Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальные общности и группы 3 часть



Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы Функционирования социальных систем. Он считал, что любая ооциальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

• приспособление к окружающей среде (адаптация);

• определение и достижение целей (целедостижение); 41

• координация функций и поддержание внутреннего един­ства (интеграция);

• снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценност­ных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — поли­тическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци-окультурные институты, латентную функцию — институты се­мьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем-' ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей. "'.

В противовес структурно-функциональному подходу, делаю­щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион­ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными пред­ставителями которого являются американский социолог Л. Ко-зер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф. ;

Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функцио­нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный. тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци­альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, ук­репление межличностных отношений, разрядка напряженности! в обществе и др. ^

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институ-1 ты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес-

кий прогресс. |

Значительный вклад в развитие современной конфликтоло^ гии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию! конфликтной модели общества. Предложенная им теоретичес­кая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждыГ элемент в обществе способствует его интеграции и изменения» 42



4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над Другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Да-пендорф объясняет преимущественно политическими фактора­ми: это борьба за впасть, престиж, авторитет, возможность рас­поряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас­ти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть лега­лизированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри­ятные условия для регулирования социальных конфликтов су­ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще­стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).

Если структурный функционализм и конфликтология иссле­дуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя­зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодоло-гия и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма счита­ется известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разра­ботал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракцио­низма сводятся к следующему:

• люди действуют, руководствуясь прежде всего символичес­кими значениями, которые они придают тем или иным объек­там;



• сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

• символические значения возникают и изменяются посред­ством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между яюдьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символичес- 43

кого интеракционизма считают, что изучение непосредственна взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал' австро-американский философ и социолог Альфред Шю^ (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит I познании социальной реальности через изучение повседневно! жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон| центрируются на выявлении универсальных структур, возникав ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето-| дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневно! жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», гд< человеческая субъективность воплощается наиболее последо­вательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этномето дологическое "направление в социологии, основателем которо го считается американский социолог Гарольд Гарфинквт (р.1917/ Этнометодология рассматривает социальную реаль ность как продукт интерпретирующей деятельности людей I сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследования) единичных и локальных актов социального взаимодействие как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыо лов языка общения, скрытых механизмов межличностныэ взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодологи;

критикует методы традиционной социологии как искусствен ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове

дение.

Особое место среди микросоциологических концепций занн мает теория социального обмена, одним из авторов которой яе ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—19891 Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении от англ. ЬеЬаУюиг — поведение) для объяснения социальных яе лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социально взаимодействие выступает как процесс обмена, участники коте рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать за1 раты. Обмен определяется четырьмя основными принципами трактуемыми в духе бихевиоризма: 44

принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

принцип стимула: если стимул привел к успешному дей­ствию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизво­диться данный тип действия;

принцип ценности: чем выше ценность вероятного резуль­тата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

принцип «насыщения»: когда потребности близки к насы­щению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви­ло определенные методологические изъяны данного социологи­ческого направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микррсоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной со­циологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы социально-философские предпосылки возникновения со­циологии?

2. В чем сущность позитивистской социологии О. Конта?

3. В чем специфика социологической теории Г. Спенсера?

4. Что понимается под «социологизмом» Э. Дюркгейма?

5. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

6. Каковы основные положения социологической теории марксизма?

7. Какие течения социологической мысли существовали в дорево­люционной России?

8. В чем смысл структурно-функционального направления в совре­менной социологии?

9. Что представляет собой конфликтологическое направление в со­временной социологии? 45


Лекция 3. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

3.1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни

Социальное действие представляет собой простейший эле мент любого вида социальной деятельности людей. Изначальна оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движу| щие силы, присущие социальным процессам. Не случайно мно| гае известные социологи выделяют социальное действие в каче

стве первоосновы социальной жизни.

Понятие «социальное действие» было введено в социологи» и научно обосновано М. Вебером (2.5). Социальным он называ такое действие, которое «по предполагаемому действующим I цом смыслу соотносится с действиями других людей и ориет руется на него». Другими словами, социальное действие — :

преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентире ванный на других людей, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие предполагает два ос новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию в других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным если оно является чисто подражательным, когда индивид дей ствует как атом толпы или когда он ориентируется на какое 46

либо природное явление (так, если раскрывают зонты, то это не социальные, а просто однотипные действия для защиты от дождя).

Любое социальное действие включает в себя следующие ос­новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) ре­зультат.

Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и сред­ства социального действия. Под условиями действия понимают­ся те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, кото­рые оно контролирует.

Исходным моментом социального действия является воз­никновение потребности у индивида. Это могут быть потреб­ности в безопасности, общении, самоутверждении, достиже­нии высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуа­лизируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и воз­можность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означа­ющей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Таким образом, основными элементами механизма социаль­ного действия являются потребность индивида, актуализован-ный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.

Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целерацио-нальное действие, ценностно-рациональное действие, традици­онное действие и аффективное действие (2.5). Вероятность ре­ализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно ска­зываются индивидуальные особенности, культурно-интеллекту­альные возможности человека. На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, харак­тер экономических отношений, особенности политической сис­темы и социокулыурной среды. 47

Социальные действия, выражающие зависимость людей,;

формируют социальную связь. В структуре социальной связи! можно выделить следующие элементы:

• субъекты социальной связи ( может быть любое'количе­ство людей); ]

предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществля-1 ется связь); ]

• механизм регуляции социальной связи («правила игры»). |

Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с| другом. Так, изменение числа участников связи может отра­зиться на характере ее регуляции (например, если хозяй­ственные связи между соседями регулируются на основе мо­ральных норм, то между смежными предприятиями — уже на правовой основе).

