Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Типы стратификационных систем



Характер социального расслоения, способы его детермина­ции и воспроизводства в своем единстве образуют то, что соци­ологи называют стратификационной системой. В историчес­ком плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характе­ризуют закрытые общества, а четвертый тип — открытое обще­ство. В данном контексте закрытым считается такое общество, 131

где социальные перемещения из одной страты в другую полностью запрещены, либо существенно ограничены.Оттым называется общество, где переходы из низших страт в шие официально никак не ограничены (6.7).

1. Рабство — форма максимально жесткого закрепления. дей в низших стратах. Это единственная в истории форма ее альных отношений, когда один человек выступает собственна тью другого, лишенный всяких прав и свобод.

2. Кастовая система— стратификационная система, пре лагающая пожизненное закрепление человека за определена стратой по этническо-религиозному или экономическому приза ку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отвод лось строго определенное место в общественной иерархии. Э место детерминировалось особой функцией каждой касты в ей теме разделения труда. В Индии, где кастовая система получи наибольшее распространение, существовала детальная регламе тация видов деятельности для каждой касты. Поскольку прина лежность к кастовой системе передавалась по наследству, вс можности социальной мобильности здесь были ограничены.

3. Сословная система — стратификационная система, пре полагающая юридическое закрепление человека за той или инб стратой. Права и обязанности каждого сословия определялис законом и освящались религией. Принадлежность к сословию^ основном передавалась по наследству, но в виде исключен^ могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В 1Д лом для сословной системы была характерна разветвления иерархия, которая выражалась в неравенстве социального пол жения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общее] предусматривала деление на два высших сословия (дворяне! и духовенство) и непривилегированное третье сословие (куш ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьер были достаточно жесткими, социальная мобильность сушестц вала, главным образом, внутри сословий, включавших множ ство чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличие < кастовой системы, иногда допускались межсословные брак] индивидуальные переходы из одной страты в другую.



4. Классовая система — стратификационная система отк( того типа, не предполагающая юридического или какого-лй другого способа закрепления индивида за определенной с' той. В отличие от предшествующих стратификационных систем 132

закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а так­же уровнем получаемых доходов.

Классовая система характерна для современного индустри­ального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собствен­ности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и клас­совой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из кото­рых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

физико-генетическая стратификационная система, в ос­нове которой лежит ранжирование людей по естественным при­знакам: полу, возрасту, наличию определенных физических ка­честв — силы, ловкости, красоты и др.;

этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, воен­ных, административно-хозяйственных), по возможностям моби­лизации и распределения ресурсов, а также по тем привилеги­ям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;

социально-профессиональная стратификационная систе­ма, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помо­щи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность вы­полнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в го­сударственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения науч­ных степеней и званий и т.д.);



культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой ин­формации, неравных возможностей отбирать, сохранять и ин­терпретировать эту информацию (для доиндустриальных об- 133

ществ характерно теократическое манипулирование инфор\ ей, для индустриальных — партократическое и для постиндуе

риальных — технократическое);

культурно-нормативная стратификационная система,' которой дифференциация построена на различиях в уважении;! престиже, возникающих в результате сравнения существующие! норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальны! группам (отношение к физическому и умственному труду, потрв бительские стандарты, вкусы, способы общения, профессий нальная терминология, местный диалект, — все это может слу жить основанием ранжирования социальных групп);

социально-территориальная стратификационная систе ма, формирующаяся в силу неравного распределения ресурса между регионами, различий в доступе к рабочим местам, лью, качественным товарам и услугам, образовательным и к

турным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно реплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессис нальная иерархия в виде официально закрепленного разделена труда не только выполняет важные самостоятельные функци для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывав значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтому исследование стратификации современной! общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либ одного типа стратификационной системы.

6.6. Стратификация современного российского общества

В процессе развития демократических и рыночных рефор социальная стратификация российского общества претерпе^

значительную трансформацию.

Во-первых, коренным образом изменился сам характер ст тификационной системы. Если в советском обществе преобла ли черты этакратической системы, построенной на властнь иерархиях и формальных рангах, то в современном российсю обществе формулирование стратификационной системы прои ходит на экономической основе, когда главными критерия» становятся уровень доходов, владение собственностью и "г можность осуществлять самостоятельную хозяйственную

тельность. 134

Во-вторых, сложился довольно многочисленный предприни­мательский слой, Высшие представители которого не только со­ставляют существенную часть хозяйственно-экономической эли­ты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру это­го слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие эко­номической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.

В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-професси­ональную стратификационную систему. Так, резко возрос пре­стиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковс­кой, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т.д.).

В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советского государ­ства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время —до двадцати пяти.

