Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 6 часть



является в более терпимых формах. Это дает основание некото-1 рым социологам находить в нем и положительные моменты,:

увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и, даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культу-, ру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее соб-а ственном контексте. Как отмечает американский исследователь! Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна. особенность данной» культуры не могут быть полностью поняты, если их анализиро-ч вать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает дей-| ствие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудниче-| ству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, исч пытывая чувство гордости за культуру своей группы или обще~| ства, в то же время способен понять другие культуры, оцент их самобытность и значение.

4.2. Основные элементы культуры

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуля-й ции (4.1). Эта сложно организованная система состоит из взащ мосвязанных элементов, каждый из которых выполняет опреде ленную функцию. От развития структурных элементов культурь во многом зависит ее способность эффективно выполнять свои роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивы! элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, со циальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык — система знаков и символов, наделенных опреде ленным значением. Будучи исходным условием образования лю-Д бых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодев ствия, язык выполняет разнообразные функции, главная которых — создание, хранение и передача информации. 84

Выступая средством человеческого общения (коммуникатив­ная функция), язык обеспечивает социальное поведение челове­ка. Язык также выполняет ррль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помо­щью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

2. Социальные ценности — это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек дол­жен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направ­ленность этого процесса, задают нравственную систему коорди­нат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согла­сие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.



Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о спра­ведливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая соци­альная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценнос­ти. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, сво­боду, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополу­чие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характерис­тики которых социологи используют понятие «ценностные ори­ентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на оп­ределенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей — соци­альные нормы, которые определяют границы допустимого пове­дения в обществе.

3. Социальные нормы — это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответ­ствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчи­вость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благо- 85

даря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предска-;

зуемый характер, что способствует стабильности общества в це-1

лом.

Социальные нормы классифицируются по различным рсно-, ваниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной^ регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат" четкие установки, определяющие условия применения той или' иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой обще­ственного мнения, нравственного долга личности.



Социальные нормы также могут опираться на обычаи, тради-у ции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды — это воспринятые из прош­лого формы социальной регуляции поведения людей. ,'

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые об-1 разцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это свое­го рода неписаные правила поведения. К их нарушителям^ применяются неформальные санкции — замечания, неодобре-ч ние, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение;

образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы тю-ч ведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут;

быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переход дят от одного поколения к другому, они приобретают харак­тер традиций. '

Традиции — это элементы социального и культурного насле-;

дия, которые передаются из поколения в поколение и сохран"* ются в течение длительного времени. Традиции являются объ диняющим началом, способствуют консолидации социально группы или общества в целом. В то же время слепое следован] традициям порождает консерватизм и застой в общественной

жизни.

Обряд — это совокупность символических коллекгивныя действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощаю­щих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопроводи дают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение,' помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядо! заключается в их эмоционально-психологическом воздействг" на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под цере- 86

монией понимается определенная последовательность символи­ческих действий, по поводу какого-либо торжественного собы­тия (коронации, награждения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценно­сти, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные фун­кции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы пове­дения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы по­ведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кру­гах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систе­му функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяю­щий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

4.3. Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образо­вание, которое можно структурировать по самым различным ос­нованиям. Существенной представляется классификация культу­ры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэта­ми, композиторами, живописцами и ориентирована на избран­ный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, ис­кусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и полу­чает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере по­вышения уровня образования населения крут потребителей Осокой культуры расширяется. 87

Народная культура возникает в известной степени и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, пес ни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое-< все, что принято называть фольклором. Можно выделить две ? рактерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связа традициями определенной местности, и демократичен, поскс ку в его создании принимают участие все желающие. Народа культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях комме{ лизации искусства и развития новых технологий массовой к муникации. Продукция массовой культуры распространяв среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворе сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой к;

туры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняет социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченно поверхностном варианте. Типичными примерами массов культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные • левизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы уа

сов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше преврап

ется в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом сд цифических характеристик различных социальных групп, стан< вится более технически совершенной, изобретательной способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня в( чаще применяется механизм статусного потребления, когда п обретение той или иной вещи диктуется в первую очередь ее

ражениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи вь ляют ряд ее разновидностей по отдельным социальным гру пам. В связи с этим используются понятия «доминирующ

культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убежден» ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются-разделяются большинством членов общества. Данное понят» отражает систему жизненно важных для общества норм и це ' ностей, образующих его культурную основу. Без такой общепр нятой системы культурных норм и ценностей не может норм;

но функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая которых может иметь свою особую систему ценностей и 88

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культур­ная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культур­ные комплексы, возникающие в рамках культуры всего обще­ства.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающа­яся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессио­нальные, территориальные, национальные, конфессиональные

и др. •

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как по­казывают результаты конкретных социологических исследова­ний, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факто­ров:

у уровня образования (у лиц с более низким уровнем обра­зования, например, учащихся ПТУ, она заметно выше, чем у сту­дентов вузов);

^ от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

у места жительства (характерна в большей степени для го­рода, чем для деревни).

Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в вашей стране получили группы, занятые общественно-полез­ной деятельностью — охраной памятников, защитой окружаю­щей среды и др. Существуют также группы, связанные с аль­тернативным творчеством, поисками новых форм образа ^изни (религиозные братства, непризнанные писатели, музы­канты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических ^ичин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не 89

просто отличается от доминирующей культуры, но находится) отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автор" этого термина является американский социолог Т. Роззак,корый применил его для характеристики молодежных движев протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

Особенно характерным проявлением контркультуры бь движение хиппи в 60—70-х гг. XX в. на Западе. Это движе! труд объявляло нежелательным, семью — ненужной и огра чивающей свободу, патриотизм — ненормальностью, стре» ние к приобретению материальных благ— недостойност Тем самым под сомнение ставились все основные культур!

ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид мо;

разными путями воспринять и реализовать базисные ценное общества, то контркультура означает неприятие этих ценносэ и поиск альтернативных форм жизни.

4.4. Развитие и механизмы распространения культур!

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерв

стей:

• зависимость типа культуры от социально-экономически? политических условий жизни общества и ее ответное воздв ствие на социальные изменения;

• преемственность в культурном развитии, которая мо:

быть пространственной (горизонтальной) и временной (вер

кальной);

• неравномерность развития культуры (высокий урове развития художественной культуры может иметь место в оби стве с низким уровнем политической или экологической кулк

ры); - ,

• особую роль личности в развитии культурного процесса.1 Основными факторами развития культуры являются открыт? и изобретения. Открытие — это получение новых знаний омй(например, великие географические открытия). Изобретение;

новая комбинация культурных элементов, в том числе новые г' нологии. Открытие и изобретение являются разновидностями :

новации, под которой понимается создание или признание но1

элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие кул ры как через целенаправленное заимствование, так и путем 90

стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия — это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не ос­тавить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в совре­менном обществе разработал французский исследователь д. Моль. В соответствии с этой моделью любое распростране­ние культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой ин­формации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предло­жений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обре­тает черты устойчивого культурного образца, который трансли­руется через механизмы социализации личности (5.4).

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

• изобретение книгопечатания, благодаря которому значи­тельно возрос объем распространения культурной продукции;

• новейшие изобретения и открытия в области средств мас­совых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избиратель­ным подходом к переносу ценностей из другой культуры. Соци­ологи выделяют четыре основные причины этого явления:

• культура еще не созрела для восприятия данных культур­ных инноваций;

• нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

• идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

• члены общества не принимают эти культурные инновации. Развитие и распространение культуры может принимать Чротиворечивый, порой конфликтный характер. Американс­кий исследователь У. Огборн ввел понятие культурного лага Запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материаль­ная культура изменяется быстрее, чем духовная (адаптивная), ^о порождает ряд социальных проблем, требующих нрав- 91

ственной оценки (возможность клонирования человека,] грязнение окружающей среды, появление компьютерных нологий и т.д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись модернизации со стороны европейских стран. Так, когда в некот странах Центральной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не обы нение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянна конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной дина» являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная а муляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия — это процесс, благодаря кот му культура передается от одного поколения к другому через| учение. В результате становится возможным преемственное развитии культуры. Это достигается в том случае, если пер ются базисные элементы культуры, а изменяются лишьвт<степенные. В противном случае может произойти разрыв к турной цепи.

Культурном аккумуляция представляет собой процесс на! ления культурных элементов. Она имеет место тогда, коп культурному наследию новых элементов добавляется боль чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наб дается явление культурного истощения. '

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь ) личных элементов культуры, придающая ей определенную щ стность. Интеграция, или единство культуры формируется ( годаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культур* единства может возникать из-за отсутствия четко установ! ных социальных норм. Такое явление французский социс Э. Дюркгейм назвал социальной аномией. (2.4). Этим терми он определял имеющий место в переходный период рас прочной системы нравственных ценностей, вызывающий преступности, числа самоубийств и других видов девиант поведения (5.7).

По мнению ряда социологов, элементы социальной анс наблюдаются в современном российском обществе, которое г дится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценное нормативной системы, являющейся необходимым условие» здания эффективного механизма социального контроля. 92

4.5. Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает как важный фактор социальных измене­ний. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в об­ществе, и сама оказывает значительное воздействие на соци­альную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали клас­сики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капи­тализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и су­щественным образом способствовали становлению буржуазной эпохи (2.5). .

