Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эгрегоры (7.). Поведение и привычки эгрегоров



2014-06-07 21:15

Но мы рас­смат­ри­ва­ли про­стые при­ме­ры. Во­об­ще же связь ме­ж­ду по­треб­но­стью и ар­хе­ти­пи­че­ским ин­ст­ру­мен­том мо­жет ока­зать­ся са­мой при­чуд­ли­вой. И это да­ет воз­мож­ность эг­ре­го­ру при­вле­кать к сво­ему ар­хе­ти­пи­че­ско­му ин­ст­ру­мен­ту энер­гию от са­мых от­да­лен­ных по­треб­но­стей. Энер­гия те­чет в об­ще­ст­ве при­мер­но так же, как те­кут день­ги, дви­же­ние ко­то­рых за­час­тую да­же сов­па­да­ет с те­че­ни­ем энер­гии вос­хо­дя­ще­го по­то­ка.

Но есть и бо­лее слож­ный ме­ха­низм эгре­го­ри­аль­ной под­питки.

Это те са­мые со­ци­аль­ные ме­ха­низ­мы, схе­мы груп­по­во­го удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, о ко­то­рых мы уже го­во­ри­ли. На­при­мер, че­ло­век име­ет до­ро­гую вещь, он бо­ит­ся ее по­те­рять (соб­ст­вен­ни­че­ст­во, часть со­ци­аль­но­го па­ке­та). И он зна­ет дру­го­го, у ко­то­ро­го про­бле­мы с по­треб­ле­ни­ем — ну про­сто де­нег на еду не осо­бо хва­та­ет. Они до­го­ва­ри­ва­ют­ся об ох­ра­не. Но че­ло­век все рав­но бо­ит­ся, и он на­ни­ма­ет еще од­но­го, и еще од­но­го, и так да­лее. По­сте­пен­но так мо­жет вы­рас­ти эг­ре­гор му­зея, где ле­жат ве­щи, в об­щем-то ни­ко­му осо­бо не нуж­ные, но ко­то­рые до­ро­жа­ют год от го­да толь­ко по­то­му, что о них ду­ма­ют и за­бот­ли­во хра­нят.

При этом ис­ход­но энер­гия по­треб­ле­ния груп­пы лю­дей бы­ла на­прав­ле­на на ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент, на опа­се­ния на­ни­ма­те­ля, а че­рез не­го на са­му вещь, ко­то­рая в ка­че­ст­ве ар­хе­ти­па в ко­неч­ном сче­те и смы­ка­ла коль­ца ма­лых эг­ре­го­ров, об­ра­зо­вы­вая этот эг­ре­гор. И хо­зяи­на уж дав­но нет, но по­ка есть вещь и она ко­му-то нуж­на, на нее бу­дет на­прав­ле­на энер­гия по­треб­ле­ния охран­ни­ков и ад­ми­ни­ст­ра­то­ров.

А хо­зя­ин ко­гда-то це­нил эту вещь по­то­му, что он лю­бил кра­си­вую хо­зяй­ку, ко­то­рая с этой ве­щью бли­ста­ла в об­ще­ст­ве. И эта вещь там про­сла­ви­лась, и ты­ся­чи лю­дей вос­тор­га­лись ее кра­сотой, и эта энер­гия че­рез хо­зяй­ку так­же пи­та­ла эг­ре­гор ве­щи. И хо­зяй­ки дав­но нет, а вос­тор­жен­ность ее кра­со­той и при­над­ле­жав­шей ей ве­щью ос­та­лась.

Со­от­вет­ст­вен­но, нам не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что бла­го­да­ря та­ко­му ме­ха­низ­му ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент эг­ре­го­ра не все­гда дол­жен иметь от­но­ше­ние к оче­вид­ной с пер­во­го взгля­да по­треб­но­сти. По­сколь­ку че­рез вто­рич­ный ар­хе­тип к цен­траль­ному все­гда мо­жет быть на­прав­ле­на энер­гия со­вер­шен­но от­да­лен­ных по­треб­но­стей и ма­ло­свя­зан­ных с ис­ход­ным ар­хе­ти­пом лю­дей.

По­это­му мы с ва­ми, мои ува­жае­мые чи­та­те­ли, ока­зы­ва­ем­ся в до­воль­но не­про­стой си­туа­ции: слож­ных по­треб­но­стей у че­ло­ве­ка ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во, и не все мож­но не то что сло­ва­ми оп­ре­де­лить, но и об­на­ру­жить в се­бе, как не­что от­дель­ное от дру­гих. Ар­хе­ти­пи­че­ских цен­но­стей то­же ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во, мно­гие из них аб­ст­ракт­ные и лишь си­туа­ци­он­но зна­чи­мые, и со­вер­шен­но не­по­нят­но, от­ку­да, от ка­ких по­треб­но­стей к ним те­чет энер­гия.

Так как же нам со­ста­вить ка­кую-ли­бо клас­си­фи­ка­цию эг­ре­го­ров? Мы име­ем де­ло со слож­ней­шей сис­те­мой, где выс­шие и низ­шие цен­но­сти, со­глас­но не­из­вест­ным нам за­ра­нее свя­зям, по­лу­ча­ют энер­гию от по­треб­но­стей са­мых раз­ных уров­ней — выс­ший ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент мо­жет по­лу­чать энер­гию как от низ­ших по­треб­но­стей, так и от выс­ших, и низ­ший ин­ст­ру­мент мо­жет обес­пе­чи­вать­ся точ­но так же.

Для клас­си­фи­ка­ции эг­ре­го­ров, как ус­той­чи­вых об­ра­зо­ва­ний в кол­лек­тив­ном бес­соз­на­тель­ном, ока­зы­ва­ет­ся не­при­ме­ни­мым да­же при­выч­ное нам де­ле­ние по­треб­но­стей и цен­но­стей на выс­шие и низ­шие. Ко­неч­но, су­ще­ст­ву­ют пи­ра­ми­ды по­треб­но­стей и пи­ра­ми­ды цен­но­стей. И дей­ст­ви­тель­но внут­ри этих пи­ра­мид при­сут­ст­ву­ет же­ст­кая ие­рар­хия.

Но вот энер­гия, то есть по­ве­де­ние лю­дей, на­прав­ля­ет­ся от пи­ра­ми­ды по­треб­но­стей к пи­ра­ми­де цен­но­стей, мо­жет ид­ти и с верх­них уров­ней на ниж­ние, и с ниж­них на верх­ние, и с ниж­них на ниж­ние, и с верх­них на верх­ние. Сло­вом, как угод­но.

Мо­жет быть, по­это­му Мас­лоу и при­знал не­воз­мож­ность соз­да­ния мо­де­ли мо­ти­ва­ци­он­ной сис­те­мы че­ло­ве­ка, по­то­му что он рас­смат­ри­вал по­треб­но­сти в от­ры­ве от цен­но­стей.

А ведь это ог­ром­ная раз­ни­ца, для обо­зна­че­ния ко­то­рой за­час­тую да­же от­дель­ных слов в на­шем язы­ке нет! К при­ме­ру, «спра­вед­ли­вость как цен­ность» бу­дет оз­на­чать, что мы ве­дем се­бя, же­лая быть спра­вед­ли­вы­ми. Пре­крас­но, по­треб­ность выс­ше­го уров­ня, со­ци­аль­ный па­кет. А «спра­вед­ли­вость как по­треб­ность»? Ко­гда мы стре­мим­ся по­лу­чить по спра­вед­ли­во­сти? Это уже по­треб­ность от­нюдь не выс­ше­го уров­ня, имею­щая от­но­ше­ние ли­бо к безо­пас­но­сти, ли­бо к со­ци­аль­но­му па­ке­ту.

Но ведь на этом же ар­хе­ти­пи­че­ском ин­ст­ру­мен­те, «спра­вед­ли­во­сти», мо­жет быть и эг­ре­гор «спра­вед­ли­во­сти как ло­зун­га при вы­бо­рах», ко­гда экс­плуа­ти­ру­ет­ся то же по­ня­тие, но энер­гия к не­му по­сту­па­ет с верх­ней час­ти пи­ра­ми­ды по­треб­но­стей, пат­рио­ти­че­ской груп­пы. Верх — верх. Для из­би­ра­те­лей. И тот же ар­хе­тип вы­би­рае­мый по­ли­тик экс­плуа­ти­ру­ет, удов­ле­тво­ряя свои низ­шие по­треб­но­сти во вла­сти и день­гах. Низ — верх.

