Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Древние государственные образования в Китае. Шань-инь и Чжоу



В 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, самой ранней из которых была Яншао. Племена жили в небольших поселка у речных пойм. Возделывали чумизу, разводили свиней и собак. Керамика обжигалась в специальных печах и ярко раскрашивалась. Во второй половине 3тыс. до н.э. исчезает крашеная керамика, ее место занимает черная или серая посуда, изготовленная на гончарном круге. Культуры этого типа (Луншань) характеризуются прогрессом в земледелии, совершенствованием орудий труда, в погребениях обнаруживается социальная дифференциация.

О политической истории мы можем судить только по дошедшим легендам. В одной из них говорится о том, как власть из выборной стала наследственной (когда-то правил Яо, который избрал преемником не своего сына, а способного Шуня. В его правление случился потоп и он объявил, что передаст правление тому, кто сможет его предотвратить это удалось сделать Великому Юю, который стал правителем. Затем престол занял его сын и власть стала передаваться по наследству). Ци, сына Великого Юя, считают основателем первой древнекитайской династии Ся. Отсутствие достоверных письменных источников не позволяет говорить о том, что представляло собой общество в это время. По преданию, последний правитель династии отличался жестокостью, что повлекло за собой восстание под предводительством Тана, который стал новым правителем Поднебесной. Его стали называть Чэн Тан (Тан-Созидатель). Он был первым правителем династии Шан, впоследствии получившей название Инь (17в. до н.э.). в 14в. до н.э. племя шан переселилось в район современного Аньяна, столицей стал Великий Город Шан. От этого периода (14-11вв. до н.э.) до нас дошли как археологические, так и эпиграфические памятники.

Эпохе Шан-Инь присущи три важнейших достижения: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности, хотя основным копательным орудием остается деревянный заступ «лэй» – двузубая палка с поперечной перекладиной.

В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, для литья использовались высококачественные глиняные формы. Бронза применялась преимущественно для оружия и ритуальных сосудов.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения – их можно назвать городами. На территории города размещались дворцовые и храмовые здания, поддерживаемые мощными колоннами. В пределах городской стены размещались мастерские. В это время происходит отделение ремесла от земледелия.



Письменность дошла до нас в виде гадательных текстов на костях животных и панцирях черепах. Однако использовались и деревянные планки.

Иньские погребения свидетельствуют о глубоком расслоении общества в эту эпоху. В одних погребениях очень богатый инвентарь, украшения из золота и яшмы, музыкальные инструме6нты, встречаются и повозки, запряженные лошадьми, а также останки людей, которых погребли насильственно (скорее всего это слуги или придворные). В других нет человеческих сопогребений, однако инвентарь очень богат. В третьих присутствуют только грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда, сами погребения настолько малы, что еле вмещают останки. К четвертым относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений; по характеру скелетов можно судить, что так погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.

Первые могилы принадлежат скорее всего иньским правителям или их ближайшим родственникам, вторые – представители господствующего класса, третьи – могилы мелких производителей, в четвертых хоронили скорее всего подневольных работников, рабов.

Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, «главные дела в государстве – это жертвоприношения и войны». Поэтому после войн пленных приносили в жертву. И то, и другое отражено в гадательных надписях; детальное изучение их показало, что в них нет специфических терминов, применявшихся для обозначения раба.

Представления иньцев об окружающем мире были эгоцентрическими. По их мнению, в центре Поднебесной находится Великий Город Шан – резиденция правителя, вокруг которого простираются территории, входящие в состав Иньского государства. За пределами живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью государства. Иньское государство не имело какой-либо системы территориального деления, кроме родо-племенной. Это государство возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их.



Политическое единство иньцев олицетворялось правителем – ваном, который стремился к единоличной власти. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял походы против враждебных племен. Если племя признавало его власть, он жаловал вождю титул хоу, бо или цзы, что указывало на то, что племя становится членом иньской коалиции. Вождь племени обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань и в случае необходимости предоставлять войска. Ван был также и верховным жрецом.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине (13в. до н.э.), который значительно расширил территории, при нем были построены новые дворцы и храмы. После его смерти дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, что, скорее всего, является попыткой обосновать и оправдать события последней трети 11в. до н.э., которые вошли в историографию под названием «чжоуского периода».

Первые сведения о племени чжоу появляются в памятниках периода правления У Дина. В это время они были подчиненной территорией. К этому же периоду относятся и данные о военных столкновениях между Инь и чжоу.

Правитель чжоу по имени Чан развернул активную деятельность по распространению своего влияния на ряд соседних племен. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен под его руководством. Его наследник У-ван предпринял поход на восток и в битве при Муе наносит поражение иньскому войску (1027г.до н.э.). Чжоусцы быстро переняли достижения побежденных, и в первую очередь бронзолитейное производство. Их инвентарь трудно отличить от иньских изделий. Они также научились изготавливать боевые колесницы, которые были основной ударной силой того времени. Одним из важнейших заимствований была письменность.

После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований», в результате которых родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с населением.

В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными территориями.

Социальная дифференциация иньского общества, была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов, определявших всю структуру социального деления.

Все свободное население делилось на 5 групп:

1. Правитель, «единственный среди людей».

2. Правители наследственных владений (чжухоу).

3. Главы родо-племенных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения (дафу).

4. Главы больших семей, входивших в состав родо-племеннх групп (ши).

5. Простолюдины (шужэнь).

Социальный ранг определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек (одежда, количество скота и рабов, домашняя утварь, размеры жилища, погребения, убранство жилища, даже пища и слова). Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже.

Вся земля считалась принадлежащей вану, так же как все люди были его слугами. В 11-10вв. до н.э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносилось в жертву, однако часть их все же оставлялась в живых и превращалась в рабов, которых использовали на тяжелой и грязной работе (носильщики, конюхи, слуги). Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Класс рабов пополнялся также за счет лиц, совершивших преступление.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!