На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жест-1 ко регламентировано, а у научных работников — допускает зна­чительную степень свободы.

Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего ^ визуально; на межличностном уровне, вторые— предполагают! посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития об-1 щества, его усложнения все большую роль играют опосредован­ные связи.

Социальная связь может выступить в виде как социального;

контакта, так и социального взаимодействия. Социальные кон­такты — это,, как правило, внешние, поверхностные, неглубокие;

связи между людьми. Гораздо более важную роль играют соци­альные взаимодействия, которые определяют главное содержа­ние Социальной жизни (3.2).

3.2. Социальные взаимодействия и социальные " отношения

Социальное взаимодействие (интеракция) — это система | взаимообусловленных социальных действий, при которой дей­ствия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновля-емость, регулярность отличают социальное взаимодействие от 48

единичных социальных контактов, делают его основой социаль­ной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин (2.7) разгра­ничивал их следующим образом:

• по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодей­ствия двух индивидов, одного и многих, многих и многих инди­видов;

• по продолжительности — на кратковременные и долговре­менные;

• по характеру — на односторонние и многосторонние;

• по организованности — на организованные и неорганизо­ванные;

• по сознательности — на сознательные и стихийные;

• по «материи» обмена — на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые."

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодей­ствия могут быть непосредственными и опосредованными. Пер­вые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в ре­зультате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в про­цесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодей­ствия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество пред­полагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (де­ловое партнерство, политический альянс, торговый союз, дви­жения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдер­жки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуаль­ными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голо­са избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперниче­ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только 49

опередить друг друга (например, предложить более качествен- :

ный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предпо­лагает знание конкретного соперника (например, участие в твор­ческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если | соперник известен, то главное — добиться лучших результатов | на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкнове- | ние соперников. В отличие от конкуренции для конфликта ха- 1 рактерны знание соперника и ожидание ответных действий с

его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные

типы социального взаимодействия, современная социология из­бегает крайностей в их оценке. Так, конфликгологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник . развития системы социальных взаимодействий (2.8).

На основе социальных взаимодействий формируются соци­альные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Соци­альные отношения — это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт­неров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью,

систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в :

виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений | между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и !

в политической, культурной, научной и др. |

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно | многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широ- ;

ким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми , руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъек-1 ты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

.Среди социальных отношений особое место занимают отно­шения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость мо­жет принимать формы структурной и латентной (скрытой) зави­симости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально зна­чимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении). 50

Наибольший интерес среди социальных отношений зависи­мости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать дей­ствия других. Второй подход, называемый «системным», выте­кает из того, что основой власти в организованном сложном обще­стве является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руко­водителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение по­литической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, опти­мальному использованию ресурсов власти. -Однако для укрепле­ния своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг со­циальных систем и подсистем. Они могут быть экономически­ми, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных от­ношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отно­шения людей к природе; ко вторым— политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идео­логические отношения представляют собой надстройку над ма­териальными общественными отношениями. Социальные отно­шения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.

3.3. Социальные статусы

Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Раз­вернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В самом широком смысле социальный статус — это пози­ция индивида в обществе, предполагающая определенные 51

права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где за­нимает соответствующие позиции, у него не один, а несколь­ко статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного поло­жения, образования, профессии, должности, характера вы­полняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежнос­ти, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном набо­ре выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус свя­зан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знако­мых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптив-ным) называется статус, который индивид получает от рожде­ния независимо от своей воли и желания. Такой статус опре­деляется полом, национальностью, этническим происхож­дением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, переда­ваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.). Достигну­тым (достигаемым) называется статус, приобретенный бла­годаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные реше­ния. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда го­ворят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанно­го и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, без­работного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от соци­ально приобретенных. Соотношение предписанных и достиг­нутых статусов в социальной структуре общества, степень их 52

распространения могут служить важным показателем демок­ратизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном об­ществе преобладали предписанные статусы, которые и опре­деляли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, сти­мулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в обще­ственно-политической иерархии и в то же время быть аутсай­дером на спортивной площадке. И наоборот, человек может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Существует определенная иерархия статусов, место в кото­рой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между стату­сами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возни­кает при двух обстоятельствах:

^ когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

^ когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:

статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать;

статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;

статусные символы: внешние знаки отличия, позволяю­щие разграничивать носителей разных статусов (военнослужа­щие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика); 53

статусный образ, или имидж: совокупность представле­ний о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соот­ветствии со своим статусом;

статусная идентификация: определение степени соответ­ствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и созда­ет механизмы их воспроизводства, регулируя распределение ин­дивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической орга­низации.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием со­циальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.

3,4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса

Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социально­го взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое по­ведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамичес­кий аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фик­сирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным стату­сом. Между статусом и ролью существует важное промежуточ­ное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обще­ством или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и нефор- 54

мальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а не­сколько ролей. Так, статус университетского профессора пред­полагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствую­щей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто об­щее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

описание типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания, или нормы, определяющие требования к вы­полнению той или иной роли;

оценка выполнения данной роли;

меры поощрения или наказания, стимулирующие правиль­ное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный обра­зец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ро­левые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли; 55

• личностный образец, определяющий комплекс поведенчес-1 ких характеристик, необходимых для успешного выполнения^


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!