Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ



Санкт-Петербургский Государственный

Архитектурно-строительный университет

Кафедра экономической теории

 

ЭКОНОМИКА

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Санкт-Петербург

 


 

УДК 330.01 (075.8)

ББК

 

 

Рецензенты:

Д-р экон. наук, зав. кафедрой экономической теории

И.П. Павлова(МБИ); к.э.н., доцент А.Б. Хвостов (СПбГАСУ)

 

 

Экономика: учебное пособие / Е.Г. Гужва, М.И. Лесная; под ред. М.И. Лесной; СПбГАСУ. – СПб. 2011. – 203 с.

 

(рубрикатор) 06.01.05

 

 

Учебное пособие содержит три разделы: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Материал изложен лаконично по основным проблемам курса, раскрывается содержание базовых понятий, характеризуются основные взаимосвязи микро и макроэкономики. Изложенные вопросы охватывают всю программу курса «Экономики», предусмотренную государственным образовательным стандартом. В конце каждого темы даются вопросы для самопроверки.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения.

 

Табл. 3. Ил.44. Библиогр.11.

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данного учебного пособия дать в лаконичной форме содержание базовых понятий экономической науки и основные механизмы взаимосвязи отдельных экономических субъектов, как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики.

Пособие включает три раздела:

1. Введение в экономическую теорию.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

В первом разделе рассматриваются основополагающие понятия и категории экономической теории, такие как производство, товар, деньги, собственность, формы присвоения, капитал, эффективность, рынок, типы и формы конкурентного поведения. Все эти понятия имеют практическое значение и применение в рыночной экономике.

Во втором разделе рассматриваются особенности рыночного поведения отдельных экономических субъектов. Особое внимание уделяется проблемам рационального, оптимального поведения потребителя, домохозяйства. Многообразие рыночных структур оказывает существенное влияние на поведение в этих условиях предприятий, на характер их производственной и ценовой политики. Рынок факторов производства не просто рассматривается как соотношение спроса и предложения, а как сфера, где проявляются экономические интересы участников производства с учетом их целевой функции.



В третьем разделе представлена целостная концепция функционирования экономики, где главная роль отводится государственной политике по решению весьма важных проблем: занятости, определению источников инвестиций, экономического роста, стабильности денежного обращения, социальных проблем. По каждой проблеме существует множество моделей, концепций. Задачей данного пособия является дать не просто перечень основных теорий, концепций по тем или иным вопросам, а показать процесс их формирования, практическую их значимость и исторически преходящий характер с учетом изменяющихся условий жизни.

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Экономические проблемы касаются практически всех людей, а знание экономических закономерностей позволит с пониманием подходить к их решению.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. Предмет экономической науки. Экономия, политическая экономия, экономика

2. Методы экономики как науки

3. Производство и его эффективность

4. Кривая производственных возможностей

5. Собственность: сущность и формы

6. Экономическая система: критерии и типы

7. Товарное хозяйство. Товар и деньги

8. Рынок, условия его возникновения и функции

 

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

9 Основы анализа спроса и предложения

10 Эластичность спроса и предложения

11 Теория потребительского поведения

12 Производственная функция и продукт производства

13 Издержки производства: сущность, структура, классификация

14 Виды дохода и прибыли предприятия. Максимизация прибыли

15 Рынок несовершенной конкуренции

16 Рынок факторов производства

17 Рынок труда и заработная плата

18 Рынок капитала и процент

19 Рынок земли и рента. Цена земли.

20 Общее равновесие. Эффективность производства и распределения продукта



РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

 

21 Предмет и особенности метода макроэкономики

22 Система национальных счетов. Макроэкономические показатели

23 Анализ совокупного спроса и совокупного предложения. Модель «AD-AS».

24 Неоклассическая модель макроэкономического равновесия

25 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Потребление, сбережения, инвестиции

26 Экономический рост

27 Макроэкономическая нестабильность. Циклическое развитие рыночной экономики

28 Безработица и инфляция

29 Денежная система и денежно-кредитная политика

30 Налогово-бюджетная политика

31 Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, ЭКОНОМИКА

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов: «хозяйство и «закон», в буквальном изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как экономия – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения и улучшение условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, изучающая экономические законы развития общественно-экономических формаций. То есть изучает характер взаимодействия производительных сил и производственных, экономических отношений конкретно-исторического этапа в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Это определение науки в широком понимании как политической экономии.

В-третьих, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве, направленных на выяснение законов такого использования редких, ограниченных ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение безграничных потребностей общества.

