Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эгрегоры (6.). Анатомия эгрегоров



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2014-06-07 21:07

Но ведь по­треб­но­сти не мо­гут удов­ле­тво­рять­ся са­ми со­бой !

Да и мы ни­как не мо­жем ска­зать се­бе не­что вро­де: «Я хо­чу на треть про­цен­тов удов­ле­тво­рить по­треб­но­сти пер­вой груп­пы, на два про­цен­та — вто­рой, на де­сять — треть­ей, на пол­про­цен­та — чет­вер­той…» Мы не уме­ем так ду­мать.

По­это­му ря­дом с пи­ра­ми­дой по­треб­но­стей че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ет пи­ра­ми­да дру­гая — пи­ра­ми­да цен­но­стей, или пи­ра­ми­да по­ня­тий­ных, ар­хе­ти­пи­че­ских ин­ст­ру­мен­тов.

При этом сло­во «цен­но­сти» не нуж­но по­ни­мать как, к при­ме­ру, толь­ко цен­но­сти об­ще­че­ло­ве­че­ские или мо­раль­но-эти­че­ские. Это выс­шие цен­но­сти, но не толь­ко они од­ни яв­ля­ют­ся цен­но­стя­ми.

В сис­те­му цен­но­стей че­ло­ве­ка вхо­дит все, что толь­ко мож­но оце­нить, что для че­го-то нуж­но или спо­соб­но сде­лать­ся нуж­ным при оп­ре­де­лен­ных об­стоя­тель­ст­вах. Что как-то вол­ну­ет, спо­соб­но за­ин­те­ре­со­вать, мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но или по­тре­бу­ет­ся в рас­су­ж­де­ни­ях, да­же аб­ст­ракт­ные по­ня­тия… Сло­вом, все су­ще­ст­ви­тель­ные на­ше­го язы­ка.

Су­ще­ст­ву­ют об­ла­даю­щие цен­но­стью по­ня­тия, на­пря­мую свя­зан­ные с удов­ле­тво­ре­ни­ем по­треб­но­сти по­треб­ле­ния, к при­ме­ру «хлеб». Или, с тем же ус­пе­хом, «мя­со», «мо­ло­ко», «ры­ба»… Ни од­на из них не спо­соб­на пол­но­стью удов­ле­тво­рить по­треб­ность, раз­ве что на вре­мя, по­это­му су­ще­ст­ву­ют уже аб­ст­ракт­ные ро­до­вые по­ня­тия — «еда» и «на­пит­ки». «Едой», по­ка она аб­ст­ракт­ная, не на­ешь­ся, а «на­пит­ка­ми» не на­пьешь­ся. Но за­то это по­ня­тие мож­но ис­поль­зо­вать в раз­мыш­ле­ни­ях и при об­ще­нии как цен­ность бо­лее вы­со­ко­го уров­ня, чем кон­крет­ные обо­зна­че­ния раз­но­вид­но­стей еды.

Су­ще­ст­ву­ют и си­туа­тив­ные цен­но­сти, воз­ни­каю­щие, к при­ме­ру, в слу­чае, ко­гда еда на­хо­дит­ся в бан­ке. То­гда нам на­до эту бан­ку от­крыть — акт от­кры­ва­ния ста­но­вит­ся по­треб­но­стью. Это мож­но сде­лать кон­серв­ным но­жом или, до­пус­тим, клю­чом, яв­ляю­щи­ми­ся в этой си­туа­ции кон­крет­ны­ми цен­но­стя­ми. Аб­ст­ракт­но­го по­ня­тия для это­го не су­ще­ст­ву­ет, кро­ме по­ня­тия, воз­мож­но, «от­кры­ва­ние». Это по­ня­тие уже при­ме­ни­мо от­нюдь не толь­ко к бан­кам с едой, но и к «две­ри», «тай­не», «Аме­ри­ке».

