Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Невербальные, двигательные и экспрессивные компоненты, входящие в состав коммуникативных способностей (умений и навыков общения)



 

Таблица 4.4.

 

Название компонента Описание компонента Способ оценивания компонента
Поза     Жесты   Выражение лица   Во время разговора человек стоит или сидит удобно, раскованно. Поза и мышцы – расслаблены     Использование разнообразных движений рук, головы в процессе разговора в соответствии с его ходом и содержанием. Периодические, небольшие движения головой во время пауз в речи собеседника подтверждают согласие или выражают несогласие с ним   Оживленное, внимательное выражение, свидетельствующее о заинтересованности разговором и о понимании собеседника   Оценка по пятибалльной шкале 1 балл – слишком напряженная, неудобная поза;   5 баллов – расслабленная, удобная поза   Оценка по пятибалльной шкале:   1 балл – полное отсутствие движений руками и головой;   5баллов – слишком много разнообразных ненужных движений головой и руками     Оценка по пятибалльной шкале:   1 балл – отсутствие каких- либо изменений в выражении лица во время разговора;   5 баллов – наличие излишних, слишком часто сменяющих друг друга выражений, затрудняющих общение и соответствующих понижению активности со стороны собеседника

 

4. Методика изучения общительности как характеристики личности *

* При разработке данной методики использованы материалы кн.: Психолого-педагогический анализ личности учащегося; Методические рекомендации. – М., 1990. С. 88-89.

 

Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации и тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя – крайне нужна.

Диагностика общительности в большинстве методик основана на самооценке, что вряд ли является адекватным возрастным особенностям ребенка. Здесь более подходит метод наблюдения, который может охватить большой диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам. При этом полезно наблюдения в обобщением виде представить в виде некоторой графической формы.

Процедура наблюдения

 

Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:



I. Потребность в общении.

II. Контактность.

III. Способность понимать другого человека.

IV. Способность к сочувствию, сопереживанию.

V. Умение пользоваться средствами общения.

В процессе наблюдения требуется подбирать ситуации, соответствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед со школьниками.

Промежуточные результаты наблюдения необходимо тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные результаты.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая – баллом 1.

 

Схема наблюдения

 

Таблица 4.5.

 

 

Обработка результатов

Вычислить общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20.

Сумма баллов по показателям 1, 2, 4, 18 покажет степень контактности ребенка.

Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 – эмпатии, по показателям 13, 15, 16, 17 – понимание другого человека, а показатели 11, 14, 19, 20 – степень владения элементарными средствами общения.

По каждому из показателей 1-5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.

5. Младший школьник в системе «учитель–ученики» *

* При изложении данного материала использованы следующие кн.: Рахматшаева В. А. Влияние стиля руководства учителя на нормативное поведение младших школьников. – М., 1987; Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив (психолого-педагогическое исследование). Минск, 1975; Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1991. С. 35-59; Карандашев В. Н. Основы психологии общения. Челябинск, 1990; Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. – М., 1989; Панкова Л. М. У порога семейной жизни. – М., 1991.



 

Педагог в жизни младшего школьника занимает особое место. Важное значение ребенок придает не только отметкам, которые выставляет учитель. Существенное значение имеют также его характеристики, интонации, которыми сопровождается похвала или порицание. В высказываниях учителя ребенок улавливает его позицию и оценку и в соответствии с этим оценивает события, взаимоотношения людей, своих товарищей, себя самого. Оценка со стороны педагога формирует такие качества, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности.

Для управления поведением детей учителя начальных классов применяют убеждение, требование, внушение.

Убеждениенаправлено на то, чтобы развивать мотивы нормативного поведения ребенка через совместный анализ фактов и зависимостей.

Требованиеобычно выражается в категоричных формах: приказаниях, запрещениях, распоряжениях. По эмоциональному тону оно может быть как агрессивным, подавляющим, так и теплым, доброжелательным, побуждающим. Агрессивное требование принимает форму принуждения, а доброжелательное – форму побуждения.