Современные западные социологи отводят культуре боль­шую роль в развитии процессов модернизации (6.13). По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социо-культурных контактов с уже существующими центрами рыноч-но-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их тра­диции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей оче­видностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ори­ентации, с другой — процессы изменения в самой культуре вли­яют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокуль-^Урную предпосылку — общие ценности и нормы, выступаю­щие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосыл­ки призваны создавать социокультурные институты. Однако ^годня в России, в силу сложившихся обстоятельств, существу­ющие институты культуры не могут реализовать ценности ново-^ Поэтому до сих пор не выработана система ценностей, норм, ^Делей социальной деятельности, необходимых для развития 93

общества. Не Исключено, что в нашей стране социокультурв институтам предстоит довольно длительное функциониров на основе реально накопленного за предыдущие несколько;

тилетий опыта, в то время как у большинства членов обще еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, вомнене соответствующие и даже противоречащие происходящим! щественным процессам.

В этих условиях особое значение приобретает выработка! вой культурной политики. Под культурной политикой поникй ся комплекс мер по регулированию развития духовно-ценн< ных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возможно осознать практическую потребность в выработке целости представления о культурной жизни общества. Культуре отвод ся роль формирования ценностно-ориентированной, оптимай организованной и социально эффективной деятельности, культурная политика предполагает создание условий для сщ реализации личности. При этом имеются в виду социалы цели культурной политики, решение общественных- задач че| воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и| циальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддер культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повыше общественной значимости культурных ценностей во всех < -рах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на , ном этапе социально-исторического развития страны должна! правляться на максимальное участие культуры в интеграции^ щественных отношений и структур, их совершенствована развитии на основе выражения духовных интересов различэ социальных слоев и групп населения. При таких условиях н тивные, дестабилизирующие явления в духовных-проце< нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяюп поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель куг ной политики — обеспечение целостности и возвышение I ственного престижа культуры, создание максимально благ ятных условий для роста и реализации духовного поте» общества, заключенного в воспроизводстве и освоении к) ных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюд« ряда важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры: 94

^ не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

^ в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требую­щее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;

^ не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как са­моорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

•/ постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, про­свещение, воспитание и т.п., формируя социокулыурные ценно­сти общества; .

у/ постоянный учет многонационального характера российс­кой культуры.

Таким образом, в условиях современного российского обще­ства культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоре­чия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечелове­ческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Со­циальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентации, уже не соответствующих данной ситуации. Культу­ра стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандар­тов поведения и деятельности, оказывая таким образом регули­рующее воздействие на развитие социальных процессов.

4.6. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами обще­ства, — в первую очередь, политикой и экономикой — носят сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из этих сис­тем нуждается в поддержке другой, а иначе любая из них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде всего функцию, связанную с обеспечением легитимности (обществен- 95

ного признания) существующей власти. Ценностные устаиов нормы культуры служат обоснованием правомочности инсти тов власти в глазах населения, оправданием их необходимо( Любой политический режим для своего укрепления, как пра ло, стремится соответствовать сложившейся системе ценно ных ориентации и норм поведения.

Воздействие социокультурных факторов на сферу полит во многом опосредуется доминирующей в обществе политик кой культурой. Будучи составной частью общенациональд культуры, политическая культура включает такие ценности нормативные элементы, на основе которых образуется «поли" ческий порядок» в обществе. Подобно тому, как культура ус навливает ценностно-нормативные рамки жизнедеятельно* общества в целом, политическая культура определяет ценно-ные ориентации и нормы поведения в политической сфере.

Если одни типы политических культур способствуют утве дению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. 1 движение к демократии тормозит «тотальная» политичео культура, рассматривающая общество, государство и лично как единое целое и не допускающая независимых от государе партий и общественных движений. Демократии противостой культура, терпимая к политическому насилию и почитаю! иерархическую систему власти. И, напротив, развитию демон тических процессов способствует открытая политическая г^ тура, допускающая плюрализм в обществе и высоко оцени щая права человека, его свободу и ответственность.

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и экономикой. В качестве одного из главных его механизмов высту] экономическая культура, под которой понимается совокупно социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирую! поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих от" ственных экономистов и социологов, экономическая культ представляя собой проекцию культуры в ее широком понима на сферу социально-экономических отношений, выполняет дующие основные функции:

• транслирует из прошлого в современность ценности и 1 мы, лежащие в основе экономических отношений; 96

• отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствую­щего экономического поведения;

• обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом со­циально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административно-командная, ди­рективная модель экономики. Ее основные нормативные требо­вания к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполни­тельности, участию в социалистическом соревновании и т.д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования — предприим­чивость, личную ответственность, стремление к успеху, готов­ность к эксперименту и риску и т.д.

Основная проблема экономической культуры в современной России — это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означа­ет, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тог­да, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. бу­дут приняты и усвоены большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-эконо­мического развития и другие перемены в российском обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится воз­можным при активизации механизмов социокультурного регу­лирования поведения и деятельности людей, позволяющих пе­реориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чув­ства веры в собственные силы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!