Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






II. Формирование изобразительной деятельности у детей с отклонениями в речевом развитии



Тема 1. Содержание коррекционно-образовательных программ

Семинар №1.

Задачи изучения темы: познакомиться с содержанием раздела «Художественно-эстетическое воспитание» («Программа воспитания и обучения в детском саду»), подразделы: «Знакомство с искусством», «Эстетическая развивающая среда», «Изобразительная деятельность», «Конструирование», методическими рекомендациями к его реализации в программах для дошкольников с нарушениями речи. Осмыслить содержание современных программ коррекционного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, понять их специфику, определить роль и место изобразительной деятельности в развитии дошкольников. Совершенствовать умение конспектировать материал, выделяя значимые для обсуждения вопросы.

Вопросы к теме:

1. Раскройте общую концепцию программы (цель, задачи, принципы построения, структура и содержание). Укажите место и роль раздела «Художественно-эстетическое воспитание» в программе.

2. Раскройте связь подраздела «Изобразительная деятельность» с другими разделами и подразделами программы.

3. Раскройте программные требования по воспитанию и развитию ребенка в изобразительной деятельности и принципы отбора содержания изобразительной деятельности.

4. Охарактеризуйте усложнение содержания раздела по годам обучения.

5. Раскройте последовательность отработки речевого и художественного материла.

6. Проанализируйте соотношение видов изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация) в зависимости от года обучения и вида речевого нарушения.

7. Проанализируйте содержание речевого материала по разделу «Изобразительная деятельность» в контексте развития импрессивной и экспрессивной речи (программному содержанию раздела «Развитие речи») (по годам обучения).

8. Дайте предложения по оптимизации программы по разделу «Изобразительная деятельность» с целью развития речи детей.

 

Форма отчетности: письменные выписки с ответами на вопросы.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2003.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1978.

3. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. – М., 1978.

4. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста / сост. С.А. Миронова. – М., 1978.



5. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.

6. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. – СПб., 2007.

7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб., 2006.

8. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) / Г.А. Ванюхина. – Екатеринбург, 2000.

9. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Тема 2 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи

Семинар №2.

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о видах изобразительной деятельности, их специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Какие способности развиваются у детей на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, на уроках декоративного, тематического рисования и рисования с натуры?

2. Что является основными изобразительными средствами рисования?

3. Своеобразие аппликации в старшем дошкольном возрасте.

4. Взаимосвязь рисования, лепки и аппликации с другими видами деятельности (игра, труд, общение).

5. Варианты индивидуального педагогического руководства изобразительной деятельностью детей с заиканием, моторной алалией, ОНР II уровня в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.



Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Литература:

1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000.

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

4. Гусакова, М.А. Аппликация. – М. : Просвещение, 1987.

5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961.

7. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996.

8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984.

10. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982.

 

Тема 5 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи

Практическое занятие №1.

Задачи изучения темы: познакомиться с возможностями развития речи детей с речевыми нарушениями в разных видах изобразительной деятельности; учиться анализировать речевой материал, используемый в разных видах изобразительной деятельности в контексте реализации принципов комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте возможности развития речи и сенсомоторики дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

2. Раскройте своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.

3. Проанализируйте связь лепки с игрой (обыгрывание вылепленных предметов).

4. Охарактеризуйте приемы обогащения словаря и развития связной речи в разных видах изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи.

5. Раскройте взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

Практическое задание: подготовить и письменно оформить конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Новый год» и составить программный материал (в виде приложения к конспекту) для занятия сюжетно-тематическим рисованием (лексический материал, сюжет для изображения, музыкальный фон, наглядный материал, словесные и игровые приемы обучения), закрепляющего эту тему.

Структура конспекта занятия:

1. Тема. 2. Цели и задачи. 3. Материал и оборудование к занятию. 4. Организация и ход занятия. 5. Методика проведения занятия – приемы, направленные на создание эмоционального настроя, развитие речи, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), эмоционально-личностное развитие).

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам, конспект занятия.

Литература:

1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М. : Сфера, 2002.

4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995.

5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992.

6. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996.

7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991.

9. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982.

10. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.

11. Халезова, Н.Б. и др. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.С. Пантюхина.– М. : Просвещение, 1986.

 

Тема 3. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического и натурного рисования

Семинар №3.

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о пропедевтическом периоде и о разных видах уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Дайте характеристику разных видов уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.

2. Раскройте специфику использования разных методов и приемов, обучающих изобразительной деятельности в рамках уроков рисования с натуры, тематического и декоративного рисования для детей с нарушениями речи.

3. Охарактеризуйте специфику коррекционно-развивающей работы в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности в зависимости от возраста детей, степени выраженности речевого нарушения, уровня познавательного и сенсомоторного развития.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Литература:

1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998.

6. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. ­ Пермь, 1974.

 

Практическое занятие №2.

Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемами пропедевтического периода, уроков декоративного, тематического и натурного рисования; учиться обобщать и анализировать учебный материал.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть цель и задачи пропедевтического периода обучения изобразительной деятельности.

2. Охарактеризовать соотношение разных форм речи и видов изобразительной деятельности на начальных этапах обучения.

3. Проанализировать объем и содержание речевого материала на уроках декоративного, тематического и натурного рисования в младшем школьном возрасте.

4. Раскрыть направления работы по развитию изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи в младшем школьном возрасте.

5. Охарактеризовать методику работы обучения тематическому рисованию в соответствии с задачами по развитию речи.

Практическое задание: составить фрагмент конспекта занятия пропедевтического периода с использованием гимнастических и графических упражнений.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, фрагмент конспекта занятия.

Литература:

1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.

6. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998.

7. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. ­ Пермь, 1974.

 

Тема 4. Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства

Практическое занятие №3.

Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемамиознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства; учиться обобщать и анализировать учебный материал.

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте возможности развития речи учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

2. Охарактеризуйте особенности и приемы ознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.

3. Раскройте роль учителя в развитии речи учащихся при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

4. Дайте характеристику экскурсии в художественную галерею как форме организации ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства.

Практическое задание: проанализируйте речевой материал экскурсии в художественную галерею как формы организации ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства по разделу «Пейзаж» в контексте реализации задач развития речи.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам и заданию.

Литература:

1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

2. Волков, Н.Н. Восприятие картины. – М., 1976.

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984.

6. Ростовцев, Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М., 1980.

7. Шилова, Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства). – Саранск, 1997.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!