![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Разрыв с прошлым. Новое философское мировоззрение
Научно-исследовательская работа Дисциплина: Философия Тема: «Философия Фридриха Ницше.
Работу выполнил ученик 10 «А» Скецин Денис Преподаватель: Савельева М.П Г. Тольятти 2014г
План Списки литературы………………………………………………………………………..стр Введение……………………………………………………………………………………….стр 1. Возникновение философии Ницше……………………………………стр 2. Разрыв с прошлым. Новое философское мировоззрение…стр 3. «Сверхчеловек» в понимании философии Ницше………………стр 4. Тема морали и религии……………………………………………………….стр 5. Господство знати………………………………………………………………….стр 6. Сумасшествие Ницше. Последние годы жизни………………….стр 7. Заключение………………………………………………………………………….стр
Списки литературы: 1.Д. Галеви, «Жизнь Фридриха Ницше», Рига 1991 2.Ницше Ф. Сочинение в 2 т. М:Мысль,1990 3.Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 4. «Так говорил Заратустра». Лениздат.
Введение:
Говоря о философии в целом, можно сказать, что она является основополагающей системой взглядов на окружающий мир человека и на отношение человека к окружающему его миру. Она охватывает все сферы жизни человека и общества и является ее неотъемлемой частью. Этим она всегда будет актуальна. Истинно философские произведения созданы и призваны к осмыслению окружающей нас действительности, и к осмыслению бытия человека. Такой предмет, как философия, фактически существует в виде множества различных философских учений, противостоящих и дополняющих друг друга. В тех областях познания, для которых удается выработать ясную и работоспособную парадигму, есть возможность для выделения ее в некие дисциплины, дальнейшая конкретизация философии переходит к тому, что описывает ее различные отделы. В своей работе я попытаюсь познакомить Вас ближе с историей и трудами одного из ярых критиков христианской модели мира, приверженца континентальной философии, морального релятивиста, одной из самых противоречивых и одиозных фигур XlX века- Фридриха Ницше. И жизнь этой самой фигуры трудна и несчастна. По сей день одни называют Ницше-выразителем высшего промысла, другие – устами врага человечества.
Почему я взялся за написание данной роботы? Ибо я считаю, что философ, и философия в целом, является той основой, неким выразителем определенной модели мироустройства, определяющей или хотя бы вызывающей: как уже выяснилось-некие настроения в массах, и конкретизацию наболевших проблем, да и в общем ее поведение. Целью мой работы является знакомство Вас с историй жизни Ницше и выделение основных проблем, затрагиваемых его философией, в рамках его бессмертного произведения: «Так говорил Заратустра».
1.Возникновение философии Ницше. В момент, когда в западной философии происходит поворот от рационалистических философских систем, от Гегеля и Канта, утверждавших веру в торжество человеческого разума в возможности познания мира, в прогресс человечества и философских систем, возникает философия Ницше, ставшая естественным выражением этого поворота, отрицавшим все то христианское мироустройство, которое некогда вжилось в ума и сердца людей. Фридрих Ницше родился в глубоко религиозной семье протестантского священника. Это сыграло большую роль в становлении его личности. Во всяком случае, школьные товарищи называли юного Фридриха «маленьким пастором», потому что зачастую, в разговоре, он ссылался на те идеи, прописанные в «священном» писании или же упомянутые его отцом-лютеранином. Впоследствии его набожность и трепетное отношение к христианству и богу перешло на полнейшую неприязнь. Отец Ницше, Карл Людвиг, трагично умирает на глазах пятилетнего сына. Трагедия, пережитая маленьким мальчиком, находит отголоски в четырнадцати летнем возрасте, где юный Фридрих описывает с достоверной точностью все те пережитые впечатления и пишет о них в своем дневнике. На долгие годы дневник становиться лучшим слушателем, другом, или просто же чем-то одушевленным, знающим о Ницше все. Ницше работал в Базельском университете, где преподавал классическую филологию, после учебы в Боннском и Лейпцигском университетах. Однако все увеличивающиеся с детства головные боли заставили оставить преподавательскую деятельность. Знакомство через книгу Ницше с Шопенгауэром оказывает большое влияние на его философию, не говоря уже о музыке Рихарда Вагнера. Он с благоговейным трепетом относиться к трудам Артура Шопенгауэра, однако среди всех прочих выделяет книгу «Мир как воля и представление», где окружающая нас реальность является лишь объективизирующей волей, создающей мир для этического и эстетического самопознания. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Покоренный вышесказанным, Ницше перенимает этот принцип в своей философии и значительного его расширяет. Все более и более он пытается постичь античную культуру, в частности греческую, стремясь проследить многие закономерности культуры. По мнению Фридриха Ницше, только в культуре ««мировая воля» должна увидеть и постичь саму себя, произвести человека», да что уж там, породить самого гения.
Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Таким образом, по мнению Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности. Далее, его иррациональный подход ко всему, связанное с человечеством, все более усиливается. На свет выходят несколько его эссе, где он пишет про «людей, способствующих развитию его мышления», коими он считал Штрауса, Шопенгауэра, Рихарда Вагнера. В этих его критических эссе, он выступает в роли защитника немецкой культуры, который бичует не только немецкое филистерство, так же он негативно отзывается о реакции народа, сравнивая ее с опьянением после создания империи. Сомнения, испытанные Ницше, связаны с неуверенностью в «расцвет культуры», выцветавшей после победоносных войн и объединения Германии. В то время немецкая историческая наука становилась образцом в Европе, и переживала период подъема. Он пишет эссе на тему вреда и пользы истории в жизни человека, где резко выступил против преклонения перед историей, как слепой силой фактов. В прошлом он видел некое бремя, отягощающее память и не дающее жить настоящим. А между тем, считает, что прошлого нужно ровно столько, сколько требуется для свершения настоящего, и он пишет: «Лучшее что мы имеем от истории,- возбуждаемый ею энтузиазм» Разделяя историю на три типа: Первый- монументальный-тип откуда история выступает в роли источника великого и возвышенного и если великое уже существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно обязательно повториться. Ницше видел, что такой подход к истории несет некую опасность, а именно то, что забвению предаются даже целые эпохи, где вершиной является «разукрашенные» в нужном цвете факты. Следующий тип- «Антикварная» история, где все прошлое охраняется и почитается. Этот тип весьма консервативен, и он отвергает все новое и устремленное в будущее, где современность перестает одухотворять историю, антикварный род вырождается в слепую страсть к собиранию все больших и больших фактов, погребающих под собой настоящее. Остается только один тип- критический подход к истории, коим Ницше был приверженцем. Этот тип познания выносит все прошлое на суд времени и выносит ему приговор от имени самой жизни. Все виды познания истории имеют несомненное право на существование. В зависимости от обстоятельств целей и потребностей. Человечество в целом нуждается в известном знакомстве с каждым из этих типов. Однако, остаётся важным лишь то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало настоящее и будущее. Поэтому слабых людей история подавляет, «вынести» ее могут только лишь сильные личности. Во всем этом Фридрих Ницше видел, как пользу, так и вред истории для жизни. Разрыв с прошлым. Новое философское мировоззрение. «Человечество, слишком человеческое» - название, выпущенной в мае 1878 г. книги Ф.Ницше, где он публично и без особых церемоний порвал с прошлым мировоззрением и его ценностями: эллинизмом, христианством, и даже с его давними друзьями, а именно с Шопенгауэром и Вагнером. По одной из версий причиной тому стало знакомство с некому неизвестным философом и психологом Паулем Рэ. «Злой демон», впоследствии стали называть Рэ, именно дружба с ним сыграла ту значительную роль в театре старого мировоззрения Ницше, что смогла сломать его на кусочки и создала новое. Что нашел Ницше в Пауле Рэ? На мой взгляд, он нашел не вдохновителя, а единомышленника, которого ему, к сожалению, так не хватало. В следующие года издаются все новые и новые произведения, где было сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики- «нравственность нравов»
Зимой 1881-1882 г. Ницше написал "Веселую науку", выходившую позже
Эта идея глубоко поразила Ницше.