В этом смысле это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Это определение науки как чистой экономической теории.

Для того чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной и, прежде всего в англоязычной литературе разделяется на два понятия: «экономика» и «экономикс». Первое понятие означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном, реальном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущих экономических теорий и классический этап в экономической науке (родоначальник термина – А. Монкретьен, 1615 г.). За последние 150 лет представления о предмете экономической науки трансформировались. На вопрос о том, что изучает экономическая наука, ученые экономисты дают неоднозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как о науке, изучающей проблемы создания и использования, материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого подхода четко представлены у отца экономики А. Смита и явно отражены в определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла о том, что «…экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено, так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же в этом определении экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне поля зрения.

Широко распространен подход к определению предмета экономической науки, как науки, изучающей поведение людей в условиях «ограниченности ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский экономист П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, получивший мировую известность как автор учебника «Экономика», характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», и как «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми». Этот же ученый приводит и следующие возможные определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, концерты, дороги, яхты) и распределение их среди членов общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизни людей, получение ими средств к существованию и использование этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Можно обойтись более лаконичной формулировкой, в определении предмета экономики – это наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, направленного на максимизацию их выгоды (цели) в условиях ограниченных ресурсов.

Существует и еще одно оригинальное определение. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются произведенные товары и услуги, как они распределяются?

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления произведенного продукта и характер распределения созданного продукта.

Принципиально важно понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные и гуманитарные науки. Задача экономики как науки – выявить законы, управляющие процессом движения общественного производства с учетом его социальных и функциональных характеристик, то есть с точки зрения классового подхода, отражающего специфику отношений собственности, особенности конкретно исторического этапа развития общества. С другой точки зрения, задача экономической науки состоит преимущественно в выявлении рациональных форм хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает общество на данном этапе: природных, финансовых, трудовых, научно-технических и материальных. Социальный аспект дает возможность понять особенности побудительных мотивов в действиях отдельных лиц, групп людей, а именно социально-экономическую сущность отношений производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то есть сущность конкретно-исторического этапа развития общества. Функциональный аспект дает возможность понять принципы выбора путей рационального хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов, разделения труда, доходящего до специализации, и рыночного хозяйства, заставляющего сопоставлять результаты с затратами, при использовании ограниченных ресурсов, которыми располагает общество.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется многообразие трактовок понятия экономика?

2. В чем различие таких понятий как «экономика» и «экономикс»?

3. Какое из приведенных определений понятия экономика на ваш взгляд является более полным?

4. Каковы основные задачи экономики как науки?

5. В чем состоят особенности социального и функционального аспектов экономики как науки?

 

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ

 

Изучение закономерностей развития экономики предполагает использование определенных методов. Важнейшими из них являются общенаучные и частные. К общенаучным относятся:

· метод материалистической диалектики – это метод и познания и развития экономических явлений и процессов;

· метод научной абстракции, с помощью которого выясняются наиболее общие характеристики явлений и процессов и формируются логические понятия – категории, законы.

· Единство исторического и логического подхода. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении. При изучении процессов, явлений используется сочетание исторического и логического подходов.

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с большим их массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается с помощью частных методов таких как:

· метод индукции (от лат. inductio – наведение), предполагающий восхождение на основе логических умозаключений от частного к общему;

· метод дедукции (от лат. deductio – выведение), – логические умозаключения, основанные на выдвижении гипотезы и проверки ее на фактах, т. е. осуществляется в процессе познания движение от общих суждений к частным выводам;

· метод анализа и синтеза. Метод анализа предполагает рассмотрение отдельных частей целого, выяснение их функциональных особенностей; метод синтеза предполагает рассмотрение явления или процесса как целого с учетом функциональных особенностей его элементов в их взаимосвязи в рамках целого;

· экономико-математическое моделирование также является важным методом познания. Модели используются знаковые (в виде формул, математических уравнений) и графические. Следует заметить, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Вместе с тем использование математических моделей дает возможность более полно выяснить зависимость между экономическими явлениями и процессами.

На основании методов формируются логические понятия или экономические категории и законы.

Особое значение при определении категорий имеет метод научной абстракции – как метод научного мышления, заключающегося в отвлечении от второстепенных, несущественных черт экономического явления с целью выявления его главных, существенных черт. На основе метода научной абстракции формируются законы, понятия, категории для обозначения процессов, явлений, происходящих в общественной жизни, для выработки единого исследовательского аппарата.

