Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 5 часть



Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Од­нако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, т.к. в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе 69

развития хозяйственных, политических и других связей, а об­щие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является ;

единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социаль­но-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об;

общности происхождения, истории, исторических судеб, а так-! же традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и обра­зуют специфическую этническую культуру. | Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. ' Племя— тип этнической общности, присущий преимуще-^-

ственно первобытно-общинному строю у основанный на кров­нородственном единстве. . \ Племя имело свою территорию и охватывало большое число

родов и кланов. Род представлял собой группу кровных род-2 ственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ

племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственно­го названия, своего языка или диалекта. Оно также скрепля­лось общими традициями, обычаями, религиозными представ-1 пениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней ор1:ани-< зации. Проявлением последних были племенные советы вож­дей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного

обряда и т.д.).



Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создав

вали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселен ния, что приводило, в конечном счете, к образованию народно­сти. ? Народность — тип этнической общности, возникающий »

период разложения родо-племенной организации и основанный 70

уже не на кровнородственном, а на территориальном един­стве.

Народности образуются на основе смешения племен и пле­менных союзов и характеризуются возрастанием значения тер­риториальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хо­зяйственных связей, элементов общей культуры, общего собира­тельного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развито­сти не смогли стать национальными образованиями.

Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономичес­кой жизни, культуры и национального самосознания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, опре­деляющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого Нацио­нального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает привержен­ность к национальному языку, территории, культуре, чувство на­циональной гордости, а также определенные этнические стерео­типы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этни­ческие ^общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: насе­ление говорит на немецком, французском, итальянском и дру­гих языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.



В Российской Федерации в настоящее время проживает 30

наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональ­ные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые старто­вые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от цент- 71

ра, различия в уровне жизни регионов страны — все это спс собствует обострению межэтнических отношений. Кроме топ национальная идея, порой, используется клановыми и узкоэтнЫ ческими группировками в своих прагматических целях, связав"! ных преимущественно с переделом собственности.

На этом фоне нередко возникают межнациональные конф ликты, которые представляют собой крайнее обострение протя воречий между национальными группами в ходе решения поля тических, экономических, религиозных и других пробле» Необходимо стремиться к разрешению межнациональных кон^ ликтов демократическими и цивилизованными способам] Свою роль здесь может сыграть и этносоциология, которая спе циально занимается изучением национально-этнических отнс шений и призвана разрабатывать рациональные механизмы и регулирования.

3.10. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика

В настоящее время социологи уделяют значительное внима ние изучению малых групп, позволяющему на микроуровне пр^ следить зарождение многих процессов, возникающих в обществ Малые группы отличаются от больших не только количественю ми параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидерство рассматривается как один из механизмов инте рации групповой деятельности, когда наиболее влиятельна член группы берет на себя функции, связанные с координацией^ направлением действий всей группы. ^ !

Лидер — это наиболее авторитетный член группы, котор1 определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей.

Различают формальное и неформальное лидерство. Фор мольный лидер назначается или избирается в соответствии с у<| тановленной процедурой, приобретая таким путем официал^ ный статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который выдвигается благодаря своим личным кач" ствам и наиболее полно 'отвечает групповым ценностям и нормам. 72

В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда скла­дывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделя­ют лидеров двух типов: делового (инструментального) и эмоцио­нального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает определенный .эмоцио­нальный настрой, обеспечивает высокую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, фор­мируется модель двойного лидерства.

По стилю различают авторитарное и демократическое ли­дерство. Первое предполагает единоличное руководство груп­пой, второе — вовлечение в процесс управления большинства членов группы.

Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следую­щие: '

^ физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

^ личностные качества: уверенность в себе, авторитет­ность, стремление к успеху;

^ интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

^ коммуникативные качества: контактность, легкость в об­щении, тактичность, дипломатичность.

Лидер занимает центральное место в ролевой структуре ма­лой группы. Изучение неформальной ролевой структуры, выяв­ление в ней лидера осуществляется методам социометрии, ко­торый позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии—антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе поработать, провести досуг, отправиться в поход и т.д.; тот, кто получает наибольшее число выборов, и является неформальным лидером).

Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подвержен­ные определенным закономерностям. В целом под групповой ди­намикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетво­рения как личных, так и групповых интересов.

Групповая динамика предполагает:

•/ формирование структуры группы;

^ изменение статуса группы (прогресс или регресс); 73

^ флуктуацию, т.е. возможное неоднократное изменение пс зиции индивида в структуре группы;

^ руководство и лидерство;

^ формирование групповых ценностей и групповогомтг ния;

•/ возникновение конфликтов и их разрешение;

•/ воздействия на членов группы с целью их сплочения.

Одна из важных характеристик групповой динамики — сг соб коммуникации в малой группе (т.е. как осуществляется не| посредственное взаимодействие и обмен информацией межд| членами группы). Все способы коммуникации подразделяются и два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и д<( централизованные («круг»). Первые эффективны при выполнен оперативных заданий, вторые — в творческой работе. Возмож смешанные варианты коммуникации (Приложение, схема 11).

Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетвор» нести групповыми отношениями и, в конечном счете, спосо( ствует росту групповой сплоченности. При анализе группов сплоченности социологи выделяют переменные, соответству щие причинам и следствиям симпатий. Сюда относятся чаек взаимодействия, стиль руководства, статусные и поведенчесв характеристики членов группы и др. Последствиями симпат являются благоприятная оценка межличностного взаимодействв рост комфортного поведения, возможное повышение эффекта ности группы и т.д.

Для социологов выделение этих переменных особенно важ1 в методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эщ лирический характер и могут четко фиксироваться в ходе пров дения конкретных социологических исследований.

В целом жизнь малой группы с динамической точки зрев представляет собой чередование состояний равновесия и его ] рушения. Поэтому особое значение имеют выявление кон"фл1 тов и их разрешение. Конфликт преодолевается различны средствами, и успех его разрешения зависит от характера прос воборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. П| всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Счщ ется, что конструктивное разрешение конфликта определяв следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта;^ открытость и эффективность общения, готовность к всестор< нему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимно доверия и сотрудничества. 74

Таким образом, изучение малых групп имело большое значе­ние для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентифика­ция, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и находятся в поле зре­ния социологов, психологов и специалистов в области управле­ния.

3.11. Социальные организации

Социальная организация — это объединение людей, совмест­но реализующих общие цели и действующих на основе определен­ных правил и процедур.

Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:.

ч целевую природу;

распределение членов организации по ролям и статусам;

разделение труда и специализацию функций;

построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

• целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели — задания — это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более вы­сокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поли­клинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, опре­деляющие смысл существования этих организаций).

Цели — ориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллекти­ва, включающие и личные цели каждого члена организации).

Цели — системы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обес­печить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей:

Симулирование работников, укреплениеих дисциплины, улуч­шение условий труда, повышение качества работы и др. Каж­дое подразделение организации имеет набор своих целей, вы- 75

полнение которых способствует реализации общих базовЯ

целей. а

Социологи, изучающие организации, классифицируют их ' самым различным признакам. Так, американский социоя А. Этциони подразделяет все организации на три основн] группы: 1) добровольные организации, члены которых объед няются на добровольной основе (политические партии, проф» сиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др| 2) принудительные организации, членами которых становя-^ принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические чебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены кото;

объединяются для достижения общих и индивидуальных це. (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преимус ственно следующие виды социальных организаций:

деловые организации, членство в которых обеспечивает ] ботников средствами к существованию (предприятия, корпо

ции, фирмы, банки и др.);

общественные организации, представляющие собой мае вые объединения, членство в которых позволяет удовлетвори политические, социальные, культурные, духовные, творческие другие потребности (политические партии, профсоюзы, тво ческие объединения и т.д.);

промежуточные организации, сочетающие признаки де вых и общественных организаций (кооперативы, артели, товг

щества и т.п.);

ассоциативные организации, возникающие на основе имной реализации интересов (научная школа, клубы по инт сам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология орган! ций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственн^ финансовые, административно-управленческие, научно-исс< довательские, образовательные, лечебные, социокультурные др. Классификация организаций разрабатывается не только ( циологами, но и экономистами (в зависимости от профи продукции, численности персонала, технологического режи и т.д.), юристами (по ведомственной принадлежности, адмив стративным структурам, подчинению и т.д.) и представите' ми других общественных наук.

