Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ный, ли­дер



Су­ще­ст­ву­ет еще од­на эг­ре­го­ри­аль­ная роль плот­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, на пер­вый взгляд не при­но­ся­щая этим лю­дям та­ко­го оче­вид­но­го вре­да, как ма­рио­нет­кам. Это весь­ма не­одо­знач­ная по­зи­ция эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра.

Сра­зу нуж­но ска­зать, что оп­ре­де­лен­но­го ли­де­ра мож­но вы­де­лить толь­ко в эг­ре­го­ре с кон­крет­ным ар­хе­ти­пом, пред­поч­ти­тель­но имею­щим ка­кое-то ком­плекс­ное ре­аль­ное во­пло­ще­ние. На­при­мер, кон­крет­ная ре­ли­гия, служ­ба, фир­ма, об­ще­ст­во. Эг­ре­го­ры с вы­со­ким уров­нем аб­ст­ракт­но­сти ар­хе­ти­па так­же име­ют ли­дер­ские ва­кан­сии, но они рас­сре­до­то­че­ны сре­ди иных эг­ре­го­ри­аль­ных ро­лей.

При­чем мы все-та­ки го­во­рим об эг­ре­го­рах, по­это­му сра­зу по­про­шу вас не пу­тать ту или иную со­ци­аль­ную долж­ность, на ко­то­рой мо­жет на­хо­дить­ся че­ло­век, вро­де ди­рек­то­ра, пре­зи­ден­та или епи­ско­па — с эг­ре­го­ри­аль­ной по­зи­ци­ей та­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рая дос­ти­га­ет­ся не по­лу­че­ни­ем крес­ла, а от­но­ше­ни­ем с ар­хе­ти­пом и по­это­му со­вер­шен­но не обя­за­тель­но сов­па­да­ет с со­ци­аль­ным ме­стом че­ло­ве­ка.

По­про­бу­ем для на­ча­ла оп­ре­де­лить спе­ци­фи­ку этой по­зи­ции с точ­ки зре­ния эг­ре­го­ри­аль­но­го цик­ла — ведь эг­ре­гор и эг­ре­го­ри­аль­ная струк­ту­ра все-та­ки яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том дея­тель­ности жи­вых лю­дей. Нам из­вест­но, что эг­ре­го­ри­аль­ный цикл воз­ни­ка­ет как су­ще­ст­вую­щий в со­ци­аль­ной сре­де энер­го­обо­рот ме­ж­ду по­треб­но­стя­ми, с той или иной сте­пе­нью ус­пеш­но­сти удов­ле­тво­ряе­мы­ми людь­ми, и ар­хе­ти­пи­че­ским ин­ст­ру­мен­том, ко­то­рый пред­по­ло­жи­тель­но дол­жен эти по­треб­но­сти удов­ле­тво­рять.

Пред­по­ло­жим, это по­треб­ность не­кое­го на­ро­да быть за­щи­щен­ным. В ка­че­ст­ве кон­крет­но­го ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та бу­дет вы­сту­пать, оче­вид­но, не­кая мо­гу­ще­ст­вен­ная, ин­фор­ми­ро­ван­ная, вез­де­су­щая и воо­ру­жен­ная ор­га­ни­за­ция.

Что­бы при­мер был хоть сколь­ко-ни­будь на­гляд­ным, мож­но при­ме­нять на­ши рас­су­ж­де­ния к та­ким оку­тан­ным тай­ной ор­га­ни­за­ци­ям, как лю­бая по­ли­цей­ская сис­те­ма то­та­ли­тар­но­го го­су­дар­ст­ва.

Итак, дан­ный эг­ре­гор дол­жен об­ла­дать по­тен­циа­лом энер­гии, при­чем энер­гии од­ной из ба­зо­вых по­треб­но­стей, в от­вет на удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рой лю­ди от­ве­тят чув­ст­вом бла­го­дар­но­сти, при­год­ной уже для удов­ле­тво­ре­ния выс­ших по­треб­но­стей со­ци­аль­но­го па­ке­та.

Ра­зу­ме­ет­ся, боль­ше все­го эг­ре­гор по­лу­чит от эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы. При этом, ес­ли учи­ты­вать уже ра­зо­бран­ную на­ми по­лу­апа­тич­ную роль эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, та­кая ор­га­ни­за­ция во­все не обя­за­тель­но долж­на не­пре­рыв­но удов­ле­тво­рять эту са­мую по­треб­ность ка­ки­ми-ли­бо дей­ст­вия­ми. Это ка­жет­ся па­радок­сом, но ведь в дан­ном слу­чае от на­ро­да не тре­бу­ет­ся ни­ка­ких дей­ст­вий — от них нуж­на толь­ко по­треб­ность, ожи­да­ние, на­де­ж­да — это уже даст в эг­ре­го­ри­аль­ную сис­те­му дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во энер­гии вос­хо­дя­ще­го по­то­ка. Соз­дан­но­го об­раза внут­рен­не­го вра­га впол­не хва­тит, а ред­кие со­об­ще­ния о ка­ких-ли­бо ле­де­ня­щих кровь ус­пе­хах да­дут эг­ре­го­ри­аль­ной мас­се ощу­ще­ние безо­пас­но­сти.

Дей­ст­вия ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та иг­ра­ют роль как бы ак­ти­ва­то­ра/ус­по­кои­те­ля этой энер­гии — он при­зван ее кон­тро­ли­ро­вать. Об­рат­ную связь он по­лу­ча­ет в ви­де пре­иму­ще­ст­вен­но нис­хо­дя­ще­го по­то­ка.

Итак, фун­да­мент эг­ре­го­ра зи­ж­дет­ся на не­по­сред­ст­вен­ном удов­ле­тво­ре­нии по­треб­но­сти эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы. Без это­го фун­да­мен­та эг­ре­гор не мо­жет су­ще­ст­во­вать.