В-пятых, несмотря на существенную социальную поляр­ность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и пред­приимчивые социальные категории (предприниматели, менед­жеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-техничес­кой интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.). Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заин­тересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической де­мократизации общества.

Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлага­ются самые различные теоретические схемы, объясняющие рас­слоение современного российского общества. Наибольшее при­знание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т.Н. Заславской на базе данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, проводимых Всероссийским 135

центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в дине 90-х гг.

В стратификационной структуре современного российс общества Т.И. Заславская выделила четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитш субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе 1 сударственного управления, в экономических и силовых стд| турах. Это — политические лидеры, верхушка государственно аппарата, значительная часть генералитета, руководители щ мышленных корпораций и банков, преуспевающие предприв матели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. В^ ний слой почти на 90%- представлен мужчинами молодого | среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети ей представителей имеют высшее образование. Уровень доходи этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в б—­раз — доходы базового слоя.

Таким образом, верхний слой обладает самым мощным эк номическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой (18%занятого населения) состоит из мелких средних предпринимателей, полупредпринимателей, менедж" ров средних и небольших предприятий, представителей среди го звена государственного аппарата, администраторов непров водственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуалып профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном се» торе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимуш ственно среднего возраста. Уровень образования представт лей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стра» однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уро1| ню доходов средний слой существенно уступает верхнему слов и соответственно заметно хуже его социальное самочувствий Несмотря на то, что большинство представителей среднего сл<^ не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в по^ ной мере современным требованиям уровнем профессионали ма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматрй вают этот слой российского общества в качестве зародь"^ среднего класса в его западном понимании.

Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономив 136

К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощ­ники специалистов), служащие из технического персонала, основ­ная масса военнослужащих, работники массовых профессий тор­говли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старше­го возраста. Только 25% его представителей имеют высшее обра­зование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в после­дние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различ­ны, их модель поведения в переходный период достаточно сход­на: это приспособление к изменяющимся условиям с целью вы­жить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой (10% занятого населения) обладает наимень­шим профессионально-квалификационным и трудовым потен­циалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриаль­ных отраслях и 25% — в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных кате­горий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 жи­вут за чертой бедности, из них четверть — за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против ре­форм, а 1/3 считает, что стране нужна диктатура.

Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголи­ки, бомжи, бродяги,, криминальные элементы и т.д. Однако эм­пирически идентифицировать эти группы не удалось, что связа­но сих десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминаль­ные структуры.

Несколько иную модель стратификационной системы совре­менного российского общества предлагает известный социолог М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы:

 

Несколько иную модель стратификационной системы совре­менного российского общества предлагает известный социолог М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы:

· «общероссийские элитные группы», обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федераль­ном уровне;

· «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

· «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, обеспечивающие западные стандарты поведения и притязания на повышение социального статуса;

· «динамичный средний класс», проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления;

· «аутсайдеры», характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;

· «маргиналы», отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения;

· «криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.

6.7. Социальная мобильность

Социальная мобильность — это изменение индивидом ;

группой своей позиции в социальном пространстве. По напр лениям социальных перемещений различают вертикальную! горизонтальную социальную мобильность.

Вертикальная мобильность означает такое социальное пе] мещение, которое сопровождается повышением или пония 138

нием социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую — нисходящей мобильностью. Горизонталь­ная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса (например, пере­ход на другую работу в той же должности, смена места житель­ства и т.д.).

В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную и групповую мо­бильность. Первая характерна для стабильно развивающегося общества, вторая связана с кардинальными переменами в обще­стве, когда происходит изменение статуса целых социальных групп или классов. Так, в современном российском обществе наблюдается снижение социального статуса некогда престиж­ных профессиональных групп и одновременно появление новых высокооплачиваемых групп, совершающих быстрое восхожде­ние по иерархической социальной лестнице.

Некоторые социологи выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравни­тельное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером), вторая — из­менение статуса в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность позволяет судить о степени перехода неравенства от одного поколения к другому. Если такая мобильность невы­сока, то это означает, что неравенство в данном обществе пусти­ло глубокие корни и у человека мало шансов изменить свою судьбу. В случае высокой межпоколенной мобильности люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям.

Для количественной оценки процессов социальной мобиль­ности обычно используют показатели ее скорости и интенсивно­сти. Один из авторов теории стратификации П. Сорокин (2.7) определял скорость мобильности как вертикальную соци­альную дистанцию, которую индивид проходит в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Приве­дем пример. Два молодых специалиста после окончания инсти­тута приходят на работу. В течение пяти лет один из них стано­вится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней. 139

Под интенсивностью мобильности понимается число видов, меняющих социальные позиции в вертикальном или 1 ризонтальном направлении за определенный промежуток вре» ни. Число таких индивидов в какой-либо социальной общнос дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в ( щей численности данной социальной общности показывает о носительную мобильность.

Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрев взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого исполь ется совокупный индекс мобильности для данной социальн общности. Таким путем можно сравнить одно общество с д] гим и выяснить, в каком из них показатели мобильности вые Такой индекс может быть рассчитан для экономической, гп фессиональной или политической области деятельности.

Социальная мобильность — важная характеристика общест показатель степени его открытости. В открытом обществе высок ценится достигнутый статус (3.3) и существуют относительн широкие возможности для перехода из одной социальной груши в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предпн санному статусу (3.3) и всячески затрудняет переходы из однс социального слоя в другой. Примером социальной стратифи» закрытого типа может служить кастовая система в Индии, рая юридически была отменена лишь в 1950 г.

Современное общество предполагает подвижную систе» стратификации и характеризуется высокими показателями сои альной мобильности. Это связано прежде всего с потребноет ми социально-экономического и научно-технического развип с необходимостью постоянного притока на ключевые сои альные позиции высокообразованных специалистов и професс оналов, способных «генерировать идеи» и решать сложные за/ чи управления общественными процессами.

Возможности социальной мобильности зависят как от сои ально-политической и экономической организации общества, т и от самого индивида, его способностей и личностных качео Способы преодоления барьеров в процессе социальных перек щений называют каналами социальной мобильности. Основа из них — получение образования, повышение квалификации, п литическая карьера, предпринимательская деятельность, воин кая служба, социально-территориальные перемещения (миг ция), изменение социального окружения.-брак с представи более высокой статусной группы и др. 140

В современном обществе особое значение приобретает обра­зование, институты которого выполняют роль своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобиль­ность. Эта роль значительно возрастает в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информа­ционному), где научные знания и информация становятся реша­ющим фактором экономического и социального развития.

Процессы, связанные с высокой мобильностью в обществе, могут порождать определенные проблемы и противоречия. Пе­реход на более высокую социальную позицию приводит не толь­ко к получению благ и привилегий, но и к росту ответственнос­ти. Не все люди морально готовы к повышению социального статуса, поскольку это предполагает новые обязанности и до­полнительные нагрузки. Довольно проблематичен и сам процесс освоения новых манер, принятых в данной социальной группе, этикета и типов взаимоотношений. Не все могут приспособить­ся к новой ситуации, а это приводит к стрессам и снижению ка­чества исполнения социальной роли.

Кроме того, индивид, добившийся высокого статуса в обще­стве, испытывает страх перед возможностью социального паде­ния, утраты достигнутых социальных позиций. Статусное бес­покойство наиболее характерно для представителей среднего класса, ряды которого пополняют преимущественно выходцы из низших слоев общества.

По причине социальной мобильности распадаются многие первичные группы (3.7). Так, если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером и начинает руководить дей­ствиями своих товарищей, то дружеские связи и отношения по­чти немедленно прекращаются.

Особенно негативные последствия для индивида имеет нис­ходящая вертикальная мобильность. Социальное падение разры­вает первичные связи с друзьями, многими родственниками, мо­жет разбивать семьи, возводить барьеры между родителями и детьми.

Социальная мобильность может сопровождаться маргиналь-ностью, под которой понимается «пограничное», промежуточ­ное, структурно неопределенное состояние социального субъек­та. К маргиналам (от лат. таг^таИз — находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы при­вычных социальных слоев и находящиеся на границах соци­альных слоев и структур. 141

Среди маргинален могут быть этнамаргиналы, появивв еся в результате миграции в чужую этническую среду; би маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы ,< стороны государства; социомаргиналы, связанные с незав^ шенностью социального перемещения; экономические марг, налы, порожденные потерей работы и материального благоц лучия; политические маргиналы, утратившие общепринята нормы и ценности политической культуры; религиозные марг налы, стоящие вне традиционных конфессий и др. В целс маргиналы испытывают большое психологическое напряжен) и переживают своеобразный кризис самосознания, связанна с утратой социальной идентичности. У них могут проявлять» такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, а рессивность, стремление обойти закон и т.д. Процессы марл нализации получили заметное распространение в современно российском обществе, что способно привести к его дестабд лизации.

В настоящее время в России значительные масштабы прис рел такой вид социальной мобильности, как миграция — пр цесс перемещения людей, связанный с изменением места ж тельства.

Выделяют три основных фактора, способствующих переме места жительства: выталкивание, притяжение и пути миграци

1. Выталкивание вызывается тяжелыми условиями суще ствования индивида в его родных местах. Это связано с серье ными социальными потрясениями, такими как межнационал ные конфликты, войны, экономические кризисы, стихийш бедствия и т.д. Индивидуальная миграция обусловлена ча всего личными проблемами (неудача в карьере, одиночество, 1 подходящий климат и т.п.).

