Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 7 часть



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое социальная культура и какова ее роль в обществе?

2. Какие элементы входят в состав социальной культуры?

3. Что такое субкультура и контркультура?

4. Какие закономерности можно выделить в развитии культуры?

5. Каковы механизмы распространения культуры?

6. В чем проявляется роль культуры как фактора социальных изме­нений?

7. Какое влияние оказывают социокультурные факторы на полити-ческую и экономическую сферы жизни общества? 97


Лекция 5. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Социологическое понятие личности

Проблема личности находится в поле зрения многих являясь предметом междисциплинарных исследований. В ной литературе прежде всего проводится разграничение 1 близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это самое общее понятие, которое указывай принадлежность к человеческому роду (Ьото &ар1еп5) и (у для характеристики универсальных, присущих всем л свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный век, единичный представитель человеческого рода и рассм вается в качестве отправного момента формирования личэв А само понятие личность» характеризует итог развития Ц вида и является выражением его социальной сущности. 98

Непременный и важный признак личности — индивидуаль­ность, под которой понимается единство неповторимых личност­ных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизнен­ного опыта, социальных характеристик.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

• личность присуща каждому человеку;

• личность есть то, что отличает человека от животных;

• личность есть продукт исторического развития, т.е. возника­ет на определенной ступени эволюции человеческого существа;

• личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

В социологии под личностью понимается устойчивая сово­купность социально значимых черт и качеств, присущих челове­ку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе со­циализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе ко­торых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реа­лизуются в процессе взаимодействия с обществом через конк­ретные социальные группы, институты, общности. Отсюда сле­дует, что личность— это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.



При исследовании процессов взаимодействия человека и об­щества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных от­ношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также спо­собности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности вы­ступают потребности, отражающие объективные условия суще­ствования человека и являющиеся одной из форм его связи с ок­ружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархи­ческую структуру, нижний уровень которой составляют физио­логические потребности и потребности в безопасности, а выс­ший — социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в ин-'"ересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные 99

ориентации, приводят к формированию мотивов деятелык личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной , тельности личности, смыслом которой является достижение < ределенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) ности, существуют и внешние побудители — стимулы. В < чие от мотивов, являющихся субъективными факторами, ст лы представляют собой объективные факторы и выраг особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозщ личности — ее предрасположенность к определенному повс нию в конкретных условиях. Согласно концепции известие российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на В1 шие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включа наиболее важные жизненные-и ценностные ориентации лично та, определяющие общую направленность ее деятельности. Д< позиции среднего уровня — это установки на социальные обп ты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относ» ситуативные установки, определяющие поведение личное! конкретных, непосредственно данных условиях.



Таким образом, социологическое понятие личности вьц жает интегральное социальное качество, приобретенное ив видом в процессе включения в систему общественных свя и отношений. Личность выступает как объектом, так и суб) том общественных отношений. Взаимодействуя с окружаюв социальной средой, личность вырабатывает свои ценности ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели ведения. Формирование новых потребностей, интересов и д позиций становится важным фактором творческой деятельн< ти личности, преобразования условий ее жизни, развит общества в целом.

5.2. Теории развития личности

Сложность и многомерность процесса формирования и вития личности обусловили появление самых различных • рий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной пр лемы. Можно выделить несколько основных концептуальв подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований сложи социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилй 100

д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обуслов­лены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, яв­ляющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под­вергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю­дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа явля­ется не столько сам действующий индивид, сколько выполняе­мая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные вари­анты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и соци­альные психологи. С точки зрения всех этих концепций, лич­ность представляет собой совокупность социальных ролей, вы­полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линто-на, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимаю­щему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассмат­ривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных досто­инств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодей­ствия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» (3.3) являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя та­кие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в каче­стве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная амери- 101

канским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой коне цией личность формируется в процессе ее социального взаи действия и отражает представления человека о том, как его во принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностно общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

• представления о том, как его воспринимают другие люв

• представления о том, как они его оценивают;

• как человек отвечает на воспринятую им реакцию дру

людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выст]

ет как результат социального взаимодействия, в ходе которо! индивид приобретает способность оценивать себя с точки зр1 ния других членов данной социальной группы. ' 3. При марксистском подходе к изучению личности упор д лается на социальную обусловленность ее природы и деятельи ста. Исходным моментом здесь является теоретическое полож ние К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупное всех общественных отношений». Сущность же «особой лично та» составляет не ее физическая природа, а ее социальное как ство, т.е. общественно значимое качество, присущее многим л дям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистскс подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интй рация социально значимых черт и общественных отношени данного общества. Это, с одной стороны, продукт историчеси го развития, а с другой — результат включения индивида в о) циальную систему, его предметной деятельности, способной и

менять общественные отношения.

