Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Способности личности в психологии



Существуют общие и профессиональные способности:

1. Общие позволяют развиваться личности. Они важны практически для каждого рода занятий. Примером этого вида умений являются решительность, смекалка и т.д.

2. Профессиональные способности позволяют личности развивать конкретный вид деятельности.

А комбинацию всех способностей называют одаренностью. Поэтому очень важно развивать оба данных вида.

Интеллектуальные способности помогут личности уместно применить собственные знания. Чем более развитой она будет, эрудированной, тем проще ей будет взглянуть на рассматриваемую проблему с разных сторон, определиться с верным решением и направлением.

Высокая степень одаренности порождает талант, который выражается в повышенном уровне развития. Обычно человек с высокой степенью одаренности достигает хороших результатов в нескольких видах деятельности. Его называют гением, который творит историю. Кроме этого, в человеке есть задатки - врожденная предрасположенность к развитию конкретных способностей.

Способности и задатки каждой личности являются многозначными. Один из них может сформировать несколько различных умений. Мало того, творческие способности позволяют находить что-то необычное и особенное в простых вещах, потому, к примеру, такой личности легко дается рождение креативных идей. Стоит отметить, что способность такого характера зависит от кругозора и общего развития человека. Творческие люди стремятся приобрести как можно больше навыков в разных сферах.

Развитие любых способностей поможет личности научиться быстро решать сложные ситуации, принимать верные решения, осуществлять планы и многое другое. Развитие в его любом проявлении значительно повышает жизненное качество и гармонию.
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рас­сказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повы­шенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.



Экстравертированный (конформный) - высо­кая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизо­ван, предпочитает подчиняться.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, кото­рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско­рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. 12………. Факторы, влияющие на поведение людей

На поведение людей влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и прочие. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.
Восприятие влияет на поведение личности не непосредственно, а, преломляясь через расположение, ценности, верования, принципы, уровень притязаний и прочее.
Расположение, то есть положительное отношение к кому-то или к чему-то основывается на эмоциональных чувственных оценках внешнего окружения, например, коллектива, положения в нем, условий труда, его оплаты, содержания выполняемой работы, связанного с ней личного статуса. Расположение к людям проявляется в уважении, готовности придти на помощь в трудную минуту; расположение к работе – в увлеченности ею вплоть до отождествления себя своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Кто нравится, тому помогают, чтобы нравился еще больше; от чего ожидают, в то и вкладывают.
Устойчивое внутреннее расположение человека к другим субъектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке может быть охарактеризована как верование. Эта оценка бывает уже не только эмоциональной, но и рациональной.
Основу ценностей составляет осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человека в отдельности, но и коллектива. Поэтому ценности приобретаю самостоятельное по отношению к отдельному субъекту бытие. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартам, критериями, с которыми сравниваются и с помощью которых оцениваются как собственные решения и поступки, так и действия других.
К таким ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, новаторству.
Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах – определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике, например, справедливости, добросовестности и др.
В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.
Каждая личность обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых она стремится. Понятно, что для различных людей уровень притязаний не одинаков и определяется такими факторами как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, включенность в свою роль, имеющийся профессиональный и жизненный опыт. Чем больше развит у человека факторы, тем выше у него уровень притязаний.
Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов. Безусловно, речь здесь идет о неких условных «среднестатистических» личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. В то же время связи между уровнем притязаний и психологическими особенностями личности не прослеживается.
Помимо перечисленных моментов на поведение работников влияют внешние факторы. Среди них необходимо назвать:
Круг общения субъекта. Этот круг бывает личным, включающим эмоциональные связи и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяется круг ближайшего общения, куда входит не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках организации.
При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум. В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные люди, желающие как можно скорее утвердится в его глазах. Считается, что удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации руководителя в новом коллективе.
Роль характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли различаются способом получения (добровольно взятые или навязанные), направленностью, о которой мы уже говорили, степенью определенности, характеризуемой четкостью предъявляемых к ним требований, формализацией, эмоциональностью. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.
Роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможности и желанию идти навстречу окружающим, не ограничивать и не унижать людей. Ролевое поведение предполагает преломление ролевого ожидания, то есть того, что требуют окружающие, или, что намеревается делать сам индивид, через его характер личное истолкование роли. Но полностью замыкаться человеке на своей роли не может, так как свои возможности, так и возможности тех, кто с ним общается.
Статус это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида. Он бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Статус личности связан со служебным положением, отражающим его место в профессионально – должностной иерархии, совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящим руководством, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.
Статус также бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет. Последний формируется поддерживается не только стихийный, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения соответствующей информации. Сознательная фальсификация последней, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию у них ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении субъекта о самом себе.
На практике авторитету личности могут угрожать сложные ситуации, в которое она попадает, неблагоприятный морально – психологический климат в организации, целенаправленная деятельность соперника по его подрыву, случайные неудачи и т.п.
Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Обладатель ложного авторитета сделать это не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.
Здесь может быть уход от ситуации, в которых проявляется его некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу; блокирование нежелательной информации; подкуп или наоборот, угрозы и шантаж по отношению к окружающим; раздача невыполнимых обещаний и прочее.
В целом выделяют три типа поведения людей в организации: независимый, ориентирующийся на руководство или лидерство, нейтральный и зависимый, предполагающий подчинение. Каждый тип характеризуется объективными и субъективными причинами пониманием его необходимости и воли к нему.
Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием его важности, необходимости, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на ее свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.
Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры, называемой совестью».
Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость в том, числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.





