Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста



УДК 376

ББК 74.3

Ф15

 

 

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

 

 

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Л.Н.Седова;

Кандидат педагогических наук, директор
Гуманитарно-педагогического лицея-интерната г. Балашова

О.Н.Шатух.

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

 

Фадина, Г.В.

Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /
Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

ISBN 5—94035—162—Х

 

В учебно-методическом пособии изложено краткое содержание спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста», даны контрольные вопросы и практические задания, тематика рефератов и курсовых работ. Представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, специфика определения интеллектуально-эмоциональной готовности детей к школьному обучению, раскрыты особенности их познавательного и эмоционального развития.

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР: диагностическое и коррекционное.

Пособие адресовано преподавателям, студентам педагогических факультетов дошкольных отделений.

УДК 376

ББК 74.3

 

ISBN 5—94035—162—Х © Г. В. Фадина, 2004


 

О г л а в л е н и е

 

Введение. 4

 

Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста7

Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 7

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. 11

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 14

Тема 2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития

1. Этиология и классификации задержки психического развития. 18

2. Особенности познавательной деятельности детей
с задержкой психического развития. 21



3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР. 23

Тема 3. Психолого-педагогическая готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению

1. Структура психологической готовности детей
к школьному обучению.. 26

2. Критерии психологической готовности детей
к школьному обучению.. 28

3. Специфика готовности детей с задержкой психического развития
к школьному обучению.. 31

Тема 4. Проблемы психологической диагностики ЗПР

1. Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 34

2. Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 41

3. Дифференциальная диагностика ЗПР. 43

Тема 5. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР

1. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. 48

2. Основные направления психолого-педагогической коррекции. 49

3. Коррекция познавательного и эмоционального развития детей
с ЗПР. 52

 

Заключение. 56

Примерный перечень вопросов к контрольному срезу. 57

Вопросы к итоговому контролю.. 58

Список использованной литературы.. 59

Приложения. 61

 

 


 

 

Введение

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в подготовку специалистов для современного образования.

Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с нерезко выраженными интеллектуальными отклонениями. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Необходимость ранней диагностики и своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей поставило в разряд актуальных освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учётом структуры дефекта.



Исходной основой построения программы учебного курса является потребность дошкольной образовательной практики в решении актуальной проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

Целью спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является формирование у студентов теоретико-методологических основ коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

Учебно-методическое пособие раскрывает перед студентами проблемы психологической диагностики ЗПР, специфики организации коррекционных мероприятий, особенности формирования психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

Данный курс рассчитан на студентов, имеющих теоретические и практические навыки сравнения нормального и аномального детского развития и владеющих основными принципами дошкольной педагогики и психологии.

Курс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является продолжением таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Детская практическая психология», «Коррекционная педагогика».

Основной задачей курса является подготовка студентов четвертых курсов педагогических факультетов в теоретическом и практическом плане к изучению особенностей развития детей с ЗПР в процессе дошкольного образования.

В содержание лекционных занятий со студентами дневного отделения входит изучение основных вопросов:

· психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;

· становление психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;

· дифференциальная диагностика детей с ЗПР;

· организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Спецкурс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» представляет собой сочетание теоретических и практических основ, представленных в пособии по темам: «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»; «Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития»; «Психолого-педагогическая готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению»; «Проблемы психологической диагностики ЗПР»; «Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР».

После каждой темы представлены контрольные вопросы, позволяющие оценить степень усвоения учебного материала. Учебно-методическое пособие содержит список рекомендуемой литературы, задания и вопросы для итогового контроля, тематику рефератов и курсовых работ.

Данный курс направлен на закрепление у студентов понятий и представлений о нормальном психическом развитии и пограничных состояниях детского развития, каким и является задержка психического развития. Студенты учатся использовать приобретённые знания применительно к диагностике и коррекции задержанного развития, знакомятся с основными причинами и видами нарушений познавательного, эмоционального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Материалы пособия используются при подготовке студентов дошкольных отделений в системе высшего образования и предлагаются для повышения квалификации специалистам дошкольного образования.


Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Учебные вопросы

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991.

2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н.Белкина. — Ярославль, 1998.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский — СПб., 1997.

4. Запорожец, А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Сов. педагогика. — 1973. — № 1. — С. 30—36.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства / З В. В.еньковский. — М., 1996.

6. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М., 1988.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М., 1998.

8. Особенности психического развития 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988.

9. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. — М., 1999.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. — М., 1950.

11. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!