Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Внесок Венеційської комісії у зміцненні конституціоналізму на прикладі окремих держав



Конкретные примеры деятельности Комиссии

Венецианская Комиссия сотрудничает со многими государствами, в том числе и не являющимися членами Комиссии, по поручениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы Комиссия анализирует те или иные нормативно-правовые акты самых разных государств, причем не только европейских. В данном пункте мы приведем лишь несколько примеров, отражающих деятельность Комиссии в области конституционного права.

Албания

Албания вступила в Совет Европы в 1995 году. С 1991 года Комиссия оказывала содействие проведению конституционной реформы в Албании. Комиссия тесно сотрудничает с Албанией с 1991 года, с момента подачи заявки о вступлении в Совет Европы.

В рамках этого сотрудничества были изучены следующие вопросы:

- пересмотр конституции;

- отмена смертной казни;

- выборы.

Одним из обязательств, взятых на себя Албанией при вступлении, было принятие новой конституции, соответствующей принципам Совета Европы. Процесс, который должен был привести к ее принятию, затянулся на многие годы.

Основное внимание Комиссии было обращено на главу нового проекта Конституции, посвященную правам человека.

В результате обмена мнениями проведенного по этому вопросу с албанской делегацией большинство изменений и поправок, предложенных Комиссией, было внесено в соответствующие статьи Конституции, которая затем была одобрена парламентом Албании в апреле 1993 года.

В 1994 году рабочей группой Комиссии был рассмотрен проект второй албанской Конституции, вынесенный на референдум 6 ноября 1994 года и не получивший одобрения. Во избежание ассоциации Комиссии с кампанией по проведению референдума заключение[7] по проекту было передано албанским властям по окончании голосования.

Комиссия сочла, что второй проект представлял собой серьезную попытку принятия конституции, соответствующей европейским стандартам в области демократии, прав человека и гарантирующей правовое государство. Однако общий запрет на создание партий на религиозной или этнической основе и ограничение, согласно которому крупные религиозные общины могли возглавляться лишь албанскими гражданами, рожденными в Албании и проживающими в ней не менее двадцати лет, представлялись преувеличенными. Помимо этого, Комиссия сочла, что ряд положений, в особенности, ограничивающих основные права и свободы необходимые для предотвращения злоупотреблений в этой области, нуждается в уточнениях.



Другие уточнения могли были быть сделаны в вопросах соотношения международного и внутреннего права, проведения референдума, наделения соответствующими полномочиями парламента, президента и правительства в сфере международных договоров. В то же время могла бы быть упрощена процедура назначения премьер-министра. Комиссия отметила, что президент Республики наделялся весьма широкими полномочиями. Комиссия выразила пожелание закрепить на конституционном уровне право рассмотрения в судебном порядке административных споров и правило назначения всех судей пожизненно или до достижения ими пенсионного возраста, гарантировав, таким образом, независимость судебной власти. Однако в любом случае представленные замечания не указывали, не считая некоторых исключений, на несоответствие текста европейским конституционным стандартам.

В 1995 году по ходатайству Комиссии по правовым вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи Венецианская Комиссия подготовила заключение[8] по албанскому закону об организации судебной власти, представлявшему собой главу IV временной конституции Албании. В 1998 году по аналогичному запросу Венецианская Комиссия рассмотрела внесенные изменения в основные действовавшие тогда положения конституции Албании, касавшиеся Высшего совета правосудия, дополнительные положения о ротации судей Конституционного суда и новые положения об административных мерах по пресечению незаконной экономической деятельности.



Участие Комиссии в разработке албанской Конституции весьма показательно в особенности потому, что Комиссия была причастна ко всем этапам этого процесса. Рабочая группа по Албании, созданная в рамках Комиссии в 1997 году по просьбе президента Республики, активно участвовала в разработке Новой конституции страны. Она сотрудничала на постоянной основе с албанской конституционной комиссией на различных стадиях разработки этого документа. В течение всего 1998 года были проведены многочисленные встречи, в ходе которых постатейно изучались различные редакции проекта Конституции. К тому же Комиссии было предложено представить свое заключение по наиболее важным вопросам проекта, например, по вопросу выбора между однопалатной и двухпалатной системами организации парламента.

