Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ отгрузки и реализации продукции



Порядок анализа реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

Анализ реализации продукции за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы (рис. 1.2)[8, c. 233].

Рис. 1.2. Схема факторной системы объема продажи продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид[10, c. 543]:

ГПн + ТП = РП + ГПк.

Отсюда:

РП = ГПн + ТП - ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так[13, c. 211]:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,

РП = ГПн + ТП + О Тн - ОТк – ГПк. (1.5)

где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП — стоимость выпуска товарной продукции; РП — объем реализации продукции за отчетный период; ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.



Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл), и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл).

Следующий этап анализа — изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы[12, c. 349]:

· обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

· обеспеченность предприятия основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

· обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования.

Глава 2. Анализ выпуска продукции в ООО «ДСК – Инвест»

2.1. Характеристика ООО «ДСК – Инвест»

Предприятие ООО «ДСК - Инвест» основано в 2001 году. При этом в состав уставного фонда предприятия были внесены финансовые средства. Директором предприятия, с момента его основания, является учредитель предприятия – Селиванов Александр Михайлович. Адрес предприятия: Московская обл., г. Пушкино, Московский просп., д. 64.



Согласно уставу – целями деятельности общества являются осуществление предпринимательской деятельности, и получение на этой основе прибыли.

В учредительном договоре было записано в частности, что:

Статья 2

Общество вправе от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, а также совершать в установленном порядке в Российской Федерации и за ее пределами сделки, соответствующие целям его деятельности.

Статья 5

Учредитель Общества имеет право

- участвовать в управлении делами Общества

- получать часть прибыли от деятельности Общества

- принимать участие в распределении прибыли Общества

- получать полную информацию о деятельности Общества, знакомиться с данными бухгалтерского учета и другой документацией в порядке, установленном Уставом Общества

- Учредитель вправе совершать в отношении своей доли в уставном капитале Общества любые действия, не противоречащие законодательству. Учредитель вправе использовать имущество Общества для любой деятельности, не противоречащей законодательству

- Учредитель полномочно принимать решения по любым аспектам деятельности Общества.

Статья 6

Учредитель Общества обязан:

- вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены Уставом Общества

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Общества

- вносить дополнительные взносы в размере

- соблюдать положения учредительных документов

- исполнять, принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Обществу

- нести ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости внесенных им вкладов

Статья 7

Чистая прибыль Общества, после уплаты налогов предусмотренных законодательством и отчислений в фонды, предусмотренных Уставом общества по итогам работы за год принадлежит учредителю.

Основными видами деятельности Общества согласно его Устава предусматривалось:

1. Торговля продовольственными и непродовольственными товарами, комиссионная торговля и торгово-закупочная деятельность;

2. Производство и реализация товаров народного потребления;

3. Коммерческое посредничество;

4. Составление эксплуатационно-технической и прочей документации;

5. Ремонтно-строительные проектно-сметные и пуско-наладочные работы. Эксплуатационные работы по системам электроснабжения, теплоснабжения и автоматизации.

6. Инженерная диагностика зданий, сооружений и коммуникационных систем: техническое обслуживание, профилактика и неотложный (аварийный) ремонт;

А также организация коммерческих предприятий, торгово-закупочная и иные виды деятельности, не запрещенные российским законодательством.

На практике основными направлениями деятельности предприятия стали пп.4,5 и 6 из выше перечисленных.

Первоначально в штате организации состояло 4 человека: директор предприятия, его заместитель по техническим вопросам бухгалтер и секретарь.

 
 

Организационная структура представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура ООО «ДСК Инвест»

 

 

Инженеры и техники при этом не входили в штат предприятия и работали по мере появления заказов по разовым трудовым соглашениям.