2. Притяжение — это совокупность привлекательных с рон или лучших условий для проживания в других местах (в пример, регионы, где более высокая оплата труда, где больп политическая стабильность, где можно занять более высок социальный статус и т.п.).

3. Пути миграции—это характеристика передвижения м ранта из одного географического места в другое. Она включ;

в себя степень доступности попадания мигранта, его багажа| семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров пути (информационная неосведомленность, дороговизна прс да, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.). 142

Миграция подразделяется на безвозвратную (с окончатель­ной сменой постоянного места жительства), временную (пересе­ление на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезон­ную (перемещение в определенные периоды года), маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы сво­его населенного пункта). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). К внешней относятся эмиграция (вы­езд граждан из своей страны) и иммиграция (въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство).

До определенных пределов все виды миграции считаются есте­ственными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (напри­мер, выезд молодежи и «старение населения», преобладание муж­чин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), не­хватке или, наоборот, избытку рабочей силы, неконтролируемому росту городов, негативным изменениям социокультурной среды ре­гиона и многим другим последствиям.

Таким образом, социальная мобильность может принимать са­мые различные формы и порой носить противоречивый характер. Если общество позволяет индивидам двигаться вверх по социаль­ной лестнице, относительно свободно преодолевая барьеры меж­ду слоями, то это вовсе не означает, что всякий человек, обладаю­щий талантами и мотивацией, может легко преодолеть этот путь. Не каждый способен адаптироваться к новой социальной группе, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой но­вый статус. И тем не менее свободное перемещение в социальном пространстве — единственный путь развития для сложного об­щества, в противном случае его ожидает рост напряжения и кон­фликтов во всех сферах общественной жизни.

6.8. Гражданское общество и государство

Под гражданским обществом понимается:

• человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударствен­ные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

• совокупность негосударственных — экономических, поли­тических, социальных, семейных, национальных, духовных, ре­лигиозных, нравственных и других отношений; 143

• сфера самопроявления свободных индивидов и добров сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражде ная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государствен»

власти. .Я Гражданское общество, будучи продуктом буржуазной эпохи^

формировалось преимущественно снизу, как результат раскрепо-Д щения индивидов, их превращения из подданных государства -яй свободных граждан-собственников, обладающих чувством лич-:| ного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. |

Одним из первых, кто попытался провести разграничение понятий «гражданское общество» и «государство», был янг-Ц лийский философ Дж. Локк (1632—1704). В его трактовке го*| сударство вправе претендовать лишь на тот объем полномочий,! который санкционирован общественным договором между;

гражданами. Также в рамках концепции общественного дого-':

вора различал эти понятия Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), который! противопоставлял государство («политическое тело») и ассо­циацию граждан как феномены, имеющие собственную специфику.

В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило|

развитие в работах Г. Гегеля и К. Маркса. В гегельянской трак-| товке гражданское общество предстает как совокупность лиц,;' групп, сословий и институтов, взаимодействие которых обус-| ловлено их частными интересами. При этом оно должно опреде"? пяться государством, которое только одно в состоянии выразить^

и реализовать общий интерес. |

К. Маркс рассматривал гражданское общество как «подлин-г ный источник и театр всей истории». Поэтому объяснение поли-в тических событий, изменение в праве и культуре необходимо! искать в развитии структур гражданского общества. Государства' с его бюрократическим аппаратом противостоит гражданскому! обществу, суть которого — человек с его свободными, негосу! дарственными ассоциациями и объединениями. В конечном счЫ те, государство должно определяться гражданским обществом, не наоборот, как считали гегельянцы.

В современных условиях гражданское общество выступав как многообразие не опосредованных государством взаимоотнс шений свободных и равноправных индивидов в условиях рын и демократической правовой государственности. В отличие 144

государственных структур в гражданском обществе преоблада­ют не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами граждан­ского общества являются негосударственные предприятия:

кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйствен­ные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

^ семью как определяющую социальную ячейку гражданс­кого общества, в которой пересекаются индивидуальные и об­щественные интересы;

^ общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов раз­личных групп гражданского общества;'

^ органы общественного самоуправления по месту житель­ства и работы;

^ механизм выявления, формирования и выражения об­щественного мнения, а также разрешения социальных кон­фликтов;

^ негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках кон­ституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свобо­ду мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это пред­полагает:

^ признание естественного права человека на жизнь, сво­бодную деятельность и счастье;

^ признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;

^ утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; 145

^ создание равенства шансов для всех субъектов эконоь

ческой и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимоде ствует с правовым государством, основные функции которог