Од­на­ко толь­ко из эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы кон­крет­ный эг­ре­гор со­сто­ять не мо­жет: зна­чи­тель­но мень­шая ее часть уже при­сое­ди­ня­ет к эг­ре­го­ру свою энер­гию не толь­ко от по­треб­но­сти быть за­щи­щен­ны­ми. Это и по­треб­ле­ние, и со­ци­аль­ный па­кет, и экс­пан­сия: это те, кто на­чи­на­ет служ­бу. Без них этот кон­крет­ный эг­ре­гор не бу­дет су­ще­ст­во­вать. Но, как оче­вид­но, они от это­го не пе­ре­хо­дят ав­то­ма­ти­че­ски в иную ка­те­го­рию. Это лю­ди эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы — про­сто по­ка чуть бо­лее во­вле­чен­ные и иг­раю­щие ро­ли со­труд­ни­ков.

Внут­ри эг­ре­го­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции про­ис­хо­дит по­сто­ян­ное дви­же­ние энер­гии, мыс­лей и лю­дей.

По­сколь­ку, как мы уже го­во­ри­ли, соз­дан­ная эг­ре­го­ри­аль­ная ор­га­ни­за­ция за­ви­сит не столь­ко от удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, сколь­ко от ее ожи­да­ний, то внут­ри се­бя она име­ет воз­мож­ность от­шли­фо­вать уже соз­дан­ный ме­ха­низм.

Эг­ре­гор на­чи­на­ет дей­ст­во­вать по­доб­но се­па­ра­то­ру, вы­би­рая из дос­туп­ной се­бе мас­сы лю­дей, наи­луч­шим об­ра­зом обес­пе­чи­ваю­щих уже не че­ло­ве­че­ские по­треб­но­сти, по­ро­див­шие эг­ре­го­ри­аль­ную струк­ту­ру, а ин­те­ре­сы са­мо­го эг­ре­го­ра: уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва энер­гии и ее по­ста­вок.

По­яв­ля­ет­ся спрос на эг­ре­го­ри­аль­ных ма­рио­не­ток. Лю­дей с вос­тор­жен­но го­ря­щи­ми гла­за­ми. Имен­но они вы­пол­ня­ют пер­вич­ное струк­ту­ри­ро­ва­ние эг­ре­го­ри­аль­ной сис­те­мы. Они со­от­вет­ст­ву­ют этой це­ли иде­аль­но, по­то­му что их по­треб­ность в эг­ре­го­ри­аль­ном ар­хе­ти­пи­че­ском ин­ст­ру­мен­те аб­со­лют­на и свя­за­на толь­ко с его на­ли­чи­ем. Эг­ре­го­ри­аль­ные ма­рио­нет­ки иг­ра­ют роль мо­то­ра внут­рен­ней час­ти эг­ре­го­ри­аль­но­го цик­ла.

Ни в со­стоя­нии эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, ни в со­стоя­нии эг­ре­го­ри­аль­ных ма­рио­не­ток по ес­те­ст­вен­ным при­чи­нам лю­ди не под­ни­ма­ют­ся слиш­ком вы­со­ко в струк­ту­ре эг­ре­го­ра. У пер­вых от­но­си­тель­но не­мно­го свя­за­но с эг­ре­го­ри­аль­ной жиз­нью и им пред­сто­ит прой­ти еще очень боль­шой путь, что­бы пе­ре­стать быть че­ло­ве­ком эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, со­сре­до­то­чив энер­гию всех сво­их по­треб­но­стей на эг­ре­го­ре, а вто­рые про­сто не ви­дят ре­аль­но­сти, важ­ной для вы­жи­ва­ния эг­ре­го­ра, им хва­та­ет про­сто ощу­ще­ния при­над­леж­но­сти.

Воз­ни­ка­ет про­бле­ма — ни те ни дру­гие не спо­соб­ны обес­пе­чить пол­но­цен­ное вы­жи­ва­ние струк­ту­ры, по­то­му что пер­вые в си­лу не­во­вле­чен­но­сти не мо­гут транс­ли­ро­вать ре­гу­ли­рую­щие свой­ст­ва ар­хе­ти­па, а дей­ст­вия вто­рых в си­лу их без­ог­ляд­но­сти от­сеи­ва­ют­ся са­мой ре­аль­но­стью.

От­ре­шим­ся от со­бы­тий­ной кух­ни со­ци­аль­ной струк­ту­ры, по­сколь­ку та­ки­ми во­про­са­ми за­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия, а нас ин­те­ре­су­ет су­ще­ст­во­ва­ние эг­ре­го­ри­аль­ной идеи в кол­лек­тив­ном соз­на­нии. Ка­ко­вы же эг­ре­го­ри­аль­ные, пси­хо­энер­ге­ти­че­ские ва­кан­сии дан­но­го цик­ла?

Ес­ли на­ри­со­вать дан­ный эг­ре­го­ри­аль­ный цикл, на верх­нем по­лю­се ко­то­ро­го на­хо­дит­ся ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент, а на дру­гом — эг­ре­го­ри­аль­ная мас­са, то вы об­на­ру­жи­те, что ак­тив­ные со­труд­ни­ки рас­по­ло­же­ны бли­же к «эк­ва­то­ру» цик­ла, а ма­рио­нет­ки уже где-то в се­вер­ном по­лу­ша­рии, еще вы­ше. И эти по­зи­ции озна­ча­ют раз­ные от­но­ше­ния с эг­ре­го­ри­аль­ной энер­ги­ей и ар­хе­ти­пи­че­ским ин­ст­ру­мен­том.

На ниж­нем по­лю­се цик­ла дан­но­го эг­ре­го­ра де­ло об­сто­ит так: эг­ре­гор ре­гу­ли­ру­ет лишь ба­зо­вую по­треб­ность лю­дей, а эг­ре­го­ри­аль­ная мас­са — зна­че­ние ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та в эг­ре­го­ре. Это взаи­мо­влия­ние за­тра­ги­ва­ет ком­по­нен­ту вос­хо­дя­ще­го по­то­ка и, со­от­вет­ст­вен­но, по­то­ка нис­хо­дя­ще­го.