Сферой деятельности предприятия были в основном ремонтные работы, проектирование, разработки электрического оборудования главным образом в области котлоналадки и насосных систем, а иногда и поставка соответствующего оборудования. Основными заказчиками являлись главным образом крупные и средние промышленные и строительные предприятия, а иногда и предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Основными видами деятельности Общества являются:

- составление эксплуатационно-технической и прочей документации;

- ремонтно-строительные, проектно-сметные и пуско-наладочные работы. Эксплуатационные работы по системам электроснабжения, теплоснабжения и автоматизации;

- инженерная диагностика зданий, сооружений и коммуникационных систем: техническое обслуживание, профилактика (аварийный) ремонт;

- торгово-закупочная и сбытовая деятельность;

- коммерция;

- другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Организационная структура характеризуется распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками. Структура состоит из совокупности управленческих звеньев, которые расположены в соподчиненности и обеспечивают взаимосвязь между управляющим и управляемыми системами.

Управление ООО «ДСК Инвест» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом. ООО «ДСК Инвест» самостоятельно определяет структуру управления и затраты на их содержание. Возглавляет его директор, он самостоятельно на основе единоначалия решает вопросы возглавляемого им предприятия, за исключением отнесенных действующим законодательством и уставом к компетенции общего собрания трудового коллектива и совета трудового коллектива.

Главой предприятия является директор, на котором лежит решение задач, связанных с общими направлениями деятельности предприятия, в том числе - проведение финансовой политики, к которой можно отнести определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные и хозяйственные нужды, вопросы закупочной политики и т.д. Также он занимается организацией рабочего процесса и контролирует работу подчиняющихся ему служб.

Директор ООО «ДСК Инвест» без доверенности действует от имени предприятия, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и иные счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания обязательные для всех работников предприятия.

Двухуровневая организационная структура ООО «ДСК Инвест» принадлежит к числу классических структур линейно-функционального типа с крайне низкой степенью делегирования прерогатив на уровень линейных руководителей.

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ДСК – Инвест»

Расчет показателей, характеризующих дебиторскую задолженность ООО «ДСК- Инвест» приведем в таблице 2.1:

Таблица 2.1

Анализ дебиторской задолженности

Показатели Предыдущий Год(2006) Отчетный год(2007) Изменения
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов   2.Период погашения дебиторской задолженности, дни   3.Доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме оборотных активов, %   4.Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности, %** 4,260*     85,7     2595000: :5312600* *100=48,8   338200: :2595000* *100=13,0   11830600: :2955000= =4,004 365:4,004= =91,2   3873200: :8510300* *100=45,5   814300: :3873200* *100=21,0   -0,256     +5,5     -3,3   +8,0

 

*- Показатель переносится из аналогичной таблицы, составляемой по итогам прошедшего года.

**-Данные о сомнительной дебиторской задолженности взяты из справки бухгалтерии о состоянии активов.

Как следует из таблицы 2.1, расчеты с покупателями по сравнению с прошлым годом ухудшились. На 5,5 дня увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 91,2 дня. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 8 % и составила 21,0% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу года составляла 45,5 % общего объема оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового состояния предприятия.

Себестоимость отражает величину текущих зат­рат, имеет производственный, некапитальный характер, обеспечивает процесс простого воспроизводства на предприятии. Се­бестоимость является экономической формой возмещения по­требляемых факторов производства.

Таблица 2.2

Сметная калькуляция цены на товар (1шт)

Виды затрат % Стоимость, тыс. руб.
Оплата аренды   2,18
Зарплата основных рабочих   12,80
Зарплата дополнительная 1,92
Начисления на зарплату 39,8 5,86
Итого прямые расходы:   22,76
Коэффициент маржинального дохода   0,6
Цена   56,91

 

Определим плановую и фактическую среднегодовую стоимость ОПФ, стоимость ОПФ на конец года, коэффициенты ввода и выбытия, фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность ОПФ на ООО «ДСК Инвест».

Стоимость ОПФ на конец года можно определить по следующей формуле:

Фк=Фн+Фвв-Фвыб

2006 г. : Фк=90+10-5=95 тыс.руб.

2007 г.: Фк=80+5-8=77 тыс. руб.

Среднегодовую стоимость ОПФ определим по следующей формуле:

Фср=Фн+Фм*ЧМ/12-Фм(12-М)/12.