Од­на по­треб­ность (на­при­мер, пи­та­ния) снаб­жа­ет энер­ги­ей мно­го эг­ре­го­ри­аль­ных цик­лов (по­есть мя­са, хле­ба, по­пить), внут­ри ка­ж­до­го из ко­то­рых су­ще­ст­ву­ет мно­го сло­ев, замк­ну­тых на свои ар­хе­ти­пи­че­ские оли­це­тво­ре­ния (кол­ба­са са­ля­ми, кот­ле­ты и т. д.). И эти ар­хе­ти­пи­че­ские ин­ст­ру­мен­ты снаб­жа­ют­ся энер­ги­ей и из дру­гих ис­точ­ни­ков (про­из­вод­ст­во кол­ба­сы на про­да­жу).

По­это­му эг­ре­гор, за ред­ки­ми ис­клю­че­ния­ми «рас­кру­чен­ных», на­по­до­бие тор­го­вых ма­рок, нель­зя уве­рен­но опи­сать по прин­ци­пу «один ар­хе­тип — один эг­ре­го­ри­аль­ный цикл». До­пус­тим, эг­ре­гор «боль­ни­цы» на са­мом де­ле бу­дет со­сто­ять из, как ми­ни­мум, двух эг­ре­го­ри­аль­ных цик­лов: «боль­ни­цы, где лю­ди ле­чат­ся» и «боль­ни­цы, где лю­ди ра­бо­та­ют за день­ги».

По­это­му же — и мы уви­дим это в про­цес­се прак­ти­че­ской ра­бо­ты — име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, как про­из­во­дить на­строй­ку на эг­ре­гор и его со­став­ляю­щие, что­бы ра­бо­тать имен­но с вы­бран­ным пси­хо­энер­ге­ти­че­ским сло­ем и по­лу­чать за­пла­ни­ро­ван­ные ре­зуль­та­ты.

Од­на­ко вы­де­лять тот или иной эг­ре­гор мы мо­жем лишь по его ар­хе­ти­пи­че­ско­му ин­ст­ру­мен­ту,и толь­ко по­том про­во­дить де­таль­ную на­строй­ку.

При та­кой слож­но­сти эг­ре­го­ри­аль­но­го ми­ра нуж­но при­знать, что про­ще все­го пред­став­лять его как гус­той суп, на­стоя­щий энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ный оке­ан, в ко­то­ром пла­ва­ют ар­хе­ти­пи­че­ские ин­ст­ру­мен­ты, ок­ру­жив­шие се­бя зыб­ки­ми и пе­ре­се­каю­щи­ми­ся энер­ге­ти­че­ски­ми обо­лоч­ка­ми — эг­ре­го­ра­ми. Мы мо­жем вы­де­лить тот или иной эг­ре­гор, но не в со­стоя­нии про­вес­ти ин­вен­та­ри­за­цию все­го океа­на.

Еще раз под­черк­ну: та­кой ве­щи, как аб­ст­ракт­ный ана­лиз эг­ре­го­ра, не су­ще­ст­ву­ет. Мож­но толь­ко про­во­дить ана­лиз энер­го­об­ме­на во­круг кон­крет­но­го ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та как оп­ре­де­лен­но­го эг­ре­го­ри­аль­но­го яд­ра.

По­это­му мы лишь очень при­бли­зи­тель­но мо­жем раз­де­лить эг­ре­го­ры на «выс­шие» и «низ­шие». На са­мом де­ле уро­вень ар­хе­ти­пи­че­ской цен­но­сти, цен­три­рую­щей эг­ре­гор, мо­жет оха­рак­те­ри­зо­вать лишь со­от­но­ше­ние управ­ляю­щей и энер­ге­ти­че­ской ве­ли­чин, но это ма­ло го­во­рит да­же об ис­тин­ном энер­ге­ти­че­ском со­ста­ве эг­ре­го­ра (ко­то­рый, впро­чем, мож­но оп­ре­де­лить уже прак­ти­че­ски), тем бо­лее о его «доб­ро­те» или «злоб­но­сти», «хо­ро­ше­сти» или «пло­хо­сти».

Эту ле­ген­ду, при всем на­шем со­жа­ле­нии, при­дет­ся раз­ве­ять раз и на­все­гда. «Выс­ший» эг­ре­гор не обя­за­тель­но «хо­ро­ший», а «хо­ро­ший» не обя­за­тель­но «выс­ший».

Но уро­вень ар­хе­ти­павсе же име­ет зна­че­ние. Эг­ре­гор выс­ше­го ар­хе­ти­па име­ет боль­ше влия­ния, низ­ше­го — боль­ше энер­гии.В этом от­но­ше­нии они раз­ли­ча­ют­ся дос­та­точ­но чет­ко, и мы их мо­жем ис­поль­зо­вать для раз­лич­ных це­лей. Бо­лее то­го, это оз­на­ча­ет и раз­ный энер­ге­ти­че­ский ба­ланс в них. Пер­вый боль­ше за­ви­сит от нис­хо­дя­ще­го по­то­ка, вто­рой — от вос­хо­дя­ще­го.

Да­лее, ес­те­ст­вен­но, сле­ду­ет раз­де­лять эг­ре­го­ры по их мас­со­во­сти и рас­про­стра­нен­но­сти. Это дос­та­точ­но про­сто, толь­ко не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, на­сколь­ко рас­про­стра­не­ны про­из­вод­ные и свя­зан­ные с эг­ре­го­ри­аль­ным ар­хе­ти­пом по­ня­тия. Чем эг­ре­гор по­пу­ляр­нее, тем про­ще при его по­мо­щи за­пус­кать дол­го­вре­мен­ные про­грам­мы.

Но это еще не все: сле­ду­ет учи­ты­вать, на­сколь­ко час­то лю­ди при­бе­га­ют к эг­ре­го­ри­аль­ным иде­ям в их кон­крет­ном оп­ред­ме­чен­ном от­но­ше­нии. К при­ме­ру, эг­ре­гор «ли­мо­на­да» ока­жет­ся ме­нее мощ­ным, чем «ко­ка-ко­лы», хо­тя и ли­мо­над, и па­тен­то­ван­ный на­пи­ток из­вест­ны всем. Пьют все же боль­ше па­тен­то­ван­ный на­пи­ток.

С этой точ­ки зре­ния, эг­ре­гор «ли­мо­на­да» и эг­ре­гор «ко­лы» при­мер­но рав­ны по рас­про­стра­нен­но­сти, но энер­гии боль­ше в эг­ре­го­ре «ко­лы». По по­нят­ным при­чи­нам бо­лее мощ­ные эг­ре­го­ры хо­ро­шо под­хо­дят для ре­ше­ния так­ти­че­ских за­дач.

Сле­дую­щий важ­ный фак­тор — это уро­вень аб­ст­ракт­но­сти ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та. Бо­лее кон­кре­тен эг­ре­гор «мер­се­де­са», чем «ав­то­мо­би­ля», тем бо­лее «транс­пор­та», тем бо­лее «пе­ре­дви­же­ния», уже имею­ще­го са­мое не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к по­треб­но­сти экс­пан­сии. Со­от­вет­ст­вен­но, эг­ре­гор с бо­лее кон­крет­ным ар­хе­ти­пом бы­ст­ро реа­ги­ру­ет, бо­лее удо­бен в управ­ле­нии и для по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции, его свя­зи дос­та­точ­но про­сто вы­явить, а по­ве­де­ние от­но­си­тель­но лег­ко пред­ска­зать.

За­то эг­ре­гор с аб­ст­ракт­ным ар­хе­ти­пом, хо­тя им прак­ти­че­ски не­воз­мож­но управ­лять и по­лу­чать при­ме­ни­мую ин­фор­ма­цию, бо­лее ста­би­лен, глу­бо­ко ин­тег­ри­ро­ван в эг­ре­го­ри­аль­ную сре­ду. Его мед­лен­ный энер­ге­ти­че­ский за­пас поч­ти бес­ко­не­чен и его очень удоб­но ис­поль­зо­вать при соз­да­нии не­боль­ших це­ле­вых эг­ре­го­ров, а так­же в прие­мах ма­ни­пу­ля­ци­он­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

При­нять во вни­ма­ние сто­ит еще од­ну груп­пу фак­то­ров — это воз­раст, тра­ди­ци­он­ностьэг­ре­го­ра и его свя­зан­ность с дру­ги­ми.