сводятся к следующему:

^ выработка общей стратегии общественного развития;

^ определение и обоснование приоритетов, темпов, пропс ций развития экономических и социальных сфер общества;

^ стимулирование общественно полезной деятельное граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;

^ демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;

^ защита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные^! сдвиги в направлении формирования гражданского обществаД Приватизация собственности, политический плюрализм, утвер>| ждение свободомыслия — все это позволило создать необходйй мую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее каче! ственные характеристики во многом имеют низкий уровень! Многие отечественные социологи приходят к выводу, что суще»! ствующие в России политические партии не способны эффект тивно выполнять функцию посредника между властью и обще| ством, что уровень социальной ответственности бизнеса! невысок, что степень защищенности трудовых прав наемных ра| ботников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т.д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительнь

трудностей на пути построения гражданского общества в Ро сии, имеющих как объективный, так и субъективный характе Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жи ни в российском обществе, другая — с упрощенными предста лениями о природе и механизмах формирования гражданског общества в постсоциалистических странах, с недооценкой рол

государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающи

что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно б институционализации российского социума, наведения элеме тарного порядка, формирования целостной системы демократ ческих правовых норм, способных регулировать важнейш сферы социальной жизни. 146

6.9. Общественное мнение как институт гражданского общества

Общественное мнение — это совокупность суждений, пред­ставлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный. В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискус­сий по широкому кругу тем (такого рода информация — своеоб­разный «барометр» самочувствия общества). Во втором значе­нии общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему соци­ально-организованных и социально-значимых суждений и оце­нок. Причем, организованных не только «извне» (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюра­лизм), но и «изнутри» (символы, ценностные образцы, стереоти­пы, установки и т.д.).

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, кон­сультативную и директивную.

Экспрессивная функция самая широкая по своему содержа­нию; она связана с выражением определенной позиции обще­ственности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных госу­дарственных институтов и структур. Эта функция позволяет об­щественному мнению, а следовательно и гражданскому обще­ству, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения выражает­ся в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения име­ют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдумов или плебисцитов). 147

Будет ли контроль общественного мнения над властью дейс ным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени;

мократизации политического режима, развитости институтов гра данского общества, уровня политической культуры граждан, способности принимать активное участие в жизни общества.

Важным представляется вопрос о соотношении обществ» ного мнения и общественного сознания. Под последним по! мается совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих ] альное общественное бытие. В качестве форм общественной сознания выделяют политические идеи, правосознание, морадй науку, искусство, религию и т.д. Было бы неправомерно отожде ствлять общественное мнение с какой-либо одной формой об щественного сознания, ибо оно выносит суждение по всем воп росам — политики, морали, права, искусства, религии и т.д Поэтому общественное мнение может рассматриваться как са мостоятельная форма общественного сознания, которая отлича ется от других своей всеохватностью и универсальностью. ,

Общественное мнение отражает конкретное состояние обще ственного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем про являются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, об-| щностей, их отношение к проблемам общественной жизни.

Социологи отмечают три необходимых условия функцио! рования и развития общественного мнения.

1. Общественная значимость, актуальность проблемь темы, события. Общественное мнение формируется и получае развитие только в отношении тех вопросов, которые имеют важ-И ное практическое значение для многих людей, затрагивают ий1 экономические, политические и духовные интересы. ;|

2. Дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рас^ смотрения общественности становятся, как правило, проблемы^ предполагающие различия в оценках и мнениях, заключающи в себе моменты дискуссионное™ (не спорят о том, стоит ли раз вивать экономику; вызывают споры такие вопросы, как ввоз страну ядерных отходов).

3. Необходимый уровень компетентности. Обсуждение кап го-либо важного вопроса может не состояться, если люди не с падают элементарной осведомленностью относительно соде жания данной проблемы.

Таким образом, общественным является не любое коллект ное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям циальной значимости, дискуссионное™ и компетентности. 148

Социологи выделяют два основных источника формирова­ния и развития общественного мнения. Первый — это непос­редственное наблюдение за окружающим, одобрение или пори­цание тех или иных действий, решений или высказываний. Это во многом стихийно складывающийся и практически неподдаю­щийся регуляции источник общественного мнения.

Второй источник общественного мнения — это средства массовой информации, которые оказывают целенаправленное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Выполняя функцию социального контроля, средства массовой информации выступают как главный инструмент формирования обществен­ного мнения, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, социальные установки и образцы поведения. Учитывая важную роль средств массовой информации в жизни общества, их иногда называют «четвертой властью».