14….. Роль и статус — этими понятиями оперируют социальные психологии, описывая положение индивида в группе и обществе. Психологическая роль – построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут. Во всяком организованном действии роли находятся в обязательном взаимодействии друг с другом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые накладываются ролью и осуществлять свои права по отношению к другим.

Формальная социальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Выработанная обществом и усвоенная нами индивидуальная система мыслей, чувств, намерений и действий.

Внутригрупповая роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий со стороны данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Межличностная роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым человеком на основе сложившихся с ним отношений.

Индивидуальная роль – поведение, которое строится в соответствии с собственными ожиданиями.

Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.

Социальный статус – относится к позиции человека в обществе: уважение которым он пользуется и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в социальной системе.

Личный статус возникает в связи с взаимоотношениями в группах. Сохранение личного статуса состоит в том, чтобы действовать так, чтобы обеспечить свое положение.

Можно сказать, что роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.

Роли человек усваивает и присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения

15….. Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация может привести к дипрессии, которая может длиться годами.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации. Характеризующие фрустрацию психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии аффективного типа, а могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный след в личности человека.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Фрустрация по своей направленности имеет три поведенческие формы (реакции): экстрапунитивную, интрапунитивную, импунитивную.

Экстрапупитивпая форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции искать виновного вовне. Человек обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей. У него появляются раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится непластичным, примитивным, используются его ранее заученные формы, даже если они и не приводят к нужному результату.

Интрапуиитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией, когда человек обвиняет в неудаче самого себя, у него появляется чувство вины. В результате рождаются подавленное настроение, тревожность, человек становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи он возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.

16….. Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта –одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

17…… сновной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и экспериментальный контроль переменных.

Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула - реакции).

Научение- (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение - основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению - учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

18э……..Методы научения поведению

Деятельность человека всегда обусловлена и инициируется наличием у него определенных
побуждающих начал. Стимулы, являющиеся внешними воздействиями на человека, направляют его деятельность в определенное русло, придают ей определенную ориентацию и границы. Поведенческая реакция человека проявляется в следующем:
он выбирает, что и как ему делать, и осуществляет конкретные действия, приводящие к конкретному результату. Его реакция связана со стимулами. Однако она имеет индивидуальный характер, так как отражает различную степень влияния стимулов на поведение различных людей.

Реакция человека может проявляться как в виде его определенных действий, так и в виде выработки им определенного расположения. В зависимости от последствий для человека его поведенческая реакция закрепляется с целью ее усиления и придания ей устойчивости либо происходит отказ от нее.
Закрепление осуществленного поведения или отказ от него играет очень важную роль в формировании поведения человека, так как именно с их помощью происходит осознанная корректировка или даже изменение поведения человека в желательном для организации направлении.

Наличие такой зависимости между поведением, научением поведению и последствиями для человека его поведения делает возможным для организации корректировать и формировать поведение своих членов.

Последствия действий зависят от того, как вел себя человек, что он делал, а также от тех людей, кто, оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его усилия и действия. В данном случае компенсация понимается как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или чего-то не достигает в результате осуществленных им действий.

Компенсация может производиться в различных видах — от материального вознаграждения или наказания до словесного одобрения или осуждения.

Компенсация играет исключительно важную роль в научении поведению, так как оказывает принципиальное влияние на то,
происходит ли закрепление осуществленного поведения или наступает отказ от него. Если компенсация, вызывающая у человека представление о последствиях его действий, отсутствует, то фактически не происходит заметной модификации поведения, так как не происходит научения поведению. Именно поэтому компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд либо же роль средства удовлетворения потребностей человека, но и роль средства модификации поведения человека.

 

 

6076 Ростов-На-Дону → Таганрог

08:26

Ростов-Главный

09:29

Синявская

1 ч 3 м

ежедневно

6504 Ростов-На-Дону → Таганрог

11:30

Ростов-Главный

12:14

Синявская

44 м

ежедневно

6078 Ростов-На-Дону → Таганрог

12:32

Ростов-Главный

13:35

Синявская

1 ч 3 м

ежедневно

6506 Ростов-На-Дону → Таганрог

14:20

Ростов-Главный

15:04

Синявская

44 м

ежедневно

6080 Ростов-На-Дону → Таганрог

15:23

Ростов-Главный

16:25

Синявская

1 ч 2 м

ежедневно

6082 Ростов-На-Дону → Таганрог

17:36

Ростов-Главный

18:39

Синявская

1 ч 3 м

ежедневно

6510 Ростов-На-Дону → Таганрог

18:48

Ростов-Главный

19:35

Синявская

47 м

ежедневно

6084 Ростов-На-Дону → Таганрог

20:10

Ростов-Главный

21:07

Синявская

57 м

ежедневно

 


Просмотров 860

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!