До­пус­тим, эг­ре­го­ри­аль­ная плот­ность во­круг по­ня­тия «ба­ня» от­но­си­тель­но не­ве­ли­ка, ес­ли учесть, на­сколь­ко час­то лю­ди в ней мо­ют­ся в от­ли­чие от ван­ной. В ба­ню — раз в не­де­лю, в ван­ну — ка­ж­дый день; сколь­ко че­ло­век на­хо­дит­ся в ба­не и сколь­ко на­хо­дит­ся в ван­ных в дан­ный кон­крет­ный мо­мент… смеш­но срав­ни­вать. По­лу­ча­ет­ся, что «ван­на» и рас­про­стра­нен­нее, и мощ­нее (не вез­де есть ба­ни). В сре­зе дан­ной се­кун­ды — да. Но «ба­ня» стар­ше, свя­за­на с тра­ди­ция­ми и, бо­лее то­го, в со­вре­мен­ном по­ни­ма­нии ас­со­ции­ру­ет­ся с празд­ни­ком, от­ды­хом, вы­ез­дом на при­ро­ду.

Со­от­вет­ст­вен­но, мож­но за­клю­чить, что при дол­гом вя­ло­те­ку­щем взаи­мо­дей­ст­вии, при ред­ких эмо­цио­наль­ных вспле­сках «ван­на» ока­жет­ся пе­ред «ба­ней» в вы­иг­ры­ше, — что и про­ис­хо­дит на де­ле в го­ро­дах. Од­на­ко сто­ит по­ста­вить вы­бор на бо­лее кон­крет­ную, ост­рую поч­ву, и ба­ня вновь по­лу­ча­ет пре­иму­ще­ст­ва. Имен­но по­это­му мож­но быть уве­рен­ным, что в пер­спек­ти­ве «ван­на» мо­жет сме­нить­ся чем-ли­бо дру­гим, «ба­ня» же — ни­ко­гда. У нее слиш­ком мно­го свя­зан­ных ве­ли­чин. На свя­зан­ных и ста­рых эг­ре­го­рах удоб­но ста­вить яко­ря.

Ес­те­ст­вен­но, эта клас­си­фи­ка­ция до­воль­но при­бли­зи­тель­на, так как впол­не мож­но пред­ста­вить и иные па­ра­мет­ры, спо­соб­ные си­туа­ци­он­но ока­зать­ся в оп­ре­де­лен­ных от­но­ше­ни­ях по­лез­ны­ми. На­при­мер, со­от­но­ше­ние ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та и че­ло­ве­ка (есть ин­ст­ру­мен­ты, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет, а есть, ко­то­рые поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком, к при­ме­ру «сред­ст­во пе­ре­дви­же­ния» и «ве­ра в бо­го­про­ис­хо­ж­де­ние Мум­бо-Юм­бо»; на­цио­наль­ность и транс­на­цио­наль­ность; ес­те­ст­вен­ность и тех­нич­ность и т. д.), но са­ми по­ни­мае­те, что ес­ли на­чать де­лить пред­мет ис­сле­до­ва­ния от­но­си­тель­но ка­ж­до­го за­бо­ра, то по­лу­чит­ся уже псев­до­ин­фор­ма­ция. Си­туа­ци­он­но вы­год­ны­ми при­зна­ка­ми мы бу­дем поль­зо­вать­ся в со­от­вет­ст­вую­щих си­туа­ци­ях.

Оче­вид­но так­же, что мы впра­ве вве­сти при ана­ли­зе эг­ре­го­ров до­пол­ни­тель­ные энер­гоин­фор­ма­ци­он­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые мо­жем по­лу­чить в экс­пе­ри­мен­те, — но об этом по­го­во­рим в свое вре­мя.

Од­на­ко что же про­ис­хо­дит при взаи­мо­дей­ст­вии эг­ре­го­ров, да­же род­ст­вен­ных, тех же са­мых, к при­ме­ру, «ван­ны» с «ба­ней»? Мы с ва­ми уже го­во­ри­ли о том, что эг­ре­го­ры пре­ж­де все­го ну­ж­да­ют­ся в энер­гии — соб­ст­вен­но, они и есть кол­лек­тив­ная энер­гия по­треб­но­стей, замк­ну­тая на ар­хе­ти­пи­че­ских по­ня­ти­ях.

По­это­му эг­ре­го­ры в про­цес­се сво­его взаи­мо­дей­ст­вия — а вза­и­мо­дей­ст­ву­ют они, ес­те­ст­вен­но, че­рез лю­дей, то есть по­лем бит­вы яв­ля­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ное и кол­лек­тив­ное соз­на­ния че­ло­века — не­из­беж­но кон­ку­ри­ру­ют как за ко­ли­че­ст­во энер­гии, фокуси­­рую­щей­ся на их ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент, так и за ко­ли­че­ст­во ис­точ­ни­ков этой энер­гии, в том чис­ле вто­рич­ных ар­хе­ти­пи­че­ских фо­ку­сов и свя­зан­ных эг­ре­го­ри­аль­ных струк­тур.

Но пре­ж­де все­го эг­ре­гор кор­мит­ся и вос­про­из­во­дит­ся.

Хо­тя он не об­ла­да­ет соз­на­ни­ем, да и сво­бод­ной во­лей то­же, по­то­му что во­ля при­над­ле­жит че­ло­ве­ку, а эг­ре­гор — про­сто ог­ром­ная аме­ба энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го ми­ра, он са­мим сво­им при­сут­ст­ви­ем влия­ет на че­ло­ве­ка, ис­под­воль за­став­ляя его скло­нить­ся к то­му или ино­му ре­ше­нию по­сред­ст­вом прак­ти­че­ски не осоз­на­вае­мо­го пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го влия­ния дру­гих лю­дей. Ему нуж­на энер­гия, и он ее по­лу­ча­ет столь­ко, сколь­ко мо­жет при дан­ных об­стоя­тель­ст­вах.

В на­шем без­обид­ном и оче­вид­ном при­ме­ре — кто не зна­ет, как бы­ва­ет слож­но от­ка­зать­ся, ко­гда у дру­зей воз­ник­ло же­ла­ние схо­дить в ба­ню (хо­тя те­бе са­мо­му бы сей­час про­сто по­мыть­ся да от­дох­нуть пе­ред ра­бо­той; ва­ри­ан­ты: в те­атр, на ры­бал­ку, в клуб…) — и что на про­стой ра­цио­наль­ный вы­бор в по­доб­ной си­туа­ции на­слаи­ва­ет­ся мно­гое: ожи­да­ния дру­зей, от­но­ше­ния, про­сто эм­па­ти­че­ское при­тя­же­ние. И от это­го слож­но от­ка­заться.

При этом дру­зья, ес­те­ст­вен­но, то­же ощу­ща­ют ва­ше пси­хо­энер­ге­ти­че­ское со­стоя­ние. И да­же ес­ли вы от­ка­же­тесь, вы сде­лае­те это с не­ким тру­дом, и ва­ше со­стоя­ние на­ло­жит­ся на со­стоя­ние ком­па­нии, вне­ся свой энер­ге­ти­че­ский вклад в ра­ци­он эг­ре­го­ра. Ведь дру­зья все рав­но пой­дут, но уне­сут с со­бой и ваш эмо­цио­наль­ный за­ряд, но­вый от­те­нок, ко­то­рый бу­дут транс­ли­ро­вать не­ко­то­рое вре­мя. Эг­ре­гор под­кор­мил­ся и ос­та­вил в вас от­пе­ча­ток, и вы бу­де­те транс­ли­ро­вать его даль­ше.

Но этот при­мер оче­ви­ден — ведь дру­зья от­кры­то го­во­ри­ли о сво­их пла­нах, о том, что их за­ни­ма­ет. И хо­тя мы и на­блю­да­ли до­воль­но мощ­ное пси­хо­эмо­цио­наль­ное дав­ле­ние, оно бы­ло для нас за­мет­ным, и мы зна­ли, с чем его свя­зать и как от­реа­ги­ро­вать.

Го­раз­до ча­ще бы­ва­ет так, что лю­ди не го­во­рят о про­бле­мах пря­мо и по су­ще­ст­ву — они про­сто вскользь ка­са­ют­ся их, пе­ре­да­вая друг дру­гу сла­бо­осоз­на­вае­мые, но от это­го не де­лаю­щие­ся ме­нее дей­ст­вен­ны­ми сиг­на­лы. Та­ким об­ра­зом, эг­ре­гор все вре­мя са­мо­под­дер­жи­ва­ет­ся, под­прав­ляя на­ше мыш­ле­ние в нуж­ную ему сто­ро­ну. Но об этом мы уже го­во­ри­ли.