Но вот на уров­не ря­до­вых со­труд­ни­ков эг­ре­гор уже обес­печива­ет ав­то­ма­ти­че­ское удов­ле­тво­ре­ние не­ко­то­рых ба­зо­вых потреб­но­стей, при­чем не толь­ко безо­пас­но­сти. Вза­мен он ре­гу­ли­ру­ет удов­ле­тво­ре­ние час­ти по­треб­но­стей выс­ше­го уров­ня, то­гда как са­ми со­труд­ни­ки час­тич­но влия­ют на осу­ще­ст­в­ле­ние ро­ли ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та.

На уров­не ма­рио­не­ток и про­дви­ну­тых со­труд­ни­ков еще боль­ше ба­зо­вых по­треб­но­стей удов­ле­тво­ря­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски, и од­но­вре­мен­но их ос­нов­ные по­треб­но­сти выс­ше­го уров­ня ре­гу­ли­ру­ют­ся эг­ре­го­ри­аль­но, а они са­ми еще мощ­нее влия­ют на функ­цио­наль­ность ар­хе­ти­па.

А для на­хо­дя­щих­ся на верх­нем по­лю­се ба­зо­вые по­треб­ности и так удов­ле­тво­ре­ны с из­быт­ком, и для них эг­ре­гор про­явля­ет се­бя ва­риа­ция­ми реа­ли­за­ции по­треб­но­стей верх­не­го уровня.

На­хо­дя­щий­ся там че­ло­век обес­пе­чи­ва­ет функ­цио­наль­ность ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та для всей эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы.

И этот че­ло­век на­зы­ва­ет­ся эг­ре­го­ри­аль­ным ли­де­ром.

Ра­зу­ме­ет­ся, у ка­ж­до­го зна­чи­тель­но­го эг­ре­го­ра ли­дер не один, они фор­ми­ру­ют не­кую ие­рар­хию и от­нюдь не все­гда их эг­ре­го­ри­аль­ная роль долж­на со­про­во­ж­дать­ся ка­кой-ли­бо офи­ци­аль­ной долж­но­стью. Со­ци­аль­ная и эг­ре­го­ри­аль­ная струк­ту­ры не обя­за­ны с точ­но­стью сов­па­дать.

Спра­вед­ли­вее да­же ска­зать, что функ­ция эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра да­же у эг­ре­го­ра с кон­крет­ным ар­хе­ти­пом «раз­ма­за­на» по его струк­ту­ре, на­хо­дя свое мак­си­маль­ное вы­ра­же­ние на­вер­ху, но так или ина­че в бо­лее сла­бой фор­ме рас­про­стра­нясь «вниз», на его функ­цио­не­ров.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в слу­чае с дан­ным эг­ре­го­ром по ме­ре сдви­га по­зи­ции че­ло­ве­ка к ар­хе­ти­пи­че­ско­му по­лю­су цик­ла ко­ли­че­ст­во и ка­че­ст­во удов­ле­тво­ряе­мых эг­ре­го­ром по­треб­но­стей воз­рас­та­ет, а вот пси­хо­энер­ге­ти­че­ское влия­ние са­мо­го эг­ре­го­ра на че­ло­ве­ка сме­ща­ет­ся от ба­зо­вых к выс­шим по­треб­но­стям. Это очень важ­но по­ни­мать.

Эг­ре­го­ри­аль­ный ли­дер, да­же ес­ли он не уме­ет поль­зо­вать­ся пси­хо­энер­ге­ти­че­ским по­тен­циа­лом эг­ре­го­ра, — че­ло­век, без­ус­лов­но, мо­гу­ще­ст­вен­ный.

По­сколь­ку он фак­ти­че­ски оп­ре­де­ля­ет функ­цио­наль­ность ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та, то его ак­тив­ное дви­же­ние вы­зы­ва­ет ос­во­бо­ж­де­ние очень боль­ших ко­ли­честв эг­ре­го­ри­аль­ной энер­гии, ис­ход­но на нем со­сре­до­то­чен­ной, а по­сколь­ку он со­сре­до­та­чи­ва­ет на се­бе весь ар­хе­ти­пи­че­ский по­тен­ци­ал, то его фи­гу­ра са­ма по се­бе воз­дей­ст­ву­ет на мыш­ле­ние дру­гих лю­дей по­доб­но са­мо­му ар­хе­ти­пи­че­ско­му ин­ст­ру­мен­ту.

Со­ци­аль­ное дви­же­ние во­круг та­ко­го ли­де­ра под­вер­га­ет­ся плот­ней­шей эг­ре­го­ри­аль­ной ко­ор­ди­на­ции. Мож­но да­же ска­зать, что там, ку­да втор­га­ет­ся эг­ре­го­ри­аль­ный ли­дер, нор­маль­ное те­че­ние жиз­ни на­ру­ша­ет­ся и на­сту­па­ет пред­став­ле­ние эг­ре­го­ри­аль­но­го те­ат­ра.

Эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра в об­ще­ст­ве лю­дей эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы мож­но срав­нить с ос­ле­пи­тель­но сияю­щим сло­ном в по­суд­ной лав­ке.

Бла­го­да­ря та­ко­му ос­ле­п­ле­нию (при­чем не без уча­стия эг­ре­го­ри­аль­ных ма­рио­не­ток) фи­гу­ра эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра в раз­лич­ной сте­пе­ни са­кра­ли­зу­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет­ся ме­нее кри­тич­но, чем долж­на бы­ла бы ви­деть­ся без уча­стия эг­ре­го­ра.

Что­бы по­нять уро­вень этой не­за­мет­ной са­кра­ли­за­ции дей­ст­вую­ще­го эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра, по­про­буй­те пред­ста­вить ка­кое-ли­бо вы­со­ко­по­став­лен­ное ли­цо, из­ви­ни­те, на горш­ке — и срав­ни­те, на­сколь­ко это труд­нее, лубочнее, чем пред­ста­вить в та­ком по­ло­же­нии со­се­да по ле­ст­нич­ной пло­щад­ке. Точ­но та­кой же пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект на­блю­да­ет­ся и в иных ас­пек­тах. По­это­му взгляд из тол­щи эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы скло­нен идеа­ли­зи­ро­вать эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра.