2006 г.: Фср=90+10*(12-5)/12-5*(12-8)/12= 94,17 тыс. руб.

2007 г.: Фср=80+5*(12-5)/12-8*(12-8)/12= 80,25 тыс. руб.

Коэффициент ввода ОПФ:

2006 г.: Квв=10/95=0,1053

2007 г.: Квв=5/77=0,0649

Коэффициент вывода:

2006 г.: Квыб=5/95=0,0526

2007 г.: Квыб=8/77=0,1039

Фондоотдача:

2006 г.: Фо=110/94,17=1,17 руб./1 руб. ОПФ.

2007 г.: Фо = 100/80,25=1,25 руб./ 1руб. ОПФ

Фондоемкость:

2006 г.: Фе= 94,17/ 110=0,8561руб.

2007 г.Фе= 80,25/ 100=0,8025 руб.

Фондовооруженность:

2006 г.: Фв= 94,17/80=1,1771 тыс. руб./чел.

2007 г.Фв=80,25/70=1,1464 тыс. руб./чел.

Фактически по сравнению с планом среднегодовая стоимость ОПФ снизилась; фондоотдача фактически выросла, соответственно фондоемкость снизилась, отрицательная динамика наблюдается в фондовооруженности, она снизилась на 0,03 тыс. руб. на 1 человека.

Коэффициенты рентабельности:

1R) Рентабельность продаж

(2.1)

где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Рр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

2R) Рентабельность всего капитала фирмы

(2.2)

где Вср - средний за период итог баланса-нетто, а в качестве Р могут выступать как балансовая прибыль (Р6), так и прибыль от реализации (Рр).

ЗR) Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов

(2.3)

где Fср - средняя за период величина основных средств и про­чих внеоборотных активов.

4R) Рентабельность собственного капитала

(2.4)

где Исср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

5R) Рентабельность перманентного капитала

(2.5)

где КТср - средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.

Источником анализа являются отчет о прибылях и убытках и баланс предприятия (см. Приложения).

Таблица 2.3

 

Расчет коэффициентов рентабельности  
  Показатели   2005г   2006г   2007г
1. Коэффициент рентабельности активов 2. Коэффициент рентабельности активов без учета незавершенного производства 3. Коэффициент рентабельности организации (продаж) 4. Рентабельность продукции 5. Коэффициент рентабельности постоянного капитала 6. Коэффициент рентабельности простого акционерного капитала 7. Коэффициент рентабельности инвестиций   0,40   0,52     0,21     0,23     0,57     0,57     0,57   0,22   0,27     0,08     0,14     0,34     0,34     0,34   0,191   0,194     0,06     0,12     0,47     0,47     0,46

Данные расчетов показывают, что за рассматриваемый период коэффициент рентабельности активов постоянно снижается (с 0,40(2005г) до 0,22(2006г) до 0,191(2007г)), что свидетельствует о снижении эффективности использования всех активов предприятия. Хотя следует отметить, что полученные величины данного коэффициента значительно превышают среднеотраслевой показатель (4,9%).

Для анализа рентабельности активов, необходимо рассмотреть их структуру. Следует иметь в виду, что незавершенное строительство, учитываемое в составе внеоборотных активов, - это актив, наличие которого на балансе, как правило, не влечет за собой получение прибыли в данном периоде, но будет давать прибыль в последующие периоды, когда основные средства начнут эксплуатироваться. Таким образом, исключение из расчетов величины незавершенного строительства приводит к повышению рентабельности общих активов.

Для определения факторов, влияющих на рентабельность активов можно представить ее как произведение рентабельности продаж на оборачиваемость активов. Для каждого предприятия влияние этих факторов на рентабельность активов различное.

Показатель рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В течении рассматриваемого периода времени данный показатель постоянно снижается, что является неблагоприятной тенденцией. Это снижение говорит о том, что предприятие получает все меньше прибыли на вложенные средства. Такое изменение может быть связано с тем, что у предприятия постоянно возрастают затраты при незначительных изменениях цен. Для увеличения чистой прибыли необходимо повысить цены, либо увеличить объем продаж. Значительное повышение цен приведет к потере конкурентоспособности, следовательно, предприятию необходимо увеличивать объемы реализации.

