Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие организационного поведения



В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Помимо этого существует определенный социокультурный фон проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:

- изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;

- изменение старых организаций и возникновение новых;

- значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;

- выдвижение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;

- криминализация бизнеса.

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).

Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.

Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.

Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.

Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.



Существует много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.

В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.

Организационное поведение - это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.

Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.



 

Организационное поведение как наука – систематический научный анализ причин и закономерностей проявления тех или иных поведенческих форм отдельных личностей, групп и коллективов в процессе функционирования и развития организаций.

Предмет изучения - факторы поведения людей в организациях (цели, ценностные ориентации, мотивы, интересы, желания, воля, культура), потенциал людей, групп и организаций, типы трудового поведения и т.д.

2…………Взаимосвязь ОП с другими науками

Поведенческие науки Включаемые компоненты Единица изучения
Психология познание, личность, мотивация, обучение, принятие решений индивидом, удовлетворенность работой, планирование, нормирование, оценка и измерение результатов работы, способности, адаптация и возрастные изменения, характеристики работы, стресс на работе личность
Социальная психология Изменения в поведении, изменение ценностей и установок, коммуникация, принятие групповых решений, эффективность лидерства, групповая и межгрупповая динамика группа
Социология Групповая и межгрупповая динамика, социальные роли, коммуникация, статус, власть, нормы, конфликт Группа
Формальные организационные теории, бюрократия, организационные изменения, организационная культура Организация  
Антропология Влияние культуры стран, религии, общечеловеческие ценности, символы, обычаи, образцы различных групп, кросс-культурный анализ Группа
Организационная культура, внутренняя среда организации Организация  
Политические науки Стратегическое планирование, внутриорганизационная политика, коалиции, власть, конфликт, контроль Организация

 



 

3…Подходы к изучению ОП:

1. Накапливание жизненного, управленческого опыта, поиск эффективных моделей поведения менеджера в реальной деятельности. Преобладающие методы: «проб и ошибок», анализ реальных ситуаций и синтез новых знаний на основе их обобщения и т.п.

2. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками. Основой являются научные исследования. Используются специальные методы и методы смежных научных дисциплин: сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надёжность и достоверность; предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются; в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтверждённые устойчивые связи и отношения.

4… Фундамент системы ОП организации образуют основные убеждения и намерения индивидов, объединяющих усилия для её создания (например, собственников компании), а также менеджеров, которые в настоящее время руководят её деятельностью.

Научным фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:

* сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность и достоверность;

* предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются;

* в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и отношения.

5. Методы исследования организационного поведения:

Наблюдение.

Одним из методов исследования организационного поведения является метод наблюдения. Это описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Наблюдение подразделяется на включенное, т.е. наблюдатель входит в общность людей, за которыми идет наблюдение, и они знают о присутствии наблюдателя, и не включенное - наблюдатель находится вне группы, наблюдаемые не знают о его присутствии. Преимущества включенного наблюдения и биографического метода заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения о используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа При использовании включенного наблюдения процессы, происходящие внутри группы лучше видны для наблюдателя, но люди, зная, что за ними ведется наблюдение, начинают вести себя менее естественно, стараясь подстроить свое поведение под ожидания наблюдателя.

Естественность поведения людей характерна для не включенного наблюдения, но при этом наблюдатель видит не все процессы, происходящие внутри группы.

Данный метод исследования организационного поведения наиболее эффективен в случаях, когда необходимо получить максимально достоверную информацию в короткие сроки или же изучить аудиторию, не информируя ее о целях и задачах проводимого наблюдения.

Опрос, анкетирование.

Опрос -- это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам. По итогам опроса могут быть изменены или отменены существующие, либо приняты новые правила и руководства.

Метод анкетирования -- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета. Анкетирование используется с целью получения высокого уровня массовости исследования при наименьших затратах. Позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Анкетирование можно разделить на несколько видов:

- Анонимное/ личное

Личность респондента не фиксируется - фиксируются лишь его ответы.

- Групповое/массовое

Анкетируются сотрудники, относящиеся к определенной социальной группе, уровню образования, возрасту и т.п.

- Сплошное/выборочное

Анкетируются сотрудники одного отдела или же проводится сбор мнений по всей организации.

- Очное/заочное

В присутствии исследователя-анкетёра или же анкетер отсутствует.

Содержание анкет составляется в зависимости от целей исследования. Анкеты могут содержать как вопросы с уже готовыми вариантами ответов, так и открытые вопросы, когда отвечающему предоставляется возможность высказать личное мнение. Наиболее эффективным методом анкетирования является анонимное, так как в этом случае люди открыто выражают свое мнение, не опасаясь быть осужденным за его высказывание.

Социальный эксперимент.

Социальный эксперимент -- метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:

· внесение изменений в сложившиеся отношения;

· контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

· анализ и оценку результатов этого влияния.

7……..Объекты изучения организационного поведения:

• поведение индивидов в организации;

• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);

• динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);

• возникающие межгрупповые отношения;

• организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения.

8….. Личность — это человек как субъект отношений и сознатель­ной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества. В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается с точки зрения поведения работника, способов общения в процессе труда. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и каче­ства, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия. В менеджменте разработаны концепции «управленческой револю­ции», «человеческого капитала», «человеческих отношений» и другие бихевиористские концепции. Личность человека формируется под воздействием множества фак­торов внутреннего и внешнего окружения: семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы. Все это формирует в человеке профессиональные и личные каче­ства. Человек — существо общест­венное, в нем есть индивидуализм и коллективизм. Само общество создает условия, в которых развивается и формируется личность. Социаль­но-экономические отношения являются существен­ными факторами, в которых формируются отдельная лич­ность и ее окружение. По мере участия в процессе труда, человек активно совершенствует условия своего существования, работает, тво­рит, создает материальные и духовные блага. Личность подвержена влиянию из­вне, меняется, совершенствуется, в отдельных случаях и при небла­гоприятной обстановке деградирует, может приобрести негатив­ные черты и свойства, в конце концов разрушается. Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, мораль­но-нравственная чистота и физическое совершенство. При первом зна­комстве с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой человек перед нами. Для более глубокого познания сущности личности необходимо длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и качеств чело­века. Таким образом: 1) свойства человека, приобретенные им от природы и генетически наследуемые, развиваются под воздействием внутренних и внешних условий его жизни; 2) сама сущность личности представляет собой совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств человека в процессе его жизнедеятельности; 3) для менеджеров важно знать и учитывать все стороны проявле­ния личности человека и особенно те, которые оказывают влия­ние на деятельность организации в целом. Личность — это всегда продукт данного общест­венного и политического строя. Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту антагонизма в отношениях между ними. Все работники одинаково подвержены воздейст­вию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе. Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.

9…..Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны вмотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

10………Человек индивидуален по своей природе, потому даже при одинаковых жизненных обстоятельствах каждая личность будет получать совершенно различные навыки, знания, Кто-то адаптируется очень быстро, а кому-то требуется определенный период времени. И это вполне естественно. Все обладают разными способностями.


Просмотров 1142

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!