Ра­зу­ме­ет­ся, пре­пят­ст­вие на пу­ти эгре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра вы­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное энер­ге­ти­че­ское про­ти­во­дей­ст­вие — ведь бло­ки­ро­ван путь ар­хе­тип — мас­са или мас­са — ар­хе­тип.

За­час­тую это рас­це­ни­ва­ет­ся как мощ­ность са­мо­го эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра, но это не­вер­но, по­то­му что мощ­ность при­над­ле­жит не че­ло­ве­ку и его во­ле, а эг­ре­го­ру и его ре­ак­ции.

Но са­мо яв­ле­ние так­же вно­сит свой вклад в со­би­ра­тель­ный об­раз эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра.

Ча­ст­ным слу­ча­ем опи­сан­но­го яв­ля­ет­ся так на­зы­вае­мая эг­ре­го­ри­аль­ная за­щи­та ли­де­ра — пси­хо­энер­ге­ти­че­ские ата­ки на не­го так­же вы­зы­ва­ют про­ти­во­дей­ст­вие все­го эг­ре­го­ра. Опять-та­ки ка­жет­ся, что этот энер­ге­ти­че­ский за­пас яв­ля­ет­ся свой­ст­вом са­мо­го че­ло­ве­ка.

Од­на­ко лег­ко уви­деть, что по­доб­ная точ­ка зре­ния не слиш­ком вер­на.

В том слу­чае ес­ли ли­дер не за­щи­щен от «сво­его» же эг­ре­го­ра, не об­ла­да­ет осоз­нан­ны­ми на­вы­ка­ми взаи­мо­дей­ст­вия с ним и не на­хо­дит­ся по ка­ким-ли­бо иным при­чи­нам во вне­эг­ре­го­ри­аль­ной по­зи­ции, то не ли­дер управ­ля­ет эг­ре­го­ром, а на­обо­рот.

Ес­ли учи­ты­вать по­зи­цию ли­де­ра на рас­смот­рен­ном на­ми эг­ре­го­ри­аль­ном цик­ле, то это ста­но­вит­ся со­вер­шен­но оче­вид­ным.

Взаи­мо­от­но­ше­ния эг­ре­го­ра и эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы до­воль­но про­зрач­ны. В об­щем-то эг­ре­го­ри­аль­ная мас­са и ее по­треб­но­сти име­ют с ар­хе­ти­пи­че­ским ин­ст­ру­мен­том бо­лее-ме­нее удов­ле­тво­ри­тель­ный на­бор об­рат­ных свя­зей, хо­тя и управ­ляе­мый до опре­де­лен­ной сте­пе­ни са­мим эг­ре­го­ром.

Но на том уров­не, на ко­то­ром на­хо­дит­ся эг­ре­го­ри­аль­ный ли­дер, у не­го нет ни­ка­кой свя­зи с эг­ре­го­ри­аль­ной по­треб­но­стью, соз­дав­шей его энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ную струк­ту­ру. Его ба­зо­вые по­треб­но­сти пол­но­стью удов­ле­тво­ре­ны, да­же в из­быт­ке, и что­бы он в от­сут­ст­вие жес­то­чай­ше­го кон­тро­ля ощу­тил при­ну­ж­де­ние с этой сто­ро­ны, эг­ре­гор дол­жен ока­зать­ся на гра­ни вы­жи­ва­ния, че­го на прак­ти­ке ни­ко­гда не про­ис­хо­дит, по­то­му что рань­ше слу­ча­ет­ся вы­ну­ж­ден­ная сме­на ли­де­ра.

Ли­дер дан­но­го эг­ре­го­ра ока­зы­ва­ет­ся под эг­ре­го­ри­аль­ным управ­ле­ни­ем не­сколь­ко дру­го­го сор­та, чем лю­ди эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы — он удов­ле­тво­ря­ет свои выс­шие по­треб­но­сти со­ци­аль­но­го па­ке­та, та­кие как власть, при­зна­ние, са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние. Что име­ет сра­зу не­сколь­ко след­ст­вий, как для са­мо­го ли­де­ра, так и для эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы.

Во-пер­вых, ка­ж­дый че­ло­век дей­ст­ву­ет, ис­хо­дя из соб­ст­вен­ных по­треб­но­стей, и по­треб­но­сти ли­де­ра, удов­ле­тво­ряе­мые им на его по­зи­ции, не име­ют ни­че­го об­ще­го с по­треб­но­стью эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы.

Этим объ­яс­ня­ет­ся, в ча­ст­но­сти, об­ще­из­ве­ст­ный фе­но­мен: ру­ко­во­ди­тель той или иной круп­ной струк­ту­ры, имею­щей эг­ре­го­ри­аль­ный от­те­нок, в осо­бен­но­сти вы­бран­ный на дли­тель­ный срок или на­зна­чен­ный вы­со­ким на­чаль­ст­вом, обык­но­вен­но де­ла­ет очень ма­ло для ра­бо­ты са­мой струк­ту­ры, ви­ди­мой с по­зи­ции эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, но зна­чи­тель­но боль­ше для са­мо­го се­бя и раз­ви­тия сво­ей по­зи­ции.

Не уди­ви­тель­но: ведь по­треб­но­сти раз­ные, и что бы ни дек­ла­ри­ро­вал глу­бо­ко­ува­жае­мый эг­ре­го­ри­аль­ный кан­ди­дат элек­то­ра­ту (ана­ло­гия уме­ст­на, по­то­му что по­зи­ция эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра — это не долж­ность, а как раз энер­гия, вни­ма­ние про­чих уча­ст­ни­ков эг­ре­го­ра), ве­рить ему мож­но лишь на­столь­ко, на­сколь­ко он на­хо­дит­ся в том же по­ло­же­нии, что и из­би­ра­те­ли. К при­ме­ру, уг­ро­за то­таль­ной ин­фля­ции — здесь все мо­гут ока­зать­ся на рав­ных ус­ло­ви­ях. Но в обыч­ной си­туа­ции — это про­сто сло­ва. Не обя­за­тель­но зло­на­ме­рен­ная вы­дум­ка, об­ман из­бира­те­лей, нет.

Вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ве­рит кан­ди­дат на эг­ре­го­ри­аль­ную по­зи­цию сво­им сло­вам или не ве­рит, он на­хо­дит­ся в ином по­ло­же­нии, чем элек­то­рат и из тех же са­мых фак­тов сде­ла­ет со­вер­шен­но дру­гой вы­вод. Не­воль­но. Иные по­треб­но­сти и иная по­зи­ция в ис­пол­не­нии ли­де­ра, не имею­ще­го за­щи­ты от «сво­его» эг­ре­го­ра, при­ве­дут к не ожи­дае­мо­му из по­верх­но­ст­ной эг­ре­го­ри­аль­ной ло­ги­ки ре­зуль­та­ту.

Имен­но по­это­му тай­ная по­ли­ция в ис­то­рии так час­то пре­вра­ща­ет­ся из тео­ре­ти­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та об­слу­жи­ва­ния на­се­ле­ния в ин­ст­ру­мент его по­дав­ле­ния.

Во-вто­рых, эта са­мая по­зи­ция, и са­ма по­треб­ность не­за­щи­щен­но­го ли­де­ра, как уже бы­ло от­ме­че­но, на­хо­дит­ся под эг­ре­го­ри­аль­ным управ­ле­ни­ем. А по­треб­но­сти эг­ре­го­ра вы пре­крас­но знае­те. Боль­ше энер­гии и на­деж­ность ее по­став­ки.

При этом по­треб­но­сти ли­де­ра рас­смат­ри­вае­мо­го на­ми при­мера, без­ус­лов­но, выс­шие, груп­пы со­ци­аль­но­го па­ке­та. Под управ­ле­ни­ем имен­но они, и по­это­му не­за­щи­щен­ный ли­дер, вне за­виси­мо­сти от по­боч­ных при­об­ре­тае­мых им благ, стре­мит­ся не столь­ко сде­лать свою струк­ту­ру на­деж­ной и эф­фек­тив­ной по от­но­ше­нию к по­треб­но­стям мас­сы, сколь­ко ад­ми­ни­ст­ра­тив­но не­уяз­ви­мой и мак­си­маль­но влия­тель­ной.

Эг­ре­гор су­ще­ст­ву­ет в энер­ге­ти­че­ском до­воль­ст­ве и без ли­де­ра — что же еще ос­та­ет­ся пред­ло­жить де­лать ли­де­ру, чем он бу­дет за­нят? А бу­дет он за­хва­ты­вать но­вые тер­ри­то­рии для эг­ре­го­ра, ата­ко­вать все по­сто­рон­нее, не осо­бен­но ози­ра­ясь на тот смысл эг­ре­го­ра, ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся с по­зи­ции эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы.

Здесь уме­ст­но вспом­нить из­ре­че­ние о том, что лю­бая власть раз­вра­ща­ет, а аб­со­лют­ная власть раз­вра­ща­ет аб­со­лют­но. В об­щем-то, вы­вод спра­вед­лив.

Но, с точ­ки зре­ния эг­ре­го­ра, ли­дер лишь пы­та­ет­ся вы­пол­нить функ­цию его раз­ви­тия.

И в-треть­их, ес­ли при­смот­реть­ся, то по­зи­ция не­за­щи­щен­но­го эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра об­на­ру­жит всю свою не­за­вид­ность. Он пол­но­стью за­ви­сим в удов­ле­тво­ре­нии сво­их ба­зо­вых по­треб­но­стей от эг­ре­го­ра. Он не­сво­бо­ден в сво­их прак­ти­че­ских дей­ст­ви­ях. Ка­за­лось бы, де­лай свое де­ло и на­сла­ж­дай­ся пре­иму­ще­ст­ва­ми долж­но­сти — но нет, ведь выс­шие по­треб­но­сти ос­та­ют­ся не­удов­ле­тво­рен­ны­ми и на­хо­дят­ся под эг­ре­го­ри­аль­ным управ­ле­ни­ем, они не­пре­рыв­но сти­му­ли­ру­ет­ся.

То есть «сча­стья» эг­ре­го­ри­аль­ный ли­дер ви­дит не боль­ше, а, воз­мож­но, да­же и мень­ше, чем че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы. А не дви­гать­ся в под­ска­зы­вае­мом эг­ре­го­ром на­прав­ле­нии он так­же не мо­жет — ведь эта идея тут же при­дет в го­ло­ву ка­ко­му-ли­бо из вто­ро­сте­пен­ных ли­де­ров, ко­то­рый ста­нет на­би­рать все боль­шее влия­ние.

И на­ко­нец, риск для эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра очень ве­лик: ведь он во всем сво­ем жиз­не­обес­пе­че­нии за­ви­сит от эг­ре­го­ри­аль­ной струк­ту­ры. По­яв­ле­ние но­во­го ли­де­ра ос­та­вит его у раз­би­то­го ко­ры­та, а за­ме­ня­ет­ся ли­дер ку­да лег­че, чем ос­таль­ные эг­ре­го­ри­аль­ные уча­ст­ни­ки, от ко­то­рых за­ви­сит объ­ек­тив­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние эг­ре­го­ри­аль­ной струк­ту­ры.

Свя­то ме­сто пус­то не бы­ва­ет — от­сю­да и край­няя за­ви­си­мость не­за­щи­щен­но­го ли­де­ра от «сво­его» эг­ре­го­ра, и уди­ви­тель­ные эти­че­ские вы­вер­ты, на ко­то­рые ли­дер мо­жет пой­ти ра­ди «все­об­ще­го бла­га».

Та­ким об­ра­зом, не­смот­ря на осо­бен­но­сти, пред­став­ляю­щие­ся весь­ма со­блаз­ни­тель­ны­ми с по­зи­ции че­ло­ве­ка эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, роль не­за­щи­щен­но­го эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра в эк­зи­стен­ци­аль­ном смыс­ле да­же ме­нее вы­год­на, чем роль эг­ре­го­ри­аль­ной ма­рио­нет­ки. Сде­лать он мо­жет «от се­бя» до­воль­но ма­ло, при раз­ры­ве с эг­ре­го­ром те­ря­ет не толь­ко в удов­ле­тво­ре­нии выс­ших по­треб­но­стей, но и ба­зо­вых, его мыш­ле­ние на­столь­ко при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к эг­ре­го­ру, что ста­но­вит­ся уз­ким, он по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет мо­раль­ный по­тен­ци­ал и от­бра­сы­ва­ет­ся эг­ре­го­ром да­же лег­че, чем ма­рио­нет­ка.

