Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РЫНОК, УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИИ



Рыночная экономика – это особый тип экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Основной формой связи между субъектами в обществе является купля-продажа. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя, продавца и покупателя в определенное время и на определенных условиях. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления в определенный период времени, т. е. это внутренне встроенный механизм связи между производством и потреблением.

Рынок выполняет важные функции:

во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить;

во-вторых, через рынок устанавливаются связи производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему товары, необходимые для жизни или организации производства, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо предлагает рабочую силу;

в-третьих, через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;

в-четвертых, важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и как следствие этого, установится равновесная цена;

в-пятых, рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, в которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получает прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.



Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами рынка являются: гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы: рынок не гарантирует право на труд и доход. Более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. д.); рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная экономика не может поддерживать развитие фундаментальных наук, поскольку не определены здесь сроки окупаемости затрат, также она не заинтересована в поддержке экологической безопасности.

Рынок, таким образом, является эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы, а также социальную справедливость. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Субъектами рынка являются: домашнее хозяйство, предприятие и государство.

Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, имеющая денежный доход и выступающая на рынке потребителем, которая стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.



Предприятие – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью получения прибыли или дохода.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домашнее хозяйство, предприятие и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.

Объектами рыночного хозяйства являются:

· товары и услуги;

· факторы производства: труд, капитал, земля;

· деньги, ценные бумаги, и т.д.

Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных сегментов рынка.

По экономическому назначению выделяют:

· рынок потребительских товаров и услуг;

· рынок факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов;

· финансовый рынок: кредитный, ценных бумаг, валютный.

По географическому положению различают:

· местный;

· региональный;

· национальный;

· мировой.

По степени ограничения конкуренции:

· рынок совершенной свободной конкуренции;

· рынок несовершенной конкуренции. В составе последнего выделяют – монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции.

По отраслям различают автомобильный, зерновой рынок и т. д.

По характеру продаж выделяют оптовый и розничный рынки.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами не биржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Помимо этого успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии, правовых институтов.

Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале ХХ в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентов, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга и бизнеса в широком смысле слова.

Информация (от лат. information – разъяснение) – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Основным механизмом реализации рыночных отношений является конкуренция.

Конкуренция – это борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия функционирования бизнеса, за обеспечение наивысшей прибыли.

На микроуровне – состязательность, направленная, в конечном счете, на совершенствование технологии производства, его организации, повышение качества продукции, повышение уровня производительных сил страны.

На макроуровне – конкуренция обеспечивает гибкость, адаптивность экономической системы в целом к изменяющимся условиям, что, в конечном счете, направлено на повышение уровня жизни населения страны, упрочение позиций страны на мировом уровне.

Основной задачей конкуренции является повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг, национальной экономики в целом.

Субъектами конкуренции являются:

предприятия, отрасли, регионы, страны.

Виды конкуренции:

· борьба между продавцами за рынки сбыта, за ресурсы, за покупателя, особенно когда имеет место «рынок покупателя»;

· борьба между покупателями за товары и услуги, особенно когда имеет место дефицит товаров и услуг, когда лидирует в экономике или отрасли «рынок продавца»;

· борьба между продавцами и покупателями. Продавцы стремятся навязать покупателям в потреблении определенный стиль, имидж, статус, стереотип, стандарт поведения.

Типы конкурентного поведения:

· креативный (творческий) – он направлен на повышение качества продукции, создание более совершенных образцов продукции, технологии. Это затратный тип, связанный с риском, но в случае успеха обеспечивает конкурентные преимущества ее инициатору;

· приспособленческий тип, он предусматривает использование уже известные модификации продукции, технологии, тем самым позволяет упреждать действия соперников. Это также затратный тип поведения, но с меньшей долей риска;

· гарантирующий тип (обеспечивающий) – предусматривает определенную стабильность бизнеса за счет оказания дополнительных услуг, расширения ассортимента. Этот тип направлен на продление жизненного цикла товара.

Методы конкуренции:

· ценовая, она предполагает изменения цены, являющейся привлекательной для покупателя и увеличивающей прибыль продавца. Такие изменения могут достигаться путем снижения издержек производства, снижения цен без изменения качества и ассортимента и т.п.;

· неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции, создание новой продукции, расширение ассортимента, гарантийного обслуживания и т.п.

· недобросовестная конкуренция. Она юридически запрещена, но широко используется на практике. Методами такой конкуренции являются – использование чужого товарного знака, использование коммерческой тайны, переманивание квалифицированных специалистов, распространение ложной информации, наносящей вред коммерческой деятельности конкурента и т.п.

Методы оценки конкурентной ситуации:

· оценка конкурентоспособности продукции предприятия самого предприятия;

· оценка конкурентных преимуществ, в качестве которых выступают: уровень издержек; качество продукции; степень диверсификации производства.

Функции конкуренции:

· регулирующая – обеспечивает совершенствование пропорций общественного производства;

· аллокационная – стимулирует эффективное размещение производств с учетом рынков сбыта;

· контролирующая – стимулирует самоконтроль субъектов бизнеса за результатами производства;

· распределительная – стимулирует наиболее эффективное распределение затрат и выгод между участниками рыночных отношений;

· инновационная – стимулирует внедрение инновационных продуктов, технологий.

В целом конкуренция важный фактор жизнедеятельности рыночной экономики.

Рыночные отношения реализуются на основе взаимодействия продавцов и покупателей, соотношения спроса и предложения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику определениям понятия рынок. Приведите собственное определение рынка.

2. Какие функции выполняет рынок, каково их значение и логика?

3. Дайте характеристику субъектам рынка.

4. Какие критерии лежат в основе классификации видов рынка?

5. Какую роль играет конкуренция?

6. Определите значение типов конкурентного поведения и методов конкуренции.

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!