![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Индивидуально психологические характеристики личности
(Темперамент, характер и способности) Темперамент- динамическая характеристика личности. 1. Динамическая характеристика психической деятельности индивида –Рубинштейн 2. Темперамент- самая общая характеристика каждого отдельного человека. Самая основная характеристика его нервной системы.- Павлов Темперамент зависит от свойств нашей нервной системы ( возможно его наследование). Рано проявляется в детстве. Является устойчивой характеристикой. Теории темперамента( 3 группы): 1. Гуморальные теории. Гиппократ- 4 типа темперамента( 4 вида жидкости: кровь, лимфа, желчь и чёрная желочь). Гален ввел названия холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. 2. Конституциональные теории( строение тела). Теория Крейчмера и Шелдона. Э.Крейчмер . Конституция и темперамент имеют много общего. Больше говорил про характер( темперамент эврестический термин). Находил зависимость между телом и заболеванием. Проводил антропометрические измерения. Выделил 4 конституциональных типа: · Астеник(лептосоматик)- худые люди с длинными худощавыми ногами, вытянутое лицо. Для них характерно отставание веса в зависимости от роста. – Шизотиник( расположенность к шизофрении); · Пикник – «плотный, толстый». Склонность к полноте и сильно развитие таких частей тела, как грудь, живот и тд. - Циклотимик( расположенность к МДП); · Атлетик – мускулистое телосложение, сильно развитый скелет, широкие плечи.- Иксотимик(предрасположенность к эпилепсии); · Диспластик- «плохо сформированный»- сильный отход от нормативности. Кажутся странными и некрасивыми. В. Шелдон. Анализировал фотографии нескольких тысяч человек( анфас и профиль). Он выделил 3 типа телосложения: · Эндоморфный тип. Для него характерно активное развитие внутренних органов, жировой ткани и неразвитость мышц;- Висцератония( «Внутренности»)- Любят поесть, всегда расслаблены. Склоны к общественной жизни и получать одобрение окружения · Мезаморфный тип. Мышечная ткань наиболее развита. Обладают большой физической силой и минимальное количество жира.- Соматотомия- Склоны к активности, движению. · Эктоморфный тип. Хрупкое телосложение, с минимальной жировой клеткой. Имеют длинные и тонкие конечности.- Церебратомия( «мозг»)- преобладание деятельности высших нервных центров. Высокая скорость реакции, чрезмерное умственное напряжения, повышенные уровень внимания и уровень тревожности. 3. Физиологические теории (зависимость темперамента от свойств нервной системы). Основоположник этого подхода Павлов. Он считал, что темперамент = генотип(природная особенность нашей нервной системы). Наша высшая нервная деятельность характеризуется соотношением двух основных процессов: · Возбуждение- функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. · Торможение-затухание активности нервны клеток и центров коры головного мозга. Выделил три свойства нервных процессов: · Сила · Уравновешенность · Подвижность
4 типа ВНД:
Художественный( преобладание первой сигнальной системы над второй), мыслительный( вторая над первой), средний тип( не возможно выявить преобладание какой-либо системы). В 50-г 20в. Отечественные исследования- .Теплов и Небылицин . Основоположник- Теплов. Исследовалис не целостные типы ВНД, а сами свойства нервной системы( полагали, что они являются реализаторами темперамента). Небылицин – «Темперамент- устойчивая совокупность черт, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояния и поведения человека, их силу, темп, скорость, ритм, возникновение, прекращение и изменение. Принцип трехчленности в организации свойств нервной системы: при определении свойства каждой системы нужно учитывать 3 показателя: 1.Индех данного свойства по возбуждению; 2.Индекс по торможению; 3.Производный индекс, который характеризует баланс нервных процессов. Выделение новых свойств нервной системы: 1.Лабильность( скорость возникновения и прекращения нервных процессов); 2.Динамичность(Небылицин, свойство, характиризующеся легкостью или быстротой возбуждение или торможение) 3.Концентрированность. Итог: 12-мерная классификация свойств нервной системы. Свойства нервной системы были разделены на общие(системные) свойства, которые охватывают весь мозг человека и характеризуют работу всего мозга в целом . Лобная доля(кора)-важные регуляторные функции(организация нервной деятельности). Общие, комплексные(характеризуют отдельную работа мозга), простейшие( элементарные свойства) – работа отдельных нейронов. Небылицин: 2 основных компонента: 1.