Фи­гу­ра эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра, в том слу­чае ес­ли он не об­ла­да­ет за­щи­той от влия­ния эг­ре­го­ра, весь­ма не­од­но­знач­на: ав­то­ма­ти­че­ское удов­ле­тво­ре­ние ба­зо­вых по­треб­но­стей, ог­ром­ный энер­ге­ти­че­ский по­тен­ци­ал, по­ла­гаю­щая­ся по по­зи­ции са­кра­ли­за­ция и ау­ра мо­гу­ще­ст­ва со­че­та­ют­ся с не­сво­бо­дой в дей­ст­ви­ях, вы­ну­ж­ден­но­стью мыш­ле­ния и в ко­неч­ном сче­те не­удов­ле­тво­рен­но­стью выс­ших по­треб­но­стей и прак­ти­че­ской не­воз­мож­но­стью удер­жать эг­ре­гор в рам­ках его цик­ла.

По су­ти, не­за­щи­щен­ный эг­ре­го­ри­аль­ный ли­дер — это лишь до­ро­го­стоя­щий в об­слу­жи­ва­нии кар­тридж, рас­ход­ный ма­те­ри­ал эг­ре­го­ри­аль­но­го об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия.

Ко­неч­но, роль эг­ре­го­ри­аль­но­го ли­де­ра в за­щи­щен­ной по­зи­ции вы­гля­дит по-дру­го­му, но об этом раз­го­вор пой­дет позд­нее. Нам ос­та­лось ра­зо­брать еще од­ну эг­ре­го­ри­аль­ную по­зи­цию, вред от ко­то­рой для лич­но­сти мо­жет быть бо­лее вну­ши­тель­ным, чем у ма­рио­нет­ки или ли­де­ра.

Эгрегоры (8.4.). Человек - эгрегориальный "шатун"

2014-03-18 08:13

Че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ный,«ша­тун»

Че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы хо­тя и ис­поль­зу­ет­ся все­ми на­лич­ны­ми эг­ре­го­ра­ми, со­хра­ня­ет свою це­ло­ст­ность и ос­мыс­лен­ность жиз­ни. Ма­рио­нет­ка не мо­жет обой­тись без эг­ре­го­ра по соб­ст­вен­ным, от эг­ре­го­ра не за­ви­ся­щим при­чи­нам. Ли­дер хо­тя и за­ви­сит от эг­ре­го­ра то­таль­но, иг­рая свою роль, име­ет воз­мож­ность вос­поль­зо­вать­ся сво­им по­ло­же­ни­ем и из­влечь из не­го дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во прак­ти­че­ских вы­год, тео­ре­ти­че­ски спо­соб­ных впо­след­ст­вии скра­сить от­став­ку.

Од­на­ко в эг­ре­го­ри­аль­ном ми­ре име­ет­ся еще од­на по­зи­ция — ко­гда че­ло­век впол­не эг­ре­го­риа­лен, но его ха­рак­тер взаи­мо­дейст­вия с эг­ре­го­ра­ми ма­ло­пред­ска­зу­ем. Это эг­ре­го­ри­аль­ный «ша­тун».

Это не слиш­ком мно­го­чис­лен­ный класс лю­дей, да и са­ма по­доб­ная эг­ре­го­ри­аль­ная роль мо­жет иметь раз­ную сте­пень тя­же­сти, од­на­ко ее су­ще­ст­во­ва­ние нуж­но учи­ты­вать.

Для та­кой по­зи­ции че­ло­век дол­жен иметь до­воль­но спе­ци­фи­че­ский пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет: это, как пра­ви­ло, лю­ди дос­та­точ­но ак­тив­ные, та­лант­ли­вые, не­глу­пые. Но ув­ле­каю­щие­ся, слов­но сред­не­ве­ко­вые ге­рои.

О них мож­но ска­зать, что они на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном по­ис­ке — и в си­лу ак­тив­ной жиз­нен­ной по­зи­ции «про­бу­ют се­бя» в са­мых раз­ных об­лас­тях.

Та­кой об­раз жиз­ни име­ет не­со­мнен­ное пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, ес­ли бы не то об­стоя­тель­ст­во, что че­ло­век всту­па­ет в очень плот­ные от­но­ше­ния с эг­ре­го­ра­ми.

В наи­бо­лее об­щем слу­чае си­туа­ция вы­гля­дит так: че­ло­век, ока­зы­ва­ясь на оче­ред­ном жиз­нен­ном пе­ре­пу­тье, ув­ле­ка­ет­ся ка­кой-ли­бо иде­ей. Пер­вое та­кое пе­ре­пу­тье мо­жет воз­ник­нуть еще в мо­ло­до­сти, по са­мым раз­ным при­чи­нам, но ос­нов­ной его чер­той яв­ля­лось то, что че­ло­век ощу­щал се­бя дос­та­точ­но сво­бод­но и в са­мый пер­вый раз вы­брал для се­бя об­ласть, ско­рее ин­те­рес­ную, чем не­об­хо­ди­мую.

На­по­ми­на­ем, что че­ло­век до­воль­но та­лант­лив. По­это­му он бы­ст­ро про­хо­дит путь от мас­сы до эг­ре­го­ри­аль­но­го функ­цио­не­ра с той или иной сте­пе­нью ли­дер­ст­ва (в ря­де слу­ча­ев про­хо­дит и фа­зу ма­рио­нет­ки).