Значения показателей рентабельности постоянного и акционерного капитала в нашем случае совпадают, т.к. предприятие не выплачивает дивиденды по акциям и не привлекает долгосрочные заемные средства. В течении рассматриваемого периода рентабельность собственного капитала остается достаточно высокой по сравнению со среднеотраслевой величиной (10%).

Для оценки коэффициентов рентабельности полезно сопоставить их между собой. Сравнивая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, видна разница между этими показателями. Она обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Причем рентабельность собственного капитала превышает рентабельность активов, что обусловлено выгодным привлечением и использование заемных средств.

 

2.3. Анализ динамики и объемов продаж ООО «ДСК – Инвест»

Проведем анализ динамики и объемов продаж ООО «ДСК- Инвест», используя статистические методы исследования.

По ООО «ДСК- Инвест» имеются следующие данные о работе филиалов (магазинов) в г. Иваново за I квартал 2007 года:

Таблица 2.4

Исходные данные по товарообороту

Порядковый номер филиала Число оборотов товарных запасов Розничный товарооборот, тыс. руб.

 

Определим по ООО «ДСК- Инвест» в целом среднее число оборотов, среднее время обращения, средние товарные запасы.

Среднее число оборотов: Чоб=(10*50000+9*48000+8*46000):(50000+48000+46000)=1300000:144000=

=9,03 оборотов

Среднее число оборотов в целом по ООО «ДСК- Инвест» составляет 9,03 оборотов.

Среднее время обращения:

В=Д:Чоб,

где Д-число дней в квартале.

В=90:9,03=9,97 дней.

Средние товарные запасы:

З= Товарооборот : Чоб

Найдем средний товарооборот по ООО «ДСК- Инвест»:

Товарооборот= (50000*10+48000*9+46000*8):(10+9+8)=1300000:27=48148,1 тыс. руб.

З=48148,1:9,03=5332 тыс. руб.

По данным таблицы 2.5 определим уровни издержек обращения в ООО «ДСК- Инвест» (в % к товарообороту) в целом и по каждой статье затрат в 2006 и 2007гг.

Таблица 2.5

Издержки обращения ООО «ДСК- Инвест»

Показатели 2006г, тыс. руб. 2007г, тыс. руб.
Сумма издержек обращения, всего В том числе: -расходы на перевозки -заработная плата Розничный товарооборот -индекс розничных цен ,%                

 

 

1)Уровни издержек обращения по статьям затрат (в % к товарообороту):

2006г.: 65:1000*100%=6,5%

2007г.:77:1100*100%=7%

в том числе: расходы на перевозки:

2006г.:10:1000*100%=1%

2007г.:12:1100*100%=1,1%

заработная плата:

2006г.:40:1000*100%=4%

2007г.:50:1100*100%=4,5%

2)Экономия (перерасход) от снижения (роста) уровня издержек обращения (тыс. руб., %) по каждой статье и ее влияние на изменение общего уровня издержек обращения

в %: 7%-6,5%=0,5%

в тыс. руб.: 77-65=12 тыс.руб.

3)Размер и темп снижения (роста) относительного уровня издержек обращения

--по расходам на перевозки:1,1%-1%=0,1%

--по заработной плате: 4,5%-4%=0,5%

4)Изменение издержек обращения в фактических ценах:

∆=77-65=+12 тыс. руб.

Т=77:65*100%=118%

Т=118%-100%=+18%

в сопоставимых ценах:

77:1,08-65=71,3-65=+6,3 тыс. руб.

Т=71,3:65*100%=109,7%

Т=109,7%-100%=+9,7%

По данным расчетам можно сделать вывод, что среднее число оборотов в 1 кв. 2007г. по ООО «ДСК - Инвест» составило 9,03 оборота в квартал; длительность одного оборота примерно 10 дней; средний товарный запас в магазине на сумму 5332 тыс. руб.; по всем статьям издержек удельный вес (в отношении к товарообороту) в 2007г по сравнению с 2006г вырос; издержки обращения выросли на 12 тыс. руб. ( в сопоставимых ценах 2006г. всего на 6,3 тыс. руб.).