Взаи­мо­дей­ст­вие эг­ре­го­ра с его со­брать­я­ми за­час­тую на­ру­ша­ет их энер­ге­ти­че­ское рав­но­ве­сие. Соб­ст­вен­но, на нем и ос­но­ва­на эво­лю­ция эг­ре­го­ров.

Во-пер­вых, ка­ж­дое про­дук­тив­ное уча­стие эг­ре­го­ра в про­цес­се мыш­ле­ния че­ло­ве­ка пусть не­мно­го, но уве­ли­чи­ва­ет роль его ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та в удов­ле­тво­ре­нии по­треб­но­стей дан­ной груп­пы.

Та­ким об­ра­зом, эг­ре­гор кон­ку­ри­ру­ет с бли­жай­шими со­се­дя­ми — как тор­го­вые мар­ки «Пеп­си» и «Ко­ка», склон­ности к по­ли­ти­че­ским убе­ж­де­ни­ям или к вея­ни­ям мо­ды. За ка­ж­дый кон­такт, ка­ж­дый про­дук­тив­ный про­ход по соз­на­нию рав­нове­сие не­мно­го сдви­га­ет­ся, по­сте­пен­но фор­ми­руя в че­ло­ве­ке ус­той­чи­вое пред­поч­те­ние и пре­вра­щая его в на­деж­но­го по­став­щи­ка энер­гии. Бо­лее то­го, в ря­де слу­ча­ев ус­пеш­ный ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент мо­жет пол­но­стью пе­ре­клю­чить на се­бя энер­го­снаб­же­ние род­ст­вен­но­го эг­ре­го­ра, из­гнав его из ак­тив­но­го эг­ре­го­ри­аль­но­го ми­ра.

Нет ну­ж­ды го­во­рить, что вслед­ст­вие это­го ка­ж­дый под­клю­чен­ный че­ло­век пусть не­мно­го, со­всем чуть-чуть, но уже ста­но­вит­ся ме­нее уни­вер­саль­ным в сво­ем вы­бо­ре. И в ре­зуль­та­те тра­тит на дос­ти­же­ние сво­их це­лей чуть боль­ше вре­ме­ни, чем мог бы (все­гда мож­но ку­пить по­пить че­го-ни­будь, но кон­крет­ный на­пи­ток встре­ча­ет­ся ре­же, чем лю­бой). Но это — один эг­ре­гор. А их мно­гие ты­ся­чи. И ни­кто из них не упус­тит слу­чая ог­ра­бить род­ст­вен­нич­ка. Они друг дру­га «не тер­пят».

Во-вто­рых, ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент эг­ре­го­ра и энер­го­об­мен во­круг не­го так­же яв­ля­ют­ся ла­ко­мым кус­ком для род­ст­вен­но­го ему, но бо­лее круп­но­го па­ра­зи­та.

У не­го уже су­ще­ст­ву­ет энер­ге­ти­че­ская под­держ­ка, он до­воль­но са­мо­дос­та­то­чен. Ес­ли сло­жит­ся та­кая си­туа­ция, что энер­ге­ти­че­ский по­ток од­но­го эг­ре­го­ра бу­дет зна­чи­тель­но пре­вы­шать по­ток дру­го­го, то ар­хе­тип вто­рич­но­го эг­ре­го­ра мо­жет быть вклю­чен в пер­вич­ный. При этом «съе­ден­ный» эг­ре­гор фор­маль­но про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать, но, по су­ти, те­ря­ет управ­ле­ние — как это про­изош­ло, ко­гда «мар­ксизм» пре­вра­тил­ся в «мар­ксизм-ле­ни­низм». Эг­ре­го­рам свой­ст­вен кан­ни­ба­лизм.

Для че­ло­ве­ка это оз­на­ча­ет, что он слу­жит не тем зна­ме­нам, что ему ка­жет­ся, с по­нят­ным эф­фек­том.

В-треть­их, ус­пеш­ный эг­ре­гор раз­ви­ва­ет­ся, за­час­тую не толь­ко по­едая род­ст­вен­ни­ков, но и под­клю­чая к се­бе ар­хе­ти­пы и энер­ге­ти­че­ское обес­пе­че­ние дру­гих эг­ре­го­ров из не­род­ст­вен­ной груп­пы по­треб­но­стей.

Поль­зу­ясь их энер­ги­ей, он рас­тет, ус­лож­ня­ет­ся в ар­хи­тек­тур­ный эг­ре­го­ри­аль­ный ком­плекс пе­ре­мы­ка­ния энер­гии ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва по­треб­но­стей на один управ­ляю­щий ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент. Как это про­ис­хо­дит, на­при­мер, со «сред­ней шко­лой но­мер 5», от­крыв­шей в сво­их сте­нах фло­ри­сти­че­ский са­лон и клуб со­ба­ко­вод­ст­ва, или с го­су­дар­ст­вен­ны­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми эг­ре­го­ра­ми, ко­гда рай­он де­ла­ет­ся ча­стью го­ро­да, го­род — ча­стью об­лас­ти, об­ласть — ча­стью рес­пуб­ли­ки, или с по­ня­ти­ем «за­кон»…

Для че­ло­ве­ка сни­жа­ет­ся об­щий КПД его дея­тель­но­сти, он кор­мит це­лую пи­ра­ми­ду.

В-чет­вер­тых, вто­рич­ные ар­хе­ти­пи­че­ские ин­ст­ру­мен­ты раз­ви­то­го эг­ре­го­ра ста­но­вят­ся ар­хе­ти­пи­че­ски­ми ин­ст­ру­мен­та­ми бо­лее мел­ких эг­ре­го­ров

как, на­при­мер, с ре­ли­ги­оз­ной точ­ки зре­ния «чис­тая» еда од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся ар­хе­ти­пи­че­ским ин­ст­ру­мен­том для про­из­во­ди­те­лей та­кой еды, хо­тя энер­гия их по­треб­но­стей в ре­ли­ги­оз­ный эг­ре­гор не пе­ре­прав­ля­ет­ся.

Для че­ло­ве­ка это оз­на­ча­ет, что он ста­но­вит­ся за­ви­сим от круп­но­го эг­ре­го­ра.

И в-пя­тых, со­всем удач­ли­вые эг­ре­го­ры раз­мно­жа­ют­ся, ро­ж­дая мно­же­ст­во до­чер­них.

Это про­ис­хо­дит за счет уве­ли­че­ния ко­ли­че­ст­ва воз­мож­ных во­пло­ще­ний ро­ди­тель­ско­го ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та, ко­то­рый те­перь уже ста­но­вит­ся ро­до­вым по­ня­ти­ем и по­гру­жа­ет­ся на бо­лее глу­бо­кий уро­вень, об­ре­тая свое бес­смер­тие в куль­ту­ре — ста­биль­ность и прак­ти­че­скую не­уяз­ви­мость. Так в не­за­па­мят­ные вре­ме­на про­изош­ло, к при­ме­ру, с ар­хе­ти­пи­че­ским по­ня­ти­ем «сред­ст­во пе­ре­дви­же­ния».

Ес­те­ст­вен­но, эг­ре­го­ры мо­гут так­же му­ти­ро­вать де­сят­ка­ми раз­ных спо­со­бов, в ос­нов­ном за счет му­та­ции са­мо­го по­ня­тия, ле­жа­ще­го в их ос­но­ве.

Ино­гда рав­но­ве­сие в эг­ре­го­ри­аль­ной сре­де ста­но­вит­ся не­устой­чи­вым, и то­гда дос­та­точ­но од­но­му их них из­ме­нить ста­тус, как на­чи­на­ет­ся вне­зап­ная ла­ви­на пе­ре­мен.

И все это бур­ле­ние эг­ре­го­ри­аль­ной жиз­ни ра­зыг­ры­ва­ет­ся в соз­на­нии лю­дей и жиз­ни че­ло­ве­че­ских со­об­ществ.

В сле­дую­щей гла­ве мы под­роб­но рас­смот­рим влия­ние эг­ре­го­ров на пси­хи­ку от­дель­но­го че­ло­ве­ка, в за­ви­си­мо­сти от то­го, в ка­ких от­но­ше­ни­ях с эг­ре­го­ром он на­хо­дит­ся. Но ведь эг­ре­гор влия­ет не толь­ко на этом уров­не — эг­ре­гор влия­ет еще и на об­стоя­тель­ст­ва, скла­ды­ваю­щие­ся во­круг че­ло­ве­ка. Пье­са про борь­бу эг­ре­го­ров ра­зыг­ры­ва­ет­ся людь­ми.

