Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Августовские события 1991г., их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране



Распад СССР – событие всемирно-исторического значения, многообразие сложных и противоречивых последствий которого еще не получило адекватного отражения в исторической науке. Между тем кризисное состояние современного российского социума диктует необходимость формирования реалистичного взгляда на действительность и анализа истоков существующих здесь проблем, что является обязательной предпосылкой их эффективного решения. Сказанное в полной мере относится и к сфере общественного сознания новой России. К осени 1990 г. Уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее – и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны – не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. Ключевых проблем:

· проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

· проблема создания рыночной экономики;

· проблема федеративного договора.

Три названные выше проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса. С точки зрения политического анализа год с осени 1990 г. до зимы 1991 г. делится на три части:

* период до подписания 23 апреля 1991 г. Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) документа, известного как «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между председателем Верховного Совета России Б. Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и президентом СССР М. Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже независимости.

* период, с конца апреля 1991 г., отмеченный своего рода «перемирием», казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать к использованию консервативных сил для создания «противовеса» Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот.

* период после провала путча 19-21 августа 1991 г., когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрету КПСС. Менее чем за четыре месяца на месте прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое геополитическое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).

Политические, экономические, социальные процессы. Августовский кризис 1991 г., открывший этап прямого развала СССР, снял противостояние российской и союзной властей. Вместе с тем руководство России оказалось в ситуации, когда союзный центр, на который можно было свалить всю вину за углубление кризиса, уже не служил препятствием для проведения реформ. Выбору антикризисной стратегии экономического развития Российской Федерации руководство России уделяло в этих условиях первостепенное внимание. 1991 год – последний год существования СССР – стал периодом, когда резко сократились основные показатели развития экономики страны. На 11% сократился национальный доход, на 13% – объем валового внутреннего продукта. Сокращения производства произошли и в промышленном, и в аграрном секторах экономики. Особенно опасным было сокращение почти на четверть зерна. Кризис испытывали и наши внешнеэкономические отношения. Внешнеторговый оборот за 1991 г. Сократился на 37%, при этом снижение экспорта составило 35%, а импорта – 46%. Ситуацию в экономике страны серьезно осложняла и политика властей в социальной сфере, приводившая к росту не обеспеченных реальными продуктами доходов населения. Несмотря на падение производства, денежные доходы населения выросли в 2 раза, прибыль предприятий в 1,9 раза. В результате выпуск денег в обращение за 1991 г. В 4,4 раза превзошел размеры предшествующего года, что значительно обострило ситуацию на потребительском рынке. Основная часть продуктов питания и потребительских товаров перешла в разряд дефицитных. Рубль не имел ни товарного, ни золотовалютного обеспечения, что приводило к его ослаблению, дальнейшему нарастанию дефицита, стремлению населения избавится от неустойчивой национальной валюты. Все большее хождение получает американский доллар, используемы в качестве твердой валюты. Многие предприятия во взаимных отношениях отказываются от использования рубля и переходят на бартерный обмен товарами. Всеобщий дефицит приводит к тому, что в ряде городов осуществляется переход к талонно-карточной системе распределения продовольственных товаров и товаров народного потребления. Региональные власти стремятся закрыть потребительский рынок своих регионов от жителей соседних областей. Ограничение межрегионального обмена вело к началу распада единого экономического пространства России. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сфере продовольственного обеспечения населения. На начало 1992 г. около 60 регионов страны не имели достаточных продовольственных запасов зерна. При потребности населения 5 млн. т зерна в месяц страна обладала ресурсами продовольственного зерна только в 3 млн. т в месяц. Для спасения населения от голода необходимы были закупки зерна за границей, что требовало серьезных финансовых ресурсов. Внешний долг страны в 1991 г. вырос до 76 млрд. долл. За 1989-1991 гг. из страны было вывезено более 1000 т золота. Остаток золота в государственных хранилищах составлял лишь 289,2 т.

Национальные процессы. Непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Неспособность центральных властей справится с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Недовольство усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. Переход к ответственной политике в сфере внутрифедеративных отношений был ознаменован достаточно энергичной попыткой разрыва с предыдущим этапом. Однако безболезненного перехода не получилось; в конечном счете, здесь сложился комплекс запутанных проблем, в их числе был и «завязанный» именно осенью 1991 г. Чеченский «узел». Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.



Просмотров 2096

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!