4. В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияй на развитие представлений о природе человека. Модель лично та, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:

• сферу подсознания ( И—Оно), где господствуют биол

гически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные в

буждения;

• сферу самосознания (Е@о — Я), которая стремится реа1

зовать бессознательные побуждения в приемлемой для оба

ства форме;

• сферу сверхсознания (Зирег Е§о— Сверх-Я), вклю

щую моральные нормы, принятые в данном обществе (это I образный «моральный цензор»). 102

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и опрецепяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человечес­кая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматичес­кий конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти­ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис­темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ­лении.

Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о приро­де личности, о процессах ее формирования и развития.

5.3. Социальная типология личности

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения иеторико-культурных и социально-эко­номических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личнос­ти, который реально преобладает в данном обществе. Под ба­зисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип лич­ности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900—1980), который создал концепцию социального характе­ра. По определению Э. Фромма, социальный характер — это ^ядро структуры характера, свойственное большинству членов 103

определенной культуры». Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффев адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство^ зопасности и защищенности. Классическому капитализму,^ Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, || индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В "I временном буржуазном обществе возникает социальный ха^ тер, ориентированный на массовое потребление и отмечен! чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответства Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: реп тивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыв ный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противо! тавлялим социальный характер нового типа, способствуюв формированию самостоятельной, независимой и активной -

нести.

В современной социологии получило широкое распрос ние выделение типов личности в зависимости от их ценно

ориентации.

«Традиционалисты» ориентированы в основном на ценно долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие ~ ства, как самостоятельность и стремление к самореализац данного типа личности выражены весьма слабо.

У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимо критическое отношение к традиционным нормам, установки саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

«Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализащ развитым чувством долга и ответственности, здоровый скег цизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфк отношений в различных сферах общественной жизни стимуз рует проявление определенных личностных качеств и типов 1 ведения. Так, рыночные отношения способствуют разви— предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, л ния подать себя; взаимодействия в сфере производства фо[ руют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в с<| семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечнс привязанность, поиск гармонии.

В то же время социологи отмечают и обратное воздейс устойчивых личностных качеств и поведенческих стереоп на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже 104

водимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно измене­ния под влиянием протестантизма ценностных ориентации лич­ности, ее отношения к труду дали импульс к возникновению «духа» капитализма, стимулировали развитие предприниматель­ской деятельности. Следовательно, комплекс определенных лич­ностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препят­ствовать ему или делать его вообще невозможным.

5.4. Социализация личности

Социализация личности — это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На ос­нове социализации происходит формирование социально значи­мых качеств личности, позволяющих ей принимать полноцен­ное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «вос­питание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социа­лизации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из кото­рых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной со­циализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее соци­альной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость,старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуще­ствляется на начальных этапах, когда формируется личность ре­бенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно ^лика здесь роль родителей и других членов семьи — первич-^к агентов социализации, оказывающих непосредственное воз- 105

действие на процесс становления личности'ребенка. По роста ребенка расширяется круг агентов социализации, ус няется ее характер. В этот процесс включаются дошкол воспитательные учреждения, затем школьные коллективы,;

школьные учебно-воспитательные заведения, детские теле- к диопередачи и т.п. Среди механизмов ранней социализации I бое значение имеют коллективные игры, в ходе которых учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13—19 когда подростки приобретают значительно более широкие ния, завершают формирование основ своей личности, опред ют свое место в окружающей жизни. Сложность социализм «переходного» периода во многом обусловлена противореч между высоким уровнем притязаний молодых людей и их ким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой ' дии возможно возникновение параллельных систем ценност< взглядов на мир, носителями которых выступают разные агеи социализации — родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности ста вится приобретение и освоение социальных статусов и рсн активное включение в производственную, общественную, пс тическую и другие сферы жизни общества. В этот период л ность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и| новляет его через свою деятельность. Зрелая личность пс сталкивается с необходимостью многое менять в своейжиТогда возникает ресоциализация, под которой понимается ] цесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, ста сов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принци;

ально иной ситуации для человека (например, переезд на посте ное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связа! изменением статуса личности, ее профессии или служебной да ностй. В обществе переходного типа ресоциализация может С1 массовым явлением, охватывать большие группы людей, мен;

щих свои ценностные ориентации и осваивающих новые видиц

ятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается а1 ный цикл социализации. В это время, как правило, происх снижение социального статуса личности, сокращение диапг выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послет} вая социализация позволяет людям пожилого возраста вноса 106

существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществ­ляется. В демократическом обществе социализация ориентиро­вана на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном — имеет принципиально иной характер. Это важно учитывать в ус­ловиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому госу­дарству.