Внушениевыражается в формах наставления, увещания, напоминания, предостережения, осуждения, укора или упрека. По характеру эмоционального тона различают доброжелательное и агрессивное внушения. Эмоциональный тон выражается как в содержании словесных форм внушения, так и интонациях голоса, в мимике, пантомимике.

В современной педагогической психологии известны различные классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространенный вариант – авторитарный, демократический и либеральный (или либерально-попустительский) стили общения. Сущность каждого из них достаточно широко и подробно представлена в психологической литературе как теоретического, так и прикладного характера. Остановимся кратко на том, как влияют убеждение, требование, внушение и их сочетания на формирование стилей педагогического общения.

Авторитарныйстиль складывается в результате преимущественного использования учителем методов принудительного требования, агрессивного внушения. Требование направлено на подавление недисциплинированного поведения школьников. Агрессивное внушение принимает формы наставления, предупреждения, угрозы, осуждения и сопровождается недовольными, злобными, гневными, насмешливыми, раздраженными интонациями голоса и мимикой лица.

Демократическийстиль руководства возникает тогда, когда учитель опирается на методы убеждения, побудительного требования и доброжелательного внушения. Убеждая, он разъясняет детям полезность подчинения правилам, формирует у ребенка убежденность в их ценности. Обычные формы требования – приказы, запреты, распоряжения – превращаются при демократическом стиле в побуждения. Теплые интонации голоса, спокойная мимика лица, называние учеников по именам усиливают близость учителя с ними. Доброжелательное внушение принимает формы доверительного наставления, увещания, просьбы, осуждения, предостережения, напоминания, упрека, укора. В них выражено его доверие к детям, одобрение или обеспокоенность учителя.

Либерально-попустительскийстиль руководства есть результат недостаточного внимания учителя к проблеме дисциплины на уроке. Педагог подчинен стихии общения; характер общения зависит не от него самого, а от учащихся, под которых он и подстраивается. Стиль его руководства оказывает непосредственное влияние на развитие навыка саморегуляции поведения у младших школьников. Авторитарный стиль развивает навыки подчинения учителю. Поскольку навыки саморегуляции поведения при этом не развиваются, то в условиях снятия контроля дисциплина у детей исчезает. Демократический стиль взаимодействия способствует успешному развитию навыков самоконтроля поведения. Либерально-попустительский стиль руководства не развивает ни навыков подчинения учителю, ни навыков саморегуляции поведения.

Стиль общения учителя непосредственно влияет и на эмоциональное состояние младших школьников. Авторитарный стиль снижает настроение, способствует появлению у детей эмоциональной тревоги, обеспокоенности, раздражения, обиды, неприязни. Демократический стиль повышает настроение, рождает эмоциональную радость, чувства удовлетворения и уверенности в своих силах. Либерально-попустительский стиль, с одной стороны, порождает безосновательное веселье, с другой, – чувства неудовлетворения, огорчения, безразличия, равнодушия. Учителей такого стиля обучения (то они очень мягкие, потакающие учащимся, то, когда чувствуют, что власть от них уходит, очень жесткие) дети не любят больше всего, поскольку к нему трудно приспособиться.

Для любого педагога (учителя начальных классов особенно) чрезвычайно важно внутреннее осознание своего стиля общения или своей готовности, предрасположенности к нежелательным формам взаимодействия с учениками. Существует много разных тестов, опросников для самодиагностики стиля общения и взаимодействия. Систематические упражнения в умении понаблюдать за собой как бы со стороны, быть беспристрастным и объективным в самоанализе, подавлять в себе подсознательное стремление выдавать (принимать) желаемое за реальное – непременно окажут благотворное влияние на систему отношений «учитель – ученики».

Для самодиагностики стиля взаимодействия и стиля общения можно применять предлагаемые ниже материалы (серии утверждений и вопросов).

Серия утверждений.Ответьте «да», если конкретное утверждение характеризует ваше поведение, «нет», - если оно к вам не относится:

1. Часто перетасовывает факты.

2. Действует решительным образом.

3. Ищет слабое место в позиции оппонента.