Что же следует понимать под экономической категорией? Экономическая категория – это научная абстракция экономики, обобщенное выражение какого-либо экономического явления или процесса общественной жизни, например такие понятия как товар, рынок, деньги, конкуренция, собственность, производство и др.

Под экономическими законами понимаются многократно проверенные, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными. За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. Значит, экономические законы – это форма выражения экономических отношений. Они являются законами общественных действий людей. Экономические законы, во-первых, относятся к социальным, общественным, т.е. проявляются в хозяйственной деятельности людей и вне человеческого общества не действуют. Этим они отличаются от законов природы. Второе отличие состоит в том, что естественные законы вечные и не зависят от деятельности людей, а экономические носят исторически-преходящий, ограниченный характер.

Из определения предмета экономической теории следует, таким образом, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях. В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица экономики – отдельное предприятие как производитель и семья как потребитель. Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.). В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое метод?

2. Какой критерий взят за основу деления на общенаучные и частные методы?

3. Что понимается под категорией? Приведите примеры.

4. Почему экономические законы имеют исторически-преходящий характер?

 

ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство. Производство – это процесс, в котором люди, воздействуя на вещество природы, производят материальные и духовные блага с целью удовлетворения потребностей.

Потребность – это объективно обусловленное стремление человека достичь, сохранить и воспроизвести наилучшие условия жизни. Это – нужда личности или общества, определяемая физическими (природой человека) и социально-историческими условиями жизни общества. Потребности людей носят исторический характер, они определяются уровнем развития общественного производства и в целом условиями жизнедеятельности и развития общества в конкретно-исторический период. Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы) в пище, одежде, жилище, духовном развитии, которые могут быть удовлетворены с помощью материально-вещественных благ.

Потребности обладают двумя основными свойствами:

· способностью воспроизводиться (повторяться) и приумножаться (каждая потребность порождает другую);

· относительной безграничностью и неутолимостью. При этом следует учесть, что удовлетворение конкретной потребности имеет предел, но сама цепочка потребностей не имеет предела, безгранична.

Потребности удовлетворяются в процессе использования благ. Благами называют полезности, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, это могут быть как вещи, так и деятельность.

Материальное благо – это полезность, доставляемая той или иной вещью (пища, одежда и др.);

нематериальное благо – полезность, доставляемая как вещью, так и деятельностью (информация, музыка и др.);

услуги – это полезности, доставляемые деятельностью (транспорт, образование и др.).

Блага бывают индивидуальными, общественными и квазиобщественными.

Индивидуальное благо – это благо, к которому применим принцип исключения. В рыночной экономике право пользования, распределения определяется с помощью механизма ценообразования, законов спроса и предложения.

Общественное благо – это благо, для использования которого не применяется принцип исключения, например, маяк, национальная оборона, вакцинация против инфекционных заболеваний. В основе распределения общественных благ лежит теория общественного выбора, предполагающая анализ общественных выгод и издержек.

Квазиобщественное благо – это благо, к которому может быть применен принцип исключения, но не применяется, например, услуги милиции, пожарных.

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической литературе потреблением.

Блага могут быть двух видов: неэкономические, свободные и экономические.

Неэкономические, свободные блага – это блага, для потребления которых не требуется отказ от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве, например, воздух, которым мы дышим, морской бриз.

Экономические блага – это блага, для потребления которых необходим отказ от некоторого количества других благ, т. е. такие блага характеризуются редкостью, ограниченностью по сравнению с потребностями.

Среди множества благ можно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а также одежда, жилище. Без потребления многих других благ человек в принципе может обойтись. Но потребление их приносит удовольствие. Граница между благами первой необходимости и просто приятными благами достаточно условна. Потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Значит ли это, что пирожное нужно считать предметом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для поддержания здоровья продукты питания. Но существуют также антиблага – предметы и состояние окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения или даже опасны для жизни.

Основная часть благ создается в процессе производства

Производство – это деятельность людей, направленная на изготовление и реализацию благ и услуг ради удовлетворения потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предметов труда и средств труда. Их принято называть простыми моментами процесса труда.

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

Предметы труда - это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта.

Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предметы труда.

Предметы и средства труда, необходимые для создания каких-либо благ и услуг, составляют средства производства.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами общества, второй – экономическими отношениями.

Производительные силы – это личные (рабочая сила) и материально-вещественные (средства производства) факторы общественного производства в их взаимодействии в процессе разделения и кооперации труда, процесса производства. Научно-техническая революция преобразует факторы производства. Так, средства производства обогащаются информационной составляющей, электронно-вычислительной и компьютерной техникой.