По ООО «ДСК- Инвест» из отчетности известны следующие данные о дневном товарообороте в апреле 2007г. (тыс. руб.):

18 16 20 17 19 20 17

 

17 12 15 20 18 19 18

 

18 16 18 14 14 17 19

 

16 14 19 12 15 16 20

 

Построим ряд распределения данных товарооборота, выделив 4 группы по сумме товарооборота с равными интервалами;

h=(20-12):4=2 тыс. руб.

Границы групп:

1).[12-14)

2).[14-16)

3).[16-18)

4).[18-20].

Таблица 2.6

Вариационный ряд товарооборота

Границы группы Однодневный товарооборот, тыс. руб.
        [12-14)   [14-16)     [16-18)   [18-20]          

 

Средний дневной товарооборот составил в марте 15 тыс. руб. Разделим вариационный ряд на два подряда: выше и ниже среднего уровня товарооборота.

Ряд товарооборота выше среднего уровня товарооборота:

15,15,16,16,16,16,17,17,17,17,18,18,18,18,18,19,19,19,19,20,20,20,20.

Итого в 23 днях из 28 товарооборот был выше среднего по данным марта 2007г.

Ряд товарооборота ниже среднего:

12,12,14,14,14.

Итого в 5 днях из 28 товарооборот в апреле был ниже среднего товарооборота в марте.

Таким образом, видно, что в апреле 2007г. по сравнению с мартом 2007г. величина среднего товарооборота выросла, т.к. в 23 рабочих днях из 28 дневной товарооборот превысил средний мартовский дневной товарооборот. Следовательно, наблюдается положительная динамика товарооборота.

2.4. 3начение, задачи и информационное обеспечение в ООО «ДСК – Инвест»

Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления.

Согласно инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 — П-4, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России) от 19.01.2000 № 4 оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, населению за наличный расчет, также включает стоимость:

а) проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

б) товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;

в) товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;

г) проданных по образцам товаров длительного пользования о времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.), в полном объеме;

е) проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

ж) упаковки, имеющей продажную цену не входящую в цену товара;

з) проданной порожней тары

В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям с последующей оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального обеспечения и другими, включается в розничный товарооборот.

Не включается в оборот розничной торговли стоимость:

· проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

· проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов.

Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим (без образования юридического лица) лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека‚ документов строго в отчетности, приравниваемым к чекам).

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляют основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенные затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства.

Структура и объем розничного товарооборота характеризуют уровень потребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.

Рост продажи товаров розничной торговлей может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и с другой — повышением покупательской способности населения. Ее развитию присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые взаимосвязаны. Так, снижение инвестиций в реальный сектор экономики приводит к разрушению научно-производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на размерах розничного товарооборота. Рост денежной массы в стране, девальвация рубля, инфляция, сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.

Объем товарооборота один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций. Основными задачами оборота розничной торговли являются:

· проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;

· выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;

· определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);

· оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;

· выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

· разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются: прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская финансовая и статистическая отчетность (ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.).

2.5. Анализ выполнения прогнозных показателей и динамики объема реализации в ООО «ДСК – Инвест»

По данным таблицы 2.7, определим динамику объемов продаж в ООО «ДСК- Инвест»:

Таблица 2.7

Объем продаж по месяцам

Месяцы Объем продаж, тыс. руб.
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь  

Для выполнения общей тенденции развития в данном ряду динамики произведем сглаживание ряда с помощью скользящей средней (применив 5-ти членную среднюю); произведем аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой линии. Составим таблицу с расчетами:

Таблица 2.8

Вспомогательная расчетная таблица

Мес. Объем продаж тыс.руб. Y 5-ти членная скользящая средняя t t2 Y*t
Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Нояб   - - 559,4 579,4 618,2 - - -5 -4 -3 -2 -1 -2650 -2004 -1698 -1240 -580

 

n*a0 +∑t*a1 =∑y

 

∑t*a0 +∑t*a1 =∑y*t

 

 

11*а0 +0*а1 =6957

0*а0 +110*а1 =2604

 

а0 =632,5

а1 =23,7

 

y=a0 +a1 *t

 

y=632,5+23,7*t

 

Так как а1 ›0, следовательно за данных 11 месяцев происходил постепенный рост объема реализованной продукции ООО «ДСК- Инвест» в среднем на 23,7 тыс. руб. в месяц.

