Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2: причины и противоречия



В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Ее основные идеи:

1. человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства;

2. все люди равны в своих человеческих правах, невзирая на сословные различия;

3. общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука, просвещение, законотворчество.

Популярной становится идея "философа на троне", правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа. Этой идее следовали некоторые монархи Европы (Пруссии, Швеции, Австрии), стремившиеся таким путем ослабить в своих странах остроту социальных противоречий и приспособиться к новым социально- экономическим реалиям.

В России политика "просвещенного абсолютизма" связана с именем Екатерины II (1762-1796).

Самым крупным мероприятием "просвещенного абсолютизма" должна была стать работа Комиссии по подготовке нового кодекса законов (Уложения), созванной в 1767 г. Екатерина обратилась к Комиссии с "Наказом", в котором изложила программу своего царствования. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи прав человека и общего блага; объявлялось, что задача государства не отнять у людей их вольности, а направить их деятельность к получению наибольшего добра.

Вместе с тем в "Наказе" обосновывалась неограниченная монархия, как единственно возможная в России власть. Однако монархия не должна вырождаться в деспотизм, для чего императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности и установить равенство всех перед законом. Законы, писала она, должны основываться на разуме и соответствовать "вольности" граждан. "Наказ" намечал также направление экономической политики - Екатерина выступала за свободу торговли и промышленности.

Автор "Наказа" принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит "естественному закону", но требование освобождения не выдвигалось. Говорилось, что закон обязан ограждать крестьян от злоупотреблений помещиков.



Таким образом, программа Екатерины II оказывалась внутренне противоречивой : с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии , а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Уложенная комиссия не создала нового кодекса законов, увязнув в спорах по крестьянскому вопросу. Уже в 1768 г. она была распущена, но принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе", нашли воплощение в законодательной деятельности Екатерины:

· Екатерина II издала Манифест о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества, т.е. в России вводилось свободное предпринимательство;

· частью политики "просвещенного абсолютизма" была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (секуляризация). Тем самым духовенство лишалось экономической базы и переходило на содержание государства;

· в 1775 г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний с одинаковой численностью населения. Более мелкой единицей стал уезд. Во главе уезда стоял капитан-исправник, губернии - губернатор. Две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника - наместника или генерал- губернатора, обладавшего широкой единоличной властью и подчиненного непосредственно императрице. Закон централизовал местное управление и значительно усилил власть монарха.



Вместе с тем в Законе присутствовали и идеи Просвещения. Им был сделан крупный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Была учреждена система выборных сословных судов: особые судебные учреждения для дворян, горожан, государственных крестьян. Созданы "совестные суды" из представителей трех сословий, выполнявшие примирительные функции.

Влияние идей Просвещения проявилось также в создании губернского Приказа общественного призрения, состоявшего из выборных представителей трех сословий и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, сиротских домов и т.п.;

· в 80-е гг. были сделаны реальные шаги по созданию организованной системы школьного образования. В 25 губерниях были организованы "главные" (четырехклассные) и "малые" (двухклассные) народные училища. Всего было создано около 400 народных училищ.

· стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина издала в 1785 г. "Жалованные грамоты" городам и дворянству. Грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться городской собственностью и доходами с нее, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская дума из депутатов от всех городских разрядов (купцы, мещане, дворяне, чиновники, духовенство).

 

Жалованная грамота дворянству подтверждала все прежние привилегии дворян и придавала им статус закона. Главные из них - право владеть землей на правах частной собственности и свобода в выборе занятий. Дворяне получили право местного самоуправления: выбора уездных и губернских предводителей дворянства, право дворянского общества иметь собственную казну. Местные дворянские общества избирали и состав уездной администрации. Все эти меры завершили оформление сословного стоя в России.

Екатерина приступила к разработке жалованной грамоты и государственным крестьянам. Однако не завершила работу, т.к. французская революция изменила ее отношение к идеям Просвещения. Она пришла к выводу, что они ведут только к разрушению и безумию.

Таким образом, политика "просвещенного абсолютизма" не разрешила всех тех вопросов, которые ставило общество и время. Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась также зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства. Но отдельные мероприятия этой политики были прогрессивными и выгодными для всей нации.


Просмотров 3069

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!