![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формирование феодальных отношений у восточных славян. «Русская правда»
Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. До середины X в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины. Социально-экономические отношения обусловили и социальную структуру древнерусского общества. О характере этой структуры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично служили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка знати, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи. Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убийство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусвободное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя. Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, известным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство историков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего периода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного человека холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию. Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядовичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не совсем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин). Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Огромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы. С именем Ярослава Мудрого связывают и создание в 1016 году «Русской правды» — первого дошедшего до нас свода нормативных актов, регламентирующих юридические отношения в Киевской Руси. Неся на себе отпечаток пережитков родоплеменных отношений, таких, как право кровной мести, «Русская правда» ограничивает это право кругом самых близких родственников и, что главное, законодательно закрепляет роль княжеской власти в разрешении споров, вводя альтернативу кровной мести в виде различных денежных штрафов за убийство. В 1072 году сыновья Ярослава принимают так называемую «Правду Ярославичей». Она отменяла кровную месть, вводила систему штрафов не только за покушение на жизнь служилых людей князя, но и за кражу и порчу княжеского имущества. Анализ «Русской правды» позволяет утверждать, что содержащиеся в ней юридические нормы носят ярко выраженный сословный характер. Так, за убийство представителя княжеской администрации («княжа мужа») полагался денежный штраф («вира») в 80 гривен, за убийство простолюдина, свободного человека — 40 гривен, а за убийство смерда или холопа полагался штраф всего в 5 гривен. Существенная особенность «Русской правды» заключалась и в том, что закон в Киевской Руси строже наказывал за деяния, направленные против собственности, нежели за нарушение личной безопасности. Так, за похищение бобра, уничтожение полевой межи закон предусматривал наказание в 12 гривен. Имущество свободного человека в «Русской правде» ценится дороже жизни самого человека, его личной безопасности. Все это позволило историку В.О. Ключевскому сделать вывод о том, что «Русская правда» есть по преимуществу законодательство о капитале». Из статей «Русской правды» мы можем многое узнать об историко-правовых, социально-экономических, политических и нравственно-бытовых аспектах той далекой, во многом противоречивой эпохи.
![]() |