При этом он не­за­щи­щен и по­это­му пре­тер­пе­ва­ет зна­чи­тель­ное ре­фор­ми­ро­ва­ние мыш­ле­ния — на не­го в пол­ной ме­ре рас­про­стра­ня­ют­ся все уже опи­сан­ные на­ми эг­ре­го­ри­аль­ные эф­фек­ты. Он ду­ма­ет, как ве­лит эг­ре­гор, он со­вер­ша­ет эг­ре­го­ри­аль­но по­лез­ные дей­ст­вия, по­лу­ча­ет эг­ре­го­ри­аль­но аде­к­ват­ный опыт, он пси­хо­энер­ге­ти­че­ски ретранс­ли­ру­ет эг­ре­го­ри­аль­ные про­яв­ле­ния… Сло­вом, все вро­де бы для эг­ре­го­ри­аль­но­го че­ло­ве­ка в по­ряд­ке.

Ко­гда бы не од­но «но».

«Ша­тун» всту­па­ет во взаи­мо­дей­ст­вие с эг­ре­го­ром не по­то­му, что яв­лял­ся но­си­те­лем эг­ре­го­ри­аль­ной по­треб­но­сти, как это де­ла­ет че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, не по­то­му, что у не­го есть бо­лез­нен­ные ком­плек­сы, как у ма­рио­нет­ки, и не по­то­му, что он ви­дит се­бя эг­ре­го­ри­аль­ным ли­де­ром.

Вне за­ви­си­мо­сти от пи­тае­мых им ил­лю­зий и ак­ту­аль­ных са­мо­объ­яс­не­ний по­треб­ность у не­го од­на: это ин­те­рес, по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции, при­ме­ри­ва­ние на се­бя ро­ли. Та са­мая ба­зо­вая по­треб­ность из груп­пы экс­пан­сии, ко­то­рая мо­жет быть уни­вер­саль­но удов­ле­тво­ре­на при по­мо­щи мно­же­ст­ва эг­ре­го­ров.

Со­от­вет­ст­вен­но, «ша­тун» всту­па­ет в эг­ре­го­ри­аль­ные свя­зи не по прин­ци­пу не­об­хо­ди­мо­сти, а по прин­ци­пу но­виз­ны для се­бя, да­же ес­ли он это­го сам и не по­ни­ма­ет.

И спус­тя не­ко­то­рое вре­мя он не­из­беж­но эти свя­зи рвет. По­зна­ние од­но­го эг­ре­го­ра, со­вер­шае­мое из ро­ли ша­ту­на, не мо­жет быть бес­ко­неч­ным. Ко­гда фак­тор прин­ци­пи­аль­ной но­виз­ны эг­ре­го­ри­аль­ных со­бы­тий уже пе­ре­ста­ет ра­бо­тать, по­треб­ность под­дер­жи­вать оп­ре­де­лен­ную ло­ги­ку по­ве­де­ния ис­че­за­ет. Эг­ре­гор те­ря­ет власть, энер­ге­ти­че­ская на­сы­щен­ность свя­зей ухо­дит, мож­но ска­зать, «ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом».

Про­ис­хо­дит «вы­го­ра­ние» че­ло­ве­ка с его по­зи­ции, тем бо­лее тя­же­лое, чем мень­ше он осоз­на­ет при­чи­ну по­те­ри ин­те­ре­са. Он вновь ока­зы­ва­ет­ся на пе­ре­пу­тье.

Но ведь по­треб­ность в но­виз­не ни­ко­гда не мо­жет быть удов­ле­тво­ре­на до кон­ца.

«Ша­ту­ну» ну­жен но­вый эг­ре­гор.

Он ра­зы­ски­ва­ет се­бе но­вый, и но­вый, и но­вый — эти пе­рио­ды мо­гут длить­ся от ме­ся­цев до не­сколь­ких лет. Так и про­хо­дит жизнь — или ее при­лич­ная часть. При­чем, в об­щем-то, на­сы­щен­но и ин­те­рес­но.

У этой по­зи­ции есть свои плю­сы, но дос­та­точ­но и ми­ну­сов. И ми­ну­сы эти свя­за­ны и с соб­ст­вен­но эг­ре­го­ри­аль­ным влия­ни­ем, и с обыч­ной со­ци­аль­ной ло­ги­кой.

Пре­ж­де все­го, по­сколь­ку «ша­тун» очень ис­крен­не и ак­тив­но на­страи­ва­ет­ся на эг­ре­гор, то и эг­ре­гор не ос­та­ет­ся в дол­гу — и эг­ре­го­ри­аль­ное ис­поль­зо­ва­ние че­ло­ве­ка в этом слу­чае мо­жет быть поч­ти та­ким же ин­тен­сив­ным, как у ма­рио­нет­ки. К то­му же оно на­чи­на­ет­ся с мощ­ных эг­ре­го­ри­аль­ных «подъ­ем­ных», на­страи­ваю­щих нео­фи­та на эг­ре­гор.

За­тем, в си­лу той же са­мой от­кры­то­сти, ре­фор­ми­ро­ва­ние мыш­ле­ния че­ло­ве­ка со сто­ро­ны эг­ре­го­ра за­час­тую ока­зы­ва­ет­ся весь­ма стре­ми­тель­ным, и по­лу­чае­мый им опыт час­то от­ра­жа­ет эг­ре­го­ри­аль­ное ви­де­ние ми­ра в зна­чи­тель­но боль­шей сте­пе­ни, чем ре­аль­ность.

При пе­ре­хо­де в дру­гой эг­ре­гор этот опыт ста­но­вит­ся ма­ло­ак­ту­аль­ным — бо­лее то­го, этот пе­ре­ход сам не­ле­гок, по­то­му что «ша­тун» яв­ля­ет­ся но­си­те­лем пре­ды­ду­щей эг­ре­го­ри­аль­ной идеи и те­перь соз­да­ет­ся как бы сшив­ка эг­ре­го­ри­аль­ных об­лас­тей и воз­ни­ка­ет эг­ре­го­ри­аль­ный кон­фликт.

И не в по­след­нюю оче­редь нуж­но упо­мя­нуть, что эг­ре­го­ри­аль­ная дея­тель­ность та­ко­го че­ло­ве­ка не удов­ле­тво­ря­ет всех его по­треб­но­стей и не ве­дет к дос­ти­же­нию всей слож­но­сти его це­лей — она под­чи­не­на толь­ко же­ла­нию но­виз­ны и ве­ле­нию эг­ре­го­ров.