Важный аспект социологического исследования социа ной организации связан с изучением вопросов ее управления. 76

Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области уп­равления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что уп­равленческая деятельность предполагает следующие обяза­тельные функции: планирование деятельности организации;

рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функцио­нирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.

Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:

• выработка стратегии управления организацией;

• деятельность по руководству персоналом организации;

• получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;

• рациональное распределение ресурсов организации;

• проведение кадровой политики;

• ведение деловых переговоров;

• внедрение принципов инновационного управления;

• распространение рекламы;

• планирование и проектирование работы в организации;

• контроль и координация действий работников. Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуще­ствляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организа­ции. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.

Внутри социальных организаций могут складываться не­формальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и ^утригруппового общения. Неформальные отношения слу­жат своеобразным механизмом снятия напряжения, порож­денного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с т^м, групповые нормы, присущие неформальным отношени-я^, могут иногда негативно сказываться на эффективности 77

работы организации. Поэтому руководители организаи должны учитывать наличие неформальных связей и отное ний, направляя их развитие в русло конструктивного взаим<| действия.

Таким образом, социальная организация играет важную р( в жизни общества. По образному выражению американского I циолога У. Уайта, современный человек — это «человек орга] зации». Организация требует от него ориентацию на рациона ный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В ев очередь, личность может реализовать эти качества только в р ках эффективно работающей организации. Социология приза решать социальные проблемы оптимизации условий функц нирования социальных организаций.

3.12. Бюрократия как тип социальной организации

В социологии под бюрократией понимается безличный мез низм управления, основанный на формально-рациональных оп ношениях и иерархической системе власти.

Бюрократия, в современном ее понимании, возникла в нач ле XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что официальна лица, обладающие специальными знаниями, являются ключев! ми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко во рычагам управления и потому оказывала большое влияние 1 жизнь общества.

Социологическая концепция бюрократии впервые была р;

работана М. Вебером (2.5) который видел в ней оптимально систему управления, основанную на принципах рационально ти. Согласно веберовской теории, бюрократической орган» ции присущи следующие черты и особенности:

• строгое разделение труда, причем каждую функцию долз выполнять компетентный и знающий специалист, принимаем на работу по контракту и несущий полную ответственность эффективное выполнение своих обязанностей;

• организация строится на принципах иерархии, предполш ющей ответственность нижестоящих должностных лиц пер вышестоящими;

• функционирование организации регулируется на оснс формально установленных правил и инструкций, что обеспеч вает единообразие и непрерывность управленческой деятель! ста; 78

• должностные лица обязаны соблюдать безличностный под­ход к решению управленческих задач, т.е. быть максимально объективными, не допускать личных пристрастий и руковод­ствоваться только интересами дела («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия»);

• продвижение по службе осуществляется в зависимости от деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;

• деятельность сотрудников основывается на строгой слу­жебной дисциплине и подлежит административному контролю.

Таким образом, бюрократия для Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эф­фективное выполнение стоящих перед организацией задач. Совершенно очевидно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать вебе­ровской модели бюрократии. Более того, бюрократия, пред­назначенная для достижения целей организации, на деле час­то отходит от них и начинает -сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Доводя формализацию деятельно­сти до абсурда, она ограждается формальными правилами и нормами от реальной жизни.

