Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?



Стойкое отставание в овладении учебной программой требует дифференциации задержки психического развития и тотального психического недоразвития (олигофрении, или умственной отсталости). Неуспеваемость в школе, слабо усвоенные школьные знания и навыки, низкий уровень ответов при диагностическом исследовании в ряде случаев создают картину состояния, напоминающую умственную отсталость. Однако, если при олигофрении на первый план в структуре дефекта выступает недостаточность аналитико-синтетической деятельности, т.е. ребенка затрудняет преимущественно смысловая сторона задания, то при ЗПР страдает прежде всего «техническая сторона» удержание необходимого уровня концентрации внимания на условиях задания, контроль за собственными действиями в процессе выполнения задания, запоминание учебного материала, овладение моторными навыками и т.д. Качественные особенности этих нарушений характеризуются преимущественными недостатками динамических характеристик мыслительного процесса при относительной сохранности понятийного мышления, т.е. детям легче понять, осмыслить задание, нежели запомнить, механически заучить.

Различно также и отношение самих детей к своим затруднениям. Олигофрения характеризуется тотальностью психического недоразвития, недостаточной дифференцированностью личности без выраженного отношения к своим затруднениям. При трудностях в обучении, обусловленных ЗПР, специфические особенности поведения (повышенная возбудимость, расторможенность, склонность к аффективным вспышкам или вялость, робость, неуверенность в себе, аффективная заторможенность, эмоциональная лабильность) не только сочетаются с более высоким уровнем сформированности самоосознания, но и отражают его. Дети могут учитывать ситуацию, критически относиться к своим неудачам, переживать, но в силу нейродинамических нарушений психических процессов они недостаточно хорошо регулируют свое поведение. Существенным признаком отграничения от олигофрении служат потенциальные возможности ребенка, выявляемые при психологическом исследовании («зона ближайшего развития», по Л.С.Выготскому), а также нестойкость, лабильность и обратимость многих проявлений. Затруднения возникают нередко и при попытке разграничить детей с задержкой психического развития и детей с первичным общим недоразвитием речи, возникающим при локальных (или относительно локальных) поражениях зон и структур мозга, играющих большую роль в осуществлении речевых функций. Объединяет этих детей позднее становление речи, скудность словаря, использование примитивных фраз, выраженные затруднения при необходимости составить рассказ или пересказать текст, недостатки фонематического слуха, приводящие к неумению проводить фонематический анализ и погрешностям письменной речи. Подобные нарушения создают предпосылки к выраженным трудностям в обучении, тем более что школьное обучение в значительной степени опирается на речь. Становление навыков чтения и письма у детей с речевым недоразвитием происходит особенно тяжело — они становятся стабильно неуспевающими по русскому языку и чтению (литературе). «Речевые» трудности препятствуют пониманию текстов на слух — в результате объяснения учителя оказываются не полностью усвоенными, затрудняют прочтение и понимание условий задачи — возникают проблемы на уроках математики. В процессе обучения недоусвоенный материал лавинообразно накапливается, и на втором-третьем году обучения ребенок с недоразвитием речи, не получающий специальной логопедической помощи, уже имеет вторичную задержку психического развития.



Таким образом, мы видим два варианта нарушений, каждый из которых нуждается в своих специфических методах коррекции:

первичная задержка психического развития и вторичное речевое недоразвитие из-за недостаточности аналитико-синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и речевой активности, несформированности мыслительных операций, находящих свое отражение в речи;

первичное недоразвитие речевых функций и вторичным образом задерживающееся развитие из-за недостатков восприятия и переработки речевой информации, речевого опосредования, необходимого для формирования мыслительной деятельности, затрудненности речевых коммуникаций.

Для разграничения этих состояний надо учитывать, что при первичности речевого недоразвития у детей в меньшей степени, чем при задержке психического развития, страдают «неречевые» виды мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), в психологическом эксперименте дети с такими состояниями показывают более высокую обучаемость и сообразительность. Выраженность дефектов звукопроизношения обычно выше у детей с первичным речевым недоразвитием, хотя это и не обязательный диагностический признак. Следует помнить также, что и речевое недоразвитие, и задержка психического развития, как правило, являются следствием органической недостаточности мозга и, сочетаясь у одного ребенка, могут представлять собой сложный дефект. В этом случае комплексная помощь ребенку должна включать в себя полный объем мероприятий, направленных на коррекцию каждого из недостатков развития.



Дифференцировать от задержки психического развития следует также состояние, получившее название социально-педагогической запущенности. Этот недостаток развития формируется у детей с нормальными потенциальными возможностями при отсутствии адекватного педагогического воздействия. В результате у ребенка нет соответствующих возрасту знаний, несформированы школьные навыки, неразвиты обычные для его возраста интересы и увлечения, нередко отсутствует учебная мотивация, словарный запас может тяготеть к конкретно-бытовому. От ребенка с задержкой психического развития такие дети отличаются хорошей осведомленностью в пределах знакомого окружения и сообразительностью, достаточно высокой обучаемостью, экспериментальное психологическое изучение показывает у них сохранность основных психических процессов. Поэтому дети с педагогической запущенностью нуждаются, в первую очередь, в изменении условий воспитания, разработке индивидуального педагогического маршрута и формировании познавательных интересов и учебной мотивации.

Относительно большое количество детей с ЗПР в неблагополучных семьях иногда приводит к ошибочному мнению о социальной причине их психической незрелости. Результаты же клинических и нейрофизиологических исследований этих детей в большинстве случаев обнаруживают у них те или иные явления недостаточности центральной нервной системы. Это обусловлено тем, что в неблагоприятных семейных и социальных условиях содержится большое количество патогенных факторов, нарушающих созревание и развитие нервной системы. Это приводит к высокой частоте у детей из неблагополучных семей задержанного развития, имеющего своей причиной и органическую недостаточность мозга, и недостаточное стимулирующее влияние ближайшего социального окружения.

Имитировать задержку психического развития могут также депрессивные состояния разного происхождения и высокая тревожность ребенка, находящегося в условиях хронического стресса. В этих случаях на первый план могут выступать общая пассивность, вялость, отсутствие готовности к действию, которые легко принять за недостаток познавательной активности, характерный для задержки развития. При таких состояниях резко снижается работоспособность, ухудшаются память и внимание, снижается темп деятельности. Если подобные состояния сохраняются длительное время, то неизбежно накапливаются пробелы в знаниях, формируется заниженная оценка своих возможностей, нарушаются отношения со сверстниками. В отличие от большинства детей с задержкой психического развития, дети, находящиеся в депрессивно-тревожном состоянии, и вне учебной ситуации как бы утрачивают обычную для своего возраста «детскость», жизнерадостность. Выявить и разграничить эти состояния можно при тщательном психологическом исследовании структуры личности и переживаний ребенка, а также анализе его истории развития и сложившейся в ближайшем окружении ситуации. Как показывает практика, медикаментозная и психотерапевтическая коррекция подобных состояний позволяет ребенку продолжить успешное обучение в общеобразовательном классе.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!