4. Считает, что отступление ведет к потере лица.

5. Использует тактику давления.

6. Считает себя знатоком.

7. Старается атаковать оппонента, а не обсуждаемую проблему.

8. В различных ситуациях меняет голос, тактику, манеры поведения.

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен.

10. Отказывается от дискуссии, если она идет не по сценарию.

11. Если на что решился, действует до конца.

Подсчитайте общее количество ответов «да»:

а) 8-11 – жесткий стиль;

б) 4-7 – средне выраженная тенденция;

в) 1-3 – мягкий стиль.

Серия вопросов.На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет»:

1. Можете ли вы сказать фразу: «Я учитель, мне простительно» или «Я сказала, значит, так и будет»?

2. Наказываете ли вы учащихся физически?

3. Можете ли кричать на ученика, обзывать его?

4. Можете ли скрыть от ребенка отметку, которую вы ему ставите?

5. Если опоздали на какую-то встречу с детьми, считаете ли вы необходимым извиниться?

6. Можете ли вы в гневе стукнуть кулаком по столу, угрожая ученику, классу?

7. Можете ли вы повысить голос на родителей ученика?

8. Можете ли вы уйти из класса, не сказав «до свидания»?

9. Можете ли вы не навестить больного ученика?

10. Считаете ли, что у детей вашего класса не должно быть взрослых друзей?

11. Вызывает ли у вас раздражение долгое ожидание ответа ученика?

Оценка результатов:

а) если на все вопросы вы ответили утвердительно, то стиль вашего общения с учениками можно отнести к авторитарному;

б) если в трех случаях последовал отрицательный ответ, то не все потеряно и кое-что можно изменить;

в) если половина ответов отрицательна, то стиль вашего общения можно считать демократическим.

Овладение учителем самодиагностикой стиля общения будет помогать учителю «держать руку на пульсе жизни» своего класса, более того – помогать и детям в самоанализе своего поведения, причин возможных неудач общения со своими ровесниками или взрослыми и т. д. Научить, как известно, можно тому, что сам умеешь.

Для учителя начальных классов может быть полезным размышление над выводами, полученными Н. А. Березовиным и Я. Л. Коломинским в результате тщательных многолетних исследований межличностных отношений в системе «учитель – ученики», анализа роли учителя в формировании межличностных отношений детей и в развитии личности младшего школьника. Остановимся на некоторых характеристиках типов отношений, выделенных названными авторами.

Активно-положительный стиль характеризуется тем, что у учителя в отношении к детям преобладает эмоционально-положительная направленность, выраженная в манере поведения, речи и др. Такой учитель дает наиболее высокую оценку положительных качеств учащихся. Он убежден, что у каждого из них есть определенные достоинства, которые при соответствующих усилиях можно раскрыть и развивать. В индивидуальных характеристиках своих учеников он отмечает положительный рост и качественные сдвиги.

При ситуативном стиле отношения учителю свойственна эмоциональная нестабильность, выраженная в зависимости от конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении. Он может быть вспыльчивым, непоследовательным; для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к учащимся. Учитель с этим типом отношения не имеет твердых объективных взглядов на личность ученика и возможности его развития. Оценки им учащихся противоречивы или неопределенны.

Для учителя с пассивно-положительным стилем характерна общая положительная направленность в отношении к ученикам. Однако ему присуща определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. С учащимися он разговаривает преимущественно официальным тоном.

Активно-отрицательный стиль отношения учителя со школьниками характеризуется явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, делает акцент на их недостатках. Похвала как метод воспитания для него не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает; часто делает замечания.

При пассивно-отрицательном стиле отношения учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям. Такой учитель чаще бывает эмоционально вялым, безучастным, отчужденным в общении с ними. Возмущения поведением он, как правило, явно не проявляет, но равнодушен к успехам и неудачам детей.

