![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Tutoring support during adaptation to kindergarten of preschool children with heavy violations of sight by means of lekoteka
Дружинина Лилия Александровна канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Богданова Анна Павловна магистрант факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета Тьюторское сопровождение в период адаптации к детскому саду дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения посредством лекотеки Tutoring support during adaptation to kindergarten of preschool children with heavy violations of sight by means of lekoteka
Аннотация: В статье показано содержание работы тьютора по сопровождению детей с тяжелой патологией зрения, имеющих сложную структуру дефекта, в период адаптации к детскому саду. Представлена одна из эффективных форм работы посредством проведения занятий в рамках лекотеки, организованной в детском саду. Ключевые слова: дети с тяжелой патологией зрения, тьютор, лекотека. Key words: children with heavy pathology of sight, tutor, lekoteka. В последние 10-15 лет контингент дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения изменился. Кроме слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией в группы приходят дети с тяжелой патологией зрения (тотально слепые, слепые со светоощущением и остаточным зрением), имеющие сложную структуру дефекта. Данная категория детей характеризуется резко выраженной социальной депривацией и отклонениями в развитии на фоне глубоких нарушений зрения и сопутствующих заболеваний. Чаще всего патология зрения наблюдается на фоне общего ослабления здоровья, снижения уровня физического развития, обусловленного двумя и более соматическими заболеваниями. Слепые дети тревожны, у них отмечается наличие страхов перед незнакомыми людьми, нежелание вступать в контакт. Значительно отстают слепые дошкольники с выраженной социальной депривацией в овладении предметно-практическими действиями. При частичном ограничении зрительных возможностей у детей дифференцированные контакты несколько шире, чем у слепых, но их содержательная сторона в отношении наличия социальной осведомленности также ограничена. Это обусловливает сниженную степень реагирования на разнообразные явления окружающей действительности. Перед педагогами образовательных учреждений встала задача организации и содержания работы с данной категорией детей, которым необходима индивидуальная помощь, поддержка на весь период пребывания ребенка в детском саду, особенно в период адаптации к дошкольному учреждению. Необходимым условием при этом является обеспечение комфортного пребывания ребенка с тяжелой патологией зрения в детском саду. Для решения этой задачи педагогический коллектив детского сада компенсирующего вида № 138 г. Челябинска (заведующая тифлопедагог Мочалкина Юлия Витальевна) осуществляют новые формы работы, обеспечивающие эффективную адаптацию детей данной категории к условиям дошкольного учреждения. В детском саду организована работа лекотеки, в деятельности которой принимают участие разные педагогические специалисты (тифлопедагог, тифлопсихолог, логопед, музыкальный руководитель), родители. Координирует работу в лекотеке тьютор, имеющий дефектологическое образование. Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения, основанная на игре, в нашем случае, для детей с тяжелой патологией зрения, которым в силу своих психофизиологических особенностей требуется специальная пропедевтическая работа для постепенного вхождения в группу сверстников. В условиях лекотеки детям оказывают психопрофилактическую, психокоррекционную помощь посредством игровой деятельности. Специалисты проводят наблюдение за ребенком, составляют индивидуальную пропедевтическую программу коррекционной помощи, которая включает в себя клиническую характеристику зрительного нарушения ребенка, данные психолого-педагогического исследования, рекомендации по основным направлениям коррекционной работы. Педагогами определяются условия реализации индивидуальной программы: организация рабочего места с учетом состояния зрения, регламент занятий с учетом возраста, состояния здоровья и личностных особенностей ребенка, создание офтальмологических и эргономических условий. Для каждого ребенка составляется сетка занятий, определяется время его пребывания в детском саду (от 1до 2-х часов в день). Для детей со сложным дефектом наполняемость групп составляет 2 человека. Каждый специалист проводит индивидуальные занятия по своему направлению – это игровые сеансы, обучающие занятия для родителей, консультирование. Тьютор сопровождает процесс деятельности ребенка в новых условиях, находится рядом с ним, обеспечивает включение ребёнка с тяжелым нарушением зрения, имеющим сложную структуру дефекта, в группу сверстников, имеющих нарушения зрения легкой и средней степени тяжести. Во время пребывания ребёнка в учреждении тьютор ведёт дневник наблюдений, где фиксирует его успехи и неудачи, выявляет интересы к различным видам деятельности, изучает поведенческую сторону воспитанника, обращает внимание на его психоэмоциональное состояние. Тьютор знакомит родителей с содержанием программы, предоставляет им возможность работать с методическими и дидактическими материалами. Важной функцией тьютора является сопровождение ребенка во время занятий – здесь он выступает в роли не только наставника и помощника для ребёнка, но и в роли координатора действий всех специалистов, а также помощника семьи. Тьютор участвует в создании развивающей среды для данной категории детей сообразно их зрительным и познавательным возможностям. Его работа направлена на обеспечение постепенного и безболезненного вхождения ребенка в среду сверстников. Для этого тьютор определяет, какие игры, упражнения и занятия, в первую очередь, нужны ребенку, т.