Если средства массовой информации являются рычагами фор­мирования и выражения общественного мнения, то в качестве его субъекта выступают социальные группы и общности, политичес­кие партии и общественные организации, общество в целом, меж­дународная общественность. В итоге общественное мнение пред­ставляет собой синтез суждений и оценок, образующих новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Следует также иметь в виду, что массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что общественное мнение формируется на ос­нове как достоверной информации, так и непроверенных сведе­ний или ложных представлении. В случае недостатка объектив­ной информации люди компенсируют ее слухами, догадками, домыслами и т.д.

Важное значение общественного мнения как института граж­данского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действуют более двух десят­ков центров по изучению общественного мнения. Наиболее извест­ные среди них — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Уох рориН Б. Грушина, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

Как показывают результаты социологических исследований, по мере демократизации российского общества роль обществен­ного мнения значительно возрастает. Оно становится одним из главных инструментов утверждения ценностей гражданского 149

общества — общества суверенных личностей, наделенных мыми широкими гражданскими и политическими правами, ев бодно выражающих свои мысли и активно участвующих в р шении важнейших вопросов общественной жизни.

Вместе с тем социологи отмечают, что в ряде случаев рс сийское общественное мнение становится объектом манипуп рования со стороны средств массовой информации и стоящих • ними различных политических сил. Одним из механизмов май пулирования общественным мнением является привлечет внимания только к определенным темам. В результате информа^| ционная картина не отражает реального положения дел, а фик-| сирует лишь то, что отвечает социальному заказу тех или иных! влиятельных политических ..группировок, партийных элит, фи-й нансовых и деловых кругов, контролирующих доступ к сред-|

ствам массовой информации. I Решение проблем, порожденных манипулированием обще-|

ственным мнением, непосредственно связано с развитием ин-я статутов гражданского общества, способных поставить под об-| щественный контроль средства массовой информации, защитить! их от негативного воздействия со стороны различных финансо-'2 вых и политических сил, добиться использования, информации I на благо всего общества. й

6.10. Социальные изменения. Реформы и революции

Понятие «социальные изменения» является исходным для ^ описания динамических процессов, происходящих в обществе. 5 Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает* широкий круг разнообразных социальных перемен безотноси-^ тельнок их направленности. В самом широком смысле под со-1 циальными изменениями понимается переход социальных сие-, тем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. | Социологи выделяют четыре вида социальных изменений: 1

структурные социальные изменения (касающиеся струк-| тур различных социальных образований — семьи, малой| группы, массовых общностей, социальных институтов и орга-^ низаций, социальных слоев, социально-классовых образований и др.);

процессуальные социальные изменения (затрагивающие со циальные процессы, отражающие отношения солидарности, на 150

пряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

функциональные социальные изменения (касающиеся функ­ций различных социальных систем, структур, институтов, орга­низаций и т.д.);

мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельнос­ти; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество соци­альные изменения подразделяются на эволюционные и револю­ционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, ча­стичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобра­зованию тех или иных сторон общественной жизни. Соци­альные реформы, как правило, не затрагивают основ социаль­ной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая полити­ческая партия (в условиях демократии) или группа политичес­ких лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от револю­ций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государ­ственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент поли­тической, экономической и других систем, общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, созда­ющих необходимую нормативную базу. Затем происходят пере­мены в институциональной области — формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформи­руются функции существующих социальных институтов и т.д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредую-щую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества. 151

Под революционными понимаются относительно бысп (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные \ образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния^ другое.

Социальная революция — предмет острых дискуссий и сп ров в социологии и других общественных науках. Болыпинст социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение естественного хода истории. В свою очередь марксисты ра смагривают революции как закономерное и прогрессивное явле ние в истории человечества, считают их «локомотивами исто рии», «высшим актом политики», «праздником угнетенных \ эксплуатируемых» и т.д.

По мнению ряда современных отечественных социологов^ недопустимо односторонне расценивать либо эволюционную,! либо революционную форму социальных изменений. Это дв различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стс роны социального развития. Они неразделимы и теряют смыс друг без друга, точно также, как и парные философские категс рии: количество и качество, содержание и форма, сущность :

явление, причина и следствие.

Следовательно, революционные, качественные изменения развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как :

эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных I революционных форм общественного развития зависит от конк"» ретно-исторических условий данной эпохи и данной страны^ Современный опыт показывает, что в развитых странах многи социальные проблемы, порождавшие в прошлом революцией ные выступления, успешно решаются на путях эволюционног реформаторского развития.