Ницше вслед за Дюрингом исходит из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: "Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы". Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается. 3. «Сверхчеловек» в понимании философии Ницше. «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком» Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра» Попытки создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, вылились в создание образ сверхчеловека, достигаемого в перспективе будущего. Воплощением идеала сверхчеловека по Ницше, стали такие исторические личности, как Александр Великий, Юлий Цезарь, Октавиан Август и Наполеон Бонапарт. Эта тема настолько завлекла Ницше, что он создал свое величайшее творения-, «книгу для всех и не для никого» - «Так говорил Заратустра». Стоит отметить, что этак книга стоит особняком в его творчестве, являясь трудно переводимой с немецкого, она наполнена необычной игрой слов, россыпью неологизмов. Эта книга требует не молчаливого чтения, а декламации. Это неповторимое произведение, аналог которого вряд ли сыщется в мировой литературе. Отметим, что имя Заратустра, не случайно выбрано Ницше. Это имя происходит от «Зороастр», имени порока-реформатора древнеиранской религии. Автор недвусмысленно дает понять читателю, что персонаж Заратустра, является реформатором, способным отменить те, отжившие себя истины христианского мировоззрения. Книга содержит необычайно большое кол-во пародий на Библию. Они требуются для того, чтобы показать человека, как бесформенную массу, материал, требующий талантливого ваятеля для облагораживания. Все существа до сих пор создавал что-нибудь выше себя, говорит Ницше. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище и мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, а именно мучительным позором или посмешищем. Однако, путь к становлению сверхчеловека предполагает разрушение всех прежних ценностей, представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей. Необходимо развенчать все прежне ценности, поскольку они противоречат самой жизни. По мнению Ф.Ницше, Христианство является моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического, оно стремиться разрушить сильных, сломить их дух, превратить их гордую уверенность в беспокойство.
«Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали» «Так говорил Заратустра» Разрушительная работа духа, начнется развенчиванием образа самого Бога. Бог оказался призраком, созданным человеческим страданием. Ницше говорит, что страданием и бессилием, созданы все моральные принципы христианского мироустройства. Существует множество заблуждений, связанных с пояснением образа сверхчеловека: Сверхчеловек-это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не генеральный секретарь. Это высочайший нравственный образ, олицетворяющий высшую степень духовного расцвета человека. Становление сверхчеловека долгий процесс величайших самоопределений. Он великое торжество духовной природы человека.
«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек» - такими словами заканчивается первая часть книги. Тема морали и религии.
«Мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения»
Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, ибо традиционная мораль, окружившая человека колючей проволокой запретов, могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, новой и истинно свободной. Мораль-враг естества, направлена на уничтожение инстинктов жизни и самой жизни, поэтому мораль противоестественна. В деятельности своей она осуждает жизнь, имея ввиду, прежде всего, христианскую мораль- «мораль рабов». Ницше выступает не просто с позиции ярого имморализма, но и антигуманизма, когда говорит «… именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрел ад, как инструмент самобичевания, то он сделался последним небом на земле».
В большинстве своем Ницше прав в критике морали христианства и присущей ей лицемерие и ханжество. На мой взгляд, он не прав лишь в одном, когда отбрасывает общечеловеческие нормы морали ценности: «Не убей», «Не укради», «Не лги».
«О, братья разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно подтолкнуть» «Так говорил Заратустра». Господство знати. Господство знати-одна из главных основ идеала Фридриха Ницше. Прежде всего требуется уяснить: что вкладывается в понятия «господство» и «знать». Господство-это не какая-либо политическая или юридическая управляющая сила, имеющая власть над людьми. Это господство духа, это власть, имеющая выдающиеся духовные качества, которыми, обладающая личность, одаривает ими других. Не зря он писал: «… Ужасов является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: «Все для меня»». В следствии этого становится понятно, что такое аристократия в учении Ницше. Она вовсе не равнозначна социальной власти над массами. Стоит заметить, что во всех его произведениях, слова «знать» и «чернь» всегда употребляются не как социально-политические, а как исключительно моральная категория, где попросту нету места для общественной иерархии.
![]() |