Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 4 часть



роли;

• характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого

поведения; 1

• структура группы, её сплоченность и степень идентифика-;

ции индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать;

определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приво­дит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к воз­никновению между ними противоречий и конфликтных отноше-. ний. Социологи выделяют следующие виды ролевых

конфликтов:

внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых

требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обра­щение с детьми, но и требовательность, строгость по отноше­нию к ним);

межролевые конфликты — конфликты, возникающие в си­туациях, когда требования одной роли противоречат требовани­ям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обя­занностей);

личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации,

когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли сво­бодны от внутренних напряжений и конфликтов, которые.неред-ко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защити ных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ро­лей», предполагающее «выключение» из сознания индивида не-| желательных ролей), а также нормативное регулирование роле?

с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функцио нализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно- 56

ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависи­мости от конфигурации этих элементов, а главное — конкрет­ного содержания социальных статусов и ролей, возникает мно­жество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком

смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описы­вать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной систе­мы в целом.



3.5. Социальные институты

Социальный институт (от лат. ювйппшп — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Суще­ствует немало его определений и трактовок. В российском эн­циклопедическом социологическом словаре социальные инсти­туты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется обще­ственная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отноше­ний в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в Рос­сии) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт тракту­ется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет по­нимание социального института как специфического социаль­ного образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надёжность и регулярность удов­летворения основных потребностей общества. Благодаря соци­альным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их соци­альных связей.

Социальный институт представляет собой сложную обще-^венную конструкцию, в основе которой лежат нормативные ^язи, предписывающие определенные стандарты и типы пове- 57

дения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт -совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретну1 функцию (семья, религия, политика, образование, наука, госуД дарство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирую-^ щих сходное поведение людей, согласование их интересов Именно в социальном институте содержатся самые общие 1 универсальные ценностно-нормативные образцы поведения ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.



Деятельность любого социального института определяется! 1) набором специфических социальных норм и предписаний, ре^ гулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценно' стную структуру общества, что позволяет узаконить его деятель­ность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечив вающих выполнение определенных функций. •

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в об ществе можно выделить следующие основные социальные ив

ституты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее важфункцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производство» и распределением благ и услуг, регулированием денежного обра щения, организацией и разделением труда (собственность, пред приятия, банки, торговая система, хозяйственные объединена

различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осу

ществлением и распределением политической власти, с выпол нением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечи вающих социальный порядок, безопасность общества и ег функционирование как целостной системы (государство, поли тические партии, армия, правоохранительные органы, профсокз зы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ориев тированные на создание, развитие и распространение научны знаний, духовных и культурных ценностей, на образование воспитание молодого поколения (образование, наука, искусстр'

религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных инстт тов. Многие социологи особо выделяют институт религии, пс черкивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечав 58

также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообраз­ные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рас­сматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздей­ствие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настоль­ко тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной дея­тельностью, .способствует развитию духовных процессов, регу­лирует семейные отношения. А институт семьи фактически яв­ляется пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, обра­зования, права, религии, культуры и т.д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние ат­рибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отноше­нии — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выде­ляют пять групп таких общих признаков:

^ установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образова­ния — стремление к знанию);

•/ культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизне­са — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

^ утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартй-Ра, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

^ устные и письменные кодексы поведения (для государ­ства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицен­зии); 59

идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — щ вославие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функци нальной, если она приносит пользу обществу, способствует е стабильности и интеграции. Когда же социальный институт выполняет своих основных функций, то его деятельность рг ценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается падении общественного престижа и авторитета социального статута, вырождении его функций в символическую, ритуалы деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вы вать стихийное появление видов деятельности, имеющих в лью восполнить дисфункцию института, однако за счет нар шения существующих норм и правил. В своих крайних форм активность подобного рода может выражаться в противопра ной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономическ институтов является причиной развития «теневой экономик» выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. П{ одоление дисфункции может быть достигнуто изменением с мого социального института или же созданием нового соц ального института, удовлетворяющего данную общественн потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут б1 явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявны» (латентными), если они носят скрытый характер и не всег осознаются людьми. Для социолога особый интерес предста! ют неявные (латентные) функции, последствия которых не ср можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества по! зывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в д^ тельности целого ряда социальных институтов ведет не толыо росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацв социальной системы в целом.

З.б.Институционализация и развитие социальных институтов

Институционализация чаще всего понимается как проце упорядочения и формализации социальных связей и отношен^ На практике это предполагает определение и закрепление со 60

циальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систе-^у, способную удовлетворять социально значимые потребности. 0ными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.

Институционализация как процесс образования социального института включает следующие последовательные этапы:

• возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

• формирование общих целей;

• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

• возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;

• формализацию норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

• установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

• создание системы соответствующих статусов и ролей;

• организационное оформление возникшей институциональ­ной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, соци­ально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

•/ появлением новых социальных институтов;

^ изменением и совершенствованием уже сложившихся со­циальных институтов.