Общим итогом реформ в странах развитой демократии стад не только изменения в системе власти и управления, но и глуб< кая трансформация самого западного общества. Сложилась мне гоукладная, социально ориентированная рыночная экономив возник многочисленный средний класс, заметно смягчилась ' циальная поляризация общества. Более демократическими ли властные структуры, произошла дифференциация ноет политической и экономической власти, получили развитие ' шения социального партнерства, повысился уровень жизни селения. 152

Все это свидетельствует о том, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государ­стве открываются широкие возможности для проведения глубо­ких общественных преобразований без социально-политических потрясений, массового применения насилия, коренной ломки сложившихся социальных структур.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют опре­деленную совокупность явлений, процессов, последователь­ность которых представляет собой кругооборот в течение како­го-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы

повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, со­циальные циклы: политические кризисы сменяются политичес­кой стабильностью, экономический рост чередуется с экономи­ческим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Многие социальные институты, общности, социально-классо­вые образования и даже целые общества изменяются по цикли­ческой схеме — возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Особая сложность циклических социальных изменений состоит в том, что разные явления и про­цессы в обществе имеют циклы разной продолжительности — от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных струк­тур, явлений, процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой ха­рактер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые счита­ются наиболее простой формой циклических изменений. В каче­стве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологи­ческих инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип явля­ется наиболее сложной формой циклических социальных изме­нений. Он предполагает изменение по формуле: «повторение ^арого на качественно новом уровне». Спиралевидные процес- 153

сы характеризуют социальную преемственность различных колоний. Каждое новое поколение тесно связано с предыду! ми, но в то же время не похоже на них и привносит в сощ альную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем сам1Г общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках ной социальной системы, социологи и культурологи выделг циклические процессы, охватывающие целые культуры и щ лизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-торических типов, одним из создателей которых был росс* кий социолог Н.Я. Данилевский (1822—1885). В западне социологии подобные концепции получили развитие в труда О. Шпенглера (1880—1936) и А. Тойнби (1889—1975).

В теориях культурно-исторических типов делался акцент :

многолинейности развития «естественных» социокультурю систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация име свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре с новные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. Пр этом каждый культурно-исторический тип призван внести со( ственный своеобразный вклад в развитие человечества.

Концепции культурно-исторических типов сформировали? как антиподы линейной теории общественного развития. В а стоящее время социологи также подвергают критике предста] ления об однолинейном характере социальных процессов. Оя подчеркивают, что общество может изменяться самым неожв данным образом. Это происходит, когда социальная система г может восстановить свое равновесие с помощью прежнихмех.низмов, а инновационная активность масс стремится выйти :

рамки всех институциональных ограничений. В результате во никает ситуация, когда перед обществом встает проблема вы& ра из множества вариантов социального развития. Такое разве вление или раздвоение, связанное с хаотичным состояние общества, называется социальной бифуркацией, которая означ ет непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в др гое не всегда носит детерминированный характер. Историчв кий процесс — это веер возможных альтернатив, это многовар! антность общественного развития, источником которой являет) энергия, воплощенная в социальной деятельности людей. И добная точка зрения все больше утверждается в современ^ отечественной социологической науке. 154

6.11. Социальное развитие и социальный прогресс

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты — необратимость, направленность и за­кономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность — те линии, по которым совершается это накопление, закономер­ность — не случайный, а необходимый процесс накопления та­ких перемен.

Принципиально важная характеристика социального разви­тия — период времени, в течение которого осуществляется разви­тие. Необходимо также учитывать, что основные черты социаль­ного развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликголога-ческого направления (2.8) исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социаль­ного явления или процесса. В экономической сфере — это конф­ликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической — борьба антагонис­тических классов и их партий, в духовной — борьба противопо­ложных идеологий, выражающая непримиримость соответству­ющих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты 155

рассматривают как «подвижное равновесие», которое можете носиться к любой социальной системе. Задача институтовко)роля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в " чтобы с помощью правовых норм упорядочивать обществен отношения и тем самым предотвращать социальные конфлив В случае же возникновения конфликтов в обществе необход! урегулироватьих так, чтобы это не дезинтегрировало всюсой

альную систему. '

С понятием «социальное развитие» тесно связано поняй «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает ':. кую направленность социального развития, для которой харай рен переход от низших форм к высшим, от менее совершенные более совершенным. В целом под социальным прогрессом понЯ мается совершенствование социального устройства общества!!

улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общее в социологии традиционно использовались два наиболее обп критерия: 1) уровень производительности труда и благососэ ние населения; 2) степень свободы личности. Однако в сов менных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии ' циального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолз ет сохранять свое значение в качестве показателя, отражающе состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельй ти общества. Хотя при этом необходимо учитывать принцип альные изменения, которые происходят в данных сферах. Т1 по мере формирования и развития постиндустриального обп ства значительно возрастает роль интеллектуального .труда также различных видов деятельности в сфере социального о( печения и обслуживания. Если в индустриальном общее главным показателем благосостояния населения является •v вень потребления, то в постиндустриальном — качество жн измеряемое услугами в области здравоохранения, просвеще образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотноше физического и умственного труда, пропорций сфер занятой показателей благосостояния населения усложняется проб выведения усредненного социально-экономического крш для определения прогрессивности общества. Это требует р боткй специальных систем социальных показателей, ко-могут служить основой для оценки состояния того или общества. Такая работа ведется в настоящее время российсв 156

социологами, в частности, в Институте социально-политичес­ких исследований РАН.