Активность-энергетический потенциал человека и характеризует динамику его деятельности. Она проявляется в общении, познании. Её можно охарактеризовать с помощью 3 объективных показателей: темп, пластичность и энергичность. Опросник структуры темперамент Русалова(1990); 2.Эмоциональность(особенности возникновения, протекания и прекращения различных чувств, аффектов и настроений). В.М.Русалов(современный подход): Концепция структур темперамента. Специальные теории индивидуальности. Темперамент имеет особый статус в структуре индивидуальности. Темперамент реализуется в 2 аспектах: в предметном(объектно-ориентрированный) и социальный(субъектно-ориентированный). При разработке своих идей Русалов опирается на идеи Небылицина и на теорию функциональных систем Анохина. Это новейший этап в развитии идей Павлова. Она включает в себя 4 блока: 1.Афферентный синтез( блок хранения и переработки информации); 2.Блок программирования( блок принятия решений) 3.Исполнение 4.Блок обратной связи. Русалов выделяет 4 блока темперамента: 1.Эргичность(работа)-степень напряженности при взаимодействии человека со средой.(на сколько он может сосредоточится на объекте внешней среды) 2.Темп(скорость исполнения программы поведения). На сколько быстро протекают психические процессы 3.Пластичность( легкость переключения с одной программы поведения на другую). На сколько быстро возникает новый процесс. 4. Эмоциональность(чувствительность к несовпадению реального результата с идеальным образцом) Каждый из выделенных блоков оценивается как с предметной, так и с социальной стороны. Такое выделение структуры темперамента, оно не только оправдано, но и преспективно для дальнейшего исследования темперамента. Психологическая характеристика темперамента не сами свойства нервной системы, а особенности протекания психических процессов и поведения. В качестве механизмов формирования темперамента он выделяет механизмы действия общей конституции: биохимический, анатоморфологический и тп.(более широко понятие) Формирование темперамента Руссалов выделяет 3 этапа: 1.Соотвествует самым ранним стадиям онтогенеза(на этом этапе проявляются именно врожденные программы(слитность предметного содержания и формальных характеристик ) 2.Возникновение иных мотивов и способов поведения( темперамент ещё не достаточно устойчив. Он определяется темпами биологического созревания организма). 3.Четкое разделение формальных и содержательных характеристик и темперамент отчетливо проявляется. Регуляторная теория темперамента польского психолога. Ян Стреляу. (1894). Близка к Павловскому подходу. Общего к частному. Большая роль опросников(несколько видов). «Темперамент-совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Основные идеи: 1. Темперамент это формальная характеристика поведения(она не зависит от содержания и мотива деятельности, от цели поведения(какова реакция индивида). Как мы действуем? 2. Темперамент проявляется на энергетическом уровне и временном.( интенсивность проявления. На сколько он ..?) 3. Темперамент демонстрирует индивидуальные различия и интраиндивидуальную устойчивость(«над») 4. Проявление темперамента наблюдается во всех формах поведения и во всех сферах жизнедеятельности 5. Различие темпераментах проявляются с самого рождения; 6. Различие темпераментов наблюдаются как у людей, так и у животных.(Павлов) 7. Темперамент может быть рассмотрет как результат биологической эволюции( темперамент высоко корялирует с общими свойствами нервной системы и других(гуморальной и тп) 8. Темперамент регулируется на физиологическом уровне индивидуальными особенностями взаимодействия между генотипом и средой Темперамент может изменяться с возрастом( смотря с каких позиций) и под воздействием внешних факторов: врожденность темперамента предполагает не только генетическую обусловленность, но и приобретенные факторы(вплоть при пренатальном периоде). Внешние: могут быть стимулирующими, так и стрессовыми( размер жилплощади, уровень шума.) Стрессоустойчивость связана и с типом темперамента тоже. По сравнению с другими психическими характеристиками темперамент обладает наиболее устойчивыми свойствами(наиболее постоянными и неизменными ) Герстман: говорит о крайней изменчивости темперамента вплоть до того, что в разных ситуациях ребенок демонстрирует разные свойства темперамента (против Стреляу) Стреляу: изменения не могут происходить так стремительно. Темперамент может изменяться, но это длительное изменение Он не может поменяться стремительно. Изменение связано с развитием человека(социум оказывает влияние при проявлении своего темперамента) Он играет важную роль в адаптации человека к природным и социальным условиям.