Как мы пом­ним, цель эг­ре­го­ра про­ста — это энер­гия и ре­гу­ляр­ность ее по­ста­вок. По­это­му, ес­ли у че­ло­ве­ка есть ар­хе­ти­пи­че­ская цен­ность, за­ни­маю­щая его соз­на­ние, но не за­ня­тая в дан­ный мо­мент проч­ны­ми эг­ре­го­ри­аль­ны­ми свя­зя­ми, эту цен­ность стре­мят­ся за­нять.

Вы са­ми не раз и не два на се­бе на­блю­да­ли та­кой эф­фект: сто­ит за­ин­те­ре­со­вать­ся ка­ким-ли­бо во­про­сом, как че­рез не­зна­чи­тель­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни по­яв­ля­ет­ся ка­кой-то че­ло­век, ко­то­рый вам об этом рас­ска­зы­ва­ет — при­но­сит, так ска­зать, из­вес­тие об ин­те­ре­сую­щем вас пред­ме­те. Зна­ко­мо?

А по­че­му так про­ис­хо­дит ?

Не бу­дем слу­шать низ­ко­проб­ные ле­ген­ды о том, что, дес­кать, «эг­ре­гор управ­ля­ет со­бы­тия­ми ми­ра и при­ро­ды во­круг нас и что мы от не­го за­ка­зы­ва­ем, та­кие со­бы­тия он и при­но­сит по на­ше­му же­ла­нию в на­шу жизнь», — так го­во­рят лишь те, кто не по­ни­ма­ет, что на са­мом де­ле эг­ре­гор за­нят лишь свои­ми де­ла­ми и управ­ля­ет их соб­ст­вен­ным не­за­щи­щен­ным мыш­ле­ни­ем, в ре­зуль­та­те че­го они и при­ни­ма­ют во вни­ма­ние толь­ко эг­ре­го­ри­аль­но-обу­слов­лен­ное да­же в не­жи­вой при­ро­де.

Для че­ло­ве­ка за­щи­щен­но­го власть эг­ре­го­ров со всей оче­вид­но­стью ле­жит в со­ци­аль­ной сфе­ре и про­яв­ля­ет­ся по­ве­де­ни­ем дру­гих лю­дей и ре­зуль­та­та­ми их дей­ст­вий.

Со­от­вет­ст­вен­но, и ме­ха­низм по­ня­тен: на по­ле­вом уров­не вы бу­к­валь­но из­лу­чае­те от­сут­ст­вие у вас тре­буе­мой ин­фор­ма­ции и же­ла­ние ее по­лу­чить. По­это­му лю­бо­го, кто вла­де­ет ею, так и тя­нет с ва­ми по­де­лить­ся. А за­од­но, ес­те­ст­вен­но, пе­ре­дать и эг­ре­го­ри­аль­ные на­строй­ки. Тем боль­ше тя­нет, чем боль­ше этот дру­гой на­хо­дит­ся под вла­стью со­от­вет­ст­вую­ще­го эг­ре­го­ра и чем мень­ше вы имее­те к не­му от­но­ше­ние. В про­цес­се пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции про­хо­дит на­строй­ка све­же­го для вас ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та на ус­той­чи­вый кон­такт с эг­ре­го­ром.

Од­на­ко со вре­ме­нем эг­ре­гор, да­же на­стро­ив ваш ар­хе­ти­пи­че­ский ин­ст­ру­мент на се­бя, мо­жет от­но­си­тель­но не­до­по­лу­чать от вас энер­гии — и в этом слу­чае вы про­сто эпи­зо­ди­че­ски ста­но­ви­тесь ми­ше­нью для со­ци­аль­ной суе­ты, пре­иму­ще­ст­вен­но с уча­сти­ем ак­тив­ных пред­ста­ви­те­лей это­го же эг­ре­го­ра. При этом со­вершен­но не­важ­но, ка­кую ли­нию он ве­дет — вне за­ви­си­мо­сти от на­строе­ний и смыс­ла бе­сед: чем боль­ше энер­гии вы­ли­ва­ет­ся на эг­ре­го­ри­аль­ный ар­хе­тип, тем эг­ре­го­ру луч­ше (как тут не вспом­нить ки­но­звезд, об­ла­да­те­лей соб­ст­вен­ных мик­ро­эг­ре­го­ров или эг­ре­го­ри­аль­ных про­сло­ек, спра­вед­ли­во счи­таю­щих, что гряз­ный скан­дал — это то­же рек­ла­ма).

Во­об­ще не­за­щи­щен­ный че­ло­век, об­ла­даю­щий зна­чи­тель­ным ко­ли­че­ст­вом не­на­стро­ен­ных на эг­ре­го­ры ар­хе­ти­пов, яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ным объ­ек­том та­кой суе­ты и ми­ше­нью для наи­бо­лее эгре­го­ри­аль­но ак­тив­ных пер­со­на­жей, так на­зы­вае­мых эгре­го­ри­аль­ных про­вод­ни­ков, ко­то­рые не­воль­но ста­ра­ют­ся ока­зать прес­синг, что­бы вспа­хать эг­ре­го­ри­аль­ную це­ли­ну и при­вес­ти че­ло­ве­ка в со­стоя­ние сми­ре­ния по от­но­ше­нию к сво­ему эг­ре­го­ру.

Еще боль­ше­му дав­ле­нию бу­дет под­вер­гать­ся ком­па­ния или со­об­ще­ст­во, по­ка по ка­ким-то при­чи­нам не за­дей­ст­во­ван­ное доми­ни­рую­щи­ми эг­ре­го­ра­ми ок­ру­жаю­щей сре­ды эг­ре­го­ри­аль­ные ли­де­ры и пеш­ки стре­мят­ся пе­ре­вер­бо­вать, пе­ре­на­стро­ить всю струк­ту­ру, при­чи­нить ей мак­си­мум не­при­ят­но­стей, раз­ру­шить сво­бо­ду, ко­то­рой она об­ла­да­ет, и под­чи­нить сво­им ин­те­ре­сам.

Знаю­щие лю­ди, де­лая что-то но­вое, ис­поль­зу­ют факт на­па­де­ния эг­ре­го­ри­аль­ных струк­тур как при­знак дви­же­ния в со­ци­аль­но но­вом, еще эг­ре­го­ри­аль­но не за­ня­том и по­это­му очень вкус­ном для них на­прав­ле­нии (не го­во­ря уже о том, что со­ци­аль­ная но­виз­на мо­жет оз­на­чать то, что об­на­ру­же­но что-то по­ис­ти­не но­вое, и то­гда эг­ре­го­ри­аль­ное со­про­тив­ле­ние ока­жет­ся толь­ко ча­стью со­про­тив­ле­ния са­мой тка­ни ре­аль­но­сти).

Но и это цве­точ­ки: в си­туа­ции, ко­гда не­за­щи­щен­ный че­ло­век уже име­ет на­стро­ен­ный на ка­кой-то эг­ре­гор ар­хе­тип, он все рав­но мо­жет стать ми­ше­нью для за­вое­ва­тель­ных дей­ст­вий дру­го­го эг­ре­го­ра. Ра­зу­ме­ет­ся, та­кая воз­мож­ность воз­ни­ка­ет, ко­гда не­важ­но по ка­кой при­чи­не от­кры­тый эг­ре­го­рам че­ло­век, в осо­бен­но­сти об­ла­даю­щий не­ко­то­рым ко­ли­че­ст­вом ста­биль­ных со­ци­аль­ных свя­зей, ока­зы­ва­ет­ся ок­ру­жен­ным людь­ми, ак­тив­но взаи­мо­дей­ст­вую­щи­ми с дру­гим, род­ст­вен­ным эг­ре­го­ром, «слу­чай­но» со­брав­ши­ми­ся во­круг не­го. И то­гда со­бы­тия мо­гут стать дос­та­точ­но на­пря­жен­ны­ми, вклю­чая ссо­ры, скан­да­лы, ин­три­ги и про­чие «пре­лес­ти» че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния. Ли­бо пе­ре­строй­ка про­ис­хо­дит как бы по же­ла­нию че­ло­ве­ка, под влия­ни­ем внеш­не­го на­ме­ре­ния, при­но­ся удов­ле­тво­ре­ние, но од­но­вре­мен­но не­пред­ска­зуе­мо пе­ре­на­страи­вая че­ло­ве­че­скую пси­хи­ку.