Второй критерий — степень свободы личности — в течение продолжительного времени считался комплексно" отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обще­стве. Однако современные социологические исследования пока­зывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может опре­деляться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономичес­кой и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий соци­ального прогресса — уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального про­гресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и сте­пень освобождения человека от действия стихийных сил приро­ды и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распреде­ления и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта;

средней продолжительности жизни; социальных и политичес­ких прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. От­мечая противоречивый характер становления современной ци­вилизации, социологи считают, что перспективы ее развития бу-Дут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть при­знаны такие изменения, которые способствуют подлинной гар­монии между личностью, обществом и природой. 157

6.12. Социальные конфликты

Социальный конфликт — это противоборство индивидов] групп, преследующих социально значимые цели (распредели ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда оЛ сторона стремится к осуществлению своих интересов и целе ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивн так и негативное воздействие на развитие общества. С од стороны, они являются источником социально-политичес изменений, предотвращая стагнацию общественных сие" стимулируя модификацию социальных отношений, структ институтов. В этом смысле конфликты выступают в качес формы регулирования противоречивых интересов различна групп общества, способствуют разрядке напряженности в || отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несд в себе угрозу дестабилизации общества и могут привестйд катастрофическим последствиям — революциям, война анархии.

Социальные конфликты вызываются самыми различны причинами. Это экономическое и социальное неравенство, фицит жизненных благ (материальных, духовных, престижа и т.д.), неодинаковое положение по отношению к власти, нес падение интересов и целей различных социальных групп, ид логические и политические разногласия, конфессиональна противоречия, несовместимость индивидуальных и обществ ных ценностей и т.д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества рождает свои специфические конфликты. Здесь можно выдвз политические, социально-экономические и национально-эт ческие конфликты.

1. Политические конфликты— это конфликты по пов распределения власти, доминирования, влияния, авторите Они возникают из различий интересов, соперничества и борь в процессе приобретения, перераспределения и реализации ;

литико-государственной власти. Политические конфликты заны с сознательно формируемыми целями по завоеванию:

щих позиций в институтах и структурах политической влас основным политическим конфликтам относятся:

^ конфликты между ветвями власти (законодательной, полнительной, судебной); 158

^ конфликты внутри парламента ;

^ конфликты между политическими партиями и движени­ями;

^ конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявле­ния политического конфликта было длительное противобор­ство между исполнительной и законодательной властью, ко­торое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального собрания и принятие новой Конституции Рос­сии. Однако причины конфликта до конца не были устране­ны, и он перешел на новую стадию своего развития, при­няв форму противостояния Президента и Федерального собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструк­тивное взаимодействие между исполнительной и законода­тельной властью.

2. Социально-экономические конфликты — это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потен­циала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности прежде всего экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потреб­ностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улуч­шения условий жизни, если оно воспринимается как недоста­точное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии «трудовые коллективы — государственная администрация». Наряду с тре­бованиями повышения заработной платы, уровня жизни, лик­видации задолженностей по зарплате и выплате пенсий все чаще выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности. 159

Массовые конфликты в экономической сфере нередко ны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разраб ная правовая база разрешения трудовых споров. Примирите ные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере ев функции, а административные органы в ряде случаев не выпо няют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создан более эффективной законодательной системы регулировав

трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты — это конфлик" возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических 3 национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны с» статусными или территориальными претензиями. В совремев ной России доминирующим фактором конфликтов была идея с^ веренитета территорий, народа или этнической группы. Вплоч до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федер ции почти все регионы боролись за повышение статуса: авт номные области стремились превратиться в республики, респу лики декларировали свой суверенитет и независимость. крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России 1 получения полной государственной самостоятельности ( наиболее яркий пример — конфликт с Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получ;

ли территориальные конфликты, возникающие между близ) проживающими этническими группами (осетино-ингушски дагестано-чеченский конфликты). Следует отметить, что подо ные конфликты умышленно провоцируются различными сила! националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической социально-экономической сферах, в области межнациональя) отношений, представляют собой наибольшую опасность для« щества. В современной России, переживающей трудный пе] ходный период, конфликты стали повседневной реальности Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!