т. е. то, что он может сделать с помощью взрослого. Это характеризует «зону ближайшего развития», потенциальные возможности ребенка, учет которых имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.

Содержание психолого-педагогического обследования

На заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии проводится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассматривает необходимую документацию: выписку из истории развития ребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, первичные аудиограммы и др. Особенно внимательно комиссия изучает данные о протекании беременности матери, заболеваниях, способах их лечения во время беременности, родах, а также о болезнях, перенесенных ребенком, и их лечении. Комиссия исследует информацию о физическом и моторном развитии, особенностях формирования речи, предполагаемых причинах и времени снижения слуха. Важное значение придается анализу условий воспитания ребенка в семье: способах общения с ребенком, использованию слуховых аппаратов, организации общеразвивающей и коррекционой работы.

Комплексное обследование ребенка проводится с использованием различных психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализа документации (аудиограмм, заключений врачей специалистов и т .д. ), наблюдений за деятельностью (игрой рисованием, конструированием); использования специальных методик психологического обследования.

Обследование проводится в доброжелательной спокойной обстановке. Заранее подбирается дидактический материал, необходимый для проведения обследования, — игрушки для проведения наблюдений за игрой, дидактические игрушки и пособия для обследования умственного развития, картинки и детские книги, звучащие игрушки и др. (см.: Отбор детей в специальные дошкольные учреждения, 1972). Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, так как это одно из условий проведения проверки слуха.

В содержание психолого-педагогического изучения ребенка ран него и дошкольного возраста включаются следующие разделы:

— наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, рисованием);

— обследование умственного развития;

— проверка состояния слуха;

— проверка состояния речи;

— наблюдения за поведением, выявление личностных особенностей.

Содержание каждого из разделов психолого-педагогического изучения подготавливается различными специалистами. Сурдолог проводит обследование слуха ребенка и уточняет диагноз. Врач психиатр на основе медицинских документов и наблюдений за уровнем умственного развития приходит к выводу о соответствии интеллектуального развития ре его возрасту. В отдельных случаях он выявляет сочетанные нарушения в развитии (умственная отсталость психического развития у ребенка с нарушением ЦНС и др.). Психолог выясняет уровень умственного развития, наблюдает за поведением ребенка, характеризует особенности змоционально-волевой сферы, его личностные особенности.

Сурдопедагог концентрирует внимание на проверке состояния речи и общения В случаях выявления каких либо специфических нарушений речи (дизартрии, алалии и др.) к обследованию речи подключается логопед, который уточняет причины и характер сложных на рушений речи у ребенка со сниженным слухом. Подробно различные аспекты психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста изложены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард (1972); Т. В. Розановой (1998); Н. Д. Шматко (1998) и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как происходит выявление детей с нарушениями слуха?

2. Назовите медицинские учреждения и специалистов, занимающихся вы явлением и диагностикой нарушений слуха у детей.

З. Каковы цели работы психолого-медико-педагогических комиссий?

4. Какие специалисты входят в состав ПМПК и каковы их функции?

5. Назовите основные принципы и содержание психолого-педагогического изучения на ПМПК детей с нарушениями слуха.

6. Проанализируйте заключения ПМПК и рекомендации по обучению де ей в одной из групп детского сада для глухих или слабослышащих.

Литература

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М., 1980.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // дошкольное образование в России: Сб. действ. нормативно-правовых документов и науч-метод. материалов. — М., 1996.

О республиканских и областных медико-педагогических комиссиях: Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. К 102-М.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

Розанова Т В. Принципы психологической диагностики отклонений в раз витии у детей // дефектология. — 1995. — Н 1.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!