Оценка адекватности выбранного уравнения тренда:

Проверка адекватности моделей, построенных на основе уравнений регрессии, начинается с проверки значимости каждого коэффициента регрессии и корреляции.

Коэффициент корреляции: rxy = усрхср – хср * уср / sх * sу

Значение парных коэффициентов корреляции свидетельствует о сильной связи между отклонениями фактических уровней сравниваемых рядов от соответствующих им выравненных уровней, если rxy > 0,7. Гипотеза о линейности верна с доверительной вероятностью р=0,95. Если коэффициент корреляции меньше 0,7, то гипотеза о линейности не подтверждается.

Значимость коэффициентов регрессии a^ и b^ и парных коэффициентов корреляции rxy проверяется на основе t – критерия Стьюдента:

tb = b / mb; ta = a / ma ; tr = rxy / mrxy

Случайные ошибки аппроксимации a, b и rxy:

mb = Öå(yi – yx^)2 / (n-2) / å(хi – xi ср)2

ma = Öå(yi – y^)2 * åхi2 / (n-2) * nå(хi – xi ср)2

mr xy = Ö1 – rxy2 / (n-2)

Если все расчетные значения t- критерия больше tкр.- табличного, это свидетельствует о значимости коэффициентов регрессии и корреляции. Гипотеза о линейности верна.

Табличные данные t- критерия Стьюдента

При вероятности α = 0,05 При числе степеней свободы γ = х - 2
2,571 2,447 2,365 2,306 2,262

Коэффициент детерминации: R2 = å(yi^x – уср)2 / = å(yi – у)2

показывает, какая доля вариации результативного признака обусловлена изменением факторных признаков, входящих в многофакторную регрессионную модель. Изменяется в пределах от 0 до 1 и по определению положителен. Если коэффициент детерминации больше 0,9, то модель описывает наиболее существенные стороны рассматриваемого процесса.

Проверка адекватности всей модели, в т.ч. и значимости коэффициента детерминации, осуществляется с помощью расчета F–критерия и величины средней ошибки аппроксимации. Значимость уравнения регрессии на основе F–критерия Фишера-Снедекора.

Критерий Снедекора: Fф = rxy2 * (n – 2) / (1 – rxy2) .

Если все расчетные значения F - критерия больше Fкр.- табличного, это свидетельствует о значимости уравнения регрессии и подтверждает гипотезу о линейности. Моделью можно пользоваться.

Табличные данные F- распределения при вероятности α = 0,05

При числе степеней свободы γ
числителя знаменателя
6,94 6,59 6,36 6,26
5,79 5,41 5,19 5,05
5,14 4,76 4,53 4,39
4,74 4,35 4,12 3,97

γ -число степеней свободы, количество наблюдений в выборке минус число уровней связи, n –1.

Доверительные интервалы a и b - это проекция подынтегральной кривой, равной доверительной вероятности, решение интегрального уравнения. Интервал зависит от числа степеней свободы (m), доверительной вероятности (р) и разброса случайной величины.

При m → ∞ имеет место нормальный закон распределения.

Предельные ошибки a, b и rxy: Δa = tнаб * ma; Δb = tнаб * mb; Δr = tтабл * mr

Значение средней ошибки аппроксимации не должно превышать 12-15%.

Доверительные интервалы для определенных параметров:

La min = a – Δa; La max = a + Δa; Lb min = b – Δb; Lb max = b + Δb.