Новая албанская Конституция была принята на референдуме 22 ноября 1998 года. Комиссия считает, что Албания получила в свое распоряжение основной закон, полностью соответствующий стандартам европейского конституционного наследия и стандартам Совета Европы в области демократии, прав человека и верховенства закона.

В 1999 году по запросу Парламентской Ассамблеи Комиссия подготовила заключение[9] о соответствии смертной казни положениям албанской конституции.

Комиссия сочла, что применение смертной казни противоречит новой конституции Албании. Данный вывод основывался на отсутствии в конституции каких-либо исключений при защите права на жизнь, а также на обязательстве следить за тем, чтобы ни одно из правовых ограничений, содержащихся в конституции, не нарушало самой сущности этих прав и свобод и развития европейского правового порядка, идущего в направлении отмены смертной казни.



Приняв во внимание заключение Комиссии, Конституционный суд Албании по примеру Конституционного суда Украины признал смертную казнь мерой наказания, противоречащей конституции.

Комиссия также углубленно сотрудничала с Албанией в области избирательного права. В 1997 году она участвовала в подготовке нового закона о парламентских выборах, принятие которого способствовало бы нормальному проведению досрочных парламентских выборов, необходимость которых назрела из-за политического кризиса. В 2000 году Комиссия приняла участие в заседании круглого стола под председательством ОБСЕ, целью которого был поиск приемлемой редакции нового избирательного кодекса, регулирующего порядок выборов и голосования в соответствии с положениями новой конституции.

Результатом стали совместные рекомендации Комиссии и БДИПЧ ОБСЕ, одобренные Советом по демократическим выборам[10] и совместное заключение Комиссии и БДИПЧ ОБСЕ[11], в котором указывается, что Избирательный кодекс Албании обеспечивает адекватные основания для того, чтобы провести демократические выборы, однако обладает рядом недостатков, не устраненных несмотря на замечания Комиссии.

Бельгия

В связи с запросом Комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи, деятельность Комиссии по сотрудничеству с Бельгией в 2002 году была направлена на то, чтобы определить в этой стране группу лиц, к которым могла бы применяться Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 года).

Для изучения этого вопроса осенью 2001 года была создана рабочая группа. Итогом ее исследований стало заключение[12] о группе лиц, к которым могла бы применяться в Бельгии Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Это заключение было одобрено на 50-ой пленарной сессии Венецианской Комиссии и передано Парламентской Ассамблее Совета Европы.

В заключении предлагается для начала выработать методику, позволяющую определить национальное меньшинство. Отсутствие в Рамочной конвенции определения понятия «национальное меньшинство» дает государствам-участникам возможность рассматривать ее применение ratione personae[13] на всей своей территории, при условии, что они не вводят никаких самовольных ограничений. В заключении указывается, что телеологический подход Рамочной конвенции предполагает, что ее текст создан для обеспечения защиты групп меньшинств, подвергающихся риску утратить свою индивидуальность при применении принципа мажоритарности. Из этого следует, что в таком государстве как Бельгия, состоящая из групп лиц, которые, несмотря на их численное несоответствие, на равных основаниях участвуют в управлении государством и имеют в своем распоряжении механизмы, корректирующие или нейтрализующие правило мажоритарности, эти «равнодоминирующие» группы не нуждаются в какой-либо специфической защите.

С другой стороны, ситуация равного доминирования в децентрализованных государствах должна оцениваться на двух уровнях - на государственном и местном – в особенности на последнем, учитывая тот факт, что решения, принимаемые децентрализованными органами власти, влияют на жизнь национальных меньшинств.

Практическое применение данной методики к сложившейся в Бельгии ситуации привело Комиссию к заключению, что на государственном уровне франкоговорящие бельгийцы не являются национальным меньшинством по отношению бельгийцам-германофонам. Зато, согласно Рамочной конвенции, франкофоны фламандского региона, равно как и нидерландофоны и германофоны Валлонии могут считаться национальным меньшинством.

Это заключение было передано Комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В сентябре 2002 года оно было представлено двумя членами рабочей группы и обсуждено на заседании Комиссии, на котором присутствовали эксперты, назначенные фламандскими членами этой Комиссии.

Позже Парламентская Ассамблея приняла Резолюцию №1301 (2002) о защите национальных меньшинств в Бельгии, основанную на заключении Венецианской Комиссии, которое было полностью поддержано Ассамблеей.


Просмотров 376

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!