Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Начальное понятие об исторической хронологии



 

Термин «хронология» происходит от двух греческих слов («логос» - слово и «хронос» - время) и буквально означает относящийся по времени или учение о времени. Существуют две основные разновидности хронологии - материалистическая (астрономическая) и собственно историческая. В общеупотребимом смысле этого слова хронология является наукой, измеряющей время и устанавливающей закономерно повторяющиеся явления как средство счисления времени.

Историческая (техническая) хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся установлением и уточнением дат исторических событий и документов, а также изучением различных систем времяисчисления, календарей. Кроме того, под термином «хронология» понимают, во-первых, последовательность исторических событий, во-вторых, сводку или перечень каких-либо событий, фактов, расположенных в календарной последовательности.

Основы хронологии стали зарождаться в эпоху существования древневосточных и античных цивилизаций. Это было связано с необходимостью решения чисто практических (хозяйственных) задач, а также для регламентации религиозной, обрядово-культовой жизни. В эпоху европейского Средневековья развитие хронологии было обусловлено утверждением христианских норм жизни и христианского летоисчисления (Юлианского, а затем Григорианского календарей). Потребность в развитии практических методик и приемов хронологии была связана, в частности, с необходимостью установлений чисел религиозно-конфессиональных праздников, а также пасхалий (главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа).

Мощный импульс в развитии хронологии был связан с отпочкованием истории в отдельную общественную науку на рубеже XVIII-XIX веков. Так или иначе, разработкой вопросов исторической хронологии занимались первые крупные русские историки В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин. Особенно роль хронологии для отечественных историков возросла после начала широкомасштабной публикации «Полного собрания русских летописей» с начала 40-х гг. XIX в. Появляются первые справочные издания по хронологии, а также отдельные научные исследования по истории календарей и по методике определения дат исторических событий и их перевода на общепринятое летоисчисление (тогда – на Юлианский календарь, или старый стиль).

Календарь (лат. calendarium - долговая книга) представляет собой систему счисления времени, основанную на периодических явлениях природы. Существуют солнечные календари (смена времени года) и лунные календари (смена фаз Луны). На протяжении человеческой истории действовали или продолжают действовать следующие календарные системы: древнекитайский календарь; древнеегипетский; древнеармянский; мусульманский лунный; календарь Омара Хайяма; древневавилонский; древнегреческий; римский (Юлианский и Григорианский); древнерусский; календарь древних майя и проч. Поскольку у этих древних календарей различные системы летоисчисления и отправные точки начала истории, то современная историческая хронология призвана осуществить перевод событий древней истории разных народов на современную и общепринятую систему летоисчисления.



Остановимся более подробно на характеристике «високосной» календарной системы, а именно - на Юлианском и Григорианском календарях, которые на протяжении многих веков и до сих пор служили и служат основой для исторического летоисчисления и датировки исторических событий.

Юлианский календарь был введен в Древнем Риме в 46 году до н.э. по распоряжению Юлия Цезаря, первого римского императора. Причина этой календарной реформы была вызвана необходимостью приблизить римский год к тропическому, или солнечному году (время полного обращения Земли вокруг Солнца, приблизительно 365 суток и 6 часов). Непосредственным создателем этого календаря был египетский астроном Согизен, а новый римский календарь стал именоваться Юлианским в честь его инициатора. Согизен взял за основу египетский год (365 суток), однако, согласно високосной системе, раз в четыре года вводились дополнительные сутки. Таким образом, по Юлианскому календарю каждое четырехлетие состояло из трех обычных, или гражданских годов (365 суток) и одного удлиненного (366 суток). Эти дополнительные сутки в високосный год приходились на 29 февраля, в то время как другие месяцы содержали по 30 и 31 день. Началом нового года стало считаться 1 января, т.е. с момента начала деятельности консулов, высших должностных лиц в Риме. Первый Вселенский Никейский собор (325 г. н.э.) узаконил Юлианский календарь как обязательный для всех стран, принявших христианство.



Однако продолжительность года по Юлианскому календарю (365 суток, 6 часов) продолжала превышать тропический год (365 суток, 5 часов 48 минут) на 11 минут 14 секунд. Нетрудно подсчитать, что при таком несоответствии разница ежегодно накапливалась и в итоге приводила к ошибке в 1 сутки через 128 лет.

В эпоху позднего западноевропейского Средневековья (XVI в.) накопившаяся разность стала очевидной и составила через 1280 лет после введения Юлианского календаря 10 суток. Возникла необходимость в календарной реформе, которая была проведена в 1582 году согласно булле от 24 февраля (inter quavissimas) папы Григория XIII, по имени которого новый календарь стал называться Григорианским. Непосредственным автором проекта проведенной реформы был итальянский астроном и математик Луиджи Лилио. В соответствии с новой системой летоисчисления (новым стилем) принято теперь было считать обыкновенными годами в продолжении каждых 400 лет 3 високосных года прежнего Юлианского календаря: брали именно год столетий, т.е. первые 2 цифры которых не делятся на 4. В новой календарной системе, таким образом, в каждое 400-летие на три високосных года меньше, чем в предыдущий. Григорианский календарь в итоге оказался более точным: отставание его от тропического года в год составило 26 секунд, разность же в 1 день накапливается в течение 3500 лет, а не в 128 лет, как раньше. Новая календарная система поначалу была введена в Италии, Франции, Испании и Португалии. В странах Европы (Болгария, Сербия) и в России, где существовало православие, до начала ХХ в. использовался Юлианский календарь. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г. решением большевистского правительства. Если разница между Юлианским и Григорианским календарями в 1582 г. составляла 10 суток, то в 1918 г. - уже 13 суток, поэтому в момент проведения календарной реформы в России в 1918 г. принято было считать следующим за 31 января день не 1-е, а 14-е февраля. Разница между новым и старым стилями в 14 суток достигнет в 2100 г., который будет обычным годом по Григорианскому календарю и високосным годом - по Юлианскому.

Современному историку, специализирующемуся по истории России, необходимо более углубленно знать разницу между новым и старым стилями летоисчисления по каждому столетию.

На этом краткую характеристику исторической хронологии резонно завершить, ибо это не входит в наши задачи, т.к. изучение этой вспомогательной исторической и ее основных методических составляющих (календарные единицы измерения, приемы и методики обработки прямой и косвенной информации, перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь, методики косвенной датировки и проч.) официально предусмотрено учебным планом в предметных рамках ВИДа.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!