е. определяет его запрос. Индивидуальная работа тьютора с родителями заключается в консультировании, обсуждении поведенческих особенностей тьюторанта, рекомендациях, организации взаимодействия ребёнка и матери на занятиях в лекотеке, ведь работа с родителями детей с ОВЗ сложна и очень ответственна, так как зачастую семья некомпетентна в вопросах воспитания и обучения, неоднозначно оценивает своего ребёнка. Таким образом, тьютор осуществляет индивидуализацию процесса введения ребенка с тяжелой патологией зрения в деятельность. Цель работы тьютора – определить содержание коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование коррекционно-компенсаторных навыков и умений, способов и навыков социально-адаптивного поведения у ребенка. Задачами коррекционно-развивающего обучения являются следующие: ![]() 1. обеспечить адекватность содержания коррекционной работы индивидуальному состоянию познавательных возможностей ребенка; 2. создать условия для детализированного наблюдения и анализа проблем и успеха в развитии ребенка за счет соответствующей коррекционной поддержки и стимуляции его активности. Базовым компонентом коррекционно-развивающей поддержки являются требования непрерывности, поэтапности, дозированности нагрузки и гибкости применения содержательных дидактических и технологических средств обучения. Эффективность коррекционной работы прослеживается в условиях расширения взаимодействия ребенка с окружающей средой и людьми. В связи с этим, нами были определены принципы управления контактами с детьми. 1. Роль регулятивного принципа заключалась в наблюдении за ребенком и ненавязчивом включении его в минимальные изменения ситуации, подмене уже знакомой ему игрушки, другой, почти такой же, но имеющей значительное отличие. 2. Наблюдая особенность и недостаточность использования осязательного обследования, мы руководствовались принципом сукцессивного и поэтапного введения ребенка в процесс мануального контакта с окружающим миром. 3. Опираясь на институциональный принцип, роль которого состояла в расширении образовательного маршрута ребенка, увеличении его социальных контактов, в содержании практических действий, планировалось использование компенсаторных возможностей сохранных анализаторов и высших психических функций в различных видах детской деятельности. Данный подход осуществляется естественным путем, когда уже имеющиеся навыки и умения ребенка становятся основой овладения другими практическими действиями и различными видами деятельности. За счет мониторинга результатов коррекционной работы обеспечивается переход на следующий этап разработки содержания обучения. При этом от занятия к занятию происходит последовательное нарастание и усложнение обучающих задач. Вариант предыдущей задачи унифицируется в сторону расширения и усложнения последующей задачи. Так, например, формирование предметно-практических действий становится основой для овладения продуктивными видами деятельности дошкольников, а формирующиеся в условиях игровых ситуаций ролевое поведение становится базой для развития сюжетных игр. Таким образом, тьютор, наряду с воспитателями, тифлопедагогом, тифлопсихологом и другими специалистами, участвует в планировании индивидуальной образовательной программы, вносит рекомендации относительно специальной организации занятий, средств общения на занятиях, определяет формы проведения занятий. Такая организация работы по эффективной адаптации детей с тяжелой патологией зрения, имеющих сложную структуру дефекта в условиях лекотеки, дает свои результаты: дети в течение полугода начинают привыкать к требованиям, предъявляемым в детском саду, и могут посещать группы вместе со сверстниками.
Библиографический список 1. Кудрявцева Е.П. и др., Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ [Текст] Е.П. Кудрявцева. – Челябинск 2013. – 96 с. 2. Дружинина Л.А., Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] Л.А. Дружинина. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2006. 3. Дружинина Л.А., Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения [Текст] Монография / Л.А. Дружинина. – Челябинск: Цицеро, 2007. – 116 c. 4. Дружинина Л.А., Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения в условиях детского сада [Текст] / Л.А. Дружинина. // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С.29-36
Доверь свою работу кандидату наук!
![]() |