Негативные стороны бюрократии были проанализированы в работах известного американского социолога Р. Мертона. Основные недостатки бюрократической организации он ви­дел в узкой специализации функций, конформизме, неспособ­ности чиновников принимать самостоятельные решения, стремлении поставить свои интересы выше интересов обще­ства. Рутинизация и формализация деятельности организации порождает бюрократический стиль мышления, формирует особый тип личности, консервативный по складу ума и пси­хологии. Главное для бюрократии — самосохранение систе­мы, что приводит к подмене реального выполнения важных для общества целей и задач рутинной деятельностью по фор­мальному исполнению должностных инструкций. При этом усиливается корпоративный дух, «кастовость», замкнутость бюрократической организации.

Проблема противоречия между бюрократическими принци­пами управления и творческой инновационной деятельностью стала предметом социологического анализа современного французского исследователя М. Крозье. В своих работах он убедительно показал, что характер сложившихся в бюрократи- 79

ческой организации связей и отношений препятствует иннова ционной деятельности. Иерархическая система власти предам лагает оценку действий подчиненных в соответствии с вну ренними инструкциями и приказами, регулирующт деятельность организации. Однако знания и способность к и новациям не могут передаваться в приказном порядке. Практи'| куемые меры поощрения в бюрократической организации та* же не способствуют творчеству, а культивируют конформиз:

поведения сотрудников.

Сдерживание бюрократией развития инновационных проце< сов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности организационных системах. Между тем, именно многообрази задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования} американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что орга| низации, выполняющие простые задачи, решают их лучше пр«| иерархической структуре управления. Напротив, решение слож;

ных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонталь ной структуры организационных связей, более демократичных 1 менее формализованных.

Несмотря на многочисленные недостатки, следует признать;

что бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свок работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — кор­ректировать деятельность бюрократии в соответствии с принта пами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению это<| цели многие исследователи видят в изменении социальных ус тановок представителей бюрократии, в повышенииих мотив ции и заинтересованности в конечных результатах деятельное организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему социальное действие рассматривается социологами первичный элемент социальной жизни?

2. Что представляют собой социальные взаимодействия и отноше ния?

3. Что такое социальные статусы и роли и как соотносятся эти со циологические понятия?

4. Чем предписанный статус отличается от достигнутого?

5. Какова нормативная структура социальной роли и каковы ( ные виды ролевых конфликтов?

6. Что такое социальные институты и каковы их основные виды? 80

7. В чем сущность процесса институционализации?

8. Что понимается под социальной общностью?

9. Что такое социальные группы и как они классифицируются?

10. Каковы особенности и виды социально-территориальных общ-ностей?

11.Каковы исторические разновидности социально-этнических об-щностей?

12. Почему социологи уделяют особое внимание изучению малых групп?

13. Каковы основные принципы управления социальной организа­цией?

14. В чем сущность бюрократии как типа социальной организации? 81


Лекция 4. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. счИига — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) в самом широком смысле понимается и как' совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор-= ческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие;

«культура» используется для характеристики творческих сил и| способностей человека, его единства с природой и обществом. |

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самьнй различных научных дисциплин — философии, культурологии! истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социоло-, гаю, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика со| циологического подхода к изучению культурных явлений отра| жается в понятии «социальная-культура», которое все болып^ утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура — это система социально значимый знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

коммуникативная (функция социального общения);

образовательно-воспитательная (социализация личное (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

интегрирующая (объединение людей, развитие у них ч ства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни люде дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодй ствия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит| себе систему духовных кодов, некую информационную прогрэ" му, заставляющую людей поступать так, а не иначе, восприни- 82

мать и оценивать происходящее в определенном свете. По об­разному выражению американского социолога Н. Смелзера, со­циальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основ­ных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Пер­вая предполагает анализ структуры культуры, вторая — разви­тия культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Материальная культура— это все то, в. чем материализуют­ся знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, веро­вания, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возни­кает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные после­дующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют куль­турное наследие. В масштабе всего человечества культурное на­следие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех куль­тур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухажива­ние, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообра­зия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный реляти­визм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превос­ходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые 83

различные формы (миссионерская деятельность с целью обра-' тить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иноЩ «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ос--! лабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий,;] национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм про-;


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!