Проанализируем динамику и определим перспективную выручку ООО «ДСК-Инвест». Исходные и расчетные данные для определения параметров системы уравнения представим в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Исходные и расчетные данные для определения параметров системы уравнения

n X Y Xi*Yi X2 Y2 Xi-Xср Yi-Yср
-5 -13661.27
-4 -11547.27
-3 -8553.27
-2 -6656.27
-1 -4592.27
-1829.27
1485.727
5004.727
8408.727
13110.727
18829.727
Итого: 0.272727

 

Таблица 2.10

Расчетная таблица

n (Xi-Xср)2 (Yi-Yср)2 7*8 Y^ Yi-Y^ (Y^-Yср)2 (Yi-Y^) 2
68306.36
46189.09 3172.7091
25659.82 6276.1
13312.55 9379.4909 -450
4592.273 12482.882 -1489
15586.272 -1829
1485.727 18689.664 -1618
10009.45 21793.055 -1202
25226.18 24896.446 -901
52442.91 27999.836
31103.227
Итого: 1.086Е+09 341374.4 172075.68 -627

Расчёты производятся при помощи табличного редактора Excel по приведённым формулам.

Полученные результаты и коэффициенты:

Xср = 6; Yср = 15586.27273; (X*Y)ср = 124551.5455

Коэффициенты регрессии:

β = 3103,4 α = -3034.1

Уравнение регрессии: У = -3034,1 + 3103,4* Х

Среднеквадратические отклонения:

dx = 3,1623; dy = 9937,49; dо = 1486,43

Коэффициент корреляции: Kxy = 0,9876.

Гипотеза о линейности модели верна, т.к. коэффициент корреляции больше 0,7 и равен 0,9876

Коэффициенты регрессии достаточно значимы, т.к.

Оценка значимости коэффициентов по t-критерию Стьюдента:

ta = - 2, 855 tb = 19,81 ; tr = 18,349

ta > tтабл. (2,855 > 2,26), tb > tтабл. (19,81 > 2,26)

и tr > tтабл. (18,349 > 2,26).

Модель линейная – надежна т.е. пригодна для практического применения.

Коэффициент детерминации: r2= 0,958 . Коэффициент детерминации больше 0,9, то модель описывает наиболее существенные стороны рассматриваемого процесса.

Критерий Фишера-Снедекора: Fф = 8,777 > Fтабл.= 6,94. Модель надежна и может быть использована для практического применения.

Случайные ошибки a, b и rxy:

mb = 156,684; ma = 1062,682 mkxy = 0,05243

Средняя квадратическая ошибка прогноза

myp = 1770,16, при хр = 12

Предельные ошибки a, b и rxy:

DA = 2403,788; DB = 354,4191

Доверительные интервалы для определенных параметров:

Lamin = -5437,86; Lbmin = 2748,972; Lamax = -630,285; Lbmax = 3457,81

Прогнозное значение Yp

Yp12 = 34206,2; Yp13 = 37310.01; Yp14 = 40413,14;

Yp15 = 43516.79; Yp16 = 46620,18

На рис. 2.2 построены графики фактической и расчетной выручки от реализации продукции с прогнозом ее на конец 2009 года и 2010 гг.

Y = - 3034.1 + 3103.4*X

Рис. 2.2. Динамика выручки от реализации продукции

Таким образом, полученное уравнение У = - 3034,1 + 3103,4*Хпригодно для практического использования, а прогноз выручки от реализации продукции на ближайший период, рассчитанный по полученному уравнению, верен.

 

Анализ сезонности

К сезонным колебаниям относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутри годичных изменений, т.е. явления, более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней. Любому рынку присущи сезонные колебания, только в одних отраслях они являются незначительными, т.е. оказывающими несущественное влияние работу предприятий, и значительными сильно влияющими на деятельность рынка в целом, и предприятий в частности (строительство, туристический бизнес и др.)

Сезонность спроса в нашем случае имеет довольно весомое значение, что оказывает негативное воздействие на экономические показатели деятельности организации. По имеющимся у нас данным составим таблицу, в которой отразим выручку от продаж продукции ООО «ДСК - Инвест» по месяцам, за 2006 и 2007 года, рассчитаем средневзвешенное значение выручки за месяц, а также отклонение от него, реальных значений.