Экономические отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг. Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства. По структуре экономические отношения представлены организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями.

Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организованы производство, распределение, обмен и потребление продукта. Формами организации являются: разделение и кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое), управление производством и др. Организационно-экономические отношения определяют эффективность, результативность производства.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых отношениями собственности на средства производства и результат производства. От господствующих в обществе отношений собственности зависит основное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Отношения собственности реализуются в процессе производства и воспроизводятся благодаря процессу производства. Организационно-экономические и социально-экономические отношения представляют собой диалектическое единство.

Результатом производства является общественный продукт. Общественное производство в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия, в которой реализуются и воспроизводятся сложившиеся в обществе отношения собственности.

Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте с учетом специфики условий производства.

Обмен – это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие с учетом характера отношений, сложившихся в производстве и распределении условий и результатов производства.

Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Оно является заключительной фазой использования продукта. В потреблении в завершенном виде материализуются отношения, сложившиеся в производстве, распределении и обмене. Потребление может быть производительным и непроизводительным, личным.

Производительное потребление означает использование средств производства и рабочей силы в производственном процессе.

Непроизводительное потребление выступает как личное и общественное.

Личное потребление – это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и др.

Общественное потребление – удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне, охране окружающей среды и др.

Когда продукты потребляются, они «разрушаются». Потребности людей постоянно возобновляются, поэтому производство продуктов должно вновь и вновь возобновляться, т. е. воспроизводиться.

Воспроизводство – это повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым воспроизводством понимается повторение процесса производства из года в год в прежних масштабах. Расширенное воспроизводство – это возобновление производства во все увеличивающихся масштабах производства из года в год. Расширенное воспроизводство может быть экстенсивным, при котором производство развивается «вширь», т. е. дополнительно вовлекаются все новые ресурсы в процесс производства, и интенсивным, при котором производство развивается на принципиально новой основе: количество факторов производства может уменьшаться, но при этом значительно повышаться эффективность. В основе интенсивного производства лежит научно-технический прогресс, совершенствование технологии производства.

Экстенсивное и интенсивное расширенное воспроизводство обеспечивают экономический рост, как на микро, так и на макроуровнях в результате повышается эффективность производства. Экономический смысл эффективности производства состоит в том, чтобы выяснить, какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Ответ на этот вопрос дает относительная величина эффекта, то есть, сопоставление абсолютной величины результата производства с абсолютными величинами затрат факторов, ресурсов. Общая формула эффективности (Э) имеет вид:

Э = Р / З,

где Р – результат производства, З – затраты факторов производства, ресурсов.

Причем эффективность только тогда будет иметь экономический смысл, когда будет достигаться максимальный результат при минимальных затратах:

Э = maxР/minЗ

На поверхности хозяйственных явлений эффективность производства выражается следующими экономическими показателями:

· производительность труда;

· фондоотдача и фондоемкость;

· материалоотдача и материалоемкость;

· капиталовооруженность труда и производительность труда.

Эффективность производства имеет не только чисто экономический, но и социальный аспект. С точки зрения социально-экономической эффективности на первый план выдвигается вопрос о том, как при данных ограниченных ресурсах наиболее полно удовлетворить потребности всех работников предприятия (микроуровень) и соответственно всех членов общества (макроуровень).

Для характеристики социально-экономической эффективности на уровне общества широко используется в западной экономической литературе понятие «Парето – эффективность». Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето (1848—1923) социально-экономическую эффективность национальной экономики определил как состояние, при котором эффективность повышается, если изменения в производстве улучшают благосостояние хотя бы одного члена общества, не ухудшая при этом положения других членов общества. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в общественном производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного члена общества, но улучшают положение всех членов общества. Социальная эффективность падает, когда изменения в производстве улучшают положение одних только за счет ухудшения положения других членов общества.

Парето-эффективность предполагает наиболее полное использование имеющихся ресурсов ради удовлетворения потребностей. Но потребности людей безграничны. Поэтому основным противоречием экономики является противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, использующимися для их удовлетворения. Данное противоречие можно рассматривать не только как противоречие между производством и потреблением, но и как противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под производством?

2. Что первично в движении общественного продукта: производство, распределение, обмен или потребление?

3. Раскройте экономическое содержание понятий производительные силы и производственные отношения.

4. Определите экономический смысл понятия эффективность производства.

5. Обоснуйте социально-экономический смысл понятия Парето-эффективность.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!