Для младших школьников чрезвычайно важна оценка учителей результатов их учебы. Однако следует помнить, что, оценивая знания, учитель по существу одновременно оценивает и личность ребенка, ее возможности, место среди одноклассников. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценку учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, активных, пассивных, старательных, нестарательных и др. Особенности межличностного взаимодействия учителя с классом оказывают сильное влияние и на оценку школьниками учителя, и на их характер взаимоотношений с ним, и на эмоционально-мотивационную сферу детей, и проявление их творческой активности в процессе обучения.

Не каждый младший школьник способен четко сформулировать в словесной форме свое понимание отношений, ощущений, чувств. Это можно сделать с помощью небольшого рисуночного теста, широко применяемого американскими педагогами и взятого на вооружение учителями России.

Инструкция к тесту

Учитель на доске рисует шесть схематических рожиц. Любой ребенок, даже не умеющий рисовать, сможет легко их изобразить. Эти схематические изображения будут служить им ответами на вопросы учителя.

 

 

Объяснение детям сути задания может быть следующим: «Посмотрите, какие рожицы я нарисовала. Скажите мне, они одинаковые или разные?» Ответы следуют незамедлительно. Уточните: «А в чем они разные?» Обычно дети отвечают так: «Одни из них веселые, другие – грустные», «Одни улыбаются, а другие – нет» и т. д. Задайте им еще один вопрос: «Как вы считаете, какие чувства испытывает человек, когда лицо у него радостное, улыбающееся, как это (указываете на изображение)? Что чувствует, когда лицо грустное, печальное?» Если дети испытывают затруднение в ответах, то можно пояснить доступными словами содержание эмоциональных переживаний, условно переданных на нарисованных рожицах. Разбудите их воображение, которым они так богаты. Затем можно перейти к выполнению задания. Оно заключается в следующем: две веселые рожицы будут означать, что человек испытывает приятные и радостные чувства, он очень доволен; две грустные – что человеку очень грустно, у него плохое настроение или он чем-то очень недоволен. Одна радостная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в сильной степени. А одна грустная рожица будет означать, что человеку скорее грустно, чем радостно, но мрачных чувств он все же не испытывает. Объясняя детям суть задания, учитель должен стремиться к тому, чтобы они поняли разную степень эмоций, выражаемых в рисунках.

Далее ребятам предлагается следующее: учитель называет слова, означающие что-то знакомое, известное им, а они, в свою очередь, подумав, какие чувства у них при этом возникают (очень хорошие, неприятные, просто хорошие или не очень хорошие), рисуют на листочке рожицы, наиболее точно отражающие их чувства.

Явления, отношение детей к которым учитель хочет выяснить, могут быть самыми различными. Например, сам ребенок. Когда учитель называет слово «Я», надо пояснить, что речь идет о самом ребенке. Попросите ребят произнести «про себя» или шепотом «Я» и выразить свои чувства соответствующей картинкой.

Таким образом преподаватель может узнать об отношении ребенка к своим одноклассникам, учителю, семье, попросив его употребить вместо местоимения «Я» соответствующие словосочетания («мои одноклассники», «мой учитель», «моя семья» и др.). Дети быстро уясняют суть задания и выполняют его быстро и охотно.

Какова же информация, полученная учителем в результате выполнения этого теста? При его одноразовом использовании можно сказать, какие чувства испытывает ребенок в настоящий момент по отношению к тому или иному явлению. Эти чувства могут быть и ситуативными, т. е. отражающими его сиюминутное эмоциональное состояние. Но за этими ответами могут стоять и давние глубокие переживания детей. Поэтому целесообразно применять этот тест регулярно, чтобы получить некоторую динамику эмоциональных отношений ребенка. Так, например, если он постоянно передает учителю листочки с одними унылыми рожицами, – это уже серьезный повод задуматься и попытаться выяснить причины такого состояния. Картинки ребят могут дать учителю информацию о том, что кто-то из них «не в ладах» с самим собой, у кого-то трудно складываются отношения с одноклассниками, у третьего – неблагоприятные отношения в семье, а кто-то из них не удовлетворен взаимоотношениями с учителем... Имея даже такую информацию, которую дает этот несложный тест, преподаватель может придать индивидуальной работе с детьми большую целенаправленность.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!