Ино­гда это пре­кра­ща­ет­ся, ко­гда эг­ре­гор по­лу­ча­ет дос­та­точ­но «вы­шиб­лен­ной» энер­гии и «на­еда­ет­ся» энер­ги­ей сво­его со­бра­та-до­но­ра, то­гда про­ис­хо­дит вре­мен­ная пе­ре­дыш­ка. Но ино­гда борь­ба идет до кон­ца, до пол­но­го пе­ре­под­чи­не­ния пред­ста­ви­те­ля до­нор­ско­го эг­ре­го­ра или да­же до за­ме­ны че­ло­ве­ка, пре­ж­де кон­тро­ли­ро­вав­ше­го этот со­ци­аль­ный узел.

В об­щем-то, те, кто пе­ре­жи­вал по­доб­ные си­туа­ции, зна­ют, что ра­до­сти в эг­ре­го­ри­аль­ной про­во­ка­ции ма­ло. Она вне­зап­на, по­на­ча­лу ее труд­но по­нять, и ло­ги­ка та­кой си­туа­ции, ес­ли не зна­ешь, в чем тут за­гвозд­ка, рас­пу­ты­ва­ет­ся до­воль­но слож­но, и еще труд­нее по­том най­ти се­бя.

Но этим влия­ние эг­ре­го­ри­аль­ной борь­бы на че­ло­ве­ка, ко­неч­но, не ис­чер­пы­ва­ет­ся, и еще силь­нее она от­ра­жа­ет­ся на со­об­ще­ст­вах. Рав­но­ве­сие в эг­ре­го­ри­аль­ном ми­ре во­об­ще вещь до­воль­но ред­кая.

В ста­биль­ных со­об­ще­ст­вах на­блю­да­ют­ся, как пра­ви­ло, мед­лен­ные, с пе­рио­дом до не­сколь­ких лет, эг­ре­го­ри­аль­ные вол­ны, по­сте­пен­но сме­щаю­щие рав­но­ве­сие и как бы управ­ляю­щие ле­ни­во по­во­ра­чи­ваю­щи­ми­ся флю­ге­ра­ми со­ци­аль­ной мо­ды, ко­то­рые да­же не мо­гут да­ле­ко от­кло­нить­ся от при­выч­но­го на­прав­ле­ния. Осо­бен­но это за­мет­но в стра­нах Ев­ро­пы.

Есть и дру­гой ва­ри­ант, ко­гда вол­ны ча­ще, злее, сти­хий­нее. Это ха­рак­тер­но для со­об­ществ, еще толь­ко вы­страи­ваю­щих но­вый эг­ре­го­ри­аль­ный та­бель о ран­гах, на­при­мер Рос­сии и стран быв­ше­го СНГ.

Есть ва­ри­ант тре­тий, ко­гда рав­но­ве­сие ру­шит­ся стре­ми­тель­но, слов­но кар­точ­ный до­мик. И в об­ра­зо­вав­шее­ся от ос­ла­бев­ше­го ар­хе­ти­пи­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та ме­сто сра­зу уст­рем­ля­ет­ся энер­гия боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва эг­ре­го­ров — взять хо­тя бы лю­бую ре­во­лю­цию, ко­гда ты­ся­чи лю­дей раз­лич­ных за­ня­тий, ис­пы­ты­ваю­щих са­мые раз­ные на­де­ж­ды и по са­мым раз­ным при­чи­нам вы­хо­дят на ули­цу, что­бы сло­мить од­но-един­ст­вен­ное оли­це­тво­ре­ние не­угод­но­го го­лод­ным эг­ре­го­рам ар­хе­ти­па. Вре­мя, ко­гда раж и азарт ох­ва­ты­ва­ет тол­пы, ко­то­рые все рав­но ни­че­го су­ще­ст­вен­но­го в ре­зуль­та­те не до­би­ва­ют­ся.

Эг­ре­го­ри­аль­ные кон­флик­ты на­шей эпо­хи, их под­вод­ные те­че­ния и воз­мож­ность управ­ле­ния ими — это во­об­ще те­ма от­дель­но­го раз­го­во­ра.

Од­на­ко я по­ла­гаю, ува­жае­мые чи­та­те­ли, вы уже схва­ти­ли глав­ное — взаи­мо­связь эг­ре­го­ров и на­шей по­все­днев­ной жиз­ни.

И так бы­ло ис­по­кон ве­ков — та­та­ро-мон­голь­ское иго, па­де­ние Ри­ма, кре­сто­вые по­хо­ды, ин­кви­зи­ция, Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция, ми­ро­вые вой­ны, тер­ро­ризм — все это от­ра­же­ние и вы­ра­же­ние эг­ре­го­ри­аль­ной борь­бы, при­но­сив­шей поль­зу не­мно­го­чис­лен­ным лю­дям, но на­прав­ляв­шей ра­зум мил­лио­нов, по­тра­тив­ших вре­мя и си­лы и по­лу­чив­ших лишь вред.

В вой­нах, в об­щем-то, по­бе­див­ших нет — есть толь­ко вы­жив­шие про­иг­рав­шие: сла­дость по­бе­ды все-та­ки ми­зер­ная — це­на мил­лио­нов жиз­ней.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, имен­но этот про­цесс ока­зал зна­чи­тель­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва, так как эг­ре­го­ры ис­по­кон ве­ков при­во­ди­ли в дви­же­ние боль­шие мас­сы лю­дей и по­зво­ля­ли им кон­цен­три­ро­вать уси­лия в од­ном на­прав­ле­нии. Здесь и ре­ли­гии, и от­кры­тия, и строй­ки, и ми­гра­ции, да, в об­щем, и ци­ви­ли­за­ция в це­лом. Та­кая ко­ор­ди­на­ция яв­ля­лась не­со­мнен­ным плю­сом.

Но плюс этот, увы, един­ст­вен­ный.

Не­под­кон­троль­ное раз­ви­тие эг­ре­го­ров гро­зит ны­не унич­то­же­ни­ем че­ло­ве­че­ст­ву ра­зум­но­му, пре­вра­щая смысл его дос­ти­же­ний в ни­что, а са­мо че­ло­ве­че­ст­во — в ста­до. Но ведь цель ци­ви­ли­за­ции — это не про­сто строи­тель­ст­во, а строи­тель­ст­во для бла­га и сво­бо­ды лю­дей. Благ и сво­бо­ды ста­но­вит­ся все мень­ше, а строи­тель­ст­ва ра­ди строи­тель­ст­ва — все боль­ше. Сте­ны до­ма пре­вра­ща­ют­ся в сте­ны тем­ни­цы. Впро­чем, при­чи­ны это­го мы уже об­су­ж­да­ли.

Эг­ре­го­ры соз­да­ли ци­ви­ли­за­цию та­кой, ка­кая она есть ны­не. Но не та­кой, ка­кой она мог­ла бы быть, ес­ли бы в ней бы­ло боль­ше ра­зу­ма.

Эти си­лы со всей оче­вид­но­стью уже от­жи­ва­ют свою сти­хий­ную эпо­ху — и на­ста­ет по­ра их пла­но­мер­но­го ис­поль­зо­ва­ния, соз­да­ния куль­ту­ры об­ра­ще­ния с ни­ми.

По­тен­ци­аль­ная поль­за вид­на из са­мой мас­штаб­но­сти яв­ле­ния — это и ра­бо­та с са­мим со­бой, и с кол­лек­ти­вом, и соз­да­ние соб­ст­вен­ных струк­тур в кол­лек­тив­ном бес­соз­на­тель­ном, и ис­поль­зо­ва­ние все­объ­ем­лю­щей рас­про­стра­нен­но­сти эг­ре­го­ров, и управ­ле­ние их не­ог­ра­ни­чен­ной энер­ги­ей. Эг­ре­го­ры — это по­тря­саю­щий ре­сурс для знаю­ще­го че­ло­ве­ка.

Но до пе­ре­хо­да к прак­ти­че­ской час­ти нам с ва­ми еще нуж­но рас­смот­реть, ка­кие по­зи­ции по от­но­ше­нию к эг­ре­го­рам че­ло­век мо­жет за­нять. По­ка по­ды­то­жим.