Таблица 2.11

Выручка от продаж продукции ООО «ДСК - Инвест» по месяцам

Месяц Значение выручки, т.р. Отклонение от средневзвешенного значения, т.р.
2006 г. 2007 г.
Январь +3210,75 +6109,32
Февраль +2721,75 +5355,32
Март +386,75 +3645,32
Апрель -1543,25 -3208,68
Май -1732,25 -4349,68
Июнь -1842,25 -4408,68
Июль -1822,25 -4300,68
Август -1882,25 -4206,68
Сентябрь -1542,25 -3025,68
Октябрь -46,25 -827,68
Ноябрь +1369,75 +4073,32
Декабрь +2721,75 +5143,32
 
Средневзвешенное значение 2642,25 5510,58  

 

 
 

- цветом в таблице показаны значения максимального положительного отклонения от средневзвешенного значения.

- цветом максимального отрицательного отклонения от средневзвешенного значения

Индекс сезонности выручки ООО «ДСК - Инвест» за исследуемый период работы предприятия вычислим по формуле:

Yi

I s = --------- * 100 %

Y

2006 год:

Y= 31707/12 = 2642,25 тыс. руб.

2007 год:

Y= 66127/12 = 5510,58 тыс. руб.

Индекс сезонности выручки от продаж продукции ООО «ДСК - Инвест» по месяцам за 2006 год:

месяц:

январь Is=5853: 2642,25 *100%= 221,5%

февраль Is=5364: 2642,25 *100%= 203,0%

март Is=3029: 2642,25 *100%= 114,6%

апрель Is=1099: 2642,25 *100%= 41,6%

май Is=910: 2642,25 *100%= 34,4%

июнь Is=800: 2642,25 *100%= 30,3%

июль Is=820: 2642,25 *100%= 31,0%

август Is=760: 2642,25 *100%= 28,7%

сентябрь Is=1100: 2642,25 *100%= 41,6%

октябрь Is=2596: 2642,25 *100%= 98,2%

ноябрь Is=4012: 2642,25 *100%= 151,8%

декабрь Is=5364: 2642,25 *100%= 203,0%

Индекс сезонности выручки от продаж продукции ООО «ДСК - Инвест» по месяцам за 2007 год:

месяц:

январь Is=11620: 5510,58 *100%= 210,9%

февраль Is=10866: 5510,58 *100%= 197,2%

март Is=9156: 5510,58 *100%= 166,1%

апрель Is=2302: 5510,58 *100%= 41,8%

май Is=1161: 5510,58 *100%= 21,1%

июнь Is=1102: 5510,58 *100%= 20,0%

июль Is=1210: 5510,58 *100%= 22,0%

август Is= 1304: 5510,58 *100%= 23,7%

сентябрь Is=2485: 5510,58 *100%= 45,1%

октябрь Is= 4683: 5510,58 *100%= 85,0%

ноябрь Is=9584: 5510,58 *100%= 173,9%

декабрь Is=10654: 5510,58 *100%= 193,3%

Как видно из расчетных данных, с апреля по октябрь выручка от продаж ниже среднегодового уровня, а в остальных месяцах превышает его.

На основании таблицы 2.11 и рассчитанных индексов сезонности построим график зависимости выручки от реализации продукции и времени.

 

Рис. 2.3. График сезонности выручки ООО «ДСК - Инвест» по месяцам

Как видно из графика и таблицы, спрос действительно является сезонным. Пик спроса на продукцию предприятия, а значит и выручки от продаж, приходится на зимние месяцы, в частности на декабрь и январь, это может быть связано с новогодними и другими праздниками. Затем в феврале идёт небольшое снижение, но спрос по - прежнему остаётся высоким, после чего начинается довольно резкий спад в марте и апреле, и дальнейшая стабилизация спроса на низком уровне. Низкий уровень спроса в летнее время вызван началом так называемого дачного сезона, который плавно перетекает в сезон отпусков с июля по август и начало сентября. После чего, во второй половине сентября, как правило, начинается усиленный рост выручки от продаж, пока не достигает своего максимума в декабре-январе, после чего ситуация повторяется.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!