Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 9 часть



Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказыв влияние друг на друга. При этом крайне сложно установить,;

кая из них играет ведущую роль. Марксистская позиция, согг но которой экономическая сфера обусловливает социальные, литические и духовные процессы, неоднократно подвергал критике со стороны многих социологов. Их главный а{ мент — невозможно объяснить причины устойчивости оу обществ и распада других только влиянием производствен отношений. В настоящее время исследователи воздерживав от однозначных оценок ведущей роли той или иной подсист общества. По их мнению, общество может нормально развш ся лишь в результате эффективного и согласованного ф ционирования всех своих основных подсистем — экономичес политической, социальной и духовно-культурной. Недооцв любой из них чревата негативными последствиями для жизне) тельности общества как целостной системы.

При определении социальной структуры общества важно] тановить ее исходные составляющие элементы. С этой позр" социологи выделяют две основные теоретические модели о альной структуры: нормативно-ценностную и категориалЫ Первая представлена структурным функционализмом и пр< кающими к нему социологическими направлениями (2.8). 126

согласно этой модели, основными элементами социальной струк­туры являются нормативно-ценностные образования — соци­альные институты, статусно-ролевые группы и т.п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доми­нирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем са­мым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представ­ляющая собой результат взаимодействия составляющих ее эле­ментов.

Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории — классы, социальные слои, профессиональные группы и т.д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социаль­ной структуры господствующим способом производства и ак­центируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником из­менений в социальной структуре считают технологические ин­новации и полагают, что технический прогресс способен раз­решить все противоречия современного общества.



Существует также исключительно эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профес­сия, доход, образование и т.д.).

Наконец, в социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различ­ные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеет­ся в виду и социально-демографическая, социально-территори­альная, социально-этническая и иная структура общества.

Таким образом, социальная структура общества рассматрива­ется в различных аспектах. Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы .выявить закономерности ее формирования и Развития. Это тем более важно, что именно социальная структу­ра во многом определяет стабильность общества, его качествен­ную характеристику как целостной социальной системы. 127

6.4. Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. вп-ай слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в со альном положении его членов. Социальная стратификацш это система социального неравенства, состоящая из иерарх» ки расположенных социальных слоев (страт). Под стратой пйй мается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерв иерархически организованное социальное пространство, соп логи по-разному объясняют ее природу, причины происхоя ния. Так, марксистские исследователи считают, что в основе < циального неравенства, определяющего стратификационв систему общества, лежат отношения собственности, характе форма владения средствами производства. По мнению стор ников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распр< ление индивидов по социальным стратам происходит в сооп ствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимо от важности их профессиональной деятельности. Согласно 1 рии социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в общее возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. .1 Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметр и критерии. Один из создателей стратификационной тео}! П. Сорокин (2.7) выделял три вида стратификации: 1) эконои ческую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую 1 критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по щ>Ц риям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).



В свою очередь основоположник структурного функций лизма Т. Парсонс (2.8) выделил три группы признаков социальной стратификации:

• качественные характеристики членов общества, котор^

они обладают от рождения (происхождение, родственные са половозрастные особенности, личные качества, врожден

особенности и т.д.);

• ролевые характеристики, определяемые набором ролей,)

рые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, де ность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и 128

• характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведе­ния искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т.д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следую­щие основные критерии социальной стратификации:

^ доход — количество денежных поступлений за определен­ный период времени (месяц, год);

у богатство — накопленные доходы, т.е. количество налич­ных или овеществленных денег (во втором случае они выступа­ют в виде движимого или недвижимого имущества);

^ класть — способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помо­щью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых распростра­няется принимаемое решение;

^ образование — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования из­меряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование — 4 года, неполное среднее об­разование — 8 лет, полное среднее образование — 10 лет);

у престиж — общественная оценка значимости, привлека­тельности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъек­тивный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.-

Доход, власть, образование и престиж определяют совокуп­ный социально-экономический статус, который является обоб­щенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и другие критерии выделе­ния страт в обществе. Так, американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) религиозная или ритуальная чисто­та; 5) положение родственников; 6) этническая принадлеж­ность. Французский социолог А. Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиций прово­дится не по отношению к собственности, престижу, власти, эт­носу, а по доступу к информации: господствующее положение Снимает тот, кто владеет-наиболыпим объемом знаний и ин­формации. 129

В современной социологии существует множество модели социальной стратификации. Социологи преимущественно вь ляют три основных класса: высший, средний и низший. этом доля высшего класса составляет примерно 5—7%, сре го — 60—80% и низшего класса — 13—35%.

К высшему классу относятся лица, занимающие наибол высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, < разования. Это — влиятельные политики и общественные де тели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менедже ведущих фирм, видные представители научной и творческой ] теллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие предпрв ниматели, управленческие работники, государственные слуя щие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врач юристы, преподаватели; представители научной и гуманита ной интеллигенции, инженерно-технические работники, раб чие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие ка1 гории.

По мнению большинства социологов, средний класс пре| ставляет собой своеобразный социальный стержень обществ благодаря которому оно сохраняет устойчивость и стабильност Как подчеркивал известный английский философ и истор1 А. Тойнби, современная западная цивилизация — это преж^ всего цивилизация среднего класса: западное общество ста^ современным после того, как ему удалось создать многочисле ный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доход и занятые преимущественно неквалифицированным труд<э (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т.д.), а также разл( ные деклассированные элементы (хронические безработм бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деле» внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. '' нер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выде шесть классов:

высший — высший класс (представители влиятельнь богатых династий, обладающих значительными ресурсами та, богатства и престижа);

низший — высший класс («новые богатые», не имев знатного происхождения и не успевшие создать мощные вые кланы); 130• высший — средний класс (адвокаты, предприниматели, ме­неджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели куль­туры и искусства);

низший — средний класс (клерки, секретари, служащие и

другие категории, которые принято называть «белыми воротнич­ками»);

высший — низший класс (рабочие, занятые преимуще­ственно физическим трудом);

низший — низший класс (хронические безработные, без­домные, бродяги и другие деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составляет са­мостоятельную группу, которая занимает промежуточное поло­жение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низ­шую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе — три слоя:

высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сво­дятся к следующему: неосновные классы возникают за счет до­бавления страт или слоев, лежащих внутри одного из трех ос­новных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает нера­венство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в та­ком ранжировании связана с необходимостью мотивировать лю­дей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддерживается различными социальными институтами, постоянно воспроизво­дится и модернизируется, что является важным условием нор­мального функционирования и развития любого общества.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!