5.5. Семья как социальная группа и социальный институт

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или опе­кунстве объединение людей, связанных общностью быта и вза­имной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института — социально значимые потребнос­ти общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, однойиз его подсистем, деятельность которой регу­лируется как брачно семейным законодательством, так и мо­рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Главная функция семьи — репродуктивная, т.е. биологичес­кое воспроизводство населения — на общественном уровне и Удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд Других важных функций, среди которых:

воспитательная — первичная социализация детей, их вос­питание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, Уход за детьми и престарелыми членами семьи; 107

экономическая — материальная поддержка несоверпк летних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного 'социального контроля — регаамен ция моральной ответственности в отношениях между члена семьи;

духовно-нравственная — развитие личности каждого на семьи;

социально-статусная — предоставление определенж социального статуса членам семьи, воспроизводство социальн структуры;

досуговая — организация рационального досуга, взаи обогащение интересов;

эмоциональная — оказание психологической поддери членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаток многообразны. В зависимости от структуры родственных свя;

выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую)! расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и нах< дящихся на их иждивении детей, вторая — из родителей, дет^ и других родственников, представителей двух или более поколений

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и » лигамную семью. Первая предусматривает наличие брачн^ пары — мужа и жены. Вторая подразделяется на полигуна (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если поли ния получила довольно широкое распространение (прежде все в мусульманских странах), то полиандрия встречается ред (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причина] (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не I лить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие историческ формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлеж;

женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В стоящее время превалирует эгалитарная, или демократиче семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений о сятся также эндогамия, предполагающая заключение брака мв ду представителями одной и той же группы (клана, племен* т.д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной • кой группы людей (например, между близкими родственнм членами одного и того же клана, племени и т.д.). 108

В современном обществе наблюдаются процессы транс­формации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения се­мейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные от­ношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал эко­номическую самостоятельность семьи, уступают место но­вым отношениям, при которых многие женщины стали уча­ствовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных послед­ствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супру­жеских отношениях, с другой — вызвал конфликтную ситуа­цию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традицион­ные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключе­ниями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребен­ком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, отчего зависит ли­дерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отноше­ний является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

5.6. Социальный контроль

Социальный контроль — это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля;

внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль пре- 109

дусматривает регулирование самим индивидом своего по1 ния. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Вне ний контроль представляет собой совокупность институтов, рантирующих соблюдение общепринятых норм и прапила поведения.

Система социального контроля включает два основных ;

мента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предт ния, требования, правила, определяющие границы допустим поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие

ции:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют личность в социальное окружение;

служат образцами, эталонами соответствующего пое

ния;

контролируют отклоняющееся поведение. Нормы выполняют свои функции в зависимости от тог каком качестве они себя проявляют — как стандарты пове ния (обязанности, правила) или как ожидания поведения (р-ция других людей). Например, защита чести и достоинства нов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь ] идет о норме как стандарте должного поведения. Этому с дарту соответствует вполне конкретное ожидание членов се» надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции — это меры поощрения или наказав стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведен Выделяют четыре типа санкций:

формальные позитивные санкции — публичное одобре) со стороны властей, официальных учреждений и организа» (правительственные награды, государственные премии, прод жение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т.д

неформальные позитивные санкции — публичное одой ние, исходящее от неформального окружения, т.е. со стор( родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская хвала, комплименты, доброжелательное расположение, прг" ние лидерских качеств, положительный отзыв и т.п.);

формальные негативные санкции — это наказания, пр( мотренные юридическими законами, официальными указа административными инструкциями и предписаниями (п— понижение в должности, увольнение, арест, тюремное за» ние, лишение гражданских прав и др.); 110

неформальные негативные санкции — наказания, не пре­дусмотренные правовой системой общества (замечание, порица­ние, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государ­ственным принуждением, моральных — силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной груп­пы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и до­полняют друг друга. В этом — один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то дей­ственность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и под­держивает общественный порядок, способствуя тем самым ин­теграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие пове­дения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения 5.7. Девиантное поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к ос­новным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совер­шить самоубийство). По определению американского социо­лога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказа­ние.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиант-ным и делинквентным (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под кате-^рию противоправного действия. При этом подчеркивается, что Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к мо- 111


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!