Есть и бо­лее уни­вер­саль­ные по­ня­тия сле­дую­ще­го уров­ня, к при­ме­ру, для то­го, что­бы «по­есть», нуж­но «от­крыть» клю­чом, а «клю­ча» нет. То­гда его нуж­но, до­пус­тим, «ку­пить». Воз­ни­ка­ет цен­ность «день­ги», ко­то­рая са­ма по се­бе во­об­ще ни­ка­кой из ба­зо­вых по­треб­но­стей не удов­ле­тво­ря­ет, но ко­то­рая при ис­поль­зо­ва­нии спо­соб­на и бан­ку от­крыть, и безо­пас­ность обес­пе­чить. Она иг­ра­ет не­ма­ло­важ­ную роль и в во­про­сах раз­мно­же­ния, и в со­ци­аль­ном ста­ту­се, и, ис­поль­зо­вав ее, мож­но еще и по­пу­те­ше­ст­во­вать. Эта цен­ность име­ет от­но­ше­ние ко все­му.

Но по­зволь­те, ведь ис­поль­зо­ва­ние та­ко­го ин­ст­ру­мен­та мо­жет на­ру­шить ба­ланс удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей; к при­ме­ру, ес­ли все ис­т­ра­тить на еду, так на­ру­шит­ся безо­пас­ность… Воз­ни­ка­ет но­вая цен­ность: «ме­ра». Или из­бы­точ­ное ко­ли­че­ст­во де­нег мо­жет по­вли­ять на от­но­ше­ния в со­циу­ме не­га­тив­но, воз­ни­ка­ют цен­но­ст­ные по­ня­тия «скром­ность» и про­ти­во­пос­тав­ляе­мая ей «жад­ность», а для прин­ци­па ком­форт­но­го ба­лан­са от­но­ше­ний в со­циу­ме — по­ня­тие «спра­вед­ли­вость».

А еще у че­ло­ве­ка есть по­треб­ность чув­ст­во­вать се­бя хо­ро­шо во всех от­но­ше­ни­ях. Есть цен­но­сти «сча­стье», «доб­ро». Еще ему нуж­но ощу­тить се­бя со­при­ча­ст­ным, и воз­ни­ка­ет «пат­рио­тизм». Нуж­но по­ни­мать этот мир как ра­зум­ный, воз­ни­ка­ет по­ня­тие «Бог» или «Выс­шие си­лы»…

От­дель­но нуж­но упо­мя­нуть, что не­ко­то­рые цен­но­ст­ные по­ня­тия, имею­щие от­но­ше­ние к не­по­сред­ст­вен­ным дей­ст­ви­ям, ви­дят­ся на­ми как об­ра­зы. И по­это­му под­хо­дят в ка­че­ст­ве уни­вер­саль­ных изо­бра­же­ний, сим­во­лов, ко­то­рые на­прав­ля­ют на­ши мыс­ли в оп­ре­де­лен­ное рус­ло: схе­ма­ти­че­ский че­ло­век — про­ход или пе­ре­ход, ключ — ме­сто для от­кры­ва­ния, вол­ни­стая ли­ния — во­да, и так да­лее — и эти об­ра­зы еди­ны для всех лю­дей вне за­ви­си­мо­сти от язы­ка. Это ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в рек­ла­ме… Но об этом позд­нее.

Важ­но за­ме­тить, что, точ­но так же как это бы­ло и с по­треб­но­стя­ми, выс­шие цен­но­сти об­ла­да­ют боль­шей управ­ляю­щей со­став­ляю­щей, чем низ­шие. То есть воз­дей­ст­вие на них за­тра­ги­ва­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во низ­ших цен­но­стей, но по­след­ние об­ла­да­ют боль­шим энер­ге­ти­че­ским по­тен­циа­лом, по­то­му что от их на­ли­чия за­ви­сит и на­ли­чие цен­но­стей, по­ро­ж­ден­ных ими, и их энер­ге­ти­че­ское об­слу­жи­ва­ние. Уп­ро­щен­но это вы­гля­дит так: ес­ли у че­ло­ве­ка нет ма­ши­ны, то ему не ну­жен и га­раж, а ес­ли сго­рел га­раж, то в нем про­па­ла не толь­ко ма­ши­на.