Эг­ре­го­ры — это ги­гант­ские аме­бы энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го ми­ра, об­ла­даю­щие спо­соб­но­стью к воз­дей­ст­вию на мысль че­ло­ве­ка. Они объ­е­да­ют друг дру­га, по­гло­ща­ют, сра­ста­ют­ся друг с дру­гом и раз­мно­жа­ют­ся в не­пре­рыв­ной борь­бе. Все это осу­щест­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом мо­ди­фи­ка­ции мыш­ле­ния и дей­ст­вий людей.

При этом вы­де­лить тот или иной эг­ре­гор воз­мож­но толь­ко по его ар­хе­ти­пи­че­ско­му ин­ст­ру­мен­ту и на ос­но­ве его свойств, та­ких как мас­со­вость, рас­про­стра­нен­ность, уро­вень аб­ст­ракт­но­сти, воз­раст, тра­ди­ци­он­ность и свя­зан­ность. Так мож­но со­ста­вить пред­став­ле­ние об эг­ре­го­ре, его взаи­мо­от­но­ше­нии с дру­ги­ми эг­ре­го­ра­ми и по­тен­циа­ле его ис­поль­зо­ва­ния.

Эгрегоры (8.). Взаимодействие человек - эгрегор. введение.

2014-03-18 08:21

Эф­фек­тив­ность об­ще­ст­ва за­ви­сит от пер­со­наль­ной эф­фек­тив­но­сти ка­ж­до­го. Ко­ли­че­ст­во дос­ти­же­ний об­ще­ст­ва рав­но сум­мар­ным дос­ти­же­ни­ям его чле­нов. Ко­ли­че­ст­во сча­стья и сво­бо­ды в об­ще­ст­ве рав­но сум­ме сво­бо­ды и сча­стья его чле­нов. И все мы за­ин­те­ре­со­ва­ны во бла­ге на­ше­го об­ще­ст­ва.

Но лю­бое об­ще­ст­во все­гда в той или иной сте­пе­ни по­доб­но тол­пе.

Су­ще­ст­ву­ет та­кое понятие — «пси­хо­ло­гия тол­пы». Тол­па все­гда бо­лее аг­рес­сив­на, чем от­дель­ные со­став­ляю­щие ее лю­ди, она лег­ко под­да­ет­ся эмо­ци­ям, не спо­соб­на трез­во оце­ни­вать си­туа­цию. Тол­па ни­ко­гда не рас­су­ж­да­ет, и по­это­му ее лег­ко под­толк­нуть к ка­ким-то мас­со­вым акциям — про­тес­ту, осу­ж­де­нию, да и про­сто к бун­ту. Ее ни­че­го не сто­ит под­нять на бой, на бар­ри­ка­ды. Этим свой­ст­вом тол­пы все­гда поль­зо­ва­лись и поль­зу­ют­ся мно­го­чис­лен­ные рву­щие­ся к вла­сти и уже вла­ст­вую­щие во­ж­ди, по­ли­ти­ки, «гор­ла­ны-гла­ва­ри». Они дав­но нау­чи­лись за­про­сто по­во­ра­чи­вать тол­пу в нуж­ную им сто­ро­ну, по­тя­нув ее за «ни­точ­ки» эмо­ций, слег­ка на­да­вив на боль­ные мес­та…

В тол­пе нет ин­ди­ви­ду­аль­но­стей, а есть толь­ко мно­го­го­ло­вое, но при этом без­мозг­лое су­ще­ст­во, энер­ге­ти­че­ский монстр, то­ми­мый смут­ны­ми же­ла­ния­ми и дей­ст­вую­щий «по за­яв­кам» рас­чет­ли­вых «за­пе­вал».

Как это ни стран­но, но да­же с очень не­глу­пы­ми людь­ми слу­ча­ют­ся та­кие не­объ­яс­ни­мые на пер­вый взгляд ве­щи: ока­зав­шись, на­при­мер, на ми­тин­ге, они вдруг, под­дав­шись все­об­ще­му на­строю, вме­сте со все­ми на­чи­на­ют скан­ди­ро­вать: «За!..» или там «Про­тив…». По­том, ос­тав­шись в оди­но­че­ст­ве и слег­ка при­дя в се­бя, та­кой че­ло­век вдруг в ужа­се по­ни­ма­ет, что со­вер­шен­но не пред­став­ля­ет, кто та­кие эти «мы», от име­ни ко­то­рых он так ре­ши­тель­но тре­бо­вал и про­тес­то­вал. Ведь у не­го есть его лич­ное «я» — и вот это­му лич­но­му «я» как раз не хо­чет­ся ни тре­бо­вать, ни про­тес­то­вать.

Мно­гим из­вест­но, что та­кое «стад­ное чув­ст­во». Это ко­гда, уви­дев бе­гу­щих лю­дей, про­хо­дя­щий ми­мо по сво­им де­лам че­ло­век вдруг не­осоз­нан­но ни с то­го ни с се­го при­сое­ди­ня­ет­ся к ним. Это оз­на­ча­ет все то же: он по­па­да­ет под воз­дей­ст­вие чу­жой про­грам­мы и в его под­соз­на­нии за­пе­чат­ле­ва­ет­ся при­мер­но сле­дую­щее: все бегут — зна­чит, и мне на­до. Бы­ли слу­чаи, ко­гда че­ло­век в та­ком со­стоя­нии, не ус­пев опом­нить­ся, вска­ки­вал в со­вер­шен­но не­нуж­ный ему по­езд, а по­том грыз лок­ти, не зная, как те­перь до­б­рать­ся до до­ма. А во вре­ме­на все­об­щих оче­ре­дей не раз про­ис­хо­ди­ли си­туа­ции, ко­гда лю­ди стоя­ли ча­са­ми в оче­ре­ди, что­бы ку­пить аб­со­лют­но не нуж­ные им ве­щи толь­ко по­то­му, что «все бра­ли».

Ко­неч­но, та­кие яр­кие при­ме­ры встре­ча­ют­ся не так час­то, но в бо­лее мяг­ком ви­де они по­все­ме­ст­ны, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ак­ти­вен че­ло­век или ре­ак­ти­вен, хо­чет он или не хо­чет взаи­мо­дей­ст­во­вать с эг­ре­го­ра­ми. И пусть эта об­ман­чи­вая мяг­кость, соз­даю­щая ил­лю­зию пер­со­наль­ной сво­бо­ды, не вво­дит вас в за­блу­ж­де­ние — то, что та­кое воз­дей­ст­вие не мо­жет сде­лать си­лой, оно дос­ти­га­ет вре­ме­нем и по­все­ме­ст­но­стью.

Пси­хо­ло­гия тол­пы, под­чи­не­ние энер­ге­ти­ке боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва людей — пря­мая до­ро­га к бо­лез­ням, раз­ви­тию зло­бы, не­га­ти­виз­ма, а так­же к лож­ным стрем­ле­ни­ям, к бес­смыс­лен­но­му вре­мя­пре­про­во­ж­де­нию и еще к ты­ся­че че­ло­ве­че­ских не­сча­стий. Схе­ма раз­ви­тия бо­лез­ни, в слу­чае ес­ли вы под­дае­тесь чу­жо­му про­грам­ми­ро­ва­нию, очень про­ста. На эту удоч­ку, на­при­мер, час­то по­па­да­ют­ся по­жи­лые лю­ди.

На­при­мер, кто-то уси­лен­но вну­ша­ет та­ко­му да­ле­ко уже не мо­ло­до­му че­ло­ве­ку, что в пра­ви­тель­ст­ве од­ни во­ры. У не­го не бы­ло воз­мож­но­сти убе­дить­ся в этом лич­но, но он по­че­му-то ве­рит на сло­во. Ве­рит, а вер­нее, вы­ну­ж­ден ве­рить, по­то­му что его поч­ти соз­на­тель­но за­ко­ди­ро­ва­ли, за­про­грам­ми­ро­ва­ли. Все­го-то на­все­го: пси­хо­энер­ге­ти­че­ский кон­такт ме­ж­ду ниж­ни­ми ча­кра­ми ин­дук­то­ра и верх­ни­ми ча­кра­ми ми­ше­ни, уси­ле­ние нис­хо­дя­ще­го по­то­ка, от­вле­че­ние вни­ма­ния пред­ме­том раз­го­во­ра… и гип­но­ти­че­ское се­мя убе­ж­де­ния за­ро­не­но. По­лу­чен­ная ин­фор­ма­ция встре­ча­ет у ста­ри­ка эмо­цио­наль­ный от­клик, эти от­ри­ца­тель­ные эмо­ции на­чи­на­ют не толь­ко вы­пле­ски­вать­ся на дру­гих лю­дей уже че­рез его верх­ние ча­кры, но еще и ис­ка­жать нор­маль­ный энер­ге­ти­че­ский по­ток его соб­ст­вен­но­го ор­га­низ­ма. Он, под­дав­шись вну­ше­нию, на­чи­на­ет нерв­ни­чать, злиться и по­лу­ча­ет, до­пус­тим, ин­фаркт.