Первый путь, как правило, связан с радикальными перемена­ми в жизни страны, когда, например, она становится независи­мой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений. Так, получившие статус независимых государств бывшие советские республики пережи-^ют в настоящее время глубокий процесс институционализа-Чии, в ходе которого формируются такие важнейшие соци- 61

альные институты, как финансы, армия, дипломатия, выси образование, наука и др.

Второй путь развития институционализации в большей с пени связан с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь допускает ;

варианта:

^ развитие социального института за счет его внутревд дифференциации, специализации связей, функций, учрежден (так, из общесудебной системы был дифференцирован Коне-туционный Суд РФ как самостоятельный институт);

^ развитие социального института за счет перерегулиро! ния институциональных связей, исходных норм и норм инс туализированного взаимодействия (например, в постсовето период институт образования потребовал кардинального из:

нения своих основ, создания новой концепции образова ориентированной на потребности формирующихся рыноч отношений).

Следует отметить, что перерегулирование социальных статутов представляет собой сложный процесс, нередко соп вождающийся конфликтами. И это закономерно, ибо речь и об изменении ценностных основ регуляции взаимодействия ] дей, что затрагивает их коренные интересы, мировоззренческ принципы и установки. Особенно непросто происходит реф< мирование основных институтов общества (экономических, 1 литических и др.), предполагающее пересмотр всей систе| ценностей и базовых принципов функционирования обществ^ ного организма. I

Один из основоположников структурного функционализ| Т. Парсонс (2.8), уделявший большое внимание изучению во росов институционализации, выделял два источника измев ния социальных институтов: экзогенные (внешние) и эндог ные (внутренние) факторы. Первые связаны с воздействии на социальную систему со стороны культуры (развитие ку турных подсистем, изменение ценностных ориентации, спо< бов духовного освоения социальной реальности) и личное! (всякого рода инновационная деятельность человека); в рые — с неэффективностью социальных институтов в пол1 мере удовлетворять те или иные социально значимые потр ности.

Действие этих факторов особенно заметно в обществе пе ходного типа, когда вся его институциональная структура пе 62

деивает глубокую трансформацию, в ходе которой возникают но­вью социальные институты и значительно меняются функции существующих институтов. В настоящее время примером такого процесса является противоречивое развитие институционализа­ции в российском обществе, в частности, становление институ­тов собственности, рынка, бизнеса, демократии и др.

Таким образом, институционализация — это процесс созда­ния и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционали­зация позволяет сформировать, четкую статусно-ролевую струк­туру общества и тем самым повысить организованность, регули­руемость и эффективность его жизнедеятельности.

Социальные общности и группы

Важными элементами социальной структуры общества явля­ются социальные общности и группы. Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокуп­ность людей, характеризующаяся относительной целостнос­тью и выступающая самостоятельным субъектом историчес­кого и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социаль­ной общности следует:

^ во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент;

^ во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а оп-. ределенная общность, предполагающая все характеристики це­лостной системы;

^ в-третьих, это субъект социального взаимодействия, кото­рый содержит в себе источник самодвижения, развития соци­альных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообрази­ем конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по коли­чественному составу: от нескольких лиц до многочисленных Масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тыся­челетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами:

от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, ^учайных образований (очередь, толпа, болельщики футболь-"ьк команд). 63

Поэтому для классификации социальных общностей выделить тот или иной системообразующий признак. В случае одни виды общностей определяются этнической прина лежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежно стыо к исторически сложившимся территориальным объедини ния (город, деревня, поселок); третьи — социально-демогра фическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокул турными и т.д. Соответственно выделяются социально-этниче кие, территориальные, демографические, культурные и друп

общности.

Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ев

тивно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушат лей, социальные круги и др.), для которых характерны неустой чивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей межи контактирующими людьми. Такие общности еще называ «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде с чаев они могут выступать как некие переходные образования! своих взаимодействиях — от хаотичных и случайных до боле или менее устойчивых.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности мсц совые и общности групповые (социальные группы).

Массовые общности образуются на всех уровнях социально! иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, ра| личают массовые образования большие и малые, устойчивые! импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные^ несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., ч1 отражает сложность и многообразие социальных характерно

современного общества.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: .

^ устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

^ относительно высокой степенью единства и сплоченное! ^ однородностью состава, предполагающего наличие прЯ

знаков, свойственных всем членам группы; 1 ^ способностью входить в более широкие социальные обр

зования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная гру па». По мнению одних российских социологов, социальн ^группа — это объединение людей, имеющих общие социальные 64

признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Дру­гие социологи определяют социальную группу как совокуп­ность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Все социальные группы можно подразделить:

^ по характеру взаимодействия — на первичные и вторич­ные;

^ по количественному составу — на малые и большие;

у по способу организации и регулирования взаимодей­ствия — на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социоло­гом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. По­зднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между лич­ностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значе­ние придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, аих деятельность регламентируется на основе формализован­ных правил. Примерами таких групп являются производствен­но-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные груп­пы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают су­щественное воздействие на функционирование всего коллек­тива. 65

2. Малая группа — это небольшое число непосредствен^ контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея- тельность. Для малых групп характерны следующие черты:

^ малочисленный и стабильный состав (как правило, от тр до тридцати человек);

^ пространственная близость членов группы;

^ устойчивость и продолжительность функционирования;

у интенсивность межличностных взаимодействий;

^ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм ;

правил поведения;

^ развитое чувство принадлежности к группе;

^ неформальный контроль и информационная насыщен ность общения.