При этом его не ка­са­ют­ся и эг­ре­го­ри­аль­ные плю­сы. Об этом хо­ро­шо ска­зал В. Дан­чен­ко (№ 20) в ста­тье «Прин­ци­пы со­вре­мен­ной пси­хи­че­ской са­мо­за­щи­ты»: «Эг­ре­го­ри­аль­ность же об­ре­та­ет­ся имен­но в слу­же­нии, а не в во­об­ра­же­нии. Во­об­ра­жае­мая эг­ре­го­ри­аль­ность да­ет и во­об­ра­жае­мую си­лу».

Эг­ре­го­ри­аль­ные ми­ну­сы по­зи­ции «ша­ту­на» уже нам зна­ко­мы: это по­те­ря вре­ме­ни, сил, по­лу­че­ние ма­ло­по­лез­но­го в даль­ней­шем опы­та, а не пе­ре­на­прав­ле­ние сил на пол­ную са­мо­реа­ли­за­цию. Это ин­фан­тиль­ный ва­ри­ант су­ще­ст­во­ва­ния.

С со­ци­аль­ной сто­ро­ны та­кая по­зи­ция так­же не­за­вид­на.

Как пра­ви­ло, раз­рыв эг­ре­го­ри­аль­ной за­ви­си­мо­сти у «ша­ту­на» со­про­во­ж­да­ет­ся от­ри­ца­ни­ем, от­бра­сы­ва­ни­ем эг­ре­го­ри­аль­но­го ба­га­жа и це­ло­го на­бо­ра со­ци­аль­ных свя­зей. Ис­хо­дя из обыч­ных пси­хо­ло­ги­че­ских свойств че­ло­ве­ка мож­но пред­по­ло­жить, что чем рез­че и ак­тив­нее бы­ло вклю­че­ние, тем боль­ше от­ри­ца­ния при от­клю­че­нии: чем силь­нее оча­ро­ва­ние, тем глуб­же раз­оча­ро­ва­ние. Со­от­вет­ст­вен­но, чис­то прак­ти­че­ская поль­за уси­лий «ша­ту­на» в дол­го­вре­мен­ной пер­спек­ти­ве сни­же­на да­же по срав­не­нию с эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сой.

И на­ко­нец, та­кой об­раз жиз­ни не по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку на­ка­п­ли­вать со­ци­аль­ные дос­ти­же­ния — да и как это мож­но сде­лать, ведь опыт-то про­ти­во­ре­чив и за­вое­ва­ния пре­ды­ду­ще­го эта­па не обя­за­тель­но нуж­ны на сле­дую­щем.

Про­сто пред­ставь­те се­бе че­ло­ве­ка, ко­то­рый ре­шил раз­во­дить ры­бу и вы­ко­пал пруд, но ед­ва ры­ба за­ве­лась, как он пе­ре­клю­чил­ся на пле­те­ние со­ло­мен­ных шля­пок, а за­тем, спле­тя па­ру штук, ушел под­дер­жи­вать ре­во­лю­цию, а по­том, в са­мый раз­гар, вер­нул­ся и стал дрес­си­ро­вать со­бак… И вот, по про­ше­ст­вии лет, он име­ет за­рос­шую яму пру­да, ку­чу гни­лой со­ло­мы в са­рае, по­ве­ст­ку в суд за не­по­бед­ный бунт и па­ру гру­ст­ных ту­по­ва­тых ко­бе­лей. Это уже не оби­лие ув­ле­че­ний — это по­тра­чен­ная жизнь. И все.

Он ка­ж­дый раз жи­вет как бы в но­вой жиз­ни, на­чи­ная все за­но­во и не имея воз­мож­но­сти вос­поль­зо­вать­ся ба­га­жом пре­ды­ду­ще­го опы­та.

По­зи­ция эг­ре­го­ри­аль­но­го «ша­ту­на» об­ла­да­ет все­ми ми­ну­са­ми эг­ре­го­ри­аль­но­го по­ло­же­ния, отя­го­ща­ясь от­сут­ст­ви­ем по­сле­до­ва­тель­ной пре­ем­ст­вен­но­сти зна­ний, на­вы­ков, внут­рен­не­го опы­та и со­ци­аль­ных дос­ти­же­ний.

Итак, мы с ва­ми рас­смот­ре­ли воз­мож­ный спектр эг­ре­го­ри­аль­ных ро­лей че­ло­ве­ка. При­шло вре­мя для не­ко­то­рых вы­во­дов.

Ра­зу­ме­ет­ся, ис­сле­до­ван­ные на­ми по­зи­ции не обя­за­тель­но долж­ны быть вы­ра­же­ны так же чет­ко, как цвет пас­пор­та, и быть столь же ка­те­го­рич­ны­ми. Го­раз­до ча­ще, да­же ана­ли­зи­руя од­но­го и то­го же че­ло­ве­ка и его взаи­мо­свя­зи с раз­лич­ны­ми эг­ре­го­ра­ми, мы мо­жем об­на­ру­жить все эти по­зи­ции в раз­ной сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти и раз­лич­ных со­че­та­ни­ях.

Не­смот­ря на не­ко­то­рые свое­об­раз­ные плю­сы, ко­то­рые не­сет с со­бой та или иная по­зи­ция, все они об­ла­да­ют ря­дом об­щих ми­ну­сов: это не­эф­фек­тив­ная для лич­но­сти тра­та энер­гии и вре­ме­ни жиз­­ни, не­пол­ная сво­бо­да и эф­фек­тив­ность мыш­ле­ния вме­сте с прак­­ти­че­ской за­ви­си­мо­стью от эг­ре­го­ри­аль­ных струк­тур с их судь­ба­ми.

Те­перь по­ста­вим во­прос так: ка­кие по­зи­ции мо­гут по­зво­лить че­ло­ве­ку из­бе­жать опи­сан­ных ми­ну­сов — и в то же вре­мя при не­об­хо­ди­мо­сти ис­поль­зо­вать эг­ре­го­ри­аль­ные плю­сы ?



Просмотров 608

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!