При этом, как уже го­во­ри­лось, мы са­ми ни­ко­гда не смо­жем ска­зать, с ка­кой по­треб­но­стью и в ка­ких де­та­лях свя­за­но то или иное по­ня­тие. И по­то­му, что сис­те­ма слиш­ком слож­на, и по­тому, что она за­ви­сит от об­стоя­тельств. Ока­за­лись вы на не­оби­тае­мом ост­ро­ве вда­ли от лю­дей — ну и за­чем вам справ­ка о до­хо­дах?

По­это­му мы про­сто «ощу­ща­ем цен­ность» то­го или ино­го имею­ще­го­ся у нас по­ня­тия при­ме­ни­тель­но к си­туа­ции и в за­ви­си­мо­сти от это­го ду­ма­ем и ве­дем се­бя.

Итак, еще один важ­ный для нас про­ме­жу­точ­ный вы­вод: мы, лю­ди, не име­ем прак­ти­че­ско­го осоз­на­ния все­го спек­тра соб­ст­вен­ных те­ку­щих по­треб­но­стей — он про­яв­ля­ет­ся для на­ше­го соз­на­ния в ви­де из­ме­не­ния си­туа­ци­он­ной зна­чи­мо­сти цен­но­стей, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых по­зво­ля­ет ком­плекс­но удов­ле­тво­рить зна­чи­тель­ное чис­ло ба­зо­вых и вто­рич­ных по­треб­но­стей. При этом са­ми цен­но­сти вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве ар­хе­ти­пи­че­ских по­ня­тий.

Что оз­на­ча­ет сло­во «ар­хе­ти­пи­че­ский» или «ар­хе­тип» ?

По­ня­тие это вос­хо­дит еще к Пла­то­ну, Фи­ло­ну Алек­сан­д­рий­ско­му и пер­во­на­чаль­но оз­на­ча­ло иде­аль­ные «идею», «об­раз» в бес­те­лес­ной фор­ме. За­тем оно ис­поль­зо­ва­лось Юн­гом, ко­то­рый под­ра­зу­ме­вал под ним об­щие мо­ти­вы, идеи, схе­мы, со­став­ляю­щие кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное и об­щие для всех лю­дей.



По­это­му в на­шем, не­мно­го рас­ши­рен­ном, по­ни­ма­нии, ар­хе­ти­пи­че­ское по­ня­тие — это по­ня­тие, ко­то­рое по­зво­ля­ет удов­ле­тво­рить ту или иную по­треб­ность стан­дар­ти­зо­ван­ным, вы­ра­бо­тан­ным са­мой куль­ту­рой и кол­лек­тив­ным соз­на­ни­ем спо­со­бом.

В этом от­но­ше­нии «ин­ст­ру­мент для от­кры­ва­ния» бу­дет ар­хе­ти­пич­ным по от­но­ше­нию к по­треб­но­сти «от­крыть». Его мож­но сим­во­ли­зи­ро­вать ар­хе­ти­пи­че­ски­ми же в дан­ном слу­чае сим­во­ла­ми две­ри или клю­ча. По­ня­тие «еда» и сим­во­лы лож­ки, вил­ки или крен­де­ля — ар­хе­ти­пи­че­ские по от­но­ше­нию к по­треб­но­сти «по­есть» и так да­лее.

Ар­хе­ти­пи­че­ский об­раз мо­жет во­пло­щать­ся, оп­ред­ме­чи­вать­ся, то есть быть на­кла­ды­вае­мым на са­мые раз­ные кон­крет­ные пред­ме­ты, при по­мо­щи ко­то­рых мы на­де­ем­ся удов­ле­тво­рить ка­кую-ли­бо кон­крет­ную по­треб­ность, де­лать­ся оп­ред­ме­чен­ным ин­ст­ру­мен­том. Он мо­жет быть на­ло­жен и на лю­дей, жи­вых и ушед­ших в ис­то­рию, — к при­ме­ру, Не­фер­ти­ти для на­шей куль­ту­ры ар­хе­ти­пич­на по от­но­ше­нию к по­треб­но­сти на­блю­де­ния «кра­со­ты», как и са­мо по­ня­тие «кра­со­та», вер­нее его не­боль­шая часть.

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 512

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!