Иногда малые группы" отождествляют с первичными. Эт не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа являете первичной. Существуют в высшей степени формализованный малые группы, отношения в которых регулируются строгим)" служебными предписаниями (например, экипаж самолета, кос мический экипаж, диверсионная группа — «командос»). Пр1 изучении малой группы выделяют два основных аспекта: ли дерство и групповую динамику (3.10). а

Большая социальная группа — это многочисленная по своем! составу группа, которая создается для определенной цели \ взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредд, ванный характер. Примерами такой группы могут служив крупные предприятия, трудовые коллективы, управленчески организации и т.д. Под большой социальной группой понимает ся также многочисленная совокупность (неконтактная, нецел! вая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое пол^ жение в структуре общества и имеющих вследствие этоД общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профе<| сиональные, политические, религиозные и другие группы. 1

/. Формальная группа — это обладающая юридическим ст^ тусом группа, взаимодействие в которой определяется сист^ мой формализованных норм и правил. Эти группы имеют норм' тивно закрепленную иерархическую структуру и действу» согласно установленному административно-правовому порядка

Неформальная группа — это не имеющая юридическое статуса группа, возникающая на основе межличностных вза модействий. Подобные группы лишены официальной регламев тации и скрепляются общностью взглядов и интересов индиви- 66

дов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компа­нии, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

3.8. Социально-территориальные общности

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребнос­тей.

Социально-территориальные общности обладают системо-образующими признаками, главными из которых являются ус­тойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится насе­ление города, деревни, поселка, села, отдельного района боль­шого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образова­ния район, область, край, штат, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология горо­да) и деревни (социология деревни).

Город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности на­селения, специфика его социального состава и образа жизни.

Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей в несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью жителей свыше 12 тыс. чело­век, из которых не менее 85% занято вне сферы сельского хо­зяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. чело­век), средние (50—100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются города с населением свыше 1 млн 67

человек. При этом города с населением свыше 2 млн человек |

принято считать мегаполисами. |

Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное •', содержание которой заключено в особых «городских отношениях»,, охватывающих социально-профессиональную и демографическую { структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение про- 1 изводительных сил, расселение. Для урбанизации характерны при- I ток в города сельского населения, рост доли городского населения,;

увеличение числа больших городов, расширение доступности! крупных городов для всего населения и др. ! Важным моментом в развитии урбанизации был переход от;

«точечной» к «ареальной» структуре расселения. Это означало;

расширение не самого города, а зоны его влияния на все более от-;

даленные территории. Сложный комплекс социального простран­ства, включающий город, пригороды, населенные пункты, полу­чил название агломерации. Агломерация становится основным элементом «ареального» расселения. На этой основе возникает;

новое явление в социально-демографической структуре ареала — маятниковая миграция населения, связанная с возрастающей мо­бильностью жителей города и периферийного окружения.

Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негатив­ные последствия. Среди первых — распространение новых, бо­лее совершенных форм образа жизни и социальной организа­ции; создание благоприятных условий для развития науки,, техники, культуры; выбор различных видов образования и про­фессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вто* рых — обострение экологических проблем; повышение заболе­ваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступное^

ти, девиации и др.

По мнению ряда специалистов, рост больших городов требу-1

ет установления определенных ограничений. Это касается пла-| нирования жилой застройки, размещения промышленных пред­приятий, расширения парковых зон, отношения к природе и т.па

Деревня — это небольшой населенный пункт, жители котор! го заняты сельскохозяйственным трудом. Для этой формы сощ ально-территориальной общности характерны непосредственна связь жителей с землей, сезонная цикличная работа, неболыпо разнообразие занятий, относительная социальная и профессис нальная однородность населения и специфический сельский об

раз жизни. 68

Исторически название «деревня» возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны. Другим типичным видом поселения было село, которое отлича­лось от деревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви. Более мелкие поселения назывались вы­селками, хуторами, починками, заимками и т.п. На Дону и Куба­ни крупные сельские поселения называются станицами. В Сред­ней Азии основной вид поселения — кишлак, а в горных районах Северного Кавказа — аул.

В настоящее время, в соответствии с градостроительным ко­дексом, к сельским поселениям относятся села, станицы, дерев­ни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотип­ные социально-территориальные общности. Все эти поселения могут обобщенно определяться понятием «деревня», отражаю­щим специфический комплекс социально-экономических, куль­турно-бытовых и естественно-природных условий сельской жизни.

В рамках социологии деревни исследуются закономерности возникновения, развития и функционирования сельских соци­ально-территориальных общностей. Особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как занятость населения, его профес­сиональная и социально-демографическая структура, организа­ция досуга на селе, образ жизни, культура и духовные интересы сельских жителей.

3.9. Социально-этнические общности

Социально-этническая общность — это исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокуп­ность людей, связанных общностью языка, культуры, психоло­гического склада и самосознания.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!