А ведь у че­ло­ве­ка, ко­то­рый вну­шал ему это, бы­ли свои весь­ма ко­ры­ст­ные це­ли. Этот хит­рый «го­во­рун» и «ора­тор» на то и рас­счи­ты­вал, что­бы под­це­пить как мож­но боль­ше лю­дей на удоч­ку их оби­ды и не­до­воль­ст­ва жиз­нью. Ему толь­ко и на­до пой­мать че­ло­ве­ка в се­ти, что­бы им мож­но бы­ло ма­ни­пу­ли­ро­вать в сво­их по­ли­ти­че­ских, пред­вы­бор­ных це­лях. И вот не­сча­ст­ный ста­рик ле­жит в боль­ни­це, а вну­шив­ший ему чер­ные мыс­ли че­ло­век уже по­бед­но вос­се­да­ет в де­пу­тат­ском крес­ле.

Вот еще при­мер: вам на­ха­ми­ли и, че­го скры­вать, за­де­ли за жи­вое. Вы от­ве­ти­ли тем же, то есть на­гру­би­ли в от­вет. Что вы сде­ла­ли? Пра­виль­но, сра­бо­та­ли по чу­жой про­грам­ме. Ха­му толь­ко и нуж­но бы­ло вы­звать ва­шу злость, спод­виг­нуть вас на вы­плеск эмо­ций, что­бы «по­ку­шать» ва­шей энер­ге­ти­ки. И вы по­слуш­но «на­кор­ми­ли» ха­ма, сде­ла­ли то, че­го он от вас и ждал. Он под­чи­нил вас сво­ему влия­нию. А вы не­осоз­нан­но под­да­лись, тем са­мым при­знав его зна­чи­мость, его спо­соб­ность вли­ять на лю­дей, вы­зы­вать у них эмо­ции.

При­вык­нув от­ве­чать хам­ст­вом на хам­ст­во, вы в свою оче­редь «за­во­ди­те» эмо­ции дру­гих лю­дей. Под­час че­ло­век уже и сам не по­ни­ма­ет, по­че­му он все вре­мя ввя­зы­ва­ет­ся в ка­кие-то скло­ки, по­че­му на его пу­ти встре­ча­ют­ся од­ни ха­мы и гру­бия­ны, по­че­му ему веч­но при­хо­дит­ся с кем-ни­будь ру­гать­ся. Да по­то­му, что уже он сам, бу­ду­чи за­ра­жен­ным чу­жой хам­ской энер­ге­ти­кой, уси­ли­ва­ет этот им­пульс и за­пус­ка­ет по кру­гу но­вый кас­кад ре­ак­ций, вы­пле­ски­ва­ет си­дя­щий в нем за­ряд в ок­ру­жаю­щее про­стран­ст­во. А в это вре­мя на уров­не соз­на­ния у не­го фор­ми­ру­ет­ся чет­кая про­грам­ма: все люди — ха­мы. И уже эта про­грам­ма ле­зет из его ниж­них чакр, за­став­ляя ок­ру­жаю­щих в стра­хе раз­бе­гать­ся. По­то­му что они чув­ст­ву­ют, что в них ви­дят вра­гов, или, на­обо­рот, лю­ди на­чи­на­ют вос­при­ни­мать его как вра­га и ата­ко­вать.

Вот так мо­жет воз­ник­нуть оз­лоб­лен­ность на весь бе­лый свет. Че­ло­век на­чи­на­ет ви­деть все в мрач­ных то­нах. Он не за­ме­ча­ет до­б­ра, а ус­мат­ри­ва­ет во всем толь­ко зло. Та­кой че­ло­век в кон­це концов про­сто за­хле­бы­ва­ет­ся в этом по­то­ке зла, не за­ме­чая, что сам и уси­ли­ва­ет этот по­ток мно­го­крат­но. Нор­маль­ное те­че­ние энер­гии пре­кра­ща­ет­ся. Че­ло­век от­ры­ва­ет­ся от соб­ст­вен­ной нор­маль­ной энер­гии, на­чи­на­ет «ва­рить­ся» во вред­ных вы­бро­сах ком­му­ни­ка­ции и окон­ча­тель­но ис­то­ща­ет се­бя. В ито­ге — ре­зуль­та­ты пе­чаль­ны.

При­ве­ден­ные при­ме­ры — как вы по­ни­мае­те, еще цве­точ­ки. Объ­е­ди­няю­щие от­но­си­тель­но не­боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей энер­ге­ти­че­ские структуры — мик­ро­бы в срав­не­нии с ис­тин­ны­ми энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ны­ми па­ра­зи­та­ми, боль­ши­ми эг­ре­го­ра­ми. Они воз­бу­ж­да­ют вой­ны, во­ен­ные ис­те­рии, ре­во­лю­ции, ре­ли­ги­оз­ные бун­ты, по­ли­ти­че­ские пе­ре­во­ро­ты, тер­ро­ри­сти­че­ские эпи­де­мии, объ­е­ди­ня­ют лю­дей в пар­тии и по­ли­ти­че­ские те­че­ния, за­став­ляют их под­дер­жи­вать куч­ки за­жрав­ших­ся по­ли­ти­ка­нов, ко­то­рые че­рез ру­пор средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции вы­ши­ба­ют но­вые и но­вые вол­ны энер­гии из народов — дой­ных стад энер­ге­ти­че­ских па­ра­зи­тов. Эти энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные мон­ст­ры пра­вят Землей, мно­же­ст­во лю­дей под­чи­не­ны им, но са­мо их су­ще­ст­во­ва­ние оку­та­но ту­ма­ном.

Но мы бы­ли бы не­спра­вед­ли­вы, ес­ли бы ров­ня­ли всех лю­дей под од­ну гре­бен­ку или, на­обо­рот, счи­та­ли бы лю­дей ап­ри­ор­но раз­ны­ми.

Ведь все лю­ди оди­на­ко­вы, все лю­ди хо­ро­ши и рав­ны друг пе­ред дру­гом, и бы­ло бы не­спра­вед­ли­во за­яв­лять об­рат­ное.

Про­сто все лю­ди сию­ми­нут­но на­хо­дят­ся в раз­ных взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с эг­ре­го­ра­ми и эг­ре­го­ри­аль­ны­ми идея­ми — взять хо­тя бы ша­ма­на из на­ше­го при­ме­ра с род­ни­ком и лю­дей, ко­то­рых вле­чет к не­му об­ще­ст­вен­ная убе­ж­ден­ность.

Лю­ди раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко по под­вер­жен­но­сти тем или иным эгре­го­рам, но и по плот­но­сти свя­зи с ни­ми, спо­соб­но­сти ока­зы­вать влия­ние на эгре­го­ри­аль­ные со­бы­тия в той сте­пе­ни, в ко­то­рой эгре­го­ры ока­зы­ва­ют влия­ние на их ми­ро­воз­зре­ние. Эта по­зи­ция не­по­сто­ян­на, она мо­жет из­ме­нить­ся по же­ла­нию че­ло­ве­ка, но она са­мим сво­им су­ще­ст­во­ва­ни­ем на­кла­ды­ва­ет за­мет­ный от­пе­ча­ток на его по­ве­де­ние.

Со­от­вет­ст­вен­но, для ра­бо­ты с эг­ре­го­ра­ми и с людь­ми че­рез эг­ре­го­ры нам не­об­хо­ди­мо чет­ко пред­став­лять их взаи­мо­от­но­ше­ния. А раз­но­вид­но­стей та­ких взаи­мо­от­но­ше­ний не­сколь­ко, и мно­гие эти ро­ли под дру­ги­ми на­зва­ния­ми хо­ро­шо зна­ко­мы со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии.

Да и, по боль­шо­му сче­ту, это нуж­но знать в лю­бом слу­чае, для са­мо­го обыч­но­го об­ще­ния, что­бы по­ни­мать, с кем име­ешь де­ло, и не по­стра­дать от влия­ния энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го па­ра­зи­та.



Просмотров 682

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!