Характер. Это совокупность индивидуальных психологических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и поведения. Он трансситуативен( вне зависимости от ситуации проявляется). Является средством выражения личности, но не самой личность. Является в отличии от темперамента прижизненным образованием. Биологической основой является темперамент, но определенный тип темперамента не предполагает формирование определенного характера(Опыт на монозигодных близнецах. При разных условиях разный характер) Для характера важно самовоспитание. Он может трансформироваться в течении жизни(в отличии от темперамента), но новое появление личности невозможно. Формирование тесно связано с нашими эмоциями, побуждениями и с когнитивной сферой(мыслями). Уклад жизни личности влияет на формирование характера. Образ жизни, общественные условия, жизненные обстоятельства влияет на формирование характера. Также на него влияет референтная группа- значимая группа(семья, класс, компания, трудовой коллектив, команда). Личность присваивает ценности референтной группы и у неё формируются определенные черты характера. Важна также позиция в группе у личности. Черты характера- психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах(способ выражения личности). Теория черт(различные подходы) Отечественная психология: 1. Черты характера связывают с психическими процессами ( эмоциональные, волевые и познавательные) Волевые черты характера: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, активность, организованность, самообладание. Эмоциональные: вспыльчивость, импульсивность, инертность, безразличие, отзывчивость, впечатлительность Интеллектуальные(познавательные): наблюдательность, внимательность, любопытство, сообразительность, находчивость. 2. Направленность личности: Влияет на выбор цели, жизненную активность. Четы характера через систему отношений человека: Отношения к людям: доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, безразличие, чуткость, честность, справедливость, общительность Отношение к деятельности: трудолюбие, лень Отношение к миру( наличие принципов человека): принципиальность, беспринципность. Отношение к себе: эгоизм, альтруизм. Формирование характера: Для развития ребенка очень важна включенность в социум, так как он развивается с помощью общения. Первый механизм при формировании характера: подражание взрослым. Период( от 2-3 до 9-10 лет). Важен стиль общения с друг другом и самим ребенком. Первые черты характера: общительность, замкнутость, эгоистичность, отзывчивость. Отношение к деятельности развивается до дошкольного возраста. Отношение к людям – младший школьный возраст. В подростковом возрасте формируются волевые черты характера. Самовоспитание- человек способен редуцировать ненужные черты характера и формирует в себе то, что считает нужным. Психопатия и акцентуация характера. Психопатия( П.Б. Ганушкин) – аномалия характера, которая накладывает отпечаток на весь психический образ индивида, не подвергается резким изменениям и мешает приспосабливаться к окружающей среде. 3 основные критерия психопатии: 1. Тотальность( проявляется в любой ситуации); 2. Стабильность(в течении всей жизни); 3. Социальная дизадоптация( мешает нормальной социальной жизни) В конце 19 века проблема дифференциации нормального состояния и патологий. Бехтерев: существует много промежуточных состояний(переход от психопатии к норме). Ганушкин это называл латентной психопатией. Кербиков- это предпсихопатия. Наибольшая известность – Леонгард- термин «акцентуированная личность». Многие психологи, в ом числе и Личко, говорил что правильно говорить не личность, а характер. При акцентуации характера ни один из перечисленных из этих свойств не встречается. Акцентуация развивается в период становлении характера( подростковый возраст из-за волевых черт характера)Проявляются ситуативною( спецеффический характер) А от П отличается тем, что у А нарушения возникают при психических травмах или в трудных ситуациях.( А- место наименьшего сопротивления(или точка)) Для каждого характера есть своя точка сопротивления. ) Акцентуация- крайней вариант нормы( психопатия это аномалия)), при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны , в следствии чего обнаруживается избирательная уязвимость по отношению определенного рода психогенных воздействий. Это могут быть тяжелые эмоциальная переживания, могут быть очень сильно нервно-психические нагрузки. Это явление, которое зависит от социальной ситуации.
Впервые ввел это понятие Леонгард. Описал её классификацию. У отечественной психологии: Личко. У обоих подходов смысл достаточно схож. Акцентуация- дисгармония развития характера( для каждой своя уязвимость). Степени акцентуации: 1. Явное( является крайним вариантом нормы. Характеризуется наличием постоянных черт характера); 2. Скрытое( обычный вариант нормы. В обычной ситуации черты слабовыраженны или вообще не проявляются). В подростковом возрасте некоторые воздействия могут вызывать временные нарушения и отклонения в поведении. При взросление эти особенности характера компенсируются. Однако под влиянием ситуации или психической травмы они могут проявится. Как правило, если эти черты проявляются активно, они не приводят к социальной дезадоптации. Динамика развития: Если сильная акцентуация, то это трудные подростки. Личко выделяет 5 феноменов в развитии акцентуации: 1. Конституционально заложенные механизмы или влияние среды( влияние среды или семейное воспитание способно либо сгладить, либо усилить определенную черту акцентуации); 2. Изменение характера( при скрытых акцентуациях обычно происходит усиление определенных черт характера в явную акцентуацию- для этого должны быть причины); 3. Нарушения( на фоне явной акцентуации могут возникать временные нарушения поведения. Носят кратковременный характер. Если ситуация постоянная, то развивается невроз. Наиболее часто встречающееся нарушение- дивиклентность(противоправное поведение), суицидальное поведение, алкоголизм, токсикомания и др.); 4. Усиление явной акцентуации и формирования явной и приобретенной психопатии( ситуация долговременная и травмирующая(длительность и повторяемость)); 5. Большинство типов акцентуации наиболее выражены именно в подростковом возрасте, при этом они не мешают социальной адаптации. К концу подросткового возраста акцентуация сглаживается или компенсируется. Классификации( Леонгард): К темпераменту он относил: 1. Гипертивный тип( деятельный тип, погоня за удачей, оптимист) 2. Дистимичный( заторможенный, переживает неудачи, подчеркивает этическую сторону( все сделано должно быть правильно)); 3. Аффективно-лабильный тип(разные черты компенсируют друг друга и человек ориентируется на разные эталоны); 4. Аффективно-экзальтированный( эмоции возведены в культ, человек возвышенных чувств); 5. Тревожный(робкий, покорный, бозливый); 6. Эмотивный( сострадателен) По характеру: 1. Демонстративный(ложь, тщеславия, собственное я- эталон); 2. Педантичный( неуверенный в себе, нерешительный, боится несоответствовать идеалам); 3. Застревающий(подозрителен, обичив) 4. Возбудимый( вспыльчив, ориентирован больше на свои побуждения); К личностному: 1. Экстраверный; 2. Интровкерный. Классификация Личко( для подросткового возраста): 1. Эстероидный тип( демонстративный); 2. Психостенический( педантичный) 3. Эпилиптоидный( возбудимый); 4. Гипертимный; 5. Циклоидный( аффективно-лабильный); 6. Лабильный; 7. Сенситивный( тревожный); 8. Шизоидный( интервертироемому); 9. Неустойчивый; 10. Камфорный; 11. Остенноневротический. Смешанные акцентуации(подчиняются определенным закономерностям. Существуют промежуточные типы- подчиняются генетическим закономерностям- это связанно, как правило, с ранним детством и есть амольгамные типы(генетические и воспитательные факторы) : Методики: Падохарактелогический опросник для подростков (ПДО). От 14 до 18 лет. Он направлен на выявление психопатии, акцентуации. Нельзя использовать для постановки диагноза психопатии. Состоит из 28 тем. Опросник Шмишика. В основе идеи Леонгарда. Содержит 10 шкал. Опросник Эйдмилера. Способности. Семинар: 1. Природа человеческих способностей 2. Развитие способностей 3. Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей. Способности – это индивидуально психологические способности личности, заключающей в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности. Любая деятельность требует обладание определенных качеств. Способности связаны с успешностью деятельности( быстрое освоение деятельности и эффективность).. Совокупность психофизических функций и физиологические процессы. Способности и деятельность не тождественны друг другу. Способности не тождественны нашим знаниям, умениям и навыкам. Динамика приобретения, качество деятельности, её успешность и достижения. Б.М. Теплов - Основные показатели способности: 1. Под способностями понимаются индивидуально психологические способности, отличающие одного человека от другого; 2. Способности это не все индивидуально психологические способности, а только то, что имеет отношению к успешности выполнения какой-либо деятельности; 3. Не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Способность к деятельности и требования, которые к ней предъявляют. Способности: 1. Актуальные( то, что необходимо в настоящий момент и они реализуются в конкретной деятельности); 2. потенциальные( то, что не реализуется в конкретном виде деятельности, но при изменении социальных условий могут проявиться). Также: 1. Общие( есть у всех: письменная речь, интеллект, обучаемость). 2. Специальные( связаны с конкретной деятельностью: литературные, музыкальные итд) О природе способностей( до сих пор вызывает споры): Способности врожденны или развиваются? 1. Способности биологически обусловлены и их проявления зависят от социальных факторов. Способности всегда проявятся в том или ином виде( Аристотель- доказательство- индивидуальные различия проявляются очень рано) 2. Способности зависят массы мозга. Самый большой мозг имел( 3 кг) имел человек со слабыми умственными способностями 3. Френология( Франц Галь)- возникла в 18 веке. Способности зависят от формы черепа( так как способности там аккумулируются). 4. Френсис Гальтон( двоюродный брат Дарвина). Евгеника- направление. У известных отцов рождаются способные сыновья. Он наблюдал за выдающимися людьми и за их детьми. Чтобы родился способный ребенок нужно отбирать родителей (умные, здоровые). 5. Использование близнецового метода. Проводили исследования, где сравнивали способности монозиготных близнецов и просто сипсев (братья и сестры). В монозиготных парах коэффициент корреляции был выше. 6. Способности зависят от обучения и воспитания( 18 век- Гельвеций). По средствам воспитания можно сформировать гениальность. Дети отсталых племен, которые получили достойное обучение, не чем не отличаются от обычных детей. Вывод: у каждого человека можно сформировать любые способности. Уижби- наши способности определяются программой интеллектуальной деятельности, которая формируется ещё в детстве. Одна люди могут решать только репродуктивным способом, а другие- творческим. Однако современная психология говорит, что нельзя отрицать природные предпосылки способностей. Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и органов движения составляют природную основу развития способностей и называются задатками. Задатки являются природной предпосылкой и его наличие не говорит ,и наличии способности. Задатки не специфичны по отношению к способностям. Из одного задатка могут развиться несколько способностей. При неблагоприятных условиях потенциал может не реализоваться. Высокий уровень врожденных способностей не помогает, но и тормозит развитие личности. Важен не то, с чем человек родился, а важно то, как он этим распорядился. Существует понятие как индивидуальный стиль деятельности( Климов)- одни люди могут достичь больших успехов независимо от того, какими способностями они обладают. Это объясняет разницу способностей. Уровни развития способностей. Одаренность- совокупность общих способностей. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности. Одаренных людей отличает постоянная готовность к деятельности, собранность, настойчивость в достижении цели, потребность трудится. Как правило у одаренных людей интеллект выше среднего уровня. Одаренные люди проявляют повышенный интерес к деятельности, они настойчивы и упорны в области своих интересов. У детей это проявляет раннюю тягу к интеллектуальным занятиям. Такие дети могут долго концентрировать внимание на одном занятии( могут постоянно к нему возвращаться). Как правильно они рано начинают считать, писать и увлекаются разными занятиями. Одаренные дети- это дети с ускоренным умственным развитием. У них ярковыражена способность к подражании. Говорят, разговаривают и мыслят, как взрослые. Вундеркинд - дети с ярко выраженными умственными способностями( 12-14 лет поступают в университете). Грибоедов поступил в 11 лет, а закончил в 15. Закончил два направления. Яркая особенность -склонность к умственной деятельности. Также этот человек должен обладать знаниями, умениями и навыками. В одаренности есть специфика интересов( так как сопосбность реализуется в конкретной деятельности). Включенность в деятельность и долго занятие деятельностью может компенсировать недостаток способностей( с этим связано личностное развитие). Через приобретение знания, умения и навыков, мы развиваемся как личность. Способности могут различаться по своему уровню и масштабу. Особенно высокий уровень проявления способностей обозначают такими понятиями, как мастерство, талант, гениальность. Мастерство- совершенство в конкретном виде деятельности. Оно связано с репродуктивной деятельностью( производительная). Оно предполагает готовность к творческим решениями проблемы. Мастер не только может предложить творческое решение, но и как его реализовать( мастерство, это когда что и как приходят одновременно). Со временем оно развивается и переходит… Талант - встречается в Новом завете и означает меру серебра, которую ленивый брат получил от Господина. Он не продал его, а закопал его в землю. Высокий уровень развития специальных способностей. Талант может проявиться только в деятельности. Мы не имеем в виду одну изолированную способность. Чем талант отличается от гениальности? Гениальность- высший уровень развития способностей( человек-гений, когда его достижения важны для общества и они составляют новый этап для человечества. За все развитие цивилизации их было не больше 400 ). Гения характеризует высокий уровень одаренности( К примеру, Ломоносов. Гениальность имеет вой профиль( какая-то черта доминирует). Попытки объяснения гениальности: Шопенгауер: Каждый ребенок в известной мере гений, а всякий гений есть ребенок( гений отрешен от существующей действительности, погружен в свои интересы). Социум убивает гениальность Теория патологичности гения: проявления гениальности связана с определенными нарушениями психики. По этому поводу есть Лоброзо Гениальность и помешательство. Подходы психологов в развитии способностей, опыты, связанные с равзитием способностей у детей. Темперамент( конспекты): 1. Эрик Крейчмер- Теория темпераментов; 2. Небылицин – Темперамент; 3. Мерлин – отличительные признаки темперамента. Характер: 1. Рубинштейн. Темперамент и характер. + 2. Леонгадр- Акцетуированные личности; + 3. Личко А.Е. – Определение понятий, психопатии и акцентуации характера. + Способности: 1. Рубинштейн. – Способности + 2. Теплов- Способности и одаренность. + 3. Лейтис- Одаренные дети. + 10 декабря- контрольная работа + конспекты Дополнительные работы. Долги. Венгер. Специально созданная программа для успешной реализации детей в будущем. Способности с дошкольного возраста